Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 8: Имидж как объект PR




Особенности имиджа. Основные функции имиджа (идентификация, идеализация, противопоставление). Позиционирование как стратегия построения имиджа.

1 в. Сущность имиджа

В основе термина "имидж" лежат 2 исторических понятия.

§ Первоначальное латинское понятие imitari, означающее "имитировать". Согласно толковому словарю Вебстера, имидж - это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта и, особенно, лица.

§ Современный его аналог – англ. слово image – образ, т.е. это сложившийся в массовом сознании и памяти эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо (объекта).

Имидж — целенаправленно формируемый образ какого-либо объекта, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, известности, рекламы и т. п.

К этому определению следует добавить то, что:

§ Происходит это под влиянием как объективных, так и субъективных обстоятельств.

§ Имидж является мысленным и массовым представлением об объекте.

§ Этот образ воспринимается, прежде всего, с содержательной точки зрения.

В связи с современной необходимостью частого воздействия на массовое сознание сложилась целая отрасль знаний об имидже –

Имиджелогия — наука о построении имиджа, выделяющая основные аспекты обаятельного образа.

Главной ее целью становится самореализация личности, т.е. создание, как собственного образа, так и творческое моделирование образов других объектов.

Имиджирование (или имиджмейкинг) – реализация преднамеренно выстроенных образов в создании целостного имиджа.

Задачи Имиджелогии как науки:

§ раскрытие сущности и специфики формирования имиджа;

§ выявление основных разновидностей имиджа;

§ исследование эффективности имиджмейкинга;

§ разработка средства повышения эффективности имиджмейкинга.

Близкие к имиджу понятия:

§ Символ, т.е. условный знак (или представитель) другого явления.

§ Харизма – это греч. слово charisma — одаренность, мудрость и святость. Прежде всего личности, которая обладает мистическими качествами.

Другое (не мистическое) объяснение этому феномену дает Зигмунд Фрейд в своей работе "Психология масс и анализ человеческого я". По его мнению, харизма – это не набор личных характеристик, а социальный феномен, необходимыми условиями которого являются:

1. Внешнее принуждение, воздействие на массу.

2. Вождь или верховный лидер, стоящий над массой. Здесь важно, что между лидером и массой существует непреодолимая дистанция.

3. Чувство родства среди членов массы. Это может быть результатом как идеологического воздействия на массы, так и результатом воздействия внешних обстоятельств.

4. Ограничение эгоизма у членов массы.

5. Совпадение качеств лидера с идеалом каждого члена массы.

При наличии этих условий часть энергии каждого члена массы переносится на харизматического лидера.

Харизматическей лидер — человек, наделенный массовым авторитетом и влияющий на окружающих. Харизматическими лидерами можно назвать и Адольфа Гитлера, и Иосифа Сталина, и Иисуса Христа, и Юрия Гагарина.

Понятиене всегда совпадающее с имиджем – репутация (хотя эти понятия и весьма близки).

Различия определяются содержанием, которое мы вкладываем в них. Репутация - это создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках субъекта. Она складывается из реальных действий и фактов.

Имидж Репутация
“что” (знак объекта) “в чем”, “насколько” (контекст объекта)
целостность, комплексность, параллельность действий возможная автономность, последовательность действий
содержательные эмоции, чувства, состояния оценочные эмоции (+ или –, сопутствующие рациональной оценке)
формируется методами прямого воздействия, например, рекламой, определение – “продвижение” прямые методы неприменимы, определение – “игра”
моделирование стереотипов моделирование рациональных схем
до репутации после имиджа

2 в. Типы имиджей

Человек живет как в символическом, так и в реальном мире. Можно выделить целый ряд ситуаций, где мы реагируем именно на имидж, а не на реальность:

1. Отношения к себе и к окружающим. Люди, с которыми мы общаемся, создают в своем сознании наш образ, основанный на восприятии внешности, манер, поведения, речи. И в нашем сознании тоже есть образы окружающих.

2. Это политическая сфера (образ политика). Поскольку избиратель не имеет прямых отношений к этой сфере (политику), он реагирует на символическое представление в виде имиджа.

