Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример обоснования методов исследования в курсовой работе




Пример обоснования методов исследования в курсовой работе

 

2. 2 Способы оценки результатов и процесса развития инициативности детей дошкольного возраста посредством технологии «Сегодня и ежедневно»

Современное образование в ДОО невозможно представить без педагогической диагностики контроля и оценки сформированности уровня развития тех или иных умений, в частности, инициативности детей дошкольного возраста.

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.

Оценка результативности технологии «Сегодня и ежедневно» как средства развития инициативности дошкольников возможна на основе применения специально подобранных методов психолого-педагогической диагностики и диагностических методик. Их выбор осуществлялся в соответствии с целью исследовательской работы - на основе анализа нормативных документов психолого-педагогической и методической литературы обосновать возможности применения технология «Сегодня и ежедневно» как средства развития инициативности детей дошкольного возраста, спланировать опытно-поисковую деятельность инициативности детей дошкольного возраста.

Целью диагностической деятельности в процессе опытно-поисковой работы является  результативности использования технологии «Сегодня и ежедневно» как средства развития инициативности дошкольников.

В процессе опытно-поисковой деятельности предусмотрено комплексное применение разнообразных методов психолого-педагогической диагностики, для сбора достоверной информации об изучаемом явлении, будут применяться диагностические методы и методики, позволяющие осуществлять сбор различных типов данных: L-данные; Q-данные.

L-данные – это данные полученные путем регистрации каких-либо психологических явлений в реальной жизни (наблюдение).

Q-данные – данные, полученные в процессе изучения личности с помощью личностных опросников, методов самооценок, самоотчетов, анкет, шкал самооценок состояний и т. д.

Подобранные методы диагностики соответствуют обозначенной цели и позволяют определить степень проявления ряда показателей, отражающих успешность развития инициативности детей дошкольного возраста, а следовательно, и результативность технологии «Сегодня и ежедневно».

Учитывая то, что разнообразные методы педагогической диагностики имеют как свои достоинства, так и недостатки, планируется их применение в комплексе. Это будет способствовать получению качественных результатов, надежных данных, на основе которых можно делать вывод о степени развития инициативности.

Диагностика обозначенных показателей возможна на основе применения таких методов диагностики, как: метод наблюдения (L-данные); беседа и анкетирование (Q-данные).

Под наблюдением принято понимать метод диагностики, предполагающий целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие процесса с целью выявления существенных связей и закономерностей. Выделяют следующие достоинства данного метода: непосредственно отражает действительность; максимально приближает исследователя к естественному ходу педагогического процесса; дает возможность наблюдать явления в те моменты, когда они появляются и видеть ту среду, в которой они существуют; стимулирует исследователя на поиск, на более глубокое и творческое мышление.

Но также у этого метода есть ряд недостатков: наблюдение не обеспечивает возможность предвидеть, когда в исследуемом явлении проявляется нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы; некоторые явления и ситуации недоступны наблюдению; полученный материал с трудом поддается статистической обработке; излишняя идентификация наблюдателя за средой; требует значительных усилий, терпения и большой затраты времени; все записи необходимо сразу же обрабатывать.

Метод беседы - это получение информации, основанное на вербальной коммуникации исследователя и респондента, на прямом социальном взаимодействии, что определяет большие возможности этого метода.

Можно выделить следующие достоинства метода беседы: исследователь не просто получает информацию, но и, учитывая реакцию отвечающего, может в соответствии с ней направить беседу в нужное русло; личный контакт помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию; гибкость этого метода обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует углубленному пониманию всего контекста, а также мотивов отдельных ответов респондентов; возможность задавать вопросы в правильной последовательности. Но также выделяют и ряд недостатков метода беседы: требует большое количество времени; при отсутствии техники влияния на собеседника, есть вероятность «закрытия» собеседника; необходимо обладать соответствующими навыками проведения результативной беседы.

Анкетирование - это психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

Выделяют следующие преимущества анкетирования: большой содержательный спектр информации; возможность целенаправленной (тематически) ориентации; большая концентрация материала; сочетаемость с другими методами (наблюдение, интервью); возможность сравнительного анализа и перепроверки данных; возможность вторичного анализа.

Но также выделяют и такие недостатки, как: субъективированная информация; влияние факторов памяти и знаний; трудоемкость раздачи и сбора; возможная неискренность респондентов; проблема интерпретации вопросов респондентами; проблема интерпретации ответов исследователем; возможная недостаточная мотивация «соучастия» в анкетировании со стороны респондентов; относительная слабость контроля при заочном анкетировании; чрезмерная увлеченность методом без учета ситуации.

Для оценки динамики развития инициативности детей дошкольного возраста был подобран диагностический инструментарий (см. Таблицу 1)

Таблица 1 - Диагностические методики по выявлению инициативности старших дошкольников

Название, автор Метод, данные, источник диагностической информации Источник диагностической информации Цель Условия проведения Замер
Карта проявлений инициативности у дошкольников (А. М. Щетинина)   Наблюдение L-данные   Воспитатель определение уровня развития инициативности у ребенка   Педагог проводит многократные наблюдения за поведением и деятельностью ребенка в различных видах деятельности 1 и 2
Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» (Немов Р. С. ) Наблюдение Беседа Q- данные   Ребенок выявление развития познавательных интересов и инициативы Педагог читает ребенку незнакомую сказку и на кульминационном моменте прекращает чтение. При отсутствии заинтересованности в продолжении сказки задается вопрос о желании ребенка что-либо спросить. 1 и 2
Анкета для родителей «Инициативный ли у вас ребенок? » Анкетирование Q- данные   Родители выявление инициативности детей дошкольного возраста Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты 1 и 2

Остановимся на более подробной характеристике диагностического инструментария для опытно-поисковой работы.

Оценка динамики развития инициативности детей дошкольного возраста возможна на основе достоверных, надежных и валидных диагностических методик:

1. Карта проявлений инициативности у дошкольников

Автор: А. М. Щетинина

Цель: определение уровня развития инициативности у ребенка

Инструкция: педагог проводит многократные наблюдения за поведением и деятельностью ребенка в различных видах деятельности. Карта проявления инициативности заполняется после целенаправленно проведенных многократных наблюдений за ребенком. Если ребенок часто обнаруживает указанную форму поведения, то в соответствующую графу ставится 4 балла; иногда - 2 балла; никогда - 0 баллов.

Обработка и интерпретация результатов: сложив сумму полученных ребенком баллов, можно считать развитие у него инициативности достаточно высоким, если получилось в сумме от 23 до 44 баллов; средним - от 11 до 22 баллов; низким - от 0 до 10 баллов (см. Приложение 1)

2. Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Автор: Немов Р. С.

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы.

Наблюдая за проявлением у ребенка интереса к чтению сказки, инициативы в продолжении чтения, педагог сможет сделать вывод об уровне сформированности познавательных интересов и инициативы дошкольника. Педагог читает ребенку незнакомую сказку и на кульминационном моменте прекращает чтение. При отсутствии заинтересованности в продолжении сказки задается вопрос о желании ребенка что-либо спросить.

Инструкция: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Выдерживается пауза. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, задается вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить? ».

Критерии оценивания:

- интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки;

- адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни оценивания:

- низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов;

- средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;

- высокий уровень: ребенок проявляет выраженной интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

3. Анкета для родителей «Инициативный ли у вас ребенок? »

Цель: выявление уровня развития инициативности детей дошкольного возраста

Далее проводится анкетирование родителей (см. Приложение 5). Вопросы анкеты направлены на выявление степени развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста. Результаты анкет подвергаются качественной обработке и описанию, используются как вспомогательный материал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...