Цензии на право пользоваться недрами.
Сбор за участие в конкурсе вносится всеми участниками и является одним из условий регистрации заявки. Размер сбора определяется на основе подсчета затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), подготовку, оформление и регистрацию лицензии на пользование недрами. Данный вид платежей направляется в органы, выдающие лицензии. Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности акватории, а также с учетом инфраструктурной освоенности (наличия навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений) района работ. Плательщиками являются недропользователи дна территориального моря, осуществляющие поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и пользование недрами в иных целях. Размер платежей устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна, при согласовании их с природоохранными органами. Порядок и условия взимания данных платежей устанавливаются Правительством РФ. Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в границах территориального моря (12-мильной зоны) перечисляются в региональный бюджет (60 %) и в федеральный (40 %). Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в пределах морской экономической зоны (200- мильной зоны) поступают полностью в федеральный бюджет. К недостаткам существующей системы платежей за недра следует отнести - 1) несоответствие платы за право пользования недрами рентному доходу, создаваемому в результате использования минеральных ресурсов (плата установлена ниже рентной оценки, особенно по нефти и газу);
2) перечисление в федеральный бюджет меньшей доли платежей по сравнению с нижестоящими бюджетами (за исключением углеводородного сырья); 3) доля использования собранных средств от платы на воспроизводство минерально-сырьевой базы на рекультивацию земель не определена, в результате затраты на рекультивацию незначительны (не более 0,02 % ВВП).
В настоящее время в связи с развитием в России инвестиционной деятельности отношения в области недропользования (поиск, разведка и добыча минерального сырья, раздел произведённой продукции, ее транспортировка, обработка, хранение, переработка, использование, реализация) регулируются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» (1995). Согласно этому Закону, инвестор, заключивший соглашение о разделе продукции, уплачивает государству следующие платежи: - разовые платежи (бонусы) при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата, установленные в соответствии с условиями соглашения; - ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), установленные за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико - географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска; - регулярные платежи (рояльти), установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции и уплачиваемые инвестором в денежной или натуральной форме (как часть добытого сырья). При этом инвестор освобождается от всех других платежей за пользование недрами. Плата за воду была введена в 1982г. на основе затратного метода. Эта оплата за забор воды промышленными предприятиями по установленным тарифам. В основе величины тарифов - затраты на подготовку воды и транспортировку ее до пользователя, при этом игнорируется такой фактор, как дефицитность воды на конкретной территории. При этом методе расчета платы повторно используемая вода обходится предприятию значительно дороже, чем свежая. Это обстоятельство, в частности, делало невыгодным для предприятия создание замкнутых (оборотных) систем водоснабжения.
Кроме того, для промышленных предприятий были введены лимиты потребления воды и штрафные санкции за сверхнормативные забор воды (штрафные выплаты в 5 раз превышали размер базовых тарифов). Тарифы постоянно пересматривались в сторону повышения, но их роль в снижении водопотребления была незаметна. В бюджете области плата за воды составляла до недавнего времени в среднем не более 0,02 % доходной части бюджета. В настоящее время согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» конкретные ставки платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, определяются законами республик в составе РФ или решением органов государственной власти краев и областей. До установления на местах новых тарифов взимание указанной платы регулируется прейскурантом № 03-03 «Тарифы на воду забираемую из водохозяйственных систем (поверхностные и подземные источники)», утвержденным постановлением Госкомцен СССР от 14.10.88 № 551. Федеральным законом РФ «О федеральном бюджете на 1997г.» рекомендуется применять действующие на 31 декабря 1996г. тарифы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, с коэффициентом 1,2. Критерием определения плательщиков является отнесение предприятия к отрасли «Промышленность» в соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Многоотраслевые предприятия вносят плату только за объем воды, использованной для промышленной деятельности, если они ведут раздельный учет использования воды для промышленной и иных видов деятельности. При отсутствии такого учета плата производится за весь объем забираемой воды. В целях рационального использования забираемой промышленными предприятиями воды определяются месячные лимиты забора воды. Они счисляются в пределах годового лимита, установленного органами по регулированию использования вод с учетом проектных материалов и производственных планов. В течение года промышленные предприятия могут корректировать месячные лимиты (только на предстоящие месяцы) забора воды в пределах годового лимита.
