«Не мог перебраться», «рядом с берегом», «согласились перевезти», «плыли медленно», «откуда ни возьмись», «забыли про зайчика», «добрался до берега», «весь мокрый».
___________________________________________
7. Методическая разработка к проведению занятий по пересказу сказки «Как коза избушку построила» в обработке М. А. Булатова (I период второго года обучения).
Ц е л ь: обучение детей связному последовательному пересказу текста литературного произведения.
Основные задачи:
1. Формирование у детей активного зрительного и слухового контроля за составлением пересказа, за последовательностью и полнотой передачи содержания. 2. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. 3. Формирование фразовой речи: развитие навыков составления фразовых высказываний различной структуры. 4. Развитие диалогической формы речи, умения передавать диалог действующих лиц. 5. Формирование у детей грамматических обобщений и усвоение нормативного использования средств языка. 6. Активизация и обогащение словарного запаса. О б о р у д о в а н и е: набор предметных картинок с изображением деревни и сарая, различных деревьев, избушки козы; карточки с изображениями плодов и листьев деревьев (используются в процессе разбора содержания); «иллюстративное панно» ‒ картина (60 х 80 см), на которой на фоне деревни и леса изображены объекты, относящиеся к отдельным эпизодам сказки ( дом, сарай, деревья ‒ яблоня, ель, дуб, осина, береза); штатив для размещения «иллюстративного панно»; картинки с изображением персонажей сказки или плоскостные фигурки (размером 6 х 9 см), укрепляемые на панно с помощью прижимной резинки; демонстрационная доска или магнитограф для размещения картинок‒ иллюстраций; магнитофон. Примечание: обучение пересказу на материале сказки проводится логопедом на двух занятиях. Логопедическим занятиям предшествует подготовительная работа, проводимая воспитателем. В ходе беседы на тему «Де- ревья нашего леса» воспитатель уточняет и актуализирует в речи детей соответствующие представления и понятия. В подготовительную работу входит также проведение экскурсии соответствующей тематики.
ХОД ЗАНЯТИЙ
З а н я т и е I
I. Организационная часть. Объяснение цели занятия. Активизация лексического материала: по предъявляемым картинкам дети вспоминают названия деревьев, перечисляют их основные признаки. Повторяются общиеструктурные части деревьев ( ствол, ветви, листья, плоды ). По вопросам педагога дети называют отличительные признаки отдельных деревьев (например, хвоя вместо листьев у ели; цвет коры у березы; ширина ствола у дуба и осины; сезонные изменения лиственного покрова и др. ). II. Чтение текста. Текст сказки предварительно делится на 8 логически законченных фрагментов, которые интонационно выделяются при чтении. Интонационно выделяются также образные выражения и некоторые специфические сказочные обороты. Повторное чтение проводится с использованием приема дополнения детьми отдельных предложений текста. III. Разбор содержания сказки по вопросам педагога.
Предлагаемые вопросы:
1. О ком говорится в этой сказке? 2. Кто была хозяйка козы? (Начало фразы‒ ответа может даваться педагогом: Хозяйка козы была ... ). 3. Почему ее звали старуха‒ говоруха? 4. Как жилось козе с козлятами у старухи‒ говорухи? (После краткого ответа ребенка педагог дает образец построения развернутой фразы‒ ответа: « Козе с козлятами у старухи жилось плохо»). 5. Что решила сделать коза?
