Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Святой праведный Иоанн кронштадтский




 

Есть вопросы, кажущиеся простыми. От­веты на такие вопросы почти всегда оши­бочны. Например: «Зачем нужны священ­ники?» — «Ну, батенька, это просто. Крестить, хоронить, молебны служить».

Ответ неверный. В первую и главную оче­редь священник нужен для того, чтобы слу­жить Литургию. У многих возникнет вопрос: а что такое Литургия? Хорошо. Первый пра­вильный ответ рождает следующие правиль­ные вопросы.

 

* * *

 

В храме читают часы, в это время в алта­ре священник стоит перед жертвенником и приготавливает хлеб и вино для Бескровной Жертвы. Берет большую просфору и, держа в правой руке копие, трижды осеняет просфору знаком креста. На каждом крестном знамении говорит: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Если бы не Литургия, мир давно бы забыл о первом Пришествии Спасителя, и никто бы не был готов ко второму.

Помни Господа Иисуса Христа от семени Да­видова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему (2 Тим. 2, 8).

 

* * *

 

Священников на Руси были тысячи — мона­хи и бельцы, образованные и едва умевшие чи-

 

 

тать. Одни стали персонажами сказок, другие вошли в святцы. Но никто из них не служил Ли­тургию так, как служил ее отец Иван Сергиев, он же — праведный Иоанн Кронштадтский.

Этот человек, родившийся на холодном се­вере нашей страны, воспитанный бедными и набожными родителями, стал эталоном для всех священников до самого Судного дня.

По звуку камертона выстраиваются голо­са поющих. Слушая Баха и Моцарта, можно

понять, что такое музыка. Понять, кто такой священник, можно, глядя на Иоанна Крон­штадтского. По камертону его литургических возгласов стоит настраивать разноголосицу многолюдного священнического хора.

У него многому можно поучиться. Вернее, нет в священнической жизни такой грани, которая в жизни отца Иоанна не засияла бы, подобно бриллианту. Он был милостив к бед­ным; непримирим и строг в отношении без­божия и различных умственных шатаний; он помогал начать новую жизнь тысячам людей, опустившимся на самое дно. Сказать, что он молился горячо, — значит ничего не сказать. Он молился чудотворно, и когда он разговари­вал с Богом, то бытие Божие, присутствие Бога здесь и сейчас ощущались людьми как первая и главная реальность.

В те годы, когда отец Иоанн начал свое слу­жение, Русская Церковь осваивала новый, а вернее — хорошо забытый старый, вид дея­тельности — миссионерство. Вектор действия был направлен на восток, туда, где на огромных просторах империи жили многочисленные некрещеные народы. Волна миссионерской активности даже выплеснулась за пределы страны: в соседней Японии трудился Николай Касаткин, впоследствии названный равноапо­стольным.

Иоанн Сергиев хотел послужить делу пра­вославной миссии и вначале серьезно думал о проповеди в далеких краях. Но... Внима­тельный взгляд вокруг открыл ему картину странную и жуткую. Ничуть не меньше, чем язычники, в просвещении Христовым светом нуждались крещеные люди. Среди богатых и образованных — разврат и вольнодумство. Среди простого народа — невежество, пьян­ство, озлобленность. Чтобы спасать из адовых челюстей бесценные души, не нужно никуда

 

ехать. Поле для борьбы открывается на каж­дом шагу, в каждом селе или городе.

Отца Иоанна можно назвать Всероссий­ским батюшкой, но все же он в первую оче­редь — Кронштадтский. Это в низкие двери кронштадтских лачуг входил он после службы, неся в руках пакеты с едой или лекарства. На улицах этого приморского военного город­ка озябший бедняк мог нежданно-негаданно получить в подарок от молодого священника пальто или сапоги. Там отец Иоанн причащал умирающих, крестил детей, служил молебны, и там он начал ежедневно совершать Боже­ственную литургию.

Святые будут судить мир. Об этом говорит апостол Павел. Святые уже сегодня судят мир. Судят одним фактом своего существования. Людям было бы легче находить себе оправда­ние, если бы не было тех, кто преодолевает мирскую логику и живет Христовым умом. Люди, в сердцах которых нашел покой Иисус Христос, в исходном положении такие же, как и мы. Они из той же плоти и крови, они, буквально, тем же миром мазаны. Молились Тому же Богу, боролись с теми же страстями, читали ту же Книгу. Почему они светлы, как солнце, а мы нет — загадка. Может, святость подобна таланту, и сколько ни учи ребенка му­зыке, Моцартом ему не стать? Возможно. Отец Иоанн служил ту же Литургию, что мы, но нам не дано служить так, как он. Не дано. А может, не хотим?

Литература о кронштадтском батюшке огромна. Это и описание чудес, и различные воспоминания, и злобные прижизненные на­падки либеральной печати (святых любят не все). Есть и его дневник — «Моя жизнь во Христе». Со всем этим не то что стоит, а надо ознакомиться. Но каждый раз от разговоров о Доме трудолюбия, о путешествиях по России с непрестанными службами и частыми исце­лениями, о корзинах писем с просьбой помо­литься нужно возвращаться к разговору о глав­ном — о Литургии.

Между словом «Литургия» и жизнью отца Иоанна можно поставить знак равенства. Уже видя на горизонте грозовые тучи надвигающих­ся гонений, отец Иоанн показал всему миру, и особенно всему клиру, каким сокровищем мы обладаем и как им надо пользоваться.

«Иоанн» означает «Божия благодать». Это имя, ставшее у нас крестьянским и простона­родным, носил Предтеча. Им был украшен любимый ученик Господа. Так же звали само­го огненного и златословесного проповедника. В этом же ряду стоит и наш сородич — Иоанн Сергиев-Кронштадтский.

К святым обычно обращаются: «Моли Бога о нас...» К отцу Иоанну можно обращаться: «Научи нас понимать, любить и служить Бо­жественную литургию».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...