Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цензии на право пользоваться недрами.




Сбор за участие в конкурсе вносится всеми участниками и является одним из условий регистрации заявки. Размер сбора определяется на основе подсчета затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), подготовку, оформление и регистрацию лицензии на пользование недрами. Данный вид платежей направляется в органы, выдающие лицензии.

Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности акватории, а также с учетом инфраструктурной освоенности (наличия навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений) района работ.

Плательщиками являются недропользователи дна территориального моря, осуществляющие поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и пользование недрами в иных целях.

Размер платежей устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна, при согласовании их с природоохранными органами.

Порядок и условия взимания данных платежей устанавливаются Правительством РФ.

Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в границах территориального моря (12-мильной зоны) перечисляются в региональный бюджет (60 %) и в федеральный (40 %).

Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в пределах морской экономической зоны (200- мильной зоны) поступают полностью в федеральный бюджет.

К недостаткам существующей системы платежей за недра следует отнести -

1) несоответствие платы за право пользования недрами рентному доходу, создаваемому в результате использования минеральных ресурсов (плата установлена ниже рентной оценки, особенно по нефти и газу);

2) перечисление в федеральный бюджет меньшей доли платежей по сравнению с нижестоящими бюджетами (за исключением углеводородного сырья);

3) доля использования собранных средств от платы на воспроизводство минерально-сырьевой базы на рекультивацию земель не определена, в результате затраты на рекультивацию незначительны (не более 0,02 % ВВП).

 

В настоящее время в связи с развитием в России инвестиционной деятельности отношения в области недропользования (поиск, разведка и добыча минерального сырья, раздел произведённой продукции, ее транспортировка, обработка, хранение, переработка, использование, реализация) регулируются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» (1995).

Согласно этому Закону, инвестор, заключивший соглашение о разделе продукции , уплачивает государству следующие платежи :

- разовые платежи (бонусы) при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата, установленные в соответствии с условиями соглашения;

- ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), установленные за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико - географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска;

- регулярные платежи (рояльти), установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции и уплачиваемые инвестором в денежной или натуральной форме

( как часть добытого сырья).

При этом инвестор освобождается от всех других платежей за пользование недрами.

Плата за воду была введена в 1982г. на основе затратного метода. Эта оплата за забор воды промышленными предприятиями по установленным тарифам. В основе величины тарифов - затраты на подготовку воды и транспортировку ее до пользователя , при этом игнорируется такой фактор, как дефицитность воды на конкретной территории . При этом методе расчета платы повторно используемая вода обходится предприятию значительно дороже, чем свежая . Это обстоятельство, в частности, делало невыгодным для предприятия создание замкнутых ( оборотных ) систем водоснабжения .

Кроме того, для промышленных предприятий были введены лимиты потребления воды и штрафные санкции за сверхнормативные забор воды

(штрафные выплаты в 5 раз превышали размер базовых тарифов). Тарифы постоянно пересматривались в сторону повышения , но их роль в снижении водопотребления была незаметна . В бюджете области плата за воды составляла до недавнего времени в среднем не более 0,02 % доходной части бюджета .

В настоящее время согласно Закону РФ « Об основах налоговой системы

РФ » конкретные ставки платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, определяются законами республик в составе РФ или решением органов государственной власти краев и областей. До установления на местах новых тарифов взимание указанной платы регулируется прейскурантом № 03-03 « Тарифы на воду забираемую из водохозяйственных систем ( поверхностные и подземные источники ) » , утвержденным постановлением Госкомцен СССР от 14.10.88 № 551 .

Федеральным законом РФ « О федеральном бюджете на 1997г. » рекомендуется применять действующие на 31 декабря 1996г. тарифы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, с коэффициентом 1,2 .

Критерием определения плательщиков является отнесение предприятия к отрасли «Промышленность» в соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Многоотраслевые предприятия вносят плату только за объем воды, использованной для промышленной деятельности, если они ведут раздельный учет использования воды для промышленной и иных видов деятельности. При отсутствии такого учета плата производится за весь объем забираемой воды .

В целях рационального использования забираемой промышленными предприятиями воды определяются месячные лимиты забора воды. Они счисляются в пределах годового лимита , установленного органами по регулированию использования вод с учетом проектных материалов и производственных планов . В течение года промышленные предприятия могут корректировать месячные лимиты (только на предстоящие месяцы) забора воды в пределах годового лимита .

Объем забора воды отражается в форме отчетности 2-ТП ( вод.хоз. ) .