6. Под каким деревом сначала хотела построить коза избушку? 7. А потом под каким деревом она хотела построить избушку? 8. К какому дереву затем подошла коза? 9. Под каким деревом построила коза свою избушку? 10. Почему коза не построила избушку под яблоней? (Образец ответа, даваемый педагогом: Потому что яблоки могут упасть / упадут/ на козлят и ушибут их. ) 11. Почему коза не построила избушку под елкой / дубом, осиной /? Первоначально дети дают краткие ответы, упражняясь в правильном употреблении словоформ ( «под яблоней», «под дубом», «к осине» и др. ). При ответе на вопрос ребенок выбирает из набора расположенных перед ним картинок нужную и размещает ее на штативе. Затем составляет фразу‒ ответ, используя начало фразы, предлагаемое педагогом: ‒ Сначала коза... (хотела построить избушку под яблоней). Ребенок заканчивает данную фразу, а затем воспроизводит ее полностью. IV. Лексический разбор текста. Проводится в форме игры‒ упражнения « Кто лучше запомнил? » (Можно использовать фишки того или иного цвета, обозначающие правильные ответы детей. Выигрывает тот, у кого будет больше правильных ответов. ) Примерные вопросы:
1. Кто жил у старухи‒ говорухи? 2. Что делала старуха все утро и после обеда? 3. Где была в это время коза с козлятами? 4. Что сказала однажды коза своим козлятам? 5. Что стали делать коза и козлята, когда они прибежали в лес? 6. Что спросила коза у яблони? / у елки, у дуба, у осины? 7. Что ответила козе яблоня / елка, дуб? 8. Что сделала осина? Что она ответила козе? 9. Что спросила коза у березы? 10. Что ответила ей береза? Примечание. В ходе лексического разбора используются отдельные опорные картинки с изображением сарая, плодов деревьев, листьев осины и др. З а н я т и е 2
I. Организационная часть. Постановка цели занятия. II. Игра‒ упражнение «Что у чего? ». (Упражнение направлено на активизацию внимания, зрительного восприятия, подготовку детей к последующей работе над пересказом. ) Детям предъявляются картинки с изображением листьев, плодов различных деревьев и дается задание определить, какому дереву они принадлежат. Один из детей иллюстрирует ответы своих товарищей, размещая на магнитографе изображение дерева рядом с соответствующими изображениями листьев или плодов. Нужную картинку ребенок выбирает из набора картинок с изображениями различных деревьев. *
III. Краткий разбор предметного содержания картины‒ панно. Один‒ два ребенка поочередно показывают и называют изображенные на картине объекты. IV. Повторное чтение сказки педагогом с одновременным иллюстрированием текста передвижением фигурок персонажей на панно (или указанием на детали картины). V. Самостоятельное составление детьми пересказа текста по последовательным фрагментам (с опорой на картину). Рекомендуемая форма работы: один ребенок рассказывает, другой иллюстрирует. Каждый ребенок составляет пересказ 1‒ 2‒ х фрагментов текста. Предусматривается также составление пересказа нескольких фрагментов текста с предварительным планированием последовательности событий на иллюстративном панно (с помощью плоскостных фигурок персонажей). Возможен и вариант составления ребенком пересказа нескольких фрагментов с одновременным иллюстрированием своего рассказа. С поочередным участием нескольких детей составляется пересказ всего текста. Примечание. Выполнение указанных заданий способствует развитию ориентировки в пространственной компоновке элементов наглядного содержания и формированию пространственных представлений. VI. В заключительной части занятия проводится анализ допущенных детьми ошибок в языковом оформлении рассказов (с использованием магнитофонной записи). Дети активно включаются в эту работу по указаниям педагога, например: «Какое слово в этом предложении сказано неправильно? »; «Как правильно нужно сказать? » и т. д. В целях закрепления нормативного употребления отрабатываемых языковых средств (словоформ, словосочетаний и др. ) используются повторение их «по цепочке», хоровое проговаривание, упражнение «Закончи слово» и др. Такие упражнения могут проводиться и воспитателем (в соот- ветствии с рекомендациями логопеда) как на учебных занятиях, так и в свободное от занятий время.
8. Методическая разработка к занятиям по серии картинок «Умный ежик» по сюжету Н. Радлова (I период второго года обучения) Ц е л ь занятий: обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные, «ключевые» моменты сюжетного действия. Основные задачи:
1. Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета, умения воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок. 2. Развитие фразовой речи, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использования фраз из 3‒ 6 слов при составлении рассказа. 3. Формирование навыков словоизменения (в основном слов, относящихся к категории существительных). 4. Развитие воссоздающего и творческого воображения у детей. 5. Формирование и развитие связной речи в форме повествования и рассуждения. О б о р у д о в а н и е: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска.
ХОД ЗАНЯТИЙ
З а н я т и е I I. Организационная часть. Подготовка детей к основной части занятия. Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются две загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога. 1) Загадка о яблоке ‒ «Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки». Вопросы:
Скажите, ребята, где растут яблоки? Как называется дерево, на котором они растут? При повторении вопроса: «Где растут яблоки? » ‒ дается инструкция отвечать полным ответом. По цепочке повторяется словоформа «на яблоне». 2) Загадка о ежике: «Под соснами, под елками бежит клубок с иголками». Вопрос педагога: «Кто скажет, где живет еж? » II. Постановка цели занятия. Разбор содержания картинок. Педагог: «Ребята, сегодня мы с вами будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошел с одним ежиком». Проводится разбор содержания картинок в вопросно‒ ответной форме. Вопросы к картинкам.
