Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности формирования корпоративной культуры




Корпоративная культура объективно формируется в 2 основных этапа:

1. совместное преодоление сотрудниками трудностей внешней адаптации;

2. внутренняя интеграция.

1. Трудности внешней адаптации - все, что связано с выживанием организации во внешнем окружении: поиск и определение своей рыночной ниши, установление контактов с партнерами и потребителями, выстраивание отношений с властями, характер конкурентной борьбы. Результатом преодоленных трудностей внешней адаптации должны стать следующие представления:

§ об основном предназначении организации (ее миссии);

§ о целях, отражающих миссию;

§ о средствах достижения этих целей;

§ о ее профильном месте (позиции на рынке);

§ о принципах и способах обслуживания клиентов;

§ о тактике взаимодействия с конкурентами (сотрудничество, война, игнорирование), об их и "наших" конкурентных преимуществах;

§ о критериях оценки результатов работы (рыночной эффективности) и т.д.

2. Внутренняя интеграция - формирование единого коллектива сотрудников: распределение власти (полномочий, ответственности), преодоление конфликтов между отдельными людьми и группами, "притирку" личностей, стилей работы, поведения, общения и т.д.

Итогом преодоления этих трудностей должен стать общий для всех "язык общения" включающий:

§ критерии и правила распределения власти и статуса (роль руководителя);

§ внутренняя идеология;

§ способы структурирования рабочего времени;

§ поведенческие модели (поощряемые и осуждаемые) и "образ мышления";

§ критерии распределения поощрений и наказаний;

§ правила "неформальных отношений" внутри организации.

Итогом этих 2-х этапов является опыт, который становится основой корпоративной культуры - уникальная общая психология, характеризующая данное сообщество людей.

Корпоративная культура формируется в процессе совместного преодоления трудностей и шире - совместной деятельности.

Кроме этапов есть другие особенности формирования КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:

1. Основа корпоративной культуры формируется основателями организации и непосредственно связано с их жизненным опытом и мировоззрением.

2. Она должна соответствовать всем элементам системы управления, т.е.:

§ стратегия орг-ции;

§ стилю управления в ней;

§ структуре орг-ции;

§ персоналу (по состав, навыкам и мотивации).

3. Корпоративная культура по своей природе более инертна, чем остальные элементы системы управления. Чаще всего КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА – фактор сопротивления изменениям. Поэтому действия по ее изменению должны опережать все остальные преобразования, понимая, что результаты будут видны не сразу.

4. Корпоративная культура – это стремление к естественной среде для людей, работающих в данной организации. Со временем срабатывает "эффект привыкания", сотрудники перестают замечать "странности", которые очевидны вновь приходящим работникам или посторонним наблюдателям.

Все это следует учитывать при разработке комплексной программы формирования КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

В российской практике существуют примеры успешного формирования КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Стандартные приемы этого:

1. Изменение стиля руководства:

§ делегирование сотрудникам больших полномочий и ответственности;

§ привлечение сотрудников к принятию управленческих решений;

§ четкий контроль конечных результатов работы.

2. Изменение системы вознаграждения:

§ вознаграждение, основанное на личных достижениях и результатах работы;

§ переход от фиксированных окладов к премиальной системе.

3. Обучение:

§ проведение тренингов, семинаров, программ адаптации и обучения на рабочем месте, посредством которых происходит внедрение новых ценностей и стандартов поведения;

4. Новая кадровая политика:

§ подбор в организацию сотрудников, разделяющих корпоративные принципы и ценности, или тех, кто в последствии может легко их перенять;

§ подбор на ключевые позиции людей, являющихся носителями недостающих в компании ценностей;

§ перемещение старых управленцев на позиции экспертов по различным вопросам работы компании.

5. Внимание к рабочему окружению:

§ переоборудование рабочих и общественных мест (ремонт столовой) для создания строгой рабочей обстановки;

§ введение униформы с корпоративной символикой.

