Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие исследования роли невербального поведения




Еще несколько практических кросс-культурных исследований подтверждают важную роль невер­бального поведения в жизни людей и возможно­сти практического применения знаний о культур­ных различиях в этой сфере.

Так, Мастере и Салливан исследовали реакцию зрителей на трех кан­дидатов в законодательное собрание Франции и обнаружили, что невербальная демонстрация гне­ва/угрозы вызывает у французских зрителей бо­лее позитивную реакцию, чем у американских, что говорит о значительных культурных различиях в лидерском стиле, принятом в этих странах.

Шнеллер продемонстрировал связанные с культурой отличия в невербальном по­ведении новых эмигрантов в Израиль из Эфиопии и рассмотрел их влияние на жизнь иммигрантов и трудности адаптации в новой культуре.

Галлоуэй собрал доказатель­ства важности понимания культурных различий в невербальном поведении при взаимодействии между учениками и преподавателями, утверждая, что раз невербальное поведение явно имеет прак­тическое значение для работников образования, то его следует рассматривать с мультикультурной точки зрения.

Ханна исследует различия в не­вербальном поведении белой и черной расовых групп и обсуждает воздействие этих различий на межкуль­турное общение с участием этих двух групп.

Обучение межкультурному общению

Исследования, демонстрирующие важность учета культурных различий в невербальном поведении, приводят нас к вопросу: способно ли формальное обучение интерпретации невербального поведения облегчить процесс межкультурного общения и по­мочь избежать нежелательных результатов? Ответ будет положительным. Хотя к сегодняшнему дню опубликовано еще очень немного исследований на данную тему, уже существующие предоставляют нам убедительные доказательства положительно­го воздействия подготовки в области невербаль­ных навыков.

Коллетт, например, обучал анг­лийских участников эксперимента проявлять больше визуального внимания при общении с людьми из арабских культур. Согласно сделанным позже оценкам, арабы предпочитали контактиро­вать с англичанами, прошедшими такую подготов­ку, хотя при этом другие англичане не могли опре­делить, кто из английских участников проходил подготовку, а кто - нет.

Гаррат и его коллеги обучали офицеров полиции демонстрировать структуру взгляда и визуального внимания, ранее выделенную как характерную для афроамериканцев. Затем полицейские использовали эту схему при интервьюировании студентов-афроамериканцев мужского пола. Все студенты, участвовавшие в эк­сперименте, однозначно оценивали подготовлен­ных офицеров лучше, чем неподготовленных.

Описанные нами исследования ясно дают по­нять, что культурные различия в невербальном по­ведении имеют существенное практическое значе­ние во всех областях нашей жизни. С расширением контактов между различными народами и различ­ными культурными группами эти различия неиз­бежно станут все чаще проявлять себя как дома, так и в рабочих или социальных ситуациях. Будущие кросс-культурные исследования должны не только продолжать фиксировать различия и их практиче­ские следствия в повседневной жизни, но и нахо­дить способы перебросить мосты через эти пропас­ти. Людей следует обучать, давая им информацию об источниках этих различий и выделяя факторы, которые могут способствовать успешному меж­культурному общению и совместной жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой главе мы обсуждали типы и функции невер­бального поведения, его роль в процессе общения, от­носительный вклад вербального и невербального поведения в процесс и содержание общения и кросс-культурные исследования, как по теоретическим, так и по практическим вопросам, связанным с невербаль­ным поведением. В обзоре литературы я сфокусиро­вал ваше внимание на нескольких примерах невер­бального поведения, куда входят выражение лица, взгляд и визуальное внимание, использование про­странства и дистанции, а также жесты. Я выбрал эти сферы из-за того, что по данным темам существует хорошая база кросс-культурных исследований, и из-за их важности в коммуникационном процессе. Од­нако мир невербального поведения намного шире, он так же сложен, разнообразен, как и наш вербальный язык. Вклад невербального поведения в общий ком­муникационный процесс сегодня общепризнанн в со­циальных науках. И, как мы видели, это поведение может иметь немаловажные практические послед­ствия.