Объем забора воды отражается в форме отчетности 2-ТП (вод.хоз.). Размер платы при безвозвратном водопотреблении определяется исходя из средневзвешенного тарифа платы за воду из водохозяйственных систем (поверхностных и подземных источников) с применением повышающего коэффициента 1,25. Плата за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с постановлением Правительства России от 01.07.95 № 661. Не платят промышленные предприятия за подземные лечебные минеральные и теплоэнергетические воды (в основном это воды добываемые из источников, расположенных на территории Камчатской области). Кроме того, не вносится плата в бюджет за подземные промышленные воды, используемые в качестве сырья для извлечения содержащихся в них полезных
Рис. 4.3.1. Платежи за водные ресурсы *Предусмотренные Водным кодексом
ископаемых. Основанием для этого является письмо Минфина РСФСР от 27.05.91 №16/111 «Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду». При несвоевременном внесении платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем взимается пеки в размере 0,3% неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа. Данный размер пени применяется при несвоевременной уплате всех видов платежей за пользование водными ресурсами Помимо рассмотренного выше вида платы — платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в настоящее время взимаются следующие виды платежей, связанные с использованием водных ресурсов (рис. 4.3.1.): ¨ платежи за пользование недрами по подземным водам; ¨ отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам;
¨ плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водные объекты. Кроме того, Водным кодексом Российской Федерации от 16 ноября 1995 года No 167-Ф3 предусмотренное введение следующих платежей: ¨ платы за пользование водными объектами (водный налог); ¨ платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов; ¨ сбор за выдачу лицензий на водопользование. Рассмотрим более подробно отдельные виды платежей за воду. Платежи за пользование недрами по подземным водам. Порядок и условия взимания платежей устанавливаются в лицензиях на пользование недрами. Плательщиками платежей за недра по подземной воде являются все юридические лица независимо от форм собственности, которые пользуются недрами на территории Российской Федерации. Предельные уровни регулярных платежей за права на добычу подземных, пресных вод установлены постановлением Правительства Российской Федерации № 828 в размере 2—8% от стоимости добытого сырья. Размеры указанных платежей по минеральным водам устанавливаются субъектами Российской Федерации. Расчет данного вида платежа ведется с учетом сверхнормативных потерь при добыче подземных вод. Однако система нормирования потерь при добыче подземных вод не отработана. В связи с этим водопользователи скрывают фактические объемы потерь с целью сокращения размера вносимого в бюджет платежа. Платежи за право на добычу подземных вод, согласно Водному кодексу (ст. 124), направляются в бюджеты разного уровня в следующем соотношении: федеральный бюджет — 40%; бюджет субъекта Российской Федерации - 60%. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам. Размеры данных отчислений в соответствии с Федеральным законом “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” определяются исходя из стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного и фактически добытых полезных ископаемых, и установленных настоящим Законом ставок отчислений (по пол земным водам в размере 5%). При этом необходимо сказать, что первым товарным продуктом является вода, приведенная в соответствие с стандартами, техническими условиями на продуктом предприятия. Это вода, прошедшая первичную обработку (обезжелезивание, хлорирование, фторирование и другие операции по доведению воды до норм ГОСТа), либо добытая вода без первичной подработки, соответствующая по качеству требованиям технологии добычи. Порядок распределения отчислений между бюджетами разного уровня следующий; часть отчислений в соответствии с Законом “О недрах” поступает в федеральный бюджет, часть — в. бюджет субъекта, из которых часть оставляется предприятию для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ. Эти часть; определяются Министерством природных ресурсов России (МПР РФ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Минэкономики России.
