Платежи за загрязнение окружающей среды.
Плата за загрязнение окружающей среды реализует принцип платности природопользования, а также принцип экономической ответственности за нарушение природоохранного законодательства и является одним из экономических методов управления в сфере природопользования. Формирование экономического механизма взимания платы за загрязнение окружающей среды следует рассматривать поэтапно. Основой современной системы платежей является методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба (1983) и методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства (1983). Согласно этим документам рассматривались два методических подходак расчетуплаты; ¨ первый подход — плата исходит из расчета суммы полного экономического ущерба, нанесенного в результате загрязнения окружающей среде (либо ущерба, нанесенного только в результате превышения установленных нормативов); ¨ второй подход — плата включает затраты на осуществление природоохранных мероприятий. Поскольку, как было отмечено выше (п, 3.3), определение экономического ущерба имеет ряд методических трудностей, предпочтение отдавалось второму подходу. Однако в целом методические разработки не имели практической значимости. Кроме того, до конца 80-х годов в России доминировал подход к загрязнению окружающей среды как преступной деятельности, которая устраняется путем применения жестких административных методов. В 1990 г. началось проведение экономического эксперимента по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования в 38 республиках, краях, областях и городах РФ. Цели эксперимента:
¨ отработка методических подходов к определению размеров и порядка взимания платы за загрязнение окружающей среды; ¨ определение фактических размеров платежей за загрязнение; ¨ определение источников выплат и направлений расходования собранных средств. Основные выводы эксперимента: 1) выявлена необходимость создания правовой основы экономического механизма взимания платы за загрязнение; 2) создана система внебюджетных экологических фондов, которые аккумулировали средства от поступления платежей; 3) предприятия стали утверждать нормативы воздействия на окружающую среду— ПДВ (НДС), а также находить средства на проведение природоохранных мероприятий Следующий этап развития экономического механизма введения платежей за загрязнение связан с утверждением нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в 1991 г. В методике определения нормативов платы были заложены следующие принципы: ¨ плата должна носить единый межотраслевой характер (вне зависимости от отраслевой принадлежности предприятия); ¨ плата зависит от массы и состава выбросов; ¨ плата вносится за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах: ¨ плата учитывает региональную экологическую специфику {величину ассимиляционного потенциала природной среды); ¨ плата должна выполнять стимулирующую функцию (побуждать предприятия к осуществлению природоохранных мероприятий); ¨ порядок взимания платы должен носить законодательный характер. В результате было введено два норматива платы: ¨ за ПДВ; ¨ за превышение ПДВ (в кратном размере). Платежи осуществлялись за счет прибыли предприятий. Через коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов РСФСР была учтена экологическая специфика регионов.
Суммарная величина платежа за загрязнение определялась следующими факторами: 1) общая масса выбросов (сбросов, отходов); 2) структура выбросов и агрессивность ингредиентов по отношению к природной среде; 3) соблюдение установленных нормативов ПДВ (ПДС); 4) структура загрязняющих веществ по активности их воздействия на население; 5) уровень использования ресурсосберегающих технологий; 6) проведение природоохранных мероприятий в заданных объемах и в установленные сроки; 7) эффективность использования действующего природоохранного оборудования. С 1992 г. вступил в действие Закон РФ “Об охране окружающей природной среды”, который закрепил введение платы за загрязнение и другие виды воздействия. Следующий этап в развитии экономического механизма взимания платы за загрязнения связан с утверждением порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Этот документ был дополнен документами нормативно-методического характера, определяющими применение базовых нормативов платы, порядок взимания платы с учетом коэффициентов инфляции. В это время на всех уровнях управления природопользованием и охраной окружающей среды возникли специальные отделы по экономическомумеханизму природопользования. В структуре Госналогслужбы были созданы специальные подразделения, осуществляющие контроль над 10%-ми платежами в федеральный бюджет. В настоящее время действует введенная в 1991 г. система платежей за загрязнение окружающей среды. Плата за загрязнение взимается с предприятий, организаций, других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и формы собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности следующие виды воздействия на окружающую среду: ¨ выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