I‒ я картинка Что вы видите на картинке? Какие деревья здесь растут? Как называется место, где растут яблони? (При затруднении дается подсказ: «Это слово начинается со звука «С». ) Кто изображен на картинке? (Указание на изображение персонажа. )
При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с вопросительными словами «Кто? »и «Что? ». Что делает ежик? Что он делает с яблоками? Актуализируются слова: «собирает», «сгребает», «куча», «кучка». В случае необходимости указанные слова воспроизводятся детьми по подсказу начального слога.
2‒ я картинка Что сделал ежик? Куда он залез? (На дерево. ) Где лежат яблоки? (Под деревом. ) Где сидит ежик? (На дереве. ) (Дети упражняются в словоизменении на основе форм слов «дерево» и «яблоня». ) Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произнесение слов по цепочке.
3‒ я картинка
Что сделал ежик? Как он прыгнул (упал)? ( Вводятся словоформы «на спину», «спиной вниз». ) Куда упал ежик? (На яблоки. )
4‒ я картинка
Что изображено на картинке? Куда пошел ежик? (Вводятся слова: «наколоты», «нанизаны», которые отрабатываются в послоговом, а затем в слитном произнесении. ) В заключение дается ряд общих вопросов: Почему яблоки лежат на земле? ( Актуализируется словоформа «созрели». ) Какое время года изображено? Когда созревают яблоки? ( В конце лета, в начале осени. ) Указанные словосочетания закрепляются в развернутых фразах‒ ответах, например: ‒ Яблоки созревают в конце лета. Примечание. При работе с более сильной группой разбирается содержание 1, 2 и 4‒ й картинок; 3‒ я картинка серии не используется при составлении рассказа. III. Размещение картинок в нужной последовательности на наборном полотне. Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту каждым ребенком). З а н я т и е 2
I. Организационная часть. Объяснение цели занятия. Один из детей размещает на наборном полотне картинки в нужной последовательности. II. Упражнение в дополнении предложений, предлагаемых педагогом, требуемым по смыслу словом. ( Участвуют поочередно все дети. )
‒ Яблоки лежат на... под... (траве, деревом). ‒ Ежик собрал яблоки в... (кучку). ‒ Ежик залез на... (дерево, яблоню). ‒ Ежик прыгнул на... (яблоки). ‒ Яблоки нацепились на... (колючки, иголки) и т. д.
III. Обучение детей составлению завязки рассказа (начала к изображенному действию). а) Воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам: 1) Что виднеется вдали? 2) Где жил ежик? ( Кто жил в этом лесу? ) 3) Что было рядом с лесом? 4) Что однажды решил сделать ежик? Наряду с краткими ответами требуются и развернутые. б) Педагог дает образец начала рассказа. В предлагаемом тексте пропускаются отдельные слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках): Однажды ежик решил пойти на прогулку. Он вышел из... (леса), перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие... (яблони). Ежик добежал до... (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле большие румяные... (яблоки). Ему захотелось принести домой... (яблок). Но как унести яблоки домой, он не знал. Задумался ежик. Думал, думал и придумал.
