Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примечания (к Части II). Цд-------- 1—_^_m_^_mmm.m„—.--------------------- ___.---------------- _,_^__.,.гзМ. Тема задания




Примечания (к Части II)

1 Задание написано при участии А. А. Крымова.

2 Как известно, общая моторика различных частей тела (жесты, мими­
ка, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека и нередко
включается в качестве невербального средства в коммуникативные процес­
сы. Причем значимость такого средства в общении очень велика.

3 Р. Бейлз предлагал для обсуждения какую-либо сложную проблему
человеческих отношений. Все участники дискуссии получали предвари­
тельную информацию для обсуждения, но не знали, одинакова ли она у
всех. Решением являлось сообщение «администратору», по отношению к
которому они якобы являются подчиненными, совместного вывода —
решения проблемы.

4 На основе такой матрицы возможна интерпретация профиля инди­
вида с точки зрения его роли и места в группе, что не входит в цели
данного задания и предполагает предварительное прохождение курса со­
циальной психологии.

5 Этот вид обработки результатов в задании не используется, но при­
водится как стандартный способ оценки согласия наблюдателей.

6 В работах Дж. Аткинсона, специально исследовавшего влияния мо­
тива достижения
на целевую регуляцию поведения, была разработана
модель, включающая 6 переменных: величину предполагаемого успеха
или неудачи, субъективную вероятность успеха или неудачи, мотив дос­
тижения и мотив избегания неудачи. Тенденция выбора цели определен­
ной высоты определяется как силой мотива, так и когнитивным ожида­
нием. Лица с выраженной мотивацией достижения выбирают цели чуть
выше средних или средние по высоте, а субъекты с мотивом избежать
неудачу — либо слишком легкие, гарантирующие успех, либо слишком
высокие, трудность которых будет оправдывать неудачу.

7 То есть в соответствии с функцией полезности он предпочитает в
большей степени не обмануться относительно возможной потери, чем
относительно возможного приобретения [Козелецкий, 1979].

8 При инструкции опосредовать решения оценкой субъективного рис­
ка следует ожидать более выраженное влияние на результат индивидуаль­
ных различий, связанных с личностной склонностью субъектов к риску.

9 Можно вводить условие: в два раза большую сумму. Пропорция вы­
игрыша, как было показано в специальных сериях, облегчает принятие
инструкции, но не изменяет вида получаемых результатов.

10 В написании этой части текста методики участвовала Н. И. Евсикова.


 


300


 


ЧАСТЬ HI ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

Цд-------- 1—_^_m_^_mmm.. m„—. --------------------- ___. ---------------- _, _^__.,. гзМ

I " Щ

''И

л-itr.                  I

■ .

'I

Задание 1. Исследование работоспособности

»                   с помощью таблицы Е. Крепелина

ч

Тема задания

Методика была предложена Е. Крепелином в 1895 г. для исследова­ния работоспособности — упражняемое™ и утомляемости. В на­стоящее время методика «счет по Крепелину» используется шире: для изучения внимания (устойчивости, переключения), умствен­ной работоспособности, темпа деятельности.

Ход выполнения задания

i

Испытуемый производит сложение в столбцах, состоящих из двух цифр. Для проведения опыта необходим специальный бланк. Бланк, который получает испытуемый (см. Приложение), является также про­токолом опыта.

Инструкция испытуемому: «Ваша задача — складывать пары одно­значных цифр, напечатанных одна под другой, и под ними запи­сывать результаты сложения. Затем вы будете вычитать числа. Ра­ботайте быстро. Старайтесь не допускать ошибок». Испытуемых пре­дупреждают о том, что психолог будет делать свои пометки. Каждые 30 с или каждую минуту он делает пометку в том месте, где в это время остановился испытуемый.


 


Обработка результатов

Подсчитывается количество выполненных операций — сложений и вычитаний — и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. В результате с помощью графической интерпретации данных можно получить кривые работоспособности, которые отражают равномер­ность и темп выполнения задания, выявляют наличие истощаемости, врабатываемости, расстройств внимания. Методика позволяет полу­чить коэффициент работоспособности щ6) как отношение суммы правильно выполненных операций последних четырех строк (£, ) к сумме правильно выполненных операций первых четырех строк (5, ), т. е. АГра6 = S2/Sv Если отношение приближается к единице, то это озна­чает, что утомления практически не происходит.

При проведении исследования с помощью этой методики могут сказаться профессиональные навыки испытуемого. Так, счетные ра­ботники при исследовании с помощью таблиц Крепелина могут де­монстрировать результаты выше среднего уровня. Некоторые авторы указывают на роль личностных особенностей, свойств темперамента, влияющих на темп работоспособности. Это должно учитываться при проведении опыта. По первоначальному темпу работоспособности выводы делать нельзя. Этот темп следует сравнивать с темпом деятель­ности испытуемого в дальнейшем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...