Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ




Международные финансовые институты — Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ) определили охрану окружающей среды в качестве одной из главных задач своей деятельности. ЕБРР стал первым международным финансовым институтом, закрепившим в своем уставе в качестве приоритетных следующие направления деятельности:

* оказание помощи странам в операциях по формированию экологической политики, включая разработку эффективных правовых и нормативных документов, а также создание организационных условий и подготовку кадров для обеспечения мониторинга и соблюдения стандартов;

* содействие применению рыночных методов в управлении национальными экологическими программами;

* поощрение развития в странах операций рынка экологических товаров и услуг, а также инвестиций в проекты по сохранению и улучшению окружающей среды;

* организация или поддержка специальных исследований и программ по экологическому образованию населения, предпринимателей, банкиров и т.д.;

* проведение экологических процедур, связанных с экологической оценкой, планированием, управлением, аудированием и мониторингом операций и проектов банка.

Основными инструментами реализации экологической политики ЕБРР являются: исследования в области охраны окружающей среды; техническая помощь, направленная на поддержку экологических проектов и программ; кредиты, гарантии, инвестиции, обеспечивающие финансирование экологических проектов и т.д.

Специалистами банка в настоящее время разрабатывается “Экологический запретительный список”, согласно которому банк и его финансовые посредники должны воздержаться от финансирования проектов “генной инженерии”, связанных с риском попадания генетического материала в окружающую среду; производства и продажи запрещенных пестицидов и др.

С помощью кредитно-инвестиционных инструментов ЕБРР способствует реализации экологических проектов в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Особое внимание банка направлено на инвестиции в объекты, на которых достигается существенно более эффективное использование энергии и ресурсов и которые обеспечивают “положительный экологический замещающий эффект”. Например, инвестиции в строительство работающих на газе электростанций в ЦВЕ приводят к снижению использования в регионе бурого угля[2].

При поддержке МБРР (предоставление займа) учреждена Российская программа инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ).

Необходимо отметить также специальный международный механизм, в рамках которого может выкупаться часть иностранного долга государства при условии выполнения им определенных природоохранных обязательств. Для этой цели в 1990 г. Всемирным банком был создан Экологический фонд.

Таким образом, охрана окружающей среды не может рассматриваться только как национальная задача каждой страны. Это относится в первую очередь к России, леса которой играют фундаментальную роль в регулировании углеродного баланса в глобальной экосистеме. В этом случае помощь богатых европейских стран государствам, переживающим сложный период становления рыночной экономики, является не только благородным, но и необходимым делом. Однако финансовые обязательства стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейской комиссии в области охраны окружающей среды в отношении СНГ примерно в два-три раза ниже, чем в отношении других стран ЦВЕ.

В качестве перспективных направлений сотрудничества России с другими европейскими странами по вопросам развития новых механизмов финансирования природоохранной деятельности следует отметить следующие:

* обмен опытом между странами с переходной экономикой по вопросам мобилизации внутренних источников финансирования, создание сети управляющих фондов;

* использование средств Глобального экологического фонда (ГЭФ) для содействия реализации программы действий по охране окружающей среды в странах Центральной и Восточной Европы[3].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

2. Раскройте особенности конвенционного регулирования в области охраны окружающей среды.

3. В чем заключаются принципиальные положения концепции устойчивого развития?

4. Каковы основные итоги конференций ООН по окружающей среде?

5. В чем заключается особенность деятельности международных финансовых институтов в сфере охраны окружающей среды?

6. Каким образом можно охарактеризовать положение России в системе международных экономических отношений в области охраны окружающей среды?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономический механизм природопользования в России находится в стадии становления. Отдельные его элементы имеют разную степень развитости и практической реализации. Эколого-экономический анализ дает возможность определить, какие из действующих инструментов следует признать малоэффективными и какие стимулирующие системы следует считать наиболее перспективными.

Дальнейшее развитие экономического механизма природопользования должно основываться:

* на оценке эффективности действующих элементов экономической системы в стимулировании рационального пользования природными ресурсами;

* на разработке специальных элементов экономического механизма, стимулирующих сохранение среды обитания человека, законодательное и нормативно-методическое обеспечение их функционирования;

* на оценке мировых тенденций экономического развития;

Развитие экономического механизма природопользования в России тесно связано с приоритетами внутренней и внешней политики государства. Они должны обеспечивать также природо- и ресурсоохранные национальные интересы, а также способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. Одновременно необходимо формировать экологические потребности российской общественности.