IV. Составление рассказа детьми. 1. Составление рассказа по цепочке ‒ по 1‒ 2‒ м картинкам‒ фрагментам (в зависимости от состава подгруппы). 2. Составление рассказа по серии в целом одним ребенком (ведется магнитофонная запись). 3. Составление одного‒ двух вариантов рассказа с другой завязкой действия, придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим вопросам. Педагог: «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ежик, куда он однажды пошел, что увидел». Пример рассказа по серии картинок. « Ежик жил в дальнем лесу. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и зашел в деревню. А там был... сад. Ежик зашел в сад. А там яблоки... лежат... на земле. Захотелось ему... яблоки в дом к себе отнести, к себе в норку. Собрал яблоки в кучку... А как их взять ‒ не знает. Думал, думал и придумал. Залез на дерево и спрыгнул... колючкими вниз. Яблоки нацепились на колючки. Встал ежик... и пошел довольный в лес». ( Рассказ Максима Б, 6, 5 лет, III уровень речевого развития. )
V. Упражнения в подборе слов‒ определений к данному слову. ‒ Что можно сказать про ежика, какой он? Актуализируется ряд слов‒ определений. Например: ‒ Ежик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он... какой? ‒ Догадливый. ‒ А теперь скажем по‒ другому. Ежик думал, думал и сообразил, как ему надо поступить. Значит, ежик какой? ‒ Сообразительный. ‒ Ежик нашел выход из положения. ‒ Находчивый ежик и др. ‒ Что еще можно сказать о ежике? Он не побоялся спрыгнуть с дерева, хотя до земли было высоко. Значит, он... ‒ Смелый. Так же актуализируется определение «запасливый». ‒ Ежик пошел домой и понес на себе яблоки. Что можно о нем сказать? Он пошел... какой? Обычно дети отвечают: «веселый», «радостный», «довольный». Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по цепочке. Затем на вопрос педагога: «Что можно сказать о ежике? »‒ один‒ два ребенка повторяют все указанные выше определения. ___________________________________________
9. Примерный план к занятиям по обучению пересказу на основе сказки «Сказка про льва» (I период второго года обучения). Ц е л ь занятий: формирование у детей навыков связного последова‒ тельного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал. Основные задачи:
1. Формирование навыков самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объему текста. 2. Обучение действиям планирования развернутого высказывания на основе предварительного анализа содержания и языкового оформления текста. 3. Развитие навыков связной диалогической речи (адекватное воспроизведение диалогов действующих лиц). 4. Развитие и закрепление навыков составления отдельных (фразовых) высказываний. 5. Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения. 6. Активизация и обогащение словарного запаса.
Оборудование: 8 картинок‒ иллюстраций (размером 16 х 24 см), отображающих основные фрагменты‒ события сказки, с изображением персонажей сказки; штатив для размещения иллюстраций (размером 20 х 120 см); ПК с соответствующим программным обеспечением (игра ‒ мультипликация по сюжету сказки) и др. Текст сказки «Жил был на свете огромный лев. Однажды пошел лев по лесу побродить, себя показать, на других посмотреть. Идет и кричит: «Я самый сильный». Пролетала мимо ворона. Услышала она хвастливую речь: ‒ Карр!... Не хвались, глупый лев. Самый сильный на свете ‒ человек. Побежал лев человека искать, чтобы силою с ним померяться. Бежал, бежал и увидел какого‒ то зверя с длинными ушами. Испугался, но потом расхрабрился, грозно спросил его: «Ты человек? » — «Ну, какой я человек. Я осел. Человека я видел вон за той горой». Бежит лев дальше. Встретилась ему лиса. Лев спрашивает: «Ты человек? » ‒ «Что ты! Я просто лисичка‒ сестричка. Человек там, за горой! ». Отпустил лев лисичку и побежал искать человека. Бежал‒ бежал и, вдруг, провалился в глубокую яму. Попытался он вылезти из нее, но не смог. Заплакал лев с горя. Видит, кто‒ то подошел к яме. «Добрый зверь, — сказал лев, ‒ вытащи меня из ямы! » ‒ «Я не зверь, а человек. Так и быть, помогу тебе выбраться! ». Накинул человек льву на лапы веревку и помог выбраться на волю. Опустил голову грозный лев и ушел в лес». Работа по обучению пересказу проводится на двух занятиях. ХОД ЗАНЯТИЙ З а н я т и е 1 1. Организационная часть. Вступление к теме занятия. (Отгадывание загадок о животных‒ персонажах сказки). После этого дети называют других известных им диких животных. 2. Чтение сказки (текст прочитывается дважды). 3. Разбор содержания текста. Примерные вопросы: 1. О ком эта сказка? 2. Чем похвалялся грозный лев? 3. Кто первый встретился ему на пути? 4. С кем потом повстречался лев? 5. Что они ему сказали? 6. Чем закончилась сказка?
