Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

. Тема задания. Обработка результатов. Контрольные вопросы. Экспериментатор использует наглядный материал, подготовленный для данной методики, и в течение 10 с показывает испытуемому эта­лонную картинку, изображенную на рис




. Тема задания

Узнавание — наиболее простая и генетически ранняя форма вос­произведения материала при запоминании. Это опознание уже воспринятого объекта, известного по прошлому опыту. Узнавание предполагает наличие объекта, его повторное восприятие. Его ос­новой является сличение наличного восприятия со следами, хра­нящимися в памяти субъекта. Узнавание различается по степени определенности, четкости, полноты и произвольности. Для уста­новления эффективности запоминания используется произволь­ное узнавание.

Цель задания — знакомство с одной из простых функциональных проб, позволяющих выявить и описать особенности непосредствен­ного запоминания.

Ход выполнения задания

Экспериментатор использует наглядный материал, подготовленный для данной методики, и в течение 10 с показывает испытуемому эта­лонную картинку, изображенную на рис. 33, с инструкцией запомнить предъявленные фигуры (на рисунке даны 9 различных фигур). Затем испытуемому немедленно предъявляют рис. 34, где виденные им 9 фигур разбросаны среди других 25. На рис. 34 испытуемый должен найти и указать те фигуры, которые он видел в первом случае.

Если рисунок с 25 фигурами помещен на стандартный лист, то рисунок с 9 фигурами не должен существенно отличаться по разме­рам фигур (и соответственно займет только часть листа). Эти два листа экспериментатор держит до начала показа перевернутыми (во время инструктирования испытуемый их не видит).

Студент может выполнить два опыта — со своим коллегой и со школь­ником, чтобы получить дополнительные сведения об особенностях страте­гий воспроизведения визуального материала у лиц разного возраста.

Обработка результатов


где т число правильно узнанных фигур; и — число неправильно узнанных фигур. Наиболее оптимальный коэффициент узнавания ра-


Экспериментатор отмечает и подсчитывает число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уро­вень непосредственного запоминания как узнавания, подсчитывается коэффициент узнавания Е:


_

Рис. 33. Эталонные фигуры к методике «узнавание фигур».

Рис. 34. Контрольное поле к методике «узнавание фигур». 316


 


вен 1, поэтому чем ближе результаты конкретного испытуемого к еди­нице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания нагляд­ного материала.

Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала (например, буквенного, цифрового, словесного).

Контрольные вопросы

1. Различаются ли по степени продуктивности узнавание и собственно воспроизведение? Чем это объясняется?

2. Какие факторы влияют на эффективность узнавания?

Задание 7. Выделение закономерностей
3 ***             (методика Б. И. Пинского)

Тема задания

Обработка одной из методик, направленных на выявление уровня обобщения. Основной целью ее применения является изучение про­цессов установления закономерностей.

Ход выполнения задания

Экспериментальным материалом для этой функциональной пробы является набор черных (Ч) и белых (Б) брусков или черных и белых прямоугольников одинаковой величины (это модификация для плоско­стного изображения сравниваемых объектов). Испытуемому предлагают по очереди три экспериментальных задания возрастающей сложности. Он должен удлинить начатый экспериментатором «заборчик»:

I задание - ЧБ ЧБ ЧБ...

II задание - ЧББ ЧББ ЧББ...

III задание - ЧБ ЧББ ЧБББ...

Важно, что каждое из заданий предъявляется отдельно, и экспе­риментальный материал вновь выкладывается для следующего.

Методика была предназначена Б. И. Пинским для диагностики умственной отсталости (рис. 35). С целью знакомства с этим методи­ческим приемом можно использовать его, выбрав в качестве испыту­емого младшего школьника.

Студент выбирает способ фиксации данных. Первый: выкладыва­ние испытуемым последующих объектов (из заранее заготовленных экспериментатором запасных брусков или прямоугольников). Тогда протокол им ведется любым (произвольным) образом. Второй: запись самим испытуемым нужной последовательности букв.


 



Рис. 35. Материал к методике Пинского.

Обработка результатов

Анализируется достижение цели испытуемым — установление правильной последовательности — и возможность объяснения им раз­личий в заданиях. При анализе индивидуального случая обращается внимание, предшествует ли началу деятельности уяснение принципа выполнения задания, насколько стереотипен избранный испытуемым образ действия, как влияют на эту деятельность случайные побужде­ния (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились прямоугольники одного цвета).

Существенное значение имеет обнаруживаемая в функциональ­ной пробе тенденция переносить в готовом, неизменном виде про­шлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу. Она свидетель­ствует о попытках испытуемого подменить задачу обобщения репро­дуктивным типом стратегии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...