Размер платы при безвозвратном водопотреблении определяется исходя из средневзвешенного тарифа платы за воду из водохозяйственных систем (поверхностных и подземных источников) с применением повышающего коэффициента 1,25 .

Плата за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с постановлением Правительства России от 01.07.95 № 661 .

Не платят промышленные предприятия за подземные лечебные минеральные и теплоэнергетические воды (в основном это воды добываемые из источников, расположенных на территории Камчатской области). Кроме того, не вносится плата в бюджет за подземные промышленные воды, используемые в качестве сырья для извлечения содержащихся в них полезных

 

 

 


Рис. 4.3.1. Платежи за водные ресурсы

*Предусмотренные Водным кодексом

 

ископаемых. Осно­ванием для этого является письмо Минфина РСФСР от 27.05.91 №16/111 «Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду». При несвоевременном внесении платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем взимается пеки в размере 0,3% неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа . Данный раз­мер пени применяется при несвоевременной уплате всех видов платежей за пользование водными ресурсами Помимо рассмотренного выше вида платы — платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в настоящее время взимаются следующие виды платежей, связанные с использовани­ем водных ресурсов (рис. 4.3.1.):

¨ платежи за пользование недрами по подземным водам;

¨ отчисления на воспроизводство минерально-сырь­евой базы по подземным водам;

¨ плата за сброс загрязняющих веществ, размеще­ние отходов в водные объекты.

Кроме того, Водным кодексом Российской Федера­ции от 16 ноября 1995 года No 167-Ф3 предусмотренное введение следующих платежей:

¨ платы за пользование водными объектами (вод­ный налог);

¨ платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов;

¨ сбор за выдачу лицензий на водопользование. Рассмотрим более подробно отдельные виды плате­жей за воду.

Платежи за пользование недрами по подземным во­дам. Порядок и условия взимания платежей устанавли­ваются в лицензиях на пользование недрами. Платель­щиками платежей за недра по подземной воде являются все юридические лица независимо от форм собственнос­ти, которые пользуются недрами на территории Россий­ской Федерации.

Предельные уровни регулярных платежей за права на добычу подземных, пресных вод установлены поста­новлением Правительства Российской Федерации № 828 в размере 2—8% от стоимости добытого сырья. Размеры указанных платежей по минеральным водам устанавли­ваются субъектами Российской Федерации.

Расчет данного вида платежа ведется с учетом сверх­нормативных потерь при добыче подземных вод. Однако система нормирования потерь при добыче подземных вод не отработана. В связи с этим водопользователи скрывают фактические объемы потерь с целью сокраще­ния размера вносимого в бюджет платежа.

Платежиза право на добычу подземных вод, соглас­но Водному кодексу (ст. 124), направляются в бюджеты разного уровня в следующем соотношении: федераль­ный бюджет — 40%; бюджет субъекта Российской Федерации - 60%.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам. Размеры данных отчислений в соответствии с Федеральным законом “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” определяются исходя из стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного и фактически добытых полезных ископаемых, и установленных настоящим Законом ставок отчислений (по пол земным водам в размере 5%).

При этом необходимо сказать, что первым товарным продуктом является вода, приведенная в соответствие с стандартами, техническими условиями на продуктом предприятия. Это вода, прошедшая первичную обработку (обезжелезивание, хлорирование, фторирование и другие операции по доведению воды до норм ГОСТа), либо добытая вода без первичной подработки, соответствующая по качеству требованиям технологии добычи.

Порядок распределения отчислений между бюджетами разного уровня следующий; часть отчислений в соответствии с Законом “О недрах” поступает в федеральный бюджет, часть — в. бюджет субъекта, из которых часть оставляется предприятию для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ. Эти часть; определяются Министерством природных ресурсов Рос­сии (МПР РФ), органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации и Минэкономики России.

Часть отчислений, оставляемых в распоряжении субъектов Российской Федерации, предназначена для целевого финансирования работ по воспроизводству ми­нерально-сырьевой базы в соответствии с территори­альными программами геологического изучения недр.

Освобождаются от отчислений те пользователи недр, которые осуществляют за счет собственных средств по­иск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запа­сов полезных ископаемых.

Развитие действующей системы платежей за поль­зование водными ресурсами связано с подтверждениям необходимости платности пользования водными объек­тами и введением системы платежей, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации: водного нало­га и платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов.

Водный налог. Плательщиками водного налога явля­ются граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование.