При этом очевидна необходимость повышения достоверности информации о функционировании различных блоков экономических регуляторов в сфере управления природопользованием, что послужит основой для ликвидации пробелов в экономическом и правовом механизме.

ЛИТЕРАТУРА

Закон Российской Федерации от II октября 1991 г. № 1738-1 “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями, внесенными законами РФ от 14 февраля 1992 г., от 16 июля 1992 г., от 9 августа 1994 г., от 22 августа 1995 г., от 27 декабря 1995 г.) // Ваш партнер-консультант. — М., 1996. —№9.—С. 29.

Закон Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 “Об охране окружающей природной среды” (с изменениями от 21 февраля 1992 г. и 2 июня 1993 г.) // Рос. газ. — М., 1992, 3 марта.

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” // Ведомости СНД... — М., 1992. —№11.— ст. 527.

Федеральный закон Российской Федерации от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах” // Собрание законодательства РФ. — М., 1995. —№107.—ст. 823.

Федеральный закон Российской Федерации от 22 марта 1995 г. № 52-ФЗ “О животном мире” // Рос. газ. — М., 1995, 4 мая —№86.—С. II—12; 5 мая — №87.—С. 4—5.

Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” // Собрание законодательства РФ. — М., 1995. —№48.— ст. 4556.

Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — М., 1995. — № 49. — ст. 4694.

Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. № 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” // Собрание законодательства РФ. — М., 1996. —№1.—ст. 17.

Федеральный закон Российской федерации от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” // Финансовая газета. — М., 1996. —№4.— С. 4—5.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ // Рос. газ. — М., 1997. — 25 июля. — №142.—С. 7.

Федеральный закон Российской Федерации от 18 ноября 1997 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — М., 1997. — № 47. — ст. 5342.

Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. (в ред. Закона РФ от 28.04.93 № 4888-1; Указов Президента РФ от 16.12.93 № 2162, от 24.12.93 № 2287): Книга 1-я из серии “Кодексы РФ” // Приложение к журналу “Юридический бюллетень предпринимателя”. — М.: АО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1997.

Водный кодекс Российской Федерации от 16 октября 1995 г. // Собрание законодательства РФ, 1995, № 47. — ст. 4471.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. // Собрание законодательства РФ. — М., 1997. — № 5. — ст. 610.

Указ Президента РФ от 01.04.96 № 440 “О концепции перехода РФ к устойчивому развитию” // Рос. газ. — М., 1996. — 9 апреля. —№67.—С. 5.

Указ Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” // Собрание законодательства РФ. — М., 1996. — № 20. — ст. 2326.

Постановление Правительства РФ от 03.08.92 № 545 “Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов” // Рос. вести. — М., 1992, 29 августа. —№50.— С.4.

Постановление Правительства РФ от 28.08.92 № 632 “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” // Закон. —М., 1993.—№3.—С. 40—41.

Постановление Правительства РФ от 01.07.95 № 670 // Собрание законодательства. — М., 1995. —№28.— ст. 2691.

Постановление Правительства РФ от 19.02.96 3158// Собрание законодательства РФ. — М., 1996. —№9.— ст. 808.

Постановление Правительства РФ от 26.02.96. № 168 “Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды” // Собрание законодательства. — М., 1996. — №10.—ст. 937.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.96 № 597 “О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений” // Собрание законодательства РФ. — М., 1996. — № 21. —ст. 2518.

Постановление Правительства РФ от 17.05.97 № 588 “Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федераций” // Собрание законодательства РФ. — М., 1997. —№21.—ст. 2483.

Постановление Правительства РФ от 26.05.97 № 643 // Собрание законодательства РФ. — М., 1997. — №22.—ст. 2605.

Постановление Правительства РФ от 19.09.97 № 1199 “О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню” // Собрание законодательства РФ. — М., 1997. — № 40. — ст. 4587.

