Эколого - экономическое стимулирование
Экономическое стимулирование - составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Другие экономические методы регулирования (планирование, финансирование мероприятий по охране окружающей среды, установление лимитов, платы за природные ресурсы, за загрязнение, лицензирование, экологическое страхование, экологический аудит) представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды. Все экономические регуляторы, затрагивая имущественные интересы природопользователей, приводят к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований. Таким образом, экономический стимул в управлении природопользованием - это своеобразная привязка задач экологически устойчивого развития к экономическим интересам природопользователей. Эколого - экономическое стимулирование включает: · налогообложение (в т. ч. экологическое); · финансово - кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование и др.); · ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию); · государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно - измерительные приборы, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения; · создание системы экологической сертификации, в том числе аккредитация органов по экосертификации; · формирование рынка экологических работ и услуг; · проведение политики торговли правами на загрязнение (использование механизма купли-продажи государственных лицензий на право загрязнения окружающей среды);
· введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения; · лицензирование использования природных ресурсов (лицензионный сбор). Существуют две группы методов эколого - экономического стимулирования: · позитивной мотивации; · негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности. Использование первой или второй группы методов определяется уровнем законодательно- нормативного обеспечения отдельных вопросов природопользования, экономической оценкой выгодности проводимых природоохранных мероприятий для предприятия, а в основе формируется экологическими потребностями общества. Более конкретные меры экономического стимулирования зависят от уровня на котором производится стимулирование. На уровне отдельных работников оно имеет форму заработной платы, премии, материальной ответственности, штрафа; на уровне предприятия-фирмы - это цена конечной продукции (услуги), прибыль, фонды экономического стимулирования; на уровне государства - это налоговая, финансовая, ценовая политика. Рассмотрим более подробно отдельные инструменты эколого - экономического стимулирования (рис. 4.7.1.). 1. Налогообложение - один из важнейших и наиболее реальных стимулов для предприятия. Оно включает платежи и сборы за пользование природными ресурсами (земельный налог, плату за воду, забираемую из водохозяйственных систем, лесные подати, налог на право пользование недрами и др.), а также экологические налоги. Основная идея введения в систему налогообложения экологической составляющей состоит в установлении прямой и непосредственной зависимости части отчислений с предприятий в бюджеты от степени вреда, наносимого этим предприятием окружающей среде.
Среди экологических налогов выделяют регулирующие и финансирующие налоги. Регулирующие налоги направлены на непосредственное предотвращение действий, наносящих ущерб окружающей среде, при этом налог соизмеряется с ущербом окружающей среде. При определении ставок налогов учитывают показатели технической возможности и экономической рентабельности хозяйственной деятельности. При большой гибкости (дифференциации) налогов расходы на предотвращение ущерба окружающей среде оказываются выгодными. К регулирующим экологическим налогам в России относятся платежи за загрязнение окружающей среды. Финансирующие налоги направлены на взимание денежных сумм и аккумулирование их в специальных экологических фондах, откуда финансируются различные природоохранные мероприятия. Особенность этого вида экологических налогов в том, что они не должны быть жестко связаны с негативными последствиями хозяйственной деятельности. При установлении финансирующего налога руководствуются критериями прибыльности и непрерывности финансовых поступлений. Примером этого вида налога
олр