6. Построение системы внутреннего PR:

§ новая интерпретация прежней истории, символики и традиций;

§ создание системы информирования сотрудников на всех уровнях (общие собрания, информационные доски, компьютерные рассылки, корпоративная газета).

Итогом этих приемов формирования КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ является создание естественной среды для людей, работающих в организации.

Варианты совершенствования основных типов корпоративной культуры

Программу формирования КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ легче всего спланировать исходя из определения уже конкретно существующего вида КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. Зная стандартные недостатки и проблемы их можно усовершенствовать.

Культура власти

Варианты совершенствования

Необходима инициатива по искоренению недостатков лидера и специалист (инициатор-исполнитель). Если появляется кадровый отдел или менеджер по персоналу, это значит, что компания выросла и, возможно, будет расти дальше.

1. Первое, что потребуется — это откровенный разговор с самим лидером и его готовность трезво обсудить ситуацию.

2. Затем – надо попытаться построить "ролевую" культуру. Для этого – создание конкретных объективных "стандартов" оценки работы людей. Тогда вместо субъективного мнения лидера или начальника, у них появляются объективные критерии для оценки своей деятельности.

3. Необходимо учитывать, что те, кто имел привилегированное положение из-за близости к власти, а не благодаря выдающимся талантам, могут пострадать от таких нововведений, а, следовательно, будут активно сопротивляться. Но, в конце концов, если компания хочет расти (т.е. сам ее лидер к этому стремится), им придется смириться или уйти.

4. Другие шаги, которые вы можете предпринять в этой ситуации — это повлиять на климат в коллективе уже при подборе новых работников. Вместо того чтобы выбирать людей только по образованию или опыту, надо научиться оценивать характер по признакам определенной смелости, а не послушания.

2. "Ролевая культура"

Варианты совершенствования

Гл. вариантом является разработка критериев оценки деятельности людей, сосредоточенных на достижениях → следует вводить понятия ПРОЕКТОВ, а не только текучки:

§ Работников необходимо оценивать по инициативе и разработке планов проектов.

§ Их также оценивают на основе результата цели проекта в запланированный срок по спланированным ими же самими проектам.

§ Необходимо создать творческую конкуренцию.

§ Главное - в корпоративную культуру данной орг-ции должно внедрится понятие общего ДОСТИЖЕНИЯ, и оно должно стать частью оценки персонала.

3. " Культура задачи " - культура, сориентированная на реализацию проектов. Культура достижений.

Варианты совершенствования

1. Критический взгляд на себя, т.е. необходимо создать условия, в которых люди могут оценить себя нестандартно со стороны (посмеяться над собой). Например, типы праздников, в которых есть возможность отнестись к себе с юмором.

2. Поощрение участия в мероприятиях, проводимых вне компании (расширение кругозора сотрудников).

3. Потенциальная изоляция организации из-за духа "элитарности" можно быть ликвидирована посредством подбора персонала. Для этого можно подбирать сотрудников, которые имеют сильные стороны, но совсем другого качества. Это должно привнести в организацию свежую струю (взгляд со стороны).

4. " Культура личности".

Ответ на негативные стороны такой культуры может быть похожим на ответ на культуру "власти".

1. Это — усиление объективных показателей оценки сотрудников, которые должны иметь формально установленную форму, т.е. критерии оценки исходя из стратегических целей орг-ции.

2. Усиление ролей таким образом, чтобы работники научились не путать дружбу и служебные обязательства.

3. Четкое разделение неформальных и рабочих отношений, которое помогло бы создать справедливую среду.

4. "Уравниловка" дисциплинарных требований, т.е. ко всем в равной мере, тогда сравнительная суровость их применения не будет восприниматься негативно.

 

 

Вопрос № 12: Культура корпоративных мероприятий

Особенности проведения корпоративных торжеств. Виды корпоративных торжеств и информационные поводы для них. Внешний корпоративный праздник. Внутренний праздник. Задачи, места и форматы проведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...