Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример обоснования методов исследования в курсовом проекте




Пример обоснования методов исследования в курсовом проекте

 

Обоснование способов оценки результативности проектов, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников, показателей успешности его реализации

 

 

Оценка результативности разработанного комплекса проектов, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников возможна на основе применения специально подобранных методов психолого-педагогической диагностики и диагностических методик.

Целью диагностической деятельности в процессе пробации является определение результативности разработанного комплекса проектов, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников. Подобранные методы диагностики соответствуют обозначенной цели и позволяют определить степень проявления ряда показателей, отражающих динамику развития / успешность формирования исследовательских умений, а следовательно , и результативность разработанного комплекса проектов, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников.

В процессе пробации предусмотрено комплексное применение разно-образных методов психолого-педагогической диагностики, которые позволят осуществить сбор разных типов данных об исследуемой характеристике (L, Q - данные).

«L-данные» - данные, полученные путём регистрации поведения чело-века в повседневной жизни и формализации оценок экспертов, которые наблюдают поведение испытуемых.

«Q –данные» - данные, полученные в процессе изучения личности с помощью личностных опросников, методов самооценок, самоотчётов, анкет, шкал самооценок состояний и т. д.

Необходимо собрать данные разных типов для того, чтобы облегчить и выполнить достоверную оценку развития исследовательских умений младших школьников.

Исследование обозначенных показателей возможна на основе приме-нения таких методов психолого-педагогической диагностики как: наблюдение, метод экспертной оценки.

Оценка результативности разработанного комплекса проектов, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников, будет проводиться с  использованием метода экспертных оценок.

Под методом экспертной оценки понимается количественные или порядковые оценки компетентными специалистами факторов, не поддающихся непосредственному измерению.

Экспертная оценка – это метод поиска и результат применения метода, полученный на основании использования персонального мнения эксперта или коллективного мнения группы экспертов.

Выделяют две группы экспертных оценок:

1) индивидуальные оценки (основываются на использовании мнения независимых друг от друга отдельных экспертов);

2) коллективные оценки (основываются на использовании только коллективного мнения экспертов). Совместное (коллективное) мнение, безусловно, обладает наибольшей точностью, по сравнению с индивидуальным мнением каждого отдельного специалиста. Этот метод применяется для получения количественных оценок и качественных характеристик и свойств.

Индивидуальный экспертный опрос. Это своего рода интервью или опрос в виде анализа экспертных оценок. Индивидуальный экспертный опрос подразумевает диалог между экспертом и заказчиком, в ходе которого заказчик ставит перед экспертом вопросы, ответы на которые очень существенны для достижения программных целей.

Под анализом экспертных оценок подразумевается, что эксперт заполняет индивидуально разработанный заказчиком формуляр, по результатам которого и производится всесторонний анализ проблемной ситуации, а также рассматриваются все возможные пути её решения. Эксперт выносит все свои соображения по данному вопросу в виде отдельного письменного документа.

Экспертные оценки применяются на любом этапе исследования: в определении цели и задачи самого исследования, в построении и проверке гипотез, при выявлении проблемных ситуаций, в ходе интерпретации каких-либо процессов, событий или фактов, для обоснования адекватности используемого инструментария, в процессе выработки рекомендаций и т. д.

Применение метода связано с соблюдением определённых правил.

Обращают внимание на 3 аспекта:

- выбор экспертов;

- процедура их работы;

- обработка результатов.

Этапы экспертного оценивания:

1) постановка цели экспертной оценки;

2) подготовка информационных материалов (в него включается процесс сбора всего необходимого: информационных материалов, бланков анкет, модератора процедуры и так далее);

3) отбор экспертов;

4) проведение самой экспертной оценки;

5) проведение полного анализа результатов (то есть обрабатываются экспертные оценки);

6) подготовка и составление отчёта по результатам экспертного оценивания;

7) постановка цели исследования.

Перед тем как начать экспертное исследование, очень важно чётко определить его цель (или проблему) и сформулировать соответствующий вопрос для экспертов.

Экспертные методы оценки применяют в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка решений не могут быть выполнены на основе точных расчётов.

- Цель: оценка результативности комплекса проектов, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников.