Рис.4.7.1. Совокупность экономических методов управления в области природопользования Примером этого вида налога являются: отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, отчисления, плата за восстановление и охрану водных объектов и др. Налоговая политика государства включает: · специальное налогообложение экологически вредной продукции (негативное стимулирование); · льготное налогообложение и освобождение от уплаты налогов (позитивное стимулирование). Налоговые льготы закреплены в ряде Законов РФ: 1.по Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму в размере 30% от фактических капитальных вложений на природоохранные мероприятия, осуществляемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, а также на сумму в размере добровольных взносов в экологические фонды, но не более 3% облагаемой налогом прибыли; 2. по Закону РФ "Об инвестиционном налоговом кредите" предоставляется отсрочка налогового платежа предприятию со среднесписочной численности работающих не более 200 человек, при этом предоставляется право снизить сумму налогового платежа на 10% от цен закупленного и введенного в действие оборудования и использование его непосредственно и полностью для защиты окружающей среды от загрязнения отходами;
3. по Закону РФ "О налоге на имущество предприятий" налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций, в число которых включены заповедники, природные национальные и дендрологические парки, ботанические сады; кроме того, стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов, используемых для охраны природы; 4. по Закону РФ "О подоходном налоге с физических лиц" освобождаются от подоходного налога граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; 5. по Закону РФ "Об акцизах" и ряду других нормативных актов введен акцизный сбор с пользователей недр, установлены дифференцированные ставки акциза на нефть, нефтепродукты, природный газ; 6. по Закону РФ "О таможенном тарифе" предприятия, которые осуществляют природовосстановительные мероприятия в зоне экологических бедствий и катастроф, освобождаются от уплаты таможенных пошлин на импортное оборудование, ввозимое для этих работ; 7. по Закону РСФСР "Об охране окружающей природной среды" экологические фонды освобождаются от налогообложения (налога на добавленную стоимость, прибыль, имущество и др.). Практика применения налоговых льгот на фоне прогрессирующего спада производства ведет к увеличению бюджетного дефицита. а следовательно, сокращает возможности бюджетного финансирования природоохранных программ. Кроме того, льготы предоставляются независимо от экологической продукции, выпускаемой предприятием или условием применения экологичной технологии. В целом налоги в настоящее время не выполняют своей регулирующей функции (регулирующая функция выполняется только за счет льгот по налогу на прибыль). Так, например, акцизы дифференцированы только по углеводородному сырью.
Современная налоговая система не содержит также основ экологического налогообложения, применимого в целях выхода из чрезвычайных экологических ситуаций. Современное налоговое законодательство не учитывает положений, сформулированных в Законе "Об охране окружающей природной среды". В настоящее время по работам и услугам, осуществляемым за счет средств экологических фондов, взимается налог на добавленную стоимость по ставке 32%. Таким образом, в новом Налоговом кодексе необходимо учесть противоречия по экологическому налогообложению. Перспективы развития экологического налогообложения определяют следующие направления: · закрепление в новом Налоговом кодексе федерального значения экологических налогов; · дифференциация налогов и платежей предприятий с учетом экологичности их производственно - хозяйственной деятельности; · установление экологических акцизов; · перенесение центра тяжести налогового бремени на добывающие отрасли. В соответствии с Указов Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 с 1997 года значительно повышается роль экологических налогов. В этой связи предлагается установить два новых вида специальных экологических налогов: · налог на продукцию, производимую с использованием экологически опасных технологий (производство сельскохозяйственной продукции с применением пестицидов и др.); · налог на продукцию, потенциально опасную в потреблении, хранении и захоронении. Целесообразно ввести новые дифференцированные ставки экологических налогов, учитывающие деятельность природопользователей в зависимости от: · объемов загрязнения природной среды; · степени токсичности выбросов, сбросов, захоронений в природную среду и других видов воздействий; · выпуска продукции, не соответствующей установленным экологическим нормам и стандартам. Специальные экологические налоги устанавливаются на конкретные технологии, виды продукции, производство которых должно быть ограничено (экологически опасные технологии и продукты), а также в тех случаях, когда утилизация отходов требует значительных затрат. Величина специальных налогов определяется на основе затратного метода: затрат на замену экологически опасных технологий или видов продукции более прогрессивными; затрат на повышение экологической безопасности производственных объектов; затрат, необходимых для ликвидации и предотвращения ущерба, наносимого предприятием окружающей среде в результате применения экологически опасных технологий.
