Виды психологической коррекции
По характеру направленности выделяют симптоматическую и каузальную коррекцию. По содержанию различают коррекцию познавательной сферы, коррекцию личности, коррекцию аффективно-волевой сферы и т.д. По форме работы с клиентом рассматривают индивидуальную и групповую коррекцию. По характеру управления процессом коррекции – директивную и недирективную. По продолжительности выделяют сверхкороткую, короткую, длительную и сверхдлительную. По масштабу решаемых задач - общую, частную, специальную психокоррекцию [3, c.8-9]. Принципы психокоррекции К основным принципам психокоррекции относят: принцип единства диагностики и коррекции; принцип нормативности развития; принцип коррекции «сверху вниз», принцип коррекции «снизу вверх», принцип системности развития психической деятельности; деятельностный принцип [3;4]. Акимова М.К., Козлова В.Т. выделяют принцип коррекционности психодиагностических методик, т.е. необходимость использования в ходе коррекции таких диагностических методик, которые могут указывать перспективы и основные пути коррекции индивида, обследованного с их помощью [1]. Цели и задачи психокоррекции Выделяют три направления постановки коррекционных целей: оптимизация социальной ситуации развития; развитие видов деятельности; формирование возрастно-психологических новообразований. Методы психокоррекции Большинство методов психокоррекции можно объединить в четыре большие группы: 1) методы игротерапии; 2) методы арттерапии; 3) методы поведенческой терапии; 4) методы социальной терапии [2]. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия.
Требования к психологу подразделяют на три блока: требования к уровню теоретической подготовки; требования к уровню практической подготовки; требования к личности. Основные понятия: Психокоррекция, симпотоматическая и каузальная коррекция, директивная и недирективная коррекция, психотерапия. Литература: 1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей.- СПб: Питер,2006.- 240с. 2. Возрастно-психологичекий подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.- М.: Академия,2002.- 416с. 3. Осипова А.А. Общая психокорреция: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: ТЦ СФЕРА,2004.-512с. 4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ,2000.-208с.
Лекция 9. Методы коррекционной работы с детьми Особенности индивидуальной коррекции: показания к использованию, методы. При индивидуальной коррекции психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Она обеспечивает конфиденциальность и глубину воздействия, но мало эффективна при решении межличностных проблем. Показаниями к индивидуальной психокоррекции являются: 1) наличие внутриличностных проблем; 2) отказ клиента работать в группе; 3) необходимость постоянного наблюдения за клиентом; 4) сильная тревожность, заторможенность, неуверенность, страхи у клиента, низкий уровень развития его самосознания, утрата клиентом смысла жизни [3,с.268]. К методам индивидуальной коррекции относят убеждение и внушение. Характеристика групповых методов психокоррекционной работы При групповой коррекции психолог работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом. Спецификой групповой психокоррекции является использование групповой динамики.
Механизмами коррекционного воздействия являются: сообщение информации, внушение надежды, осознание универсальности страданий, альтруизм участников, развитие навыков межличностного общения, имитация, катарсис, групповая сплоченность и др. Коррекционные группы бывают разных видов: тренинговые, группы встреч, балинтовские, гештальт-группы, группы умений, телесно-ориентированные и др. Метод игротерапии В психологической практике сложилось два основных подхода к использовании игры - психоаналитический и гуманистический. Успешность игровой коррекции зависит от правильного оборудования игровой комнаты, подбора игр и игрушек, учета требований к составу группы (от 3 до 7 детей), уровня сформированности игровой деятельности детей. Показаниями к использованию групповой игровой коррекции являются: 1) трудности коммуникации; 2) социальный инфантилизм; 3) трудности произвольной регуляции; 4) нарушения поведения; 5) трудности эмоционального развития; 6) трудности личностного развития; 7) фобии [2, с.197]. Показания для индивидуальной формы игротерапии: 1) несформированность потребности в общении; 2) стрессовое состояние; 3) асоциальное поведение; 4) детская ревность; 5) ускоренное сексуальное развитие [2, с.197-198]. Методы арттерапии Арттерапия строится на следующих механизмах: символическом реконструировании, «отстранении», эмоциональной децентрации, катарсисе, присвоении личностных смыслов. Видами арттерапии являются: рисуночная, библиотерапия, драмотерапия, музыкотерапия и др. Показания для проведения арттерапии: 1) эмоциональная депривация; 2) трудности эмоционального развития; 3) повышенная тревожность, фобии; 4) межличностные конфликты; 6) дисгармоничная Я-концепция [2, с.211-212]. Использование рисунка возможно в следующих формах: 1) игры с изобразительным материалом; 2) упражнения на развитие восприятия, воображения и символической функции сознания; 3) предметно-тематическое, свободное и совместное рисование и др. Помимо рисования используют и другие виды изобразительной деятельности (лепка, конструирование и т.п.) Методы коррекции поведения К данной группе относят метод систематической сенсибилизации и тренинги.
Метод систематической сенсибилизации разработан Д.Вольпе для преодоления тревожности и фобий. Он состоит в постепенном уменьшении чувствительности к предметам, событиям и людям, вызывающим тревожность. Под социально-психологическим тренингом в широком смысле слова понимают практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы [3]. Общая цель CПТ - повышение компетентности в сфере общения. Элементы СПТ могут включаться в процесс психотерапии и психокоррекции, использоваться в обучении [1]. Сходства СПТ и психотерапии (по К.Фопелю): 1. Акцент делается на развитии личности и творческого потенциала, т.е. совпадают отдельные цели. 2. Сходство социокультурного фона участников. 3. Сходство психологических механизмов, действующих в группе. 4. Совпадение в техниках и правилах работы в группе. Различия между СПТ и психотерапией (по К.Фопелю): 1. В позиции ведущего. 2. В длительности работы группы. 3. Различия в протекании начальной и конечной стадии работы [4].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|