Эти платежи имеют форму регулярных взносов. Дифференцированные размеры платы устанавлива­ются органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

По платежам, связанным с пользованием водными объектами, федеральным законом установлены льготы. Плата за пользование водными объектами не взимается со специально уполномоченного государственного органа управления использования и охраной водного фонда и с подведомственныхему организаций. Кроме того, льгот устанавливаются отдельным категориям водопользователей (например, государственным организациям, осу­ществляющим свою деятельность в социальной сфере).

Водный налог поступает в федеральный (40%) и регио­нальные бюджеты (60%).

В настоящее время порядок установления и взима­ния платы, связанной с пользованием водными объекта’ ми, а также базовые ставки платы за пользование водными объектами разрабатываются Министерством при родных ресурсов РФ.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за:

¨ изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;

¨ сверхлимитное изъятие воды;

¨ использование водных объектов без изъятия воды соответствии с условиями лицензии на водопользование;

¨ сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов.

Плата поступает в федеральный (40%) и региональные (60%) бюджеты При этом плата, поступающая в федеральный бюджет, направляется на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановлении охраны водных объектов. Плата, поступающая в бюджет субъектов Российской Федерации, используется дня финансирования мероприятий по рациональному ис­пользованию, восстановлению и охране водных объектов

Средства федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов, а также средства, поступающие в бюджеты субъектов РФ, ис­пользуются для:

¨ реализации федеральных и территориальных го­сударственных программ использования, восстановле­ния и охраны водных объектов;

¨ финансирования мероприятий по рационально­му использованию, восстановлению и охране водных объектов;

¨ защиты от вредного воздействия вод;

¨ осуществления научно-исследовательских и про­ектных работ;

¨ для иных целей, связанных с рациональным ис­пользованием, восстановлением и охраной водных объектов.

Порядок расходования средств федерального целе­вого бюджетного фонда восстановления и охраны вод­ных объектов определяется Правительством Российской Федерации.

Сбор за выдачу лицензий на водопользование уста­новлен законодательством и взимается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Размер сбора определяется исходя из расходов на экс­пертизу заявок на пользование водными объектами, ор­ганизационных расходов, связанных с выдачей лицензии.

В настоящее время в связи с введением Водного ко­декса утверждены Правила предоставления в пользова­ние водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водопользование, разрабатывается порядок взимания платы, связанной с пользованием водными объектами. По оценкам специалистов, сумма платы, связанной с пользованием водны­ми объектами (водный налог и охрану водных объектов), может составить значительную часть всех платежей при пользовании природными ресурсами.

Плата за лесные ресурсы.В соответствии с Феде­ральным законом “Лесной кодекс” (1997) установлены следующие виды платежей за пользование лесным фондом:

¨ лесные подати,

¨ арендная плата.

Основой определения размеров платежей за пользо­вание лесным фондом являются данные государствен­ного лесного кадастра.

Лесные подати— это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда.

Лесные подати взимаются в форме разовых или ре­гулярных платежей с начала пользования участком лес­ного фонда в течение всего срока действия лицензии.

Плательщиками являются все лесопользователи, кроме арендаторов.

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесных ресурсов (по отдельным видам лесопользования за гектар участков лесного фонда). Эта процедура нахо­дится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ при согласовании с территориальными органами федеральных органов управления лесным хо­зяйством. Ставки лесных податей могут быть установле­ны по результатам лесного аукциона.

Минимальные ставки платы за древесину, отпускае­мую на корню, устанавливает Правительство России Минимальные ставки состоят из минимальных ставок для основных лесных пород (сосна, ель, дуб, кедр, бере­за, осина, тополь, ольха и др.), дифференцированных по лесотаксовым районам, и минимальных ставок для неос­новных лесных пород (самшит, тис. каштан, платан и др.), дифференцированных по лесотаксовым поясам Размер всех минимальных ставок (тысяч рублей за одинплотный кубометр древесины) дифференцирован в за­висимости от следующих показателей:

¨ группы лесных пород;

¨ вида древесины: деловая и дровяная,

¨ размера деловой древесины: крупная, средняя, мелкая;

¨ расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам).

Арендная плата взимается при аренде (временном пользовании) участков лесного фонда.

Размер платы определяется на основе ставок лесных податей. Размер платы, порядок, условия и сроки ее вне­сения устанавливаются в договоре аренды участка лес­ного фонда.