- Листы экспертной оценки комплекса проектов, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников (3 индивидуальных) (Приложение 3), 1 сводный лист по итогам экспертной оценки комплекса проектов, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников (Приложение 4).

- Отбор экспертов (должность, педагогический стаж, квалификационная категория, профессиональное образование, главные достижения в профессиональной деятельности, интерес к экспертной деятельности, наличие опыта экспертной деятельности).

- Проведение самой экспертной оценки (индивидуальной или коллективной).

- Проведение полного количественного и качественного анализа результатов (определение компетентности приглашённых экспертов, согласование экспертных мнений выбор 1 из правил: правило большинства, авторитета, средней оценки, делается сводная ведомость экспертной оценки).

Экспертная оценка будет осуществляться в очной, индивидуальной форме, что обеспечит выявление критериев оценки разработки – комплекса проектов, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников.

Для экспертной оценки комплекса проектов, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников, выбраны 3 эксперта:

- классный руководитель;

- заместитель директора;

- учитель начальных классов.

Основными показателями в листе экспертной оценки являются: … (указать). Оценка будет производиться по полярной шкале, где 2 балла это признак проявляется в полной мере, 1 балл признак проявляется частично, 0 баллов признак не проявляется, полученные результаты соотносятся со стандартной шкалой перевода средний балл в уровень.

По итогам заполнения индивидуальных листов экспертной оценки будет заполняться сводный лист (Приложение 4), и делаться вывод о согласованности оценок экспертов, значениях средней оценки по показателям карты, а также производиться анализ общего описательного вывода по итогам экспертной оценки.

Основные этапы обработки экспертных оценок:

1. Исходной информацией для обработки являются числовые данные, выражающие предпочтения экспертов, и содержательное обоснование этих предпочтений.

2. Целью обработки является получение обобщённых данных и новой информации, содержащейся в скрытой форме в экспертных оценках. На основе результатов обработки формируется решение проблемы. Наличие, как числовых данных, так и содержательных высказываний экспертов приводит к необходимости применения качественных и количественных методов обработки результатов группового экспертного оценивания.

Одним из наиболее ответственных этапов обработки собранной ин-формации является согласование экспертных мнений, что может быть сделано на основе одного из следующих правил:

- правило большинства — выбирается та оценка явления или то решение задачи, которых придерживается большинство экспертов (однако, на-до заметить, нередки ситуации, когда эксперты, дающие более достоверные оценки, оказываются в меньшинстве);

- правило авторитета — выбирается то решение, к которому склоняются самые авторитетные эксперты (в этом случае каждому эксперту должен быть приписан «вес», учитывающий его уровень компетентности);

- правило средней оценки — определяется либо простая, либо взвешенная средняя оценка мнений экспертов.

Достоинства метода экспертных оценок:

1. Синтез опыта и интуиции для получения нового знания;

2. Возможность получения количественных оценок в случаях, когда отсутствуют статистические сведения или показатель имеет качественную природу;

3. Быстрота получения результатов.

Несмотря на достоинства, метод экспертных оценок имеет и недостатки: одним из основных недостатков является то, что достоверность и надёжность исследования в первую очередь зависят от компетентности специалистов, участвующих в опросе. Нет никаких гарантий, что полученные оценки в действительности достоверны. Существующие способы определения достоверности экспертных оценок основаны на предположении, что в случае согласованности мнений экспертов достоверность оценок гарантируется. Также недостатками является трудоёмкость процедуры сбора информации и потребность в высококвалифицированных специалистах.

Оценка качества разработанного комплекса проектов, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников, проводится с помощью метода наблюдения.

Под наблюдением принято понимать целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие воспитательных явлений и процессов, направленное на вскрытие взаимосвязей и отношений в наблюдаемой действительности, которое имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства метода наблюдения:

1. Наблюдение позволяет одновременно охватить изменения, реакции нескольких объектов по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

2. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых объектов.

3. Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам.

4. Оперативность получения информации.

5. Относительная дешевизна метода.

6. Непосредственный охват и фиксация явления и ситуации.

Несмотря на все достоинства, метод наблюдения имеет и недостатки, их можно свести к двум группам: объективные (не зависящие от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностью, профессиональными особенностями наблюдателя).