Вместе с этим налоговые льготы (по налогу на доход предприятия) должны применяться в качестве позитивной мотивации для предприятий, производящих продукцию, отвечающую экологическим стандартам, так как ее производство требует, как правило, больших затрат. 2.Финансово - кредитный механизм является также важнейшим рычагом стимулирования рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности. Он включает: · льготное кредитование мероприятий, имеющих природоохранную направленность; · займы с уменьшенной ставкой процента; · субсидии, предоставляющие специальные выплаты предприятиям - загрязнителям за сокращение выбросов (сбросов); · инвестиционные субвенции регионам, предоставляемые на природоохранные цели на безвозмездной основе. Политика льготного кредитования подразумевает предоставление льготных кредитов на природоохранные цели из бюджета, а также привлечение банковских кредитов. Преимущество банковского кредитования по сравнению с бюджетным заключается в соблюдении принципов платности и возвратности предоставляемых средств, что должно стимулировать исключительно целевое использование кредитов и минимальные сроки проведения природоохранных мероприятий. При этом государство предоставляет банку - кредитору налоговую льготу (снижение налоговой ставки на доход) и тем самым стимулирует банки к кредитованию природоохранных мероприятий. Кроме того, государство может предоставить банку дотацию на компенсацию кредита под пониженный процент, что дает гарантию возвратности и платности кредита. Само предприятие может гарантировать выплату кредита собственным экологическим фондом. Решение проблемы возвратности банковских средств требует создания ипотечных банков. Субвенцирование представляет собой часть бюджетного финансирования. Согласно Закону РСФСР " О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным округам, автономной области, городам Москве и Санкт - Петербургу"(1992), они предоставляются всегда на определенные цели (в данном случае речь идет о выделении субвенций на природоохранные мероприятия), за использованием этих средств осуществляется контроль. Роль субвенций заключается в развитии экологической инфраструктуры в регионах. 3. Ценовая политика подразумевает стимулирование производства и потребления "экологичной" продукции через льготное ценообразование. Его суть заключается в том, что экологически чистая продукция, выпущенная с применением малоотходных и безотходных технологий, реализуется по более низкой цене, чем аналогичная продукция, произведенная на экологически грязном производстве. В рыночных условиях при сформировавшихся экологических потребностях предприятие - производитель "экологичной" продукции будет иметь большую прибыль на основе большего объема реализации. Однако в условиях формирования рынка и несложившихся экологических потребностей общества государство возлагает на себя обязанность продвигать на рынок эту продукцию через дотирование определенных потребителей экологичной продукции (прежде всего продуктов питания). Государство также обеспечивает доступность приобретения "экологичных" видов средств производства (реализуемых по более высоким ценам) через субсидирование, субвенцирование, кредитование предприятий. Ценообразование должно дополняться специальным налогообложением: цена на экологически вредную продукцию должна быть занижена для производителя и завышена для потребителя (путем введения акцизного сбора). 4. Экономические методы управления региональным экологическим риском: · стимулирование повышения безопасности производственных технологий - политика ускоренной амортизации природоохранного оборудования; · перепрофилирование и вынос экологически опасных предприятий, размещенных в районах повышенного экологического риска (с высокой концентрацией населения, с экстремальными природными факторами). Стимулирование этого направления осуществляется следующими методами: 1) обязательное страхование источников и реципиентов риска; 2) премирование (штрафование) предприятий за выполнение (невыполнение) принятых обязательств по предотвращению аварийных ситуаций; 3) субвенцирование снижения риска аварий; 4) специальное налогообложение экологически опасных видов деятельности в отдельных регионах. 