Контрольные вопросы. Ход выполнения задания. Обработка данных. о gg Задание 5.Методика изучения устойчивости . ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольные вопросы 1. Что такое распределение внимания? 2. Каким образом можно оценить распределение внимания? Какие показатели для этого используются? г ■ о gg Задание 5. Методика изучения устойчивости внимания Тема задания Исследуется устойчивость внимания на материале, получившем название корректурных проб, в которых испытуемый выполняет письменные действия. Длительное выполнение действий, предполагаемое этими пробами, позволяет отследить и описать динамику устойчивости внимания. Для определения устойчивости внимания применяются функциональные пробы, позволяющие проследить динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени. Распределение внимания исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий. Устойчивость — это длительность сосредоточения внимания на каком-то реальном или идеальном объекте. Концентрация внимания означает, что человек может сохранять сосредоточенность на объекте при наличии помех. Устойчивость и концентрация внимания являются показателями продуктивности и работоспособности человека, имеют большое значение при выполнении многих видов деятельности — учебной, трудовой. Для исследования устойчивости внимания у взрослых и детей, учащихся разных классов, проводятся опыты с разными корректурами (буквенная, цифровая и фигурная пробы). Репрезентативность той или иной пробы определяет психолог (студент или исследователь). Ход выполнения задания В инструкции экспериментатор предлагает испытуемому в бланке корректуры зачёркивать какой-либо знак, пропуская остальные. В отличие от задания № 3 в Части I «Предметного практикума» для данного более простого варианта используются цифровая и фигурная про-
бы. (Бланки даны в Приложении. Можно использовать также кольца Ландольта. ) Бланков должно быть несколько, так как заранее неизвестна продуктивность выполнения действий испытуемым. Экспериментатор говорит о предполагаемом времени работы и необходимости пройти как можно больше знаков, но не делать ошибок. По сигналу экспериментатора испытуемый начинает выполнять задание и через 5 мин его заканчивает. При обследовании школьников опыт можно повторить, варьируя корректуры — цифровую, а затем фигурную. При этом важно учитывать общее время участия испытуемого в опытах и возможность утомления.
Обработка данных В результате получают следующие данные: количество просмотренного материала, измеряемое либо в строках, либо в отдельных символах (цифрах, фигурах), количество пропущенных букв, количество неправильно зачеркнутых букв. По существу эти данные характеризуют меру производительности и меру точности работы испытуемого. На их основании выводится обобщенная оценка его работы. Показателем устойчивости внимания является количество просмотренных знаков в каждом виде корректуры в течение 5 мин и число допущенных ошибок. Динамика показателей может оцениваться по графику, который отобразит зависимость числа знаков или показателя точности за каждую минуту. Для количественной оценки устойчивости внимания подсчитыва- ' п-т ются следующие показатели: показатель точности А = ——, где п — число зачеркнутых элементов; т — число ошибок; показатель темпа работы Т = N/t, где N — число просмотренных знаков, / — время в минутах; коэффициент продуктивности работы К- А-Т. Коэффициент продуктивности является количественным показателем концентрации внимания. Контрольные вопросы
1. Что такое устойчивость и концентрация внимания? 2. Каким образом можно оценить устойчивость внимания?
' < г ('. 1 , ' " •< Г*1ЩУ> %. •№ -3M*
ПРИЛОЖЕНИЕ ■ Материал к методикам «корректурные пробы» Дата: _________________ Ф. И. ребенка: __________________ Дата: _____________________ Испытуемый: _----------------------
Рис. 30. Корректурная проба для детей. Рис. 31. Цифровой бланк к корректурной пробе. § 39 Задание 6. Методика «узнавание фигур»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|