Лесные подати и арендная плата в размере мини­мальных ставок платы за древесину на корню поступа­ют в федеральный бюджет (40%) и региональные бюд­жеты 60%).

Использование собранных средств осуществляется в следующем порядке:

¨ из бюджетов субъектов Федерации часть средств поступает соответствующим территориальным органам управления лесным хозяйством на финансирование рас­ходов на воспроизводство лесов по нормативам, которые установлены этими органами,

¨ другая часть арендной платы и лесных податей поступает лесхозам и используется для нужд лесного хозяйства.

Льготы по платежам за пользование лесным фондом предусмотрены в виде освобождения от платежей от­дельных категорий плательщиков — участников лес­ных отношений, которые осуществляют пользование лесным фондом для собственных нужд: участники Ве­ликой Отечественной войны, граждане, на которых за­конодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны; инва­лиды 1-й и 2-й групп; пенсионеры, проживающие в сельс­кой местности; лица, пострадавшие от стихийных бедст­вий; вынужденные переселенцы; крестьянские (фермерские) хозяйства; представителикоренных малочисленных народов.

Объемы собственных нужд устанавливаются в соот­ветствии с нормативами, утвержденными органами го­сударственной власти субъектов Федерации.

Развитие существующей системы платежей за лес­ные ресурсы связано с закреплением на региональном уровне лесного налога, который будет единственным на­логом, выплачиваемым всеми предприятиями и физи­ческими лицами, осуществляющими все виды пользова­ния лесным фондом Российской Федерации.

Размер данного налога определяется исходя из объ­ема сырьевых ресурсов, фактически изъятых или под­лежащих безусловному изъятию; либо исходя из площа­ди предоставленного в пользование участка лесного

фонда, а при аренде участка лесного фонда исходя из объема лесосырьевых ресурсов, которые могут быть изъяты при использовании этого участка в соответствии с условиями аренды.

Плата за ресурсы животного мира. Система плате­жей за пользование животным миром согласно Феде­ральному закону “О животном мире” (1995) включает:

¨ плату за пользование животным миром,

¨ штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Плата за пользование животным миром включает плату за лицензию на отстрел диких животных. Размер платы не завит от результатов охоты. Этот вид платежа несет функции воспроизводства. Размер платы устанавливается местными органами. Плата поступает в федеральный (40%) и региональ­ный бюджет (60%).

Сбор за выдачу лицензии на пользование животным миром поступает на счет специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регули­рованию использования объектов животного мира и сре­ды их обитания.

Штрафы за сверхлимитное и нерациональное поль­зование животным миром полностью поступает в регио­нальные бюджеты.

Использование средств, поступивших в бюджеты, происходит по следующим направлениям:

¨ на реализацию федеральных и территориальны: программ,

¨ на мероприятия по комплексному использованию охране и воспроизводству объектов животного мира,и:защиту от вредного воздействия,

¨ ведение государственного мониторинга ресурсов животного мира,

¨ научно-исследовательские работы. Для отдельных категорий пользователей устанавливаются льготы.

Однако данным Законом не был определен конкретным экономический механизм взимания вышеназванных платежей. В настоящее время постановлением Правительства РФ от 29.09.97 № 1251 “О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах утверждены только предельные размеры платы и только по видам животного мира, отнесенным к объектам охоты. В данном постановленною определено, что за плат в пользование предоставляются и другие ресурсы животного мира:

¨ отнесенные к объектам рыболовства;

¨ принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу России;

¨ не отнесенные к объектам охоты и рыболовства : не принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу России.

Размеры платежей -за пользование этими видам: животного мира должны быть разработаны в соответствии с данным постановлением Минсельхозпрода России и Госкомэкологии России.

Предусматривается, что конкретные размеры плат; за пользование объектами животного мира должны определяться органами исполнительной власти субъекте Российской Федерации с учетом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утверждаемых Правительством РФ.

Таким образом, в настоящее время не утверждены все необходимые документы для введение в действие системы платежей за пользование объектами животного мира и ставки платы за различные виды пользования животным миром находятся в стадии методической разработки. Размер разрабатываемого платежа должен учитывать не только ценность изъятого объекта, но и стимулировать его рациональное использование с целью сохранения необходимого потенциала видов животных для их дальнейшего воспроизводства.

В проектных документах предлагается, в частности, установить ставки платы, исходя из затрат на охрану и воспроизводство объектов животного мира, а при сверх­лимитном и нерациональном пользовании объектами животного мира ставки платы, установленные в лицен­зии, увеличить в 10 раз.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.