Тема задания. Ход выполнения задания. Контрольные вопросы. Условиях клиники; испь«м ж ££3 ™^™ И™ » ребенок, понимающий ипоинимя^ш - рослый, так и
; I I г» - § 36 задание 3. Методика установления объема I внимания * Тема задания rgs; ™ к^гГоГтеТгустано№ «*«« Условиях клиники; испь«м ж £ £ 3 ™^™ И™ » этом опыте). принимающий цель своих действий в Под объемом внимания понимается ™ ™„ торые могут быть отчетливо воеппии- К°ЛИЧество объектов, ко-мени. Этот показатель во м™гГС™ о" К°Р°ТКИЙ Пери°Д ^~ ляемого материала и его i^jZS^™™^ ПредЪЯВ" При неорганизованном материиoS 2? ' ЧаСТ°ТЫ символов). мента. При увеличении чис^^^пТМаиия Раве" 7+2 эле-рирование. Явление структурирования 1 Пр°ИСХ°Дит их струшу. дальностей - зрительно^хГ™ ХаракгеРН0 «" Разных мо-
Ход выполнения задания Испытуемому на короткое время (1 с) предъявляются по очереди одна из восьми карточек с изображением от двух до десяти точек (рис. 28). Размер карточек — в четверть стандартного листа. Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. Таким образом, протоколом являются 16 бланков, заполненных испытуемым. Последовательность проб — случайная. На воспроизведение каждой карточки с 2—5 точками дается 10 с, с 6-7 точками — 15 с, с 8-9 точками — 20 с. Рис. 28. Карточки для исследования объема внимания. Обработка результатов Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке, на основании чего и делает вывод об объеме внимания испытуемого. При этом используются следующие нормативы установления уровня объема внимания (обозначение уровней дано римскими числами).
I — 3 точки на двух карточках; II — 4 точки — то же; III — 6 точек — то же; IV — 9 точек — то же; V — 10 точек — то же; VI — 11 точек— то же; VII — 13 точек— то же; VIII — 15 точек— то же; IX — 16 точек — то же. Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания, III — УН — о среднем, VIII и IX — о большом. Контрольные вопросы 1. Какие факторы влияют на объем внимания? 2. Какие функциональные пробы можно использовать для исследова-j ния объема внимания на звуковые сигналы? Задание 4. Исследование особенностей (методика Т. Е. Рыбакова) Тема задания Отработка методики изучения свойств внимания, позволяющих человеку удерживать одновременно две (или более) цели своих действий. Ход выполнения задания Преподаватель устанавливает, с какой из методик — пробой Рыбакова или тестом Бурдона — будут знакомиться студенты. Студенты в последующем сами выбирают, какая из этих двух методик может считаться более репрезентативной в тех или иных исследовательских целях или для анализа индивидуального случая (при обследовании конкретного человека). Студент сам определяет, кто будет у него испытуемым. Предлагаемый материал методики позволяет проводить опыт как с другими студентами, так и с детьми. Возможны также опыты в условиях клиники. Испытуемому предлагается бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 крестов). Инструкция требует считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности (рис. 29). Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Форма фиксации протокола — произвольная.
Рис. 29. Бланк к методике Рыбакова. i Обработка результатов Согласно протоколу, студент (экспериментатор) сопоставляет количество остановок, количество ошибок и учитывает порядковый номер элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета. Наличие остановок и ошибок позволяет сделать заключение о трудности распределения внимания у испытуемого. Отсутствие таковых свидетельствует о хорошем распределении внимания у испытуемого. При отработке задания группой можно построить сводную таблицу результатов. Согласно представленным в ней данным можно про-ранжировать испытуемых по показателям остановок и ошибок или выделить уровни распределения внимания. Как по индивидуальным, так и по групповым данным следует обсудить возможные причины
трудностей распределения внимания (если они были выявлены в опытах).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|