II. Языковой (лексический) разбор текста.
З а н я т и е 2 I. Организационная часть. Объяснение цели занятия. II. Повторное чтение с иллюстрированием педагогом или одним из детей сюжета сказки. III. Составление пересказа по фрагментам (с опорой на иллюстрации). Сначала каждый ребенок пересказывает один из фрагментов сказки. Используются опорные вопросы («Куда пошел лев? », «Зачем он пошел в лес? »). Пример составления пересказа теста детьми с ОНР (пересказ «по цепочке»). 1. Настя М.: « Жил был лев. Однажды пошел лев в лес. Идет и кричит: «Я самый сильный». Навстречу ему ворона и говорит: «Не хвались, самый сильный в мире ‒ человек». 2. Полина К.: «Пошел лев человека искать, чтобы силой сравниться. Увидел он зверя с длинными ушами. Испугался, спросил его: «Ты человек? ». Осел ответил: «Нет, я осел, а человек вон за той горой». 3. Антон Б.: « Побежал лев дальше. Встретилась ему лиса. Лев спрашивает: «Ты человек? » — «Нет. Я лисичка-сестричка» - отвечает лиса. Отпустил он лису. Побежал дальше. Шел, шел и провалился в яму». 4. Соня М.: « Хотел лев вылезти из нее и не может никак. Лев заплакал и вдруг увидел человека. Лев сказал ему: «Добрый зверь, вытащи меня из ямы». - «Я не зверь, я человек, я помогу тебе». 5. Никита Б.: « Человек накинул веревку на льва и вытащил его. Опустил голову Лев и ушел».
IV. Составление одним ребенком пересказа двух фрагментов (с учетом речевых возможностей детей). V. Анализ детских рассказов.
10. Методическая разработка к занятиям по обучению пересказу с использованием сказки «У солнышка в гостях» (в обработке С. А. Могилевской). I период второго года обучения.
Ц е л ь з а н я т и й: формирование у детей навыков составления связных высказываний на основе пересказа текста. Основные задачи: 1. Формирование навыков самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объему текста. 2. Обучение действиям планирования развернутого высказывания на основе предварительного анализа содержания и языкового оформления текста. 3. Развитие навыков связной диалогической речи (адекватное воспроизведение диалогов действующих лиц). 4. Развитие и закрепление навыков построения отдельных (фразовых) высказываний. 5. Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения. 6. Активизация и обогащение словарного запаса. О б о р у д о в а н и е: 7 цветных картинок‒ иллюстраций ( размером 18 х 25 см ), отображающих основные фрагменты‒ события сказки; штатив для размещения наглядной схемы‒ экрана (размером 20 х 120 см); «Блоки»‒ квадраты (8) из оргалита или пластика размером 20 х 20 см, карточки с силуэтными (черно‒ белыми) изображениями персонажей сказки и отдельных предметов, связанных с сюжетом произведения; ПК с соответствующим программным обеспечением (игра‒ мультипликация по сюжету сказки) и др.
Текст сказки «Жили‒ были в одной деревне курица с цыплятами. Славные это были цыплята: шустрые, веселые и очень дружные. Очень любили цыплята гулять на зеленом широком лугу рядом с домом: бегали, играли, грелись под лучами теплого, ласкового солнышка. Однажды большая туча закрыла небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света и решили солнышко найти. На следующее утро отправились цыплята в путь. Увидела их сорока, подлетела к ним, затараторила: ‒ Цыплята, куда вы идете, куда? Отвечают цыплята: ‒ Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Плохо нам без него, Идем искать солнышко. ‒ И я с вами пойду! И я с вами пойду! ‒ затрещала сорока. ‒ А ты знаешь, где солнышко живет? ‒ спросили цыплята. Я‒ то не знаю, а вот заяц, может, знает, Он рядом тут живет, у ручья. Пришли они к зайцу. ‒ Заяц, заяц, ‒ запищали цыплята. ‒ Заяц, заяц, ‒ затараторила сорока. ‒ Не знаешь, где солнышко живет? Мы его ищем. ‒ Я‒ то не знаю, ‒ отвечает заяц. ‒ А вот за ручьем еж живет ‒ он знает. Переправились они по мостику через ручей, нашли ежа. ‒ Ежик, ежик! ‒ хором закричали звери. ‒ Ты не знаешь, где солнышко живет? Три дня его на небе не было, уж не захворало ли? ‒ Как не знать! Знаю. ‒ отвечает еж. ‒ Сначала надо идти к большому старому дубу. Он растет на опушке леса. За дубом ‒ большая гора. На горе ‒ большое облако, над облаком ‒ серебристый месяц, а там и до солнышка недалеко, И я с вами пойду. Взял еж палку и пошел дорогу показывать. Вот пришли они на макушку высокой горы. Залезли на облако, уселись на нем поудобнее, и полетело облако прямо к месяцу в гости. ‒ Месяц, месяц! Покажи нам, где солнышко живет! ‒ просят звери. Привел их месяц прямо к воротам солнышкина дома. А в доме ‒ темно, света нет: спит, видно, солнце и просыпаться не хочет. Тут сорока затрещала, цыплята запищали, еж палкой застучал: ‒ Солнышко, солнышко, вставай, посвети! ‒ Кто это под окошком кричит, мне спать не дает? ‒ отвечает спросонок солнышко. ‒ Не могу я на небо выглянуть. Три дня меня туча прятала, я теперь заблестеть не смогу... ‒ Это ничего, ‒ сказали звери. ‒ Мы тебе поможем. Начал заяц воду таскать, сорока ‒ солнце водой умывать, еж ‒ полотенцем вытирать, а цыплята ‒ соринки смахивать. Выглянуло солнце на небо, чистое, яркое да золотое. И сразу стало тепло, светло и радостно. И всем вокруг тоже стало радостно. А цыплята домой пошли, к своей маме».