¨ сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (в т.ч. через канализационные системы), а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; ¨ размещение отходов. По своей экономической сути норматив платы за загрязнение эквивалентен части величины годового удельного экономического ущерба от загрязнения, предназначенной на возмещение затрат по предотвращению воздействия выбросов загрязняющих веществ на реципиентов и достижение допустимого уровня загрязнения. Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для природной среды и здоровья населения. Базовые нормативы за размещение отходов являются произведением удельных затрат на размещение единицы (массы) отхода4-го класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов. Показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества рассчитываются как величина, обратная ПДК данного вещества в атмосферном воздухе или водном объекте. Базовые нормативы платы ежегодно увеличиваются на коэффициенты индексации с учетом инфляции, а также корректируются на коэффициенты экологической ситуации, которые учитывают суммарное воздействие, оказываемое выбросами, сбросами и размещением отходов загрязняющих веществ на данной территории. Основой этих коэффициентов является показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономического района. Коэффициенты экологической ситуации могут быть увеличены решением органов исполнительной власти субъектов Федерации: ¨ для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, на территории национальных парков, заповедников, в экологокурортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции (до двух раз);
¨ для природопользователей, осуществляющих выбросы в атмосферу городов и промышленных центров, — на 20%. ¨ Установлены два вида базовых нормативов платы: ¨ за нормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (в пределах ПДВ, ПДС); ¨ за сверхнормативные (сверхлимитные) выбросы. Таким образом, в России используется система двухставочного платежа: ¨ плата за выбросы, осуществленные в пределах установленного норматива; ¨ плата за сверхнормативные выбросы (в размере 5-кратной ставки за нормативные выбросы). Например, если выбросы в атмосферу меньше, чем установленные лимиты, то плата рассчитывается по формуле:
Если по некоторым ингредиентам имеется превышение фактических выбросов над лимитами, используется следующая формула:
, где P — ставка платежа за выбросы 1-го вещества, Vi — фактические объемы выбросов 1-го вещества, Vin — нормативные объемы выброса 1-го вещества, m — число загрязняющих веществ. Суммарный платеж за все выбросы в атмосферу составит следующую величину:
, где k - коэффициент, характеризующий региональную специфику территории. Базовые нормативы платы за выбросы в атмосфер: от стационарных и передвижных источников установлены по 217 видам загрязняющих веществ и дифференцируются (1992) в пределах допустимых нормативов от 0,6 руб./т (по ненталу) до 16 500 000 руб./т (по бензапирену). Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты установлены по 198 загрязняющим вредным веществам и различаются от 2 руб./т (по сухому остатку) до 221 750 000 000 руб./т (по фоксину). Коэффициенты экологической ситуации состояния атмосферного воздуха установлены по II экономическим районам (от 1,0 по Дальневосточному до 2,0 по Уральскому). Коэффициенты состояния водных объектов установлены по бассейнам морей — наибольшие значения соответствуют бассейну реки Кубани (от 1,49 до 2,9). Источники платы за загрязнение окружающей природной среды: ¨ себестоимость продукции — в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС); ¨ прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов. Кроме того, при невыполнении требований по оформлению документов (разрешений на выброс, сброс — ВСВ, ВСС) весь объем загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитный и предприятие должно выплачивать как платежи, так и штрафы из оставшейся в его распоряжении прибыли.
