Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема задания. Ход выполнения задания. Контрольные вопросы. Условиях клиники; испь«м ж ££3 ™^™ И™ » ребенок, понимающий ипоинимя^ш -         рослый, так и




; I

I    г»               -

§ 36       задание 3. Методика установления объема

I        внимания

*

Тема задания

rgs; ™ к^гГоГтеТгустано№ «*««

Условиях клиники; испь«м ж £ £ 3 ™^™ И™ »
ребенок, понимающий и поинимя^ш -         рослый, так и

этом опыте).                принимающий цель своих действий в

Под объемом внимания понимается ™ ™„ торые могут быть отчетливо воеппии- К°ЛИЧество объектов, ко-мени. Этот показатель во м™гГС™ о" К°Р°ТКИЙ Пери°Д ^~ ляемого материала и его i^jZS^™™^ ПредЪЯВ" При неорганизованном материиoS 2? ' ЧаСТ°ТЫ символов). мента. При увеличении чис^^^пТМаиия Раве" 7+2 эле-рирование. Явление структурирования 1 Пр°ИСХ°Дит их струшу. дальностей - зрительно^хГ™ ХаракгеРН0 «" Разных мо-


 

Ход выполнения задания

Испытуемому на короткое время (1 с) предъявляются по очереди одна из восьми карточек с изображением от двух до десяти точек (рис. 28). Размер карточек — в четверть стандартного листа. Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. Таким образом, про­токолом являются 16 бланков, заполненных испытуемым.

Последовательность проб — случайная.

На воспроизведение каждой карточки с 2—5 точками дается 10 с, с 6-7 точками — 15 с, с 8-9 точками — 20 с.


Рис. 28. Карточки для исследования объема внимания.


Обработка результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмечен­ных точек на каждом бланке, на основании чего и делает вывод об объеме внимания испытуемого. При этом используются следующие нормативы установления уровня объема внимания (обозначение уров­ней дано римскими числами).

I — 3 точки на двух карточках;

II — 4 точки — то же;

III — 6 точек — то же;

IV — 9 точек — то же;

V — 10 точек — то же;

VI — 11 точек— то же;

VII — 13 точек— то же;

VIII — 15 точек— то же;

IX — 16 точек — то же.

Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания, III УН — о среднем, VIII и IX — о большом.

Контрольные вопросы

1. Какие факторы влияют на объем внимания?

2. Какие функциональные пробы можно использовать для исследова-j ния объема внимания на звуковые сигналы?

Задание 4. Исследование особенностей
§ 37              распределения внимания

(методика Т. Е. Рыбакова)

Тема задания

Отработка методики изучения свойств внимания, позволяющих человеку удерживать одновременно две (или более) цели своих действий.

Ход выполнения задания

Преподаватель устанавливает, с какой из методик — пробой Ры­бакова или тестом Бурдона — будут знакомиться студенты. Студенты в последующем сами выбирают, какая из этих двух методик может счи­таться более репрезентативной в тех или иных исследовательских це­лях или для анализа индивидуального случая (при обследовании кон­кретного человека).


Студент сам определяет, кто будет у него испытуемым. Предлага­емый материал методики позволяет проводить опыт как с другими студентами, так и с детьми. Возможны также опыты в условиях кли­ники.

Испытуемому предлагается бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 крестов). Инструкция требует считать вслух, не останав­ливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крес­тов в отдельности (рис. 29).

Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемо­му на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

Форма фиксации протокола — произвольная.

 

О + о + о о + о о + + о
о + +

о о +

+ о о о о

+

о о о

+ о о + о о + + +

о о о

+ о о + + +

о о

+
+ о + о

+ о о о +

о + о
о + + о

+ о о о +

о + о

Рис. 29. Бланк к методике Рыбакова.

i Обработка результатов

Согласно протоколу, студент (экспериментатор) сопоставляет количество остановок, количество ошибок и учитывает порядковый номер элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со сче­та. Наличие остановок и ошибок позволяет сделать заключение о труд­ности распределения внимания у испытуемого. Отсутствие таковых свидетельствует о хорошем распределении внимания у испытуемого.

При отработке задания группой можно построить сводную табли­цу результатов. Согласно представленным в ней данным можно про-ранжировать испытуемых по показателям остановок и ошибок или выделить уровни распределения внимания. Как по индивидуальным, так и по групповым данным следует обсудить возможные причины


         
 

 

 


трудностей распределения внимания (если они были выявлены в опытах).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...