Как мы помним из начала этой главы, невер­бальные коммуникации охватывают не только раз­нообразные виды невербального поведения, рас­сматривавшиеся выше, но также и неповеденче­ские формы коммуникаций: одежду, косметику, архитектуру и все прочие невербальные аспекты нашей жизни, которые могут содержать в себе определенный смысл и нести конкретные сообщения. Эти неповеденческие аспекты невербальной коммуникации также важны для понимания обще­го характера воздействия культуры на процесс об­щения. Будущие исследования должны обратить­ся к ним, чтобы дать нам более полную картину влияния культуры на общение между людьми.

Мы знаем, что невербальное поведение вносит свой вклад в грандиозный массив сообщений, по­лучаемых и распознаваемых в ходе коммуникаци­онного процесса, и это свойство является, по-ви­димому, общим для всех культур. Однако несмот­ря на исключительное значение невербального поведения, мы часто принимаем его как само со­бой разумеющееся. Хотя никто не обучает нас фор­мально, как,посылать и принимать невербальные сигналы и сообщения, мы к тому времени, когда становимся взрослыми, приобретаем такой навык, что делаем это бессознательно и автоматически.

Невербальное поведение - во многом такой же язык, как и любой другой. Вербальные языки от­личаются в разных культурах, то же касается и невербальных языков. Зная о различиях между вербальными языками, мы не сомневаемся в том, что надо пользоваться словарями и другими сред­ствами, способными помочь нам понять чужой вер­бальный язык. Но когда дело касается невербаль­ных языков, мы часто ошибочно полагаем, что си­стемы невербальной коммуникации одинаковы.

Понимание культурных различий в невербаль­ном поведении - это первый шаг к истинному пони­манию культурных различий в сфере общения. Изу­чать межкультурное общение только с точки зрения вербального языка - значит исключать из рассмот­рения очень важный процесс коммуникации. Неко­торые авторы даже утверждают, что изучение невербального пове­дения как микроповеденческой системы символов и сигналов, является инструментарием, позволяющим прийти к фундаментальному пониманию культуры как таковой.

Исследования, описанные в этой главе, не только высвечивают основные культурные разли­чия в значении и использовании невербального поведения, но и показывают их важность в прак­тических ситуациях и убеждают нас в возможно­сти разработки образовательных программ, помо­гающих людям лучше понимать невербальное по­ведение других, чтобы перекинуть мост через пропасть культурных различий. Тем не менее на­сущной задачей для тех из нас, кто изучает куль­туру и различия между культурами, остается при­знание той центральной роли, которую невербаль­ное поведение в коммуникационном процессе и дальнейшее изучение того, как культура влияет на наше невербальное поведение и интерпретацию нами невербального поведения других людей. Хотя эти процессы обычно протекают бессозна­тельно и автоматически, мы можем сознательно сделать их более гибкими и восприимчивыми к различным культурным системам.

ГЛОССАРИЙ

Адаптеры/манипуляторы - невербальное поведение, помогающее на­шему телу адаптироваться к окружающей среде.

Жесты - движения тела, обычно кис­тей рук, которые в целом отражают мысль или чув­ство.

Иллюстраторы - невербальное по­ведение, используемое для того, чтобы подчерк­нуть некоторые аспекты содержания слов, которые мы произносим.

Невербальное поведение - все виды поведения, кроме слов, имеющие место в ходе общения, включая выражение лица, жесты и движения кистей, рук и ног, позы, голосовые ха­рактеристики, такие как высота, скорость речи, ин­тонация и паузы, дистанция между людьми, при­косновения, взгляд и визуальное внимание.

Регуляторы - невербальное поведе­ние, с помощью которого мы регулируем поток речи во время общения.

Структура внимания - орга­низованная схема, диктующая, каким животным можно, а каким нельзя смотреть на других. Эти структуры, по-видимому, очень четко связаны с иерархией доминирования в сообществах живот­ных.

Эмблемы - невербальное поведение, само по себе несущее сообщение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...