Природопользования в России
Кадастры природных ресурсов Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике. Кадастр природных ресурсов — это систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей, характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны. Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров: 1) государственную регистрацию природопользователей; 2) количественной учет природных ресурсов; 3) бонитировку природных ресурсов; 4) экономическую оценку природных ресурсов. Основными принципами формирования этой системы являются обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала. Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов, которая представляет собой выявление и периодический учет количества, качества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов. В практике имеют место следующие виды кадастров природных ресурсов: ¨ земельный кадастр — свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель, включает данные регистрации землепользователей, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;
¨ водный кадастр — систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях; ¨ лесной кадастр — систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда; ¨ кадастр месторождений полезных ископаемых — свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки месторождения, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых; ¨ промысловый кадастр — свод данных о тех или иных объектах промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия; к промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов. Кроме того, создан кадастр особо охраняемых территорий, содержащий сведения о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках). К кадастрам следует отнести Красную книгу — список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов, а также Зеленую книгу — свод данных о редких, исчезающих и типичных растительных сообществах, нуждающихся в особой охране. Кадастры составляются на основе данных государственного учета, порядок которого устанавливается Правительством РФ. Порядок организации, ведения и финансирования кадастров регулируется законодательствами РФ и субъектов РФ. Наиболее разработанными являются земельный и водный кадастры. Основные проблемы существующей системы отраслевых ресурсных кадастров заключаются в следующем:
1) обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне; 2) требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий; 3) несопоставимость отраслевых кадастров по содержанию, кругу показателей, отсутствие оценок эффективности использования конкретного ресурса. Новый элемент кадастрового учета — комплексный территориальный кадастр природных ресурсов (КТКПР) призван преодолеть указанные недостатки. Кроме того, КТКПР должен содержать в себе дополнительную систему сведений: ¨ о правовом режиме природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала в целом, ¨ о распределении природных ресурсов по собственности, пользователям и арендаторам, составу природно-ресурсного потенциала, его количественным и качественным характеристикам, включая ценность природных ресурсов. Особое место в КТКПР занимает количественная оценка природно-ресурсного потенциала, поскольку природно-ресурсный потенциал любой территории является основой ее экономического развития, позволяя решать текущие и долгосрочные задачи по выходу из социально-экономического и экологического кризиса. Целью КТКПР является обеспечение органов государственной власти и управления достоверной информацией и средствами контроля, необходимыми для обеспечения рационального природопользования и охраны природно-ресурсного потенциала региона. Ведение КТКПР включает сбор, учет, обработку, анализ и выдачу природно-кадастровой информации. Таким образом, КТКПР можно рассматривать в двух аспектах: 1) как банк территориально организованных данных о природно-ресурсном потенциале конкретной территориально-административной единицы и экологической ситуации на определенный момент; 2) как автоматизированную систему сопоставления этих данных, обосновывающую принятие конкретных решений в сфере управления природопользованием. КТКПР дает возможность производственным предприятиям получить необходимую информацию для принятия хозяйственных решений, связанных с предполагаемым использованием природных ресурсов данной территории.
Создание системы кадастров является фундаментальной проблемой в деле совершенствования управления хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям возможно при исчерпывающей и комплексной информации, предоставляемой в удобной и концентрированной форме. Планирование. экологические программы
Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды» (1991) планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственных экологических, программ (ст. 17 п. 1). Под экологической программой понимается увязанный по ресурсам, срокам осуществления, исполнителям комплекс мероприятий (научно-исследовательского, производственного, социально-экономического, природоохранного, организационно-хозяйственного характера), направленных на решение экологических проблем (использование природно-ресурсного потенциала; здоровье населения; сохранение генетической информации, природы, культуры и др. объектов; экологическое воспитание и образование и т. д.). Федеральные и региональные экологические программы являются важнейшим средством реализации государственной экологической политики. Рассмотрим более подробно их значение и содержание. 1. Федеральные целевые экологические программы формируются для решения крупных экологических проблем общегосударственного значения. Они характеризуются сложным комплексом мероприятий, проводимых в короткие сроки и требующих значительной концентрации ресурсов для их реализации. Такими проблемами могут быть: ¨ выполнение международных обязательств Российской Федерации по охране окружающей среды; ¨ охрана и рациональное использование конкретного вида природного ресурса на территории Российской Федерации;
¨ охрана особо ценных природных объектов федерального значения; ¨ оздоровление экологической обстановки в бассейнах морей и крупных речных систем; ¨ реабилитация зон чрезвычайной экологической ситуации (зон экологического бедствия); ¨ целевые экологические научно-технические программы. Программа включает: 1) содержание проблемы, которое вытекает из анализа ее исходного состояния; 2) структуру проблемы, включая круг потребителей, вопросы развития регионов и отраслей, участвующих в ее решении; 3) временные границы реализации программы, которые определяются на основе ретроспективного и перспективного развития проблемы, учитывая ее внешнеэкономические аспекты, связь с другими проблемами социального и экономического характера; 4) цели программы, которые формируются с учетом документов законодательно-нормативного характера*, ________________ * Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 464 «О Федеральной целевой программе «Внутренние водные пути России* на 1996— 2000 гг.». Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1996 г. №1120 «О дополнительных мерах по реализации Федеральной программы развития минерально-сырьевой базы РФ на 1994—2000 гг. и стабилизации геолого-разведочных работ». Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. № 11 «О Федеральной целевой программе «Мировой океан». 5) целевые показатели, которые необходимо достичь в ходе исполнения программы; 6) систему взаимоувязанных мероприятий (основа федеральной целевой экологической программы), обеспечивающих решение проблемы: научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, мониторинг, производственные и технологические мероприятия, строительство, нормативное и правовое обеспечение, реабилитация территорий и объектов, социальное развитие и медицинское оздоровление; 7) объемы финансирования программы (с выделением объемов капитальных вложений). Экологические федеральные целевые программы можно классифицировать по целям их организации на: ¨ межгосударственные, целью которых является реализация мер по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров (например, реализация Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении*); ¨ государственные, направленные на обеспечение экологической безопасности страны (например, о финансировании особо радиационно-опасных производств и объектов); ¨ межрегиональные, имеющие целью обеспечение экологической безопасности на территории ряда субъектов РФ (например, обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование ресурсов его бассейна);
¨ региональные, целью которых является улучшение экологической обстановки в одном регионе (например, радиационная реабилитация территории Уральского региона, оздоровление окружающей среды Кемеровской области). ¨ локальные, решающие вопросы принятия неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды в отдельных городах (например, Братске, Нижнем Тагиле). Затраты на федеральные целевые экологические программы включают стоимость разработки реализации программы. Они включают вложения как единовременного, так и текущего характера. В целом стоимость программы оценивается как совокупность прямых финансовых вложений собственно в мероприятия программы и ассигнований в сопряженные сферы для решения программных проблем. Финансовые ресурсы формируются из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, внебюджетных средств (средства предприятий) и пр.
_________________ · Постановление Правительства РФ от 01.07.95 № 670 «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении». В таблице 2 приведены наиболее крупные федеральные целевые программы на 1996—1997 гг., принятые к реализации*: Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|