Особенности формирования корпоративной культуры
Корпоративная культура объективно формируется в 2 основных этапа: 1. совместное преодоление сотрудниками трудностей внешней адаптации; 2. внутренняя интеграция. 1. Трудности внешней адаптации - все, что связано с выживанием организации во внешнем окружении: поиск и определение своей рыночной ниши, установление контактов с партнерами и потребителями, выстраивание отношений с властями, характер конкурентной борьбы. Результатом преодоленных трудностей внешней адаптации должны стать следующие представления: § об основном предназначении организации (ее миссии); § о целях, отражающих миссию; § о средствах достижения этих целей; § о ее профильном месте (позиции на рынке); § о принципах и способах обслуживания клиентов; § о тактике взаимодействия с конкурентами (сотрудничество, война, игнорирование), об их и "наших" конкурентных преимуществах; § о критериях оценки результатов работы (рыночной эффективности) и т.д. 2. Внутренняя интеграция - формирование единого коллектива сотрудников: распределение власти (полномочий, ответственности), преодоление конфликтов между отдельными людьми и группами, "притирку" личностей, стилей работы, поведения, общения и т.д. Итогом преодоления этих трудностей должен стать общий для всех "язык общения" включающий: § критерии и правила распределения власти и статуса (роль руководителя); § внутренняя идеология; § способы структурирования рабочего времени; § поведенческие модели (поощряемые и осуждаемые) и "образ мышления"; § критерии распределения поощрений и наказаний; § правила "неформальных отношений" внутри организации. Итогом этих 2-х этапов является опыт, который становится основой корпоративной культуры - уникальная общая психология, характеризующая данное сообщество людей.
Корпоративная культура формируется в процессе совместного преодоления трудностей и шире - совместной деятельности. Кроме этапов есть другие особенности формирования КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ: 1. Основа корпоративной культуры формируется основателями организации и непосредственно связано с их жизненным опытом и мировоззрением. 2. Она должна соответствовать всем элементам системы управления, т.е.: § стратегия орг-ции; § стилю управления в ней; § структуре орг-ции; § персоналу (по состав, навыкам и мотивации). 3. Корпоративная культура по своей природе более инертна, чем остальные элементы системы управления. Чаще всего КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА – фактор сопротивления изменениям. Поэтому действия по ее изменению должны опережать все остальные преобразования, понимая, что результаты будут видны не сразу. 4. Корпоративная культура – это стремление к естественной среде для людей, работающих в данной организации. Со временем срабатывает "эффект привыкания", сотрудники перестают замечать "странности", которые очевидны вновь приходящим работникам или посторонним наблюдателям. Все это следует учитывать при разработке комплексной программы формирования КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. В российской практике существуют примеры успешного формирования КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Стандартные приемы этого: 1. Изменение стиля руководства: § делегирование сотрудникам больших полномочий и ответственности; § привлечение сотрудников к принятию управленческих решений; § четкий контроль конечных результатов работы. 2. Изменение системы вознаграждения: § вознаграждение, основанное на личных достижениях и результатах работы; § переход от фиксированных окладов к премиальной системе.
3. Обучение: § проведение тренингов, семинаров, программ адаптации и обучения на рабочем месте, посредством которых происходит внедрение новых ценностей и стандартов поведения; 4. Новая кадровая политика: § подбор в организацию сотрудников, разделяющих корпоративные принципы и ценности, или тех, кто в последствии может легко их перенять; § подбор на ключевые позиции людей, являющихся носителями недостающих в компании ценностей; § перемещение старых управленцев на позиции экспертов по различным вопросам работы компании. 5. Внимание к рабочему окружению: § переоборудование рабочих и общественных мест (ремонт столовой) для создания строгой рабочей обстановки; § введение униформы с корпоративной символикой. 6. Построение системы внутреннего PR: § новая интерпретация прежней истории, символики и традиций; § создание системы информирования сотрудников на всех уровнях (общие собрания, информационные доски, компьютерные рассылки, корпоративная газета). Итогом этих приемов формирования КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ является создание естественной среды для людей, работающих в организации. Варианты совершенствования основных типов корпоративной культуры Программу формирования КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ легче всего спланировать исходя из определения уже конкретно существующего вида КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Зная стандартные недостатки и проблемы их можно усовершенствовать. Культура власти Варианты совершенствования Необходима инициатива по искоренению недостатков лидера и специалист (инициатор-исполнитель). Если появляется кадровый отдел или менеджер по персоналу, это значит, что компания выросла и, возможно, будет расти дальше. 1. Первое, что потребуется — это откровенный разговор с самим лидером и его готовность трезво обсудить ситуацию. 2. Затем – надо попытаться построить "ролевую" культуру. Для этого – создание конкретных объективных "стандартов" оценки работы людей. Тогда вместо субъективного мнения лидера или начальника, у них появляются объективные критерии для оценки своей деятельности. 3. Необходимо учитывать, что те, кто имел привилегированное положение из-за близости к власти, а не благодаря выдающимся талантам, могут пострадать от таких нововведений, а, следовательно, будут активно сопротивляться. Но, в конце концов, если компания хочет расти (т.е. сам ее лидер к этому стремится), им придется смириться или уйти.
4. Другие шаги, которые вы можете предпринять в этой ситуации — это повлиять на климат в коллективе уже при подборе новых работников. Вместо того чтобы выбирать людей только по образованию или опыту, надо научиться оценивать характер по признакам определенной смелости, а не послушания. 2. "Ролевая культура" Варианты совершенствования Гл. вариантом является разработка критериев оценки деятельности людей, сосредоточенных на достижениях → следует вводить понятия ПРОЕКТОВ, а не только текучки: § Работников необходимо оценивать по инициативе и разработке планов проектов. § Их также оценивают на основе результата цели проекта в запланированный срок по спланированным ими же самими проектам. § Необходимо создать творческую конкуренцию. § Главное - в корпоративную культуру данной орг-ции должно внедрится понятие общего ДОСТИЖЕНИЯ, и оно должно стать частью оценки персонала. 3. " Культура задачи " - культура, сориентированная на реализацию проектов. Культура достижений. Варианты совершенствования 1. Критический взгляд на себя, т.е. необходимо создать условия, в которых люди могут оценить себя нестандартно со стороны (посмеяться над собой). Например, типы праздников, в которых есть возможность отнестись к себе с юмором. 2. Поощрение участия в мероприятиях, проводимых вне компании (расширение кругозора сотрудников). 3. Потенциальная изоляция организации из-за духа "элитарности" можно быть ликвидирована посредством подбора персонала. Для этого можно подбирать сотрудников, которые имеют сильные стороны, но совсем другого качества. Это должно привнести в организацию свежую струю (взгляд со стороны). 4. " Культура личности". Ответ на негативные стороны такой культуры может быть похожим на ответ на культуру "власти". 1. Это — усиление объективных показателей оценки сотрудников, которые должны иметь формально установленную форму, т.е. критерии оценки исходя из стратегических целей орг-ции.
2. Усиление ролей таким образом, чтобы работники научились не путать дружбу и служебные обязательства. 3. Четкое разделение неформальных и рабочих отношений, которое помогло бы создать справедливую среду. 4. "Уравниловка" дисциплинарных требований, т.е. ко всем в равной мере, тогда сравнительная суровость их применения не будет восприниматься негативно.
Вопрос № 12: Культура корпоративных мероприятий Особенности проведения корпоративных торжеств. Виды корпоративных торжеств и информационные поводы для них. Внешний корпоративный праздник. Внутренний праздник. Задачи, места и форматы проведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|