Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура и невербальное поведение




Как мы видели в главе 13, культура также влияет на многие невербальные действия. Хотя кросс-культурные исследования показали, что мимиче­ские выражения гнева, презрения, отвращения, страха, счастья, печали и удивления являются пан-культурными, мы также знаем, что культуры раз­нятся в правилах проявления чувств, которые опре­деляют использование этих универсальных выра­жений. Кроме того, мы знаем, что существует множество культурных различий в жестах, взгля­де и визуальном внимании, межличностном про­странстве, позах тела, а также в голосовых инто­нациях и речевых характеристиках.

Исследования, представленные в главах 12 и 13 и подытоженные здесь, достаточно полно опи­сывают, как культура влияет на все аспекты коди­рования нами сообщений при коммуникации. Не­зависимо от того, происходит ли кодирование вербально, при помощи языка, или невербально, посредством выражения лица, жестов, позы или любых других невербальных параметров, на все процессы кодирования влияет культура. Это озна­чает, что культура во многом обусловливает то, как сообщение кодируется в сигналы и как именно сигналы посылаются кодирующим во время ком­муникации. Разумеется, точная коммуникация зависит от способности декодирующего расшифро­вать получаемые сигналы в терминах скрытого сообщения, которое кодирующий намеревался пе­редать. Эта способность, в свою очередь, зависит от того, насколько сведущ получатель сообщения в используемом процессе кодирования.

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ПРОЦЕССЫ ДЕКОДИРОВАНИЯ

Культура влияет на процесс декодирования не­сколькими способами. Как и в случае культурных правил декодирования, касающихся восприятия и интерпретации эмоций, обсуждавшихся в главе 11, мы с раннего детства усваиваем правила, которые помогают нам в дешифровке культурного кода, заложенного в речи и во всех остальных аспектах интеракции. Эти правила декодирования форми­руются совместно с правилами проявления эмоций или кодирования и являются естественной частью развития навыков коммуникации.

Культура влияет на процесс декодирования и другими путями. В качестве итога я хочу проком­ментировать три процесса из тех, которые обсуж­дались в предыдущих главах.

Этноцентризм и культурные фильтры

В главе 4 мы определили этноцентризм как тен­денцию рассматривать мир сквозь культурные фильтры. Эти этноцентрические фильтры пред­ставляют собой механизм, при помощи которого культура воздействует на коммуникацию.

По мере взросления мы усваиваем культур­ные правила адекватного коммуникативного ко­дирования вербального и невербального поведе­ния. Пока мы еще дети, эти правила постоянно подкрепляют родители, друзья, учителя и другие люди, приобщающие нас к культуре. Многие правила также пе­редаются и подкрепляются организациями и соци­альными институтами (как это происходит, когда мы изучаем язык в период школьного обучения). Когда мы становимся старше, то начинаем мень­ше нуждаться в напоминании об этих правилах, и их использование требует меньше сознательных усилий. Неизбежным результатом становятся уни­кальные культуро-специфические способы, каки­ми осуществляется коммуникация - вербальная и невербальная.

По мере взросления мы также научаемся тому, как воспринимать сигналы и интерпретировать со­общения - овладеваем культурными правилами адекватного декодирования. Поскольку мы разде­ляем набор правил кодирования и декодирования с представителями своей культуры, то у нас фор­мируется ряд ожиданий в отношении коммуника­ции. Эти правила и ожидания образуют основу «молчаливого» понимания, которое нет необходи­мости проговаривать всякий раз, когда мы, взрос­лые представители одной и той же культуры, об­щаемся друг с другом.

Правила декодирования, а также связанные с ними эмоции и ценностные суждения, форми­руют основу «фильтров», которыми мы пользу­емся, когда взираем на мир. Они становятся нормальной составляющей нашей психологиче­ской конституции благодаря тому способу, ка­ким нас приобщали к культуре.

Мы не только имеем определенные ожидания относительно процесса коммуникации, но и усваи­ваем эмоциональные реакции, связанные с этими ожиданиями. Эти реакции могут простираться от одобрения и удовольствия до оскорбления, враж­дебности и фрустрации. Наши эмоции, в свою оче­редь, тесно связаны с ценностными суждениями, которые мы часто делаем, не задумываясь над ними лишний раз. Эти суждения кажутся вполне есте­ственными, поскольку они укоренены в нашем вос­питании; они единственный вид суждений, которые мы научились делать. Эмоции и ценности служат в качестве указаний, помогающих нам формировать мнения относительно себя и других людей.

Тем самым правила декодирования, а также связанные с ними эмоции и ценностные суждения, формируют основу «фильтров», которыми мы пользуемся, когда взираем на мир. Все больше при­общаясь к культуре, мы добавляем к этим фильт­рам новые «слои». Эти фильтры подобны линзам, которые позволяют нам воспринимать мир в оп­ределенном ключе. Когда мы становимся взрослы­ми, то пользуемся теми же фильтрами, что и дру­гие представители нашей культурной группы. Они становятся частью нашего «Я» и составляющей на­шей психологической конституции благодаря тому способу, каким нас приобщали к культуре.

Культура и стереотипы

Как было определено в главе 4, стереотипы - это обобщения, касающиеся людей, в частности их ос­новополагающих психологических характеристик или личностных черт. Стереотипы являются неиз­бежным продуктом нормальных психологических процессов, включая избирательное внимание, оценку, формирование понятий и категоризацию, атрибуции, эмоцию и память. Стереотипы - это бесценные ментальные подспорья, помогающие нам организовывать информацию о мире. Как осо­бый вид категории, имеющей отношение к людям, они очень важны, поскольку позволяют нам взаи­модействовать с другими людьми в окружающем нас мире, и особенно значимы для коммуникации.

Стереотипы легко подкрепить, и они определя­ют наши ожидания. Мы можем избирательно на­правлять внимание на события, которые подтвер­ждают наши стереотипы, и игнорировать, пусть нео­сознанно, события и ситуации, которые ставят эти стереотипы под сомнение. Негативные атрибуции могут подкреплять негативные стереотипы. Даже когда мы воспринимаем события, противоречащие стереотипу, то можем убеждать себя, что стереотип правилен. Подобные «выбраковки» порой происхо­дят очень быстро, без особых сознательных усилий или мыслей с нашей стороны, и легко поддаются эмоции.

Все эти психологические процессы - вклю­чая избирательное внимание, атрибуцию и эмо­цию - являются частью нашей Я-концепции. Они подкрепляют культурные знания, которые мы ус­ваивали в течение долгих лет приобщения к куль­туре, и тем самым питают наше ощущение «Я». Следовательно, когда мы подтверждаем свои сте­реотипы, то подкрепляем свою Я-концепцию. Та­ким образом, стереотипы - это интегральная часть пакета психологических процессов и тесно связаны с нашими эмоциями, ценностями и стер­жневым «Я».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...