Урегулирование конфликта для индивидуалистов и коллективистов
Тинг-Туми предлагает советы по эффективному урегулированию конфликта отдельно для людей с индивидуалистическими и с коллективистскими тенденциями. Люди с индивидуалистическими культурными тенденциями, которым приходится разрешать конфликты в коллективистской культуре, должны помнить о важности «выражения лица» и его сохранении в коллективистской культуре; быть проактивными в разрешении низкоуровневых конфликтных ситуаций; не проявлять напористости; быть сенситивными к значимости спокойного, осмысленного наблюдения; практиковать навыки активного слушания, особенно по отношению к чувствам других людей; отказаться от модели немедленного разрешения проблем; выходить из конфликтных ситуаций, если другая сторона не желает их непосредственного разрешения. Люди с коллективистскими тенденциями, которые имеют дело с конфликтами в индивидуалистическом контексте, должны помнить об индивидуалистических допущениях в отношении разрешения проблем; фокусировать внимание на разрешении основных вопросов и открытом выражении свои чувств и мнений; держать себя уверенно во время конфликта; принимать индивидуальную ответственность за урегулирование конфликта; обеспечивать вербальную обратную связь; использовать прямые вербальные сообщения; стремиться к непосредственному разрешению проблемы с другим человеком. Одним словом, согласно Тинг-Туми, представителям и индивидуалистических и коллективистских культур необходимо помнить о когнитивных, аффективных и поведенческих предубеждениях и схемах, внутри которых они обычно функционируют, и о шорах, с которыми они часто вступают в коммуникацию и ситуации, связанные с конфликтом. Они должны быть открытыми для научения новым коммуникативным навыкам и создавать новые ментальные категории, чтобы установить более успешные межкультурные отношения.
Негативные эмоции в межкультурных контактах Одна из идей, которую вы, вероятно, вынесли из этой главы, такова: эффективная межкультурная коммуникация далеко не всегда дается нам легко. Конфликты и непонимание неизбежны, а наш обычный этноцентрический и стереотипный образ мышления часто ведет к негативным ценностным суждениям об этих различиях, конфликтах и недоразумениях. С такими суждениями часто бывают связаны негативные эмоции. Подобные реакции затрудняют использование более конструктивных методов интеракции; они мешают нам оценить различия и завязать отношения с людьми, которые на нас не похожи. Поскольку в межкультурной коммуникации конфликт неизбежен, крайне важно суметь проконтролировать свои негативные эмоциональные реакции. Тот, кто может контролировать свои эмоции, сумеет наладить конструктивный межкультурный процесс, открыв дверь более успешным межкультурным интеракциям. Тот, кто не способен это сделать, останется за закрытыми дверями. Следовательно, эмоции являются ключом к успешному межкультурному опыту. Негативные эмоции и регрессия Фактически, способность регулировать или контролировать свои эмоции является ключом к личностному росту. Многие из нас, кто имеет опыт общения с детьми, знают, что, несмотря на их часто проявляющийся альтруистический характер, когда случается что-то вызывающее у ребенка боль или раздражение, его мышление и мировоззрение возвращаются к более примитивной трактовке окружающего мира. Дети утрачивают способность совершать альтруистические поступки, поскольку оказываются запертыми в более инфантильном модусе функционирования. Этот концепт, известный как регрессия, не ограничивается детьми и подростками; взрослые также время от времени регрессируют. В подобных ситуациях люди уступают негативным чувствам, которые начинают управлять их поведением. Даже самые альтруистичные или критически мыслящие люди могут потерять способность думать или действовать конструктивно, когда их охватывают подобные негативные эмоции.