Примечание. Текст сказки приведен в адаптированном варианте с учетом особенностей обучаемогоконтингента детей и задач коррекционной работы. Работа по формированию навыков связного пересказа текста проводится на двух занятиях. Занятия на материале данного произведения (по структуре и содержанию) аналогичны занятиям 5 и 7 ‒ с использованием сказок «Хвосты» и «Как коза избушку построила».
Рекомендуемые виды работы. * Разбор содержания текста по вопросам педагога.
Примерные вопросы: 1. Как называется эта сказка? 2. Кто ходил в гости к солнышку? 3. Что любили делать цыплята? Где они гуляли? 4. Что случилось однажды? 5. Что решили сделать цыплята? 6. Кого сначала встретили цыплята? 7. Куда пошли цыплята после встречи с сорокой? 8 Куда посоветовал пойти зверям заяц? 9. Где то место, где живет солнышко? Как об этом говорится в сказке? 10. Что сделал еж после того, как рассказал цыплятам о дороге к солнышку? 11. С кем еще встретились звери по пути к солнышку? 12. Куда полетело облако? 13. Куда привел зверей месяц? Что они там увидели? 14. Как звери помогали солнышку снова заблестеть? 15. Чем закончилась сказка?
* Языковой разбор текста. Рекомендуемые приемы работы: а) Совместное (педагогом с детьми) воспроизведение текста при его повторном чтении. Используется прием дополнения (завершения) детьми высказываний педагога. Например. Педагог: Дети:
Славные это были цыплята... ... шустрые, веселые и дружные ‒ всегда вместе. Очень любили цыплята гулять... (где? ) ... на зеленом широком лугу около дома. Жили‒ были в одной деревне... ... курица с цыплятами.
Там они... ... бегали, играли, гре‒ лись под лучами теплого, ласкового солнышка... и т. д. б) Воспроизведение отрабатываемого языкового материала текста в ходе вопросно‒ ответной беседы. Примерные вопросы. 1. Как говорится в сказке о цыплятах / солнышке, горе, месяце /? Какие они? 2. Что делали цыплята на зеленом лугу? 3. Когда цыплята отправились в путь? 4. О чем говорили сорока и цыплята? ( Что спросила сорока у цыплят? Что они ей ответили? ) 5. Где жил заяц? / А где жил еж? 6. О чем говорили цыплята и сорока с зайцем? 7. Что сказали звери ежу? 8. Что ответил зверям еж? 9. Куда забрались звери, дойдя до макушки горы? 10. Что сказали звери месяцу? 11. Что делало солнце в своем доме? 12. Вспомните, как звери будили солнышко. 13. Что сказало солнце зверятам? 14. Что делали звери, чтобы помочь солнышку? 15. Каким выглянуло солнышко на небо? _____________________________________ * Примечание. Дети должны давать только развернутые фразовые ответы, например: Когда цыплята отправились в путь? ‒ Цыплята отправились в путь на следующее утро.
