Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кросс-культурные исследования невербального поведения




Если бы вы собирались отправиться в другую стра­ну, встречать гостей из-за рубежа или просто хоте­ли бы изучить иностранный язык, что вы могли бы предпринять? Одна из вещей, о которых вы, веро­ятно, подумаете - это пойти в книжный магазин, найти отдел справочников или отдел иностранной литературы и поискать там что-нибудь среди учеб­ников, справочников и словарей по тому языку, который вас интересует. Имея в руках словарь или разговорник, вы сможете заглядывать туда, чтобы подобрать слова и фразы, пригодные для того, что вы хотите сказать. Когда другие люди обратятся к вам на этом языке, вы сможете посмотреть значе­ние тех слов, которые говорят, или попросить их найти в книжке слово или фразу и показать вам.

Разве не было бы замечательно, если бы такие словари существовали и для молчаливых, невер­бальных языков? Это могла бы быть книга или видеозапись, содержащая всевозможные виды не­вербального поведения, характерного для конкрет­ной культуры, и их переводы в нашу невербаль­ную систему. Видя определенное поведение или замечая определенное выражение во время обще­ния с человеком из другой культуры, мы могли бы заглянуть в справочник и найти там, что это может значить, вместо того чтобы пытаться интер­претировать поведение собеседника согласно не­явному словарю нашего собственного невербаль­ного языка.

Хотя никаких подобных «словарей» нет, суще­ствует значительное число исследований, посвя­щенных невербальному поведению и тому, как раз­личные культуры по-разному используют его. Эти исследования охватывают много тем и типов не­вербальной коммуникации, включая взгляд и ви­зуальное внимание, дистанцию между людьми при общении и проксемику, жесты, позы, невербальные голосовые характеристики, выражения лица, ис­пользование времени, одежду, прикосновения и даже запахи. Исследования во всех этих областях в изобилии дают нам информацию о сложности невербального поведения и важности его в обще­нии и взаимодействии людей.

В оставшейся части этой главы я остановлюсь на пяти конкретных темах: выражении лица, взгля­де и визуальном внимании, дистанции между людьми и проксемике, жестах и отдельно на про­чих видах невербального поведения. Я выбрал дан­ные темы по нескольким причинам. В первую оче­редь, по каждому из этих предметов имеется об­ширная база кросс-культурных исследований, информирующих нас о том, как культура влияет на эти стороны коммуникационного процесса. Кроме того, это те сферы, которые привлекают ос­новное внимание и интерес в случаях взаимодей­ствия людей между собой и имеют самое большое отношение к нашему пониманию и признанию культурных различий в стилях общения. Обзор ли­тературы должен дать вам представление о том, на­сколько всеобъемлюще воздействие культуры на эти важные аспекты общения.

ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА

Выражение лица, один из важнейших каналов не­вербального поведения, мы уже обсуждали в гла­ве 11, посвященной эмоциям. Как мы помним из этой главы, кросс-культурные исследования в изо­билии предоставляют нам доказательства того, что небольшой набор выражений лица, отражающих эмоции, является универсальным и распознается всеми, - все люди, независимо от расовой принад­лежности, культуры или пола, выражают гнев, пре­зрение, отвращение, страх, радость, печаль и удив­ление совершенно одинаковыми способами. Эти выражения лица, всегда несущие одно и то же зна­чение, наблюдаются у людей по всему миру и были зафиксированы также у приматов и людей, слепых от рождения.

Специфические правила выражения эмоций

Но, как мы говорили в той же главе, люди всех культур выучивают также специфические прави­ла, касающиеся управления выражением эмоций. Эти правила демонстрации представ­ляют собой неписаный свод указаний относитель­но того, как управлять выражением своих эмоций и модифицировать это выражение в зависимости от социальной обстановки.

В одном оригинальном эксперименте, позво­лившем документально зафиксировать существова­ние таких правил, ученые сравнивали выражения, появлявшиеся на лицах американских и японских участников в ответ на стрессовые стимулы. Находясь в одиночестве, и аме­риканские, и японские участники демонстрирова­ли совершенно одинаковые выражения лиц, что было зафиксировано при съемке скрытой камерой. Однако в измененных условиях, когда рядом при­сутствовал обладающий более высоким статусом руководитель эксперимента, поведение американ­цев и японцев существенно различалось. Если аме­риканцы, в целом, все так же открыто выражали негативные эмоции на своих лицах, то японцы по большей части маскировали негативные чувства улыбкой. Отсюда исследователи сделали вывод, что японцы руководствуются социальными законами, диктующими им скрывать негативные эмоции в присутствии лиц более высокого статуса.

Все люди, независимо от расовой принадлеж­ности, культуры или пола, выражают гнев, пре­зрение, отвращение, страх, радость, печаль и удивление совершенно одинаковыми способами. Эти выражения лица, всегда несущие одно и то же значение, наблюдаются у людей по всему миру и были зафиксированы также у приматов и лю­дей, слепых от рождения.

Другие функции выражений лица

Проявление эмоций - это не единственная функ­ция выражений лица. В действительности лицо при­нимает участие во всех формах невербального по­ведения, включая иллюстрацию речи (например, человек поднимает брови, когда говорит с повышен­ной интонацией, и опускает их, когда понижает го­лос), регулировку общения с помощью сигналов партнерам по взаимодействию о том, что вы закон­чили говорить, передачу эмблематической инфор­мации посредством ритуалов, приветствий и дру­гих видов поведения, несущих специфическое зна­чение, а также адаптацию к окружающей среде. Хотя концепция правил демонстрации изна­чально разработана в связи с управлением отобра­жением эмоций, разумно предположить, что мы выучиваем и правила, руководящие всеми нашими невербальными проявлениями. Точно так же как мы учим грамматические правила, помогающие нам организовать наш вербальный язык (например, до­бавлять соответствующее окончание для обозначе­ния множественного числа), мы выучиваем прави­ла невербальной демонстрации, организующим наше невербальное поведение.

ВЗГЛЯД И ВИЗУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Исследования приматов

Пытаясь понять возможные универсальные и спе­цифические для конкретных культур аспекты по­ведения, время от времени бывает полезно обра­титься к исследованиям приматов (например, шимпанзе или горилл). Если мы обнаружим у этих животных варианты поведения, похожие на неко­торые виды поведения людей, то сможем на этом основании задать себе вопрос, не имеет ли такое поведение эволюционных или биологических кор­ней. По меньшей мере, такие исследования способ­ны помочь нам получить более широкую перспек­тиву для рассмотрения природы нашего поведения и того, насколько сильно оно подвержено влиянию культуры.

Исследования приматов особенно интересны с точки зрения смысла взгляда и визуального вни­мания. Например, еще в начале 1960-х годов уче­ные обнаружили, что взаимный взгляд глаза в гла­за у животных, в особенности долгий пристальный взгляд, - это первичный компонент агрессивного поведения и демонстрации угрозы. Такая связь между пристальным взглядом и агрессией зафик­сирована у самцов павианов, горилл, различных видов макак и других обезьян.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...