3. Это отношения к организациям, их сфере деятельности, товару или услуге.

При наличии множества объективно одинаковых марок, покупатель начинает реагировать на символические различия между ними.

Имидж в концентрированной форме задает суть человека или организации. Отсюда следует простая истина: чем точнее будет имидж, тем эффективнее будет коммуникация.

Один из имиджмейкеров М. Тэтчер справедливо сказал: "Хорошие PR на девять десятых являются предвидением и только на одну десятую исполнением".

Исходя из этого можно выделить основные типы имиджей и их разновидности:

1. Персональный:

· Самоимидж отражает состояние самоуважения.

· Воспринимаемый имидж – это то, как видят нас другие.

· Требуемый имидж: ряд профессий требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Например, военная форма придаёт авторитетность.

2. Политический.

3. Корпоративный.

3 в. Особенности и функции имиджа

Имидж обладает рядом отличительных особенностей:

1. Имеет сжатую характеристику, т.к. это он результат кратких мнений окружающих, фиксируемых средствами массовой коммуникации.

2. Имидж несет обобщенную и упрощенную информацию об объекте. Благоприятные или неблагоприятные обстоятельства закрепляют в общественном сознании оценку объекта, которая имеет самостоятельное существование.

При этом, вынуждая субъекта поступать в соответствии с общественными ожиданиями.

3. Имидж – это внешнее восприятие объекта, не всегда соответствующее его реальным характеристикам. То есть – это отражение в зеркале общественного мнения, а оно представляет огромное скопление образов и оценок разных объектов и явлений.

Имидж – это внешний образ, который имеет символический характер.

Общественное мнение в целом и отдельные группы (" целевые группы ") оценивают те или иные объекты на основе сравнения с другими подобными объектами.

Взаимное расположение образов-восприятий в общественном мнении называется позиционированием. Это является одной из главных задач СО.

Исходя из особенностей имиджа можно выделить –

Функции имиджа:

§ Идентификация (установление совпадения). Это попытка перевода массового сознания на автоматические реакции. Имидж задаёт апробированные пути идентификации. Объект в результате становится более узнаваемым.

§ Идеализация. Имидж выдает желаемое за действительное.

§ Противопоставление (другим образам). Для четкого восприятия качеств объекта необходим контраст. Злодей виден только на фоне доброго человека.

Для воплощения этих функций необходима специальная практическая деятельность – имиджмейкинг (формирование имиджа) и ее специалисты – имиджмейкеры, главная цель которых – конструирование и поддержание привлекательного образа, обеспечивающего наилучшее отношение к нему со стороны общественного мнения.

Задачи специалиста PR при имиджмейкинге (имиджмейкера):

· Необходимость учета интересов и ожиданий целевой аудитории (нескольких целевых групп).

Целевая группа – выявленная аудитория по принципу схожести мотивов и предпочтений качеств объекта. Анализ, возможен по таким характеристикам, как возраст, род занятий, образование, национальность. Смешанные группы (работающие женщины в возрасте от 25 до 40 лет со средним образованием, женщины с высшим образованием старше 45 лет, потерявшие работу и т.д.). Выделив свою "целевую группу" необходимо сравнить ее с количеством, достаточным для продвижения своего объекта.

· Создавая оптимальный имидж, необходимо достигать максимального соответствия его реального объекта. Т.к. очень опасно создавать тень или полную иллюзию.

· Имидж необходимо постоянно корректировать (с момента интеграции в информационное пространство вплоть до реализации конечных целей пиар-кампании).

· Наличие широкого комплекса практических знаний:

§ общественных наук (психологии, политологии, социологии);

§ стилистики;

§ культуры речи;

§ пластики и дизайна;

§ этикета.

Настоящий имиджмейкер напоминает режиссера т.к. это многогранный творческий процесс.

Главная его цель - создать роль человека или организации в обществе, определить их внешний вид, отразить своеобразие с учетом конкретной ситуации.

А главной задачей имиджмейкера является умелое позиционирование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...