Регулирование негативных эмоций Сталкиваясь с культурными различиями и конфликтами в межкультурной коммуникации, люди, которые могут как-то контролировать свои негативные чувства - обуздывая их и не действуя под их непосредственным влиянием или не позволяя им направлять свои мысли, поступки или эмоции, - получат возможность участвовать в процессах, которые помогут им расширить свою оценку и атрибуцию причин подобных различий. Как только эмоции взяты под контроль, люди могут прибегнуть к критическому мышлению об истоках этих различий и выйти за рамки своей культурной схемы, чтобы рассмотреть причины, о которых они могли даже не подозревать. Если проявляется этот тип критического мышления, то человек получает возможность рассмотреть альтернативные гипотезы, касающиеся причин этих различий, и волен либо принять, либо отвергнуть их. Следовательно, регулирование или контролирование негативных эмоций является ключевой способностью, которая позволяет нам глубже вдумываться в нашу коммуникацию и стиль и участвовать в более конструктивном и открытом формировании новых ментальных категорий. Наличие наисложнейшей ментальной модели эффективной межкультурной коммуникации не поможет нам ни на йоту, если мы не сумеем справиться с негативными эмоциями, которые не могут не проявляться в межкультурных коммуникативных эпизодах - отбросив их в сторону на какое-то время, с тем чтобы можно было задействовать более конструктивные мыслительные процессы, предполагающие создание новых ментальных категорий посредством критического мышления. Регулирование эмоций - это ключ, который позволяет нам открыть дверь этим более прогрессивным комплексным процессам. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Коммуникация представляет собой содержательный и сложный процесс, который включает в себя многочисленные сообщения, посылаемые множеством способов. Культура оказывает всепроникающее влияние на кодирование и декодирование вербальных и невербальных сигналов. Из-за этого влияния в межкультурной коммуникации неизбежны конфликты и непонимание. Чтобы преодолеть эти препятствия, ученые предложили модель личностного роста, в фокусе которой находятся регулирование эмоций и вдумчивость. Индивиды, которые могут задействовать эти процессы, способны повысить свою межкультурную сенситивность, создавать новые ментальные категории, уважать культурные различия, быть открытыми для них и проявлять эмпатию по отношению к другим людям.
Исследователи межкультурной коммуникации добились значительного прогресса в выделении уникальных компонентов процесса межкультурной коммуникации. Однако предстоит сделать еще очень много. Например, многие исследования в этой области основаны на анкетных опросах, которые используют либо реальные, либо воображаемые ситуации в прошлом, что вызывает вопросы относительно их эквивалентности реальным жизненным ситуациям. Необходимы дальнейшие исследования, которые включали бы когнитивные способности, эмоции и поведение в фактические эпизоды межкультурной коммуникации, протекающие в реальном времени. Будущие исследования также должны учесть многие из идей, рассмотренных в этой главе («камни преткновения», межкультурная сенситивность, МКК, разрешение конфликта, регулирование эмоций), превратить их в содержательные и полезные программы вмешательства, а затем обобщить данные об их эффективности, которые показали бы, насколько они помогают улучшить межкультурную коммуникацию. Хотя подобные данные уже имеются, они носят в литературе более спорадический характер, чем результаты базовых исследований. Учитывая важность прикладных исследований вмешательства в этой области психологии, такие данные заслуживают в будущем большего внимания. Одним из дальнейших шагов в этой сфере исследований должно стать создание психометрически валидных тестов, которые предсказывали бы, насколько успешно поведут себя индивиды в межкультурной коммуникации и адаптации. Насколько я знаю, в настоящее время существуют только два подобных теста, один из которых разработан для коммерческих целей, а другой - для исследовательских Последний будет обсуждаться в главе 15 в связи с личностью и кросс-культурной адаптацией.
Наконец, я надеюсь, что информация, представленная в этой главе, позволила вам спокойно оценить, какого рода шоры и культурные сценарии вы используете, когда общаетесь и взаимодействуете с другими людьми, и подсказала вам, как перейти от этноцентрической основы интеракции к этнорелятивистской. ГЛОССАРИЙ Внутрикультурная коммуникация - коммуникация, которая осуществляется между людьми, происходящими из одной культурной среды. Высококонтекстная коммуникация - сообщение, в котором большая часть информации либо присутствует в физическом контексте, либо интернали-зована человеком. Декодирование - процесс, посредством которого человек принимает сигналы от кодирующего и преобразует эти сигналы в смысловые сообщения. Каналы - специфические сенсорные модальности, посредством которых посылаются сигналы и распознаются сообщения. Кодирование - процесс осознанного или неосознанного выбора определенной модальности и метода, посредством которого люди создают и посылают кому-то сообщение. Межкультурная коммуникация - обмен знаниями, идеями, мыслями, понятиями и эмоциями между выходцами из разных культурных сред. Межкультурная сенситивность - континуум развития этноцент-ризма и этнорелятивизма. Межкультурно-коммуникативная компетентность (МКК) - способность осуществлять эффективную коммуникацию в межкультурных контекстах. Низкоконтекстная коммуникация - сообщение, в котором основная масса информации заключена в эксплицитном коде. Сигналы - специфические слова и действия, которые произносятся и производятся при коммуникации. Сообщения - смысл, который кодирующие намерены передать, а декодирующие интерпретируют.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|