5. Экологическая сертификация как один из видов эколого - экономического стимулирования осуществляется в целях: · защиты потребителей от приобретения (использования) продукции, опасной для жизни, здоровья, имущества людей, а также для окружающей среды; · обеспечения интеграции национальной экономики в мировой рынок; · создания экологически справедливого рынка. Под экологически справедливым рынком понимается такой рынок, при котором при прочих равных условиях не получает преимуществ в конкурентной борьбе продукция с более худшими экологическими характеристиками или производимая по экологически небезопасным технологиям; изымается из обращения на рынке продукция, опасная для здоровья людей и окружающей среды. Система экологической сертификации в России находится в стадии создания. 6. Формирование рынка экологических работ и услуг означает: появление консалтинговых, инжиниринговых и венчурных фирм; лицензирование деятельности природоохранного назначения; развитие сети платных работ и услуг природоохранного назначения (экологический аудит); привлечение фирм к выполнению экологических работ и услуг; торговлю правами на выбросы; создание банков и бирж прав на загрязнение. Политика торговли правами на загрязнение дает возможность переносить рыночные отношения в сферу природопользования. В данном случае формируется рынок прав на загрязнение, который дает дополнительные возможности варьировать затратами: предприятие может снизить загрязнение, за что оно получит компенсацию от другого предприятия, которое выкупит у первого права на выбросы. Этот механизм использует так называемых "бабл - принцип" (принцип "пузыря "): объем выбросов устанавливается в целом для региона, при этом находящиеся на его территории предприятия могут с различным индивидуальным вкладом сформировать этот объем. Использование данного принципа имеет место как в случае сделок между различными предприятиями или фирмами через куплю - продажу прав на выбросы, так и среди предприятий одних и тех же объединений, компаний (внутрифирменная передача - трансферт прав на загрязнение). Развитие рыночного механизма управления качеством окружающей среды предполагает наличие органов управления, которые следят за эквивалентностью сделок - рациональным использованием ассимиляционного потенциала окружающей среды; а также закрепляют права собственности на выбросы отдельными претендентами - выдают разрешения (лицензии) на выброс. При расширении данного рынка возникает необходимость создания посреднических организаций, например, формирование специальных банков прав на загрязнение. Здесь происходит хранение и накопление сэкономленных прав на выбросы. Покупая и придавая запас "прав", банки выполняют также их учет. Дальнейшее расширение рынка экологических услуг приводит к созданию бирж прав на загрязнение, где осуществляются сделки по купле - продаже прав на загрязнение окружающей среды. Развитие рыночного механизма управления природопользованием связано с количественной оценкой и прогнозированием спектра экологических и природоресурсных составляющих в процессах колебаний курсов акций различных предприятий и фирм на фондовых биржах. Этот вопрос тесно связан с повышением инвестиционной активности в регионах, а также с возможностью привлечения иностранных инвестиций. Перспектива развития рынка экологических товаров и услуг в России связана с мировой переориентацией спроса на товары и услуги, отвечающим определенным экологическим критериям. Эта тенденция характеризует качественную перестройку мирового рынка и изменение позиций на нем отдельных государств, что обусловлено повышением уровня экологических потребностей населения и экологизации экономики. Следует подчеркнуть необходимость дальнейшего развития позитивных методов стимулирования в сфере природопользования и природоохранной деятельности: прогрессивного налогообложения, ценообразования, лицензирования использования природных ресурсов, рынка экологических работ и услуг и т. п.
Экологический аудит В настоящее время крупные компании и банки при осуществлении масштабных и долгосрочных инвестиций, предоставлении кредита и подобных рисковых операций, связанных с расширение, модернизацией, приватизацией и другой реорганизацией промышленных предприятий, проводят сами или требуют от партнеров по бизнесу проведения экологического аудита. Экологический аудит - это объективное, систематическое, документированное и регулярно повторяемое обследования состояния окружающей среды на предприятии с целью выявления экологических проблем и потенциальных обязательств, связанных с передачей имущества и текущими операциями (рис. 4.8.1.).