Могут быть использованы следующие виды работы. * Пересказ текста по фрагментам. Используется книжка‒ ширма с иллюстрациями (всего 7) к последовательным фрагментам‒ эпизодам сюжета сказки. * Пересказ произведения с предварительным планированием содержания развернутого высказывания. Для разбора и анализа содержания текста и последующего составления пересказа используется условно‒ наглядная схема с блоками‒ квадратами, символизирующими отдельные части рассказа и соответствующими последовательным фрагментам‒ эпизодам сказки. Содержание работы с наглядной схемой представлено в методических разработках №№ 11 и 14. * Выполнение рисунков по сюжету пересказываемого произведения с последующим составлением небольших рассказов в форме «выборочного пересказа». * Анализ текста и последующий пересказ произведения в процессе работы с компьютером (с использованием игры‒ мультипликации). * Проведение (на отдельном воспитательском занятии) игры ‒ драматизации на сюжет сказки. * Выполнение заданий на составление рассказов с элементами творчества: придумывание продолжения к тексту сказки, своего вступления к сюжетному действию в виде небольших рассказиков. __________________________________________________________
11. Методическая разработка к проведению занятий по пересказу сказки «Как собака друга искала» в обработке С. С. Фетисова ( II период второго года обучения )
Ц е л ь з а н я т и й: Формирование навыков самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объему текста. Основные задачи: 1. Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания. 2. Развитие умений анализировать содержание произведения (отражение содержания рассказа с помощью наглядной схемы‒ плана). 3. Развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания. 4. Развитие навыков диалогической речи. 5. Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения. 6. Активизация и обогащение словарного запаса. О б о р у д о в а н и е: (1) Книжка‒ ширма «Как собака друга искала» (М., 1989 или др. издания); (2) наборное полотно; (3) штатив для размещения наглядной схемы‒ экрана ( размером 20 х 120 см ), «блоки»‒ квадраты (8 ) из картона или пластика размером 20 х 20 см, (4) карточки с силуэтными (черно‒ белыми) изображениями персонажей сказки и отдельных предметов, связанных с сюжетом произведения. Обучение пересказу на материале данного текста проводится на 2‒ х занятиях. Текст сказки *
«Когда‒ то, очень давно собака жила в лесу. Жила она одна‒ одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боится. Вот как‒ то раз встретила собака в лесу зайца. Говорит ему собака: ‒ Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить! ‒ Давай, ‒ согласился зайка. Пошли собака и заяц вместе. Вечером они нашли себе место для ночлега ‒ в траве под кустом и легли спать. А ночью бежала мимо них мышь. Собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко! Заяц проснулся, уши у него трясутся от страха. ‒ Зачем лаешь? ‒ говорит заяц собаке. ‒ Вот услышит волк, придет сюда и нас съест! Ненадежный это друг, ‒ подумала собака про зайца, ‒ волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится». Утром попрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в г л у х о м о в р а г е. Говорит собака волку: ‒ Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить! ‒ Что ж, давай, ‒ отвечает волк. Вдвоем веселее будет. Пошли волк и собака вместе. Ночью легли они спать в волчьей норе. Вдруг около норы лягушка прыгнула. Собака услышала, да как вскочит, как залает громко. Тут волк проснулся и давай бранить собаку: ‒ Зачем лаешь? Вот услышит медведь, придет сюда и разорвет нас на части. «И волк боится, ‒ подумала собака. ‒ Уж лучше мне с медведем подружиться». Утром пошла собака искать м е д в е д я. Встретила его в малиннике и говорит: ‒ Медведь‒ богатырь, давай дружить, вместе жить! ‒ Ладно, ‒ говорит медведь. ‒ Пойдем ко мне в б е р л о г у. Легли они вечером спать. А ночью собака услышала, как мимо берлоги у ж ползет. Вскочила собака и залаяла. Медведь испугался и стал бранить собаку: ‒ Перестань лаять! Придет сюда человек, шкуры с нас снимет. «И этот трусливым оказался», ‒ подумала собака. Сбежала она от медведя и пришла к человеку. ‒ Человек, давай дружить, вместе жить! Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не бранит ее за это ‒ спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.
ХОД ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.
I. Организационная часть. Постановка цели занятия. («Сегодня мы с вами, ребята, будем читать новую сказку. Слушайте внимательно, потом вы будете рассказывать ее сами... ». ) Отгадывание загадки о главном персонаже. Например: «Заворчал живой замок, лег у двери поперек». II. Двукратное чтение текста. По ходу первого чтения детям демонстрируются иллюстрации из книжки‒ ширмы (художник В. Каневский). После прочтения законченного фрагмента обращается внимание на слова, мало употребляемые в детской речи (подчеркнуты в тексте). При повторном чтении (с предварительной установкой на участие детей в процессе чтения) используется прием дополнения ими отдельных, незаконченных педагогом предложений нужными словами или словосочетаниями (выделены в тексте разрядкой). Детьми воспроизводятся «опорные» слова, непосредственно связанные с развитием сюжетного действия (названия новых персонажей, их действий и т. д. ). III. Лексический разбор текста. Лексический разбор включает выделение из текста и воспроизведение детьми (в отв
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|