При взимании платежей за загрязнение предусмотрены льготы, которые выполняют стимулирующую роль для предприятия (см. п. 4.7). Эти льготы не имеют самостоятельного значения, а отражены в виде льгот при налогообложении доходов, имущества предприятий. Согласно Закону РФ “Об основах налоговой системы” (1991) следующие виды льгот: изъятие из налогооблагаемой базы определенных объектов, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, налоговый кредит. Таким образом, из налогооблагаемой прибыли предприятия исключаются суммы: ¨ реинвестируемые внутри предприятия на природоохранные нужды или используемые на финансирование долевого участия в строительстве и эксплуатации региональных объектов экологической инфраструктуры (в размере 30% от капитальных вложений на природоохранные мероприятия); ¨ взносов в экологические фонды (не более 3% налогооблагаемой прибыли). При налогообложении имущества предприятия исчисляемая для целей налогообложения сумма уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектив природоохранного назначения. А для малых предприятий при приобретении природоохранного оборудования, проведении ими научно-исследовательских и конструкторских работ используется инвестиционный налоговый кредит в размере 10% от цены закупленного и введенного в действие оборудования, изготовленного в РФ, в котором стоимость закупленных за пределами РФ составляющих не превышает 40% общей стоимости. Размеры платежей корректируются территориальными природоохранными органами с учетом освоения предприятием средств, выделяемых на природоохранные мероприятия. Основой для этого является план мероприятий, проводимых предприятием, согласованный “Примерным перечнем природоохранных мероприятий”. При этой корректировке подлежат только 90% суммы платежей (10% направляются в федеральный бюджет для финансирования деятельности территориальных органов охраны природы). Все расчеты основываются на проектно-сметной документации предприятия, в состав которой входит эколого-экномический паспорт предприятия
Практически предприятия осуществляют следующие действия в связи с платежами за загрязнение: ¨ плановые и фактические расчеты платежей поквартально и в целом за год (расчеты могут уточняться по окончании планового периода в сторону как увеличения, так и снижения в зависимости от фактических затрат); ¨ планирование и учет природоохранных затрат; ¨ согласование и утверждение расчетов платежей в природоохранных органах; ¨ отчитываются перед природоохранными органами и налоговой службой. Средства от платежей за загрязнение (плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов) перечисляются, согласно Закону “Об окружающей природной среде”, в бесспорном порядке: 90% — на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов (федерального, регионального и местного уровня — 10, 30, 60% соответственно); 10%—в доход федерального бюджета для финансирования деятельности органов государственного управления в области охраны окружающей среды. Таким образом, 10%-е отчисления от платы за загрязнение окружающей природной среды относятся к обязательным платежам в федеральный бюджет и имеют налоговый характер. Перечисление платежей предприятием отражается в его бухгалтерской отчетности (плансчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий). Контроль за правильностью расчетов и поступлением средств от платежей за загрязнение во внебюджетные экологические фонды осуществляют территориальные подразделения Госкомитета по охране окружающей природной среды, а за поступлением 10% в доход федерального бюджета — Госналогслужба совместно с территориальными органами охраны природы. В случае занижения предприятием размеров платежей в бюджет с него взыскивается из прибыли вся сумма заниженных или сокрытых платежей, а также штраф (основанием является акт о выявленных нарушениях, составляемый контролирующими органами). В случае несвоевременного поступления средств взыскивается пеня в размере 0,3% от суммы платежа за каждый день просрочки. Излишние платежи, поступившие в результате неправильного их начисления, подлежат возврату по письменному заявлению предприятия в течение 30 дней с даты его поступления или зачету в счет будущих периодов Если платежи за загрязнение окружающей среды сверх установленных предельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то контролирующие органы ставят вопрос о приостановке или прекращении деятельности этого предприятия. Таким образом, значение платежей за загрязнение заключается в стимулировании предприятий к самостоятельному осуществлению природоохранных мероприятий, а также в аккумулировании средств в системе внебюджетных экологических фондов для проведения природоохранных мероприятий. Рассмотрим некоторые проблемные аспекты действия экономического механизма взимания платы за загрязнение. 1. Отсутствие целостности.системы права: несоответствие принятых законов (о предприятии, о налогообложении) Закону “Об охране окружающей природной среды”. 2. Различная методологическая база расчета платы за загрязнения, сохраняющая традиции ведомственного подхода (например, разногласия по нормативам платы за сброс сточных вод промышленного происхождения между природоохраннымиорганами и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства). 3. Фактическое невзимание платы за загрязнения, превышающие ПДВ, по причине сложности установления и доказательства причинно-следственных связей. 4. Низкие размеры индексации платежей за загрязнение. 