Рис.4.8.1. Объекты и функции экологического аудита
Экоаудит возник в США в середине 70-х годов в связи с высокими показателями экологических аварий и катастроф, а также значительным увеличением экологических издержек на предприятиях химической промышленности. В 80-е годы экоаудит вошел в практику Великобритании, Нидерландов, Швеции и других индустриальных стран Европы. Нарастание общественного сознания в этих странах привело к специальному постановлению Европейского союза - " Постановление об экоаудите" (1993). Этот документ имеет силу закона для производственных предприятий, расположенных на территории государств Европейского союза. Объектами экологического аудита являются: · имущество (земельные участки, природные объекты, здания о сооружения, машины и оборудование и пр.); · текущие операции предприятия/фирмы (производственные, коммерческие и др.); · система управления предприятием в чрезвычайных ситуациях; · программы охраны окружающей среды и обеспечения безопасности персонала и т. д. Как правило, процедура экоаудита является добровольной, однако в случае, когда деятельность предприятия явно угрожает населению и окружающей среде, по решению органов исполнительной власти может быть проведен принудительный аудит. Основные функции экологического аудита: 1) оценка текущей деятельности компании с точки зрения экологического законодательства; 2) обеспечение руководства информацией, необходимой для планирования и управления; 3) проверка решений руководства по вопросам, имеющим отношения к охране окружающей среды; 4) укрепление доверия к предприятию (компании, корпорации) со стороны общественности, акционеров, правительства (рис. 4.8.1.). Таким образом, государственный контроль постепенно уступает место "самоконтролю", который выражается в распространении экологического аудита. Процедура экоаудита включает четыре этапа. Первый этап - проведение предварительных мероприятий по экоаудированию: определение первоочередных объектов на основе оценок экологических рисков; составление графиков проведения экоаудита; разработка плана мероприятий по экологическому аудированию. Второй этап - собственно аудирование: беседы с руководством и сотрудниками; работа с документами, визуальное и инструментальное обследование объекта, лабораторный анализ. Третий этап - подготовка отчета по экоаудиту. В отчете выявляется соответствие (несоответствие) экологических характеристик объекта международным нормам, национальным законам и стандартам, нормам "самоконтроля" предприятия и взятым обязательствам. В заключительной части отчета даются рекомендации по исправлению и улучшению экологических характеристик предприятия. Четвертый этап - реализация результатов экологического аудита: доведение результатов до руководства предприятия, сотрудников, акционеров, общественности, государственных органов, партнеров по бизнесу. На основе международного опыта проведения экологического аудита выделяют его различные виды и уровни (рис. 4.8.2.). Экологическое страхование включает экологическое аудирование как обязательное условие подготовки договора страхования. В этом случае сочетаются три вида экологического аудита: территориальный, отраслевой и внутренний. Следует отметить отличие экологического аудита от экологической оценки (ОВОС). Экологическое аудирование представляет собой оценку воздействия на окружающую среду в данный момент, а также экологические последствия хозяйственной деятельности в предыдущий период. Экологическая оценка направлена на будущее, она описывает потенциальное воздействие предполагаемого объекта в случае его реализации.
Рис. 4.8.2. Уровни и разновидности экологического аудирования
Экологический аудит в России пока не получил широкого распространения, однако для этого есть объективные предпосылки, в том числе привлечение иностранных инвестиций. Солидных зарубежных инвесторов, как правило, не устраивает состояние основных производственных фондов с точки зрения экологических характеристик. Кроме того, проведение экологического аудирования предприятий является обязательным условием предоставления займов и кредитов международных финансовых институтов (МБРР, ЕБРР и др.).
Контрольные вопросы 1. Назовите основные элементы экономического механизма природопользования в России. 2. Каковы основные принципы системы платежей за загрязнение окружающей среды? 3. Каковы основные проблемы и тенденции развития системы платежей за природные ресурсы? 4. В чем заключается экономическая сущность экологического страхования? 5. Выделите основные проблемы формирования финансово - кредитного механизма природопользования. 6. Назовите основные составляющие рынка экологических услуг. 7. В чем отличие процедуры экологического аудита от процедуры экологической экспертизы? 8. Укажите особенности добровольного и обязательного экологического страхования. 9. Назовите виды и уровни экологического аудирования.
Глава 5
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|