К объективным недостаткам метода относятся:

1. Ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;

2. Сложность, а то и просто невозможность повторения наблюдений;

3. Высокая трудоёмкость метода (большие временные затраты, участие большого количества исследователей высокой квалификации).

К субъективным недостаткам следует отнести следующие:

1. Различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д.;

2. Установки наблюдателя и наблюдаемых сказываются на качестве информации, так как если наблюдаемые знают, что являются объектом наблюдения, то характер их действий может искусственно меняться из желания подстраиваться под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю;

3. Настроение наблюдателя, его сосредоточенность, умение целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию.

Оценка динамики развития исследовательских умений младших школьников возможна на основе достоверной, надёжной и валидной диагностической методики.

Методика 1 «Карта наблюдения за проявлением исследовательских умений ребёнка во внеурочной деятельности» (Приложение 1).

Целью методики является наблюдение за исследовательскими умениями детей во внеурочной деятельности с последующей оценкой уровня их сформированности.

Карта наблюдения, направленная на оценку развития исследовательских умений, основана на работах советского и российского психолога и педагога, специалиста в психологии исследовательского обучения Александра Ильича Савенкова, который выделяет свои показатели, свидетельствующие об успешности реализации разработанного комплекса проектов, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников. К их числу отнесены:

- организационно - практические умения - умение планировать работу; задавать вопросы и отвечать на них; преобразовывать полученные данные; выдвигать предположения; умения, связанные с применением общелогических приёмов; умение использовать различные формы представления результатов исследования);

и поисковые умения - умение выбрать тему исследования; увидеть проблему и поставить цель исследования; умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение выбирать и применять доступные методы исследования; устанавливать причинно-следственные связи; умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- информационные умения - умение находить источники информации, пользоваться ими; внимательно слушать выступающего; работать с определениями, понятиями, терминами; понимать и интерпретировать любой текст; фиксировать информацию в виде символов, условных знаков; формулировать выводы; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у педагога;

- оценочные умения - умение оценить свою работу, определить ее достоинства и недостатки; оценить работу, представленную другим исследователем; формулировать оценочные суждения, рекомендации, отзывы; обосновывать свою оценку.

Карта наблюдения основывается на следующих показателях: умение планировать; умение видеть проблему; умение преобразовывать информацию; умение ставить цель; умение задавать вопросы и отвечать на них; умение выдвигать гипотезы; умение работать с определениями, терминами, понятиями; умение формулировать выводы; умение оценивать свою работу, определять её достоинства и недостатки; умение находить источники информации, пользоваться ими; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение формулировать оценочные суждения, обосновывать свою оценку.

Наблюдение осуществляется 1 раз и после него проводится подсчёт баллов и обучающимся выставляется уровень развития исследовательских умений (недопустимый, низкий, средний, высокий). Фиксация результатов происходит через систему категорий и шкал (система интервалов), то есть 2 балла – показатель проявляется в полной мере, 1 балл – показатель проявляется, но не в полной мере, 0 баллов – показатель не проявляется.

Сопоставление данных, полученных об изучаемой характеристике уровня развития исследовательских умений младших школьников на основе применения разных диагностических методик, позволит проверить надёжность результатов диагностической деятельности.

В процессе пробации предусмотрен 1 диагностический замер. Диагностический замер будет проводиться на начало преддипломной практики в апреле во внеурочной деятельности. Контрольная и экспериментальная группа не подразумевается.

Для проведения диагностических замеров понадобятся карты наблюдений, задания, чтобы наблюдать за респондентами, когда они его выполняют.

Наблюдать за обучающимися и фиксировать результаты необходимо так, чтобы они это не заметили и не поняли, так как своё поведение они начнут проявлять по-другому.

При организации диагностической деятельности необходимо соблюдать следующие принципы:

- принцип объективности, означающий стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому;

- принцип целостности, предполагающий рассмотрение объекта как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов; при этом система методов должна раскрывать в единстве все определяющие стороны изучаемого феномена;

- принцип персонализации, требующий от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать, как негативные без анализа динамических тенденций становления;

- принцип компетентности, означающий принятие диагностом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

Таким образом, оценка результативности разработанного комплекса проектов, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников возможно осуществить на основе методов наблюдения и экспертных оценок.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...