5. В условиях прогрессирующего экономического спада производства предприятия не в состоянии платить большие штрафы, что приводит к усилению административно-правовых форм воздействия на предприятия. 6. Корректировка платежей за загрязнение не имеет законодательного станса, она зависит от конкретных ответственных лиц. В результате, как показывает практика, льготы по платежам не выполняют своей стимулирующей функции и не всегда обоснованы. 7. При несоблюдении сроков уплаты и других нарушениях по платежам, направляемым в систему внебюджетных экологических фондов, нормы налогового законодательства не применяются. Перспективы развития экономического механизма взимания платы за загрязнение окружающей среды в частности определяются следующими направлениями: 1) развитие природоохранного законодательства, в т.ч. по упорядочению использования льгот по платежам за загрязнение; 2) формирование рыночных институтов природопользования, дополняющих систему правового и административно-экономического механизма; 3) введение действенной системы контроля над незарегистрированными источниками загрязнения; 4) введение новых видов платежей с учетом региональных особенностей хозяйственной деятельности, а также технологических особенностей производства; например, взимание платы за загрязнение почв, особенно в районах интенсивного земледелия; проработка вопросов взимания платежей за особо опасные виды загрязнения; введение платежей на топливо и др.; 5) использование системы компенсационной ответственности и штрафных санкций за загрязнение окружающей среды в ходе военных действий, испытаний оружия, уничтожения боеприпасов и вооружений; 6) усовершенствование механизма индексации базовых ставок в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции. С экономической точки зрения плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия на нее является платой за пользование ассимиляционным потенциалом природной среды. В этом значении она, как и плата за пользование всеми природными ресурсами, должна отражать реальные значения общественных издержки производства. В западных странах эти платежи получили название «Pigovian tax» (пигувианский налог - по имени учёного предложившего его) Пигувианский налог - это абсолютная величина, численно равная «зазору» (разнице между общественно необходимыми издержками на производство(воспроизводство) этого товара и его рыночной цены.
4.5.Финансирование природоохранной деятельности. Система экологических фондов.
В основе современной системы природоохранной деятельности лежит плановая система охраны природы, которая опиралась на систему централизованного планирования экономики. На практике это находило отражение в заданиях по осуществлению природоохранных мероприятий в планах социально-экономического развития наряду с показателями производственной деятельности. Такие задания формулировались ан уровне государства в целом, отрасли, отдельных регионов и конкретных предприятий. На основе планов-заданий определялась потребность в финансовых и материально технических ресурсах, т.е. система централизованного финансирования дополнялась системой фондирования - централизованного распределения материально технических ресурсов. Основным источником средств на природоохранные мероприятия являлся государственный бюджет, хотя формально речь шла о других источниках финансирования - бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, собственные средства предприятия. Однако фактически их нельзя было рассматривать в качестве независимых от госбюджета источников финансирования. Эта система была неэффективной, поскольку средств на решение экологических задач из гос бюджета выделялось недостаточно, т.к. они не были приоритетными. Однако существенное достоинство этой системы заключалось в её регулярности. Если в условиях административно командного хозяйства определяющую роль играло материально техническое обеспечение природоохранной деятельности (через систему фондов и лимитов), то в условиях рыночного хозяйства, где единственным дефицитным ресурсом являются деньги, решающим фактором эффективности природоохранной сферы становится устойчивость ее финансового обеспечения. Введение в 1989—1990 гг., таких экономических методов регулирования охраны окружающей среды и природопользования, как платежи за использование природных ресурсов и платы за загрязнение, позволило сформировать базу новой системы финансирования природоохранной деятельности. Согласно Закону РФ “Об охране окружающей природной среды” (ст. 17, п. 2) в настоящее время финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет следующих источников средств (рис. 4.5.1): 1) бюджеты всех уровней; 2) средства предприятий, учреждений и организаций; 3) внебюджетные поресурсные и территориальные экологические фонды; 4) фонды экологического страхования; 5) кредиты банков; 6) займы в инвалюте; 7) средства населения (в т.ч. добровольные взносы иностранных юридических лиц и граждан). Отметим значение и некоторые особенности формирования отдельных источников финансирования. В доходную часть бюджетов всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды (например, платежи за пользование недрами и природными ресурсами, земельный налог). Законодательством РФ установлено, что, кроме закрепленных и регулируемых доходов, из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать
РИС. 4. 5. 1. Источники финансирования мероприятий по охране
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|