Часть отчислений, оставляемых в распоряжении субъектов Российской Федерации, предназначена для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр. Освобождаются от отчислений те пользователи недр, которые осуществляют за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых. Развитие действующей системы платежей за пользование водными ресурсами связано с подтверждениям необходимости платности пользования водными объектами и введением системы платежей, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации: водного налога и платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог. Плательщиками водного налога являются граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование. Эти платежи имеют форму регулярных взносов. Дифференцированные размеры платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По платежам, связанным с пользованием водными объектами, федеральным законом установлены льготы. Плата за пользование водными объектами не взимается со специально уполномоченного государственного органа управления использования и охраной водного фонда и с подведомственныхему организаций. Кроме того, льгот устанавливаются отдельным категориям водопользователей (например, государственным организациям, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере). Водный налог поступает в федеральный (40%) и региональные бюджеты (60%). В настоящее время порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объекта’ ми, а также базовые ставки платы за пользование водными объектами разрабатываются Министерством при родных ресурсов РФ. Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за: ¨ изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита; ¨ сверхлимитное изъятие воды; ¨ использование водных объектов без изъятия воды соответствии с условиями лицензии на водопользование; ¨ сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов. Плата поступает в федеральный (40%) и региональные (60%) бюджеты При этом плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановлении охраны водных объектов. Плата, поступающая в бюджет субъектов Российской Федерации, используется дня финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов Средства федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов, а также средства, поступающие в бюджеты субъектов РФ, используются для: ¨ реализации федеральных и территориальных государственных программ использования, восстановления и охраны водных объектов; ¨ финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов; ¨ защиты от вредного воздействия вод; ¨ осуществления научно-исследовательских и проектных работ; ¨ для иных целей, связанных с рациональным использованием, восстановлением и охраной водных объектов. Порядок расходования средств федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов определяется Правительством Российской Федерации. Сбор за выдачу лицензий на водопользование установлен законодательством и взимается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Размер сбора определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование водными объектами, организационных расходов, связанных с выдачей лицензии. В настоящее время в связи с введением Водного кодекса утверждены Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование, разрабатывается порядок взимания платы, связанной с пользованием водными объектами. По оценкам специалистов, сумма платы, связанной с пользованием водными объектами (водный налог и охрану водных объектов), может составить значительную часть всех платежей при пользовании природными ресурсами. Плата за лесные ресурсы. В соответствии с Федеральным законом “Лесной кодекс” (1997) установлены следующие виды платежей за пользование лесным фондом: ¨ лесные подати, ¨ арендная плата. Основой определения размеров платежей за пользование лесным фондом являются данные государственного лесного кадастра. Лесные подати — это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Лесные подати взимаются в форме разовых или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока действия лицензии. Плательщиками являются все лесопользователи, кроме арендаторов. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесных ресурсов (по отдельным видам лесопользования за гектар участков лесного фонда). Эта процедура находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ при согласовании с территориальными органами федеральных органов управления лесным хозяйством. Ставки лесных податей могут быть установлены по результатам лесного аукциона. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливает Правительство России Минимальные ставки состоят из минимальных ставок для основных лесных пород (сосна, ель, дуб, кедр, береза, осина, тополь, ольха и др.), дифференцированных по лесотаксовым районам, и минимальных ставок для неосновных лесных пород (самшит, тис. каштан, платан и др.), дифференцированных по лесотаксовым поясам Размер всех минимальных ставок (тысяч рублей за одинплотный кубометр древесины) дифференцирован в зависимости от следующих показателей: ¨ группы лесных пород; ¨ вида древесины: деловая и дровяная, ¨ размера деловой древесины: крупная, средняя, мелкая; ¨ расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам). Арендная плата взимается при аренде (временном пользовании) участков лесного фонда. Размер платы определяется на основе ставок лесных податей. Размер платы, порядок, условия и сроки ее внесения устанавливаются в договоре аренды участка лесного фонда. Лесные подати и арендная плата в размере минимальных ставок платы за древесину на корню поступают в федеральный бюджет (40%) и региональные бюджеты 60%). Использование собранных средств осуществляется в следующем порядке: ¨ из бюджетов субъектов Федерации часть средств поступает соответствующим территориальным органам управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов по нормативам, которые установлены этими органами, ¨ другая часть арендной платы и лесных податей поступает лесхозам и используется для нужд лесного хозяйства. Льготы по платежам за пользование лесным фондом предусмотрены в виде освобождения от платежей отдельных категорий плательщиков — участников лесных отношений, которые осуществляют пользование лесным фондом для собственных нужд: участники Великой Отечественной войны, граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны; инвалиды 1-й и 2-й групп; пенсионеры, проживающие в сельской местности; лица, пострадавшие от стихийных бедствий; вынужденные переселенцы; крестьянские (фермерские) хозяйства; представителикоренных малочисленных народов. Объемы собственных нужд устанавливаются в соответствии с нормативами, утвержденными органами государственной власти субъектов Федерации. Развитие существующей системы платежей за лесные ресурсы связано с закреплением на региональном уровне лесного налога, который будет единственным налогом, выплачиваемым всеми предприятиями и физическими лицами, осуществляющими все виды пользования лесным фондом Российской Федерации. Размер данного налога определяется исходя из объема сырьевых ресурсов, фактически изъятых или подлежащих безусловному изъятию; либо исходя из площади предоставленного в пользование участка лесного фонда, а при аренде участка лесного фонда исходя из объема лесосырьевых ресурсов, которые могут быть изъяты при использовании этого участка в соответствии с условиями аренды. Плата за ресурсы животного мира. Система платежей за пользование животным миром согласно Федеральному закону “О животном мире” (1995) включает: ¨ плату за пользование животным миром, ¨ штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром. Плата за пользование животным миром включает плату за лицензию на отстрел диких животных. Размер платы не завит от результатов охоты. Этот вид платежа несет функции воспроизводства. Размер платы устанавливается местными органами. Плата поступает в федеральный (40%) и региональный бюджет (60%). Сбор за выдачу лицензии на пользование животным миром поступает на счет специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром полностью поступает в региональные бюджеты. Использование средств, поступивших в бюджеты, происходит по следующим направлениям: ¨ на реализацию федеральных и территориальны: программ, ¨ на мероприятия по комплексному использованию охране и воспроизводству объектов животного мира, и: защиту от вредного воздействия, ¨ ведение государственного мониторинга ресурсов животного мира, ¨ научно-исследовательские работы. Для отдельных категорий пользователей устанавливаются льготы. Однако данным Законом не был определен конкретным экономический механизм взимания вышеназванных платежей. В настоящее время постановлением Правительства РФ от 29.09.97 № 1251 “О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах утверждены только предельные размеры платы и только по видам животного мира, отнесенным к объектам охоты. В данном постановленною определено, что за плат в пользование предоставляются и другие ресурсы животного мира: ¨ отнесенные к объектам рыболовства; ¨ принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу России; ¨ не отнесенные к объектам охоты и рыболовства: не принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу России. Размеры платежей -за пользование этими видам: животного мира должны быть разработаны в соответствии с данным постановлением Минсельхозпрода России и Госкомэкологии России. Предусматривается, что конкретные размеры плат; за пользование объектами животного мира должны определяться органами исполнительной власти субъекте Российской Федерации с учетом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утверждаемых Правительством РФ. Таким образом, в настоящее время не утверждены все необходимые документы для введение в действие системы платежей за пользование объектами животного мира и ставки платы за различные виды пользования животным миром находятся в стадии методической разработки. Размер разрабатываемого платежа должен учитывать не только ценность изъятого объекта, но и стимулировать его рациональное использование с целью сохранения необходимого потенциала видов животных для их дальнейшего воспроизводства. В проектных документах предлагается, в частности, установить ставки платы, исходя из затрат на охрану и воспроизводство объектов животного мира, а при сверхлимитном и нерациональном пользовании объектами животного мира ставки платы, установленные в лицензии, увеличить в 10 раз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|