Постановление Правительства РФ от 29.09.97 №1251 “О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах” // Рос. газ. — М., 1997. — 9 октября. — № 196.

Письмо ГНС РФ и Минфина РФ от 21.03.96 № ПВ-6-04/200; № 7-09-03 // Ваш партнер-консультант. — М., 1996. —№17.—С. 18.

Акимова Т.А„ Хаскин В.В. Основы экоразвития: Учеб. пос.—-М., 1994.— 312 с.

Балацкий О.Ф., Мельник Л.Г., Яковлев А.Ф. Экономика и качество окружающей среды. — Л., 1984. — 296 с.

Боголюбов С.А. Защита экологических прав. — М., 1996. С. 8—20.

Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. — М., 1996. С. 79—98.

Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. — М., 1986. —87 с.

Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования.—М., 1995.—188 с.

Государственный доклад “О состоянии окружающей среды в РФ в 1995 г.” //“Зеленый мир”. — М., 1996.

Кондратьев В. Конференция 1992 г. в Рио./Изв. РГО. — М., 1993, № 1—2.

Макар С.В. Классификация и оценка природных условий и ресурсов Российской Федерации. Учебное пособие. — М., 1995. — 51 с.

Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. — М., 1972. — 303 с.

Окружающая среда: энциклопедический словарь-справочник: Пер. с нем. — М., 1993. — 640 с.

Охрана окружающей среды. Статический сборник. — М., 1994.

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. / Под ред. Б.П. Супруновича. — М., 1990.

Павлова И.Ю„ Шевченко А.Т. Основы природопользования. — М., 1996. — 49 с.

Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России. — М., 1996. — 256 с.

Практикум по экологическому праву России. Учеб. пос. для вузов. — М., 1996. — 207 с.

Проблемы экологии России. — М., 1993. — 348 с.

Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России./ Под ред В.Ф. Протасова. — М., 1995.—528 с.

Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. — М.,1990. — 637 с.

Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила и гипотезы). — М., 1994. — 367 с.

Россия в цифрах. 1995 г. Статистический ежегодник. — М., 1996.

Экономика природопользования. / Под ред. Т.С. Хачатурова. —М., 1991.—267 с.

Экономика сохранения биоразнообразия. — М., 1995. —294 с.

Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. — М., 1997. С. 315—336.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.

Глава 1

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

1.1. Определение основных понятий.

1.2. Экологические основы экономики природопользования.

1.3. Проблема взаимоотношения общества и природы.

1.4. Природные ресурсы и их классификация.

1.5. Антропогенное воздействие. Загрязнение и его виды.

1.6. Экологическое планирование.

Контрольные вопросы.

 

Глава 2

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ.

 

2.1. Понятие управления природопользованием.

2.2. Экологическая политика.

2.3. Правовые основы природопользования.

2.4. Государственный институциональный механизм управления природопользованием.

2.5. Административное регулирование.

2.6. Информационное обеспечение.

Контрольные вопросы.

 

Глава 3

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

 

3.1. Экономическая оценка природных ресурсов.

3.2. Экологические издержки.

3.3. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды.

3.4. Экономическая эффективность природоохранных затрат.

3.5. Экстернальные издержки.

3.6. Экономическая оценка ассимиляционного потенциала природной среды.

Контрольные вопросы.

 

Глава 4

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ.

 

4.1. Кадастры природных ресурсов.

4.2. Планирование. Экологические программы.

4.3. Система платежей за природные ресурсы.

4.4. Платежи за загрязнение окружающей среды.

4.5. Финансирование природоохранной деятельности. Система экологических фондов

4.6. Экологическое страхование.

4.7. Эколого-экономическое стимулирование.

4.8. Экологический аудит.

Контрольные вопросы.

 

Глава 5

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

5.1. Формы международного сотрудничества.

5.2. Концепция устойчивого развития общества.

5.3. Деятельность международных финансовых институтов в области охраны окружающей среды.

Контрольные вопросы.

Литература.


[1] Федеральный закон от 26.02.97 № ЗО-ФЗ “О ратификации Соглашения об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года” // СЗ РФ, 1997, № 9, ст. 1013.

[2] См.: Банковское дело, 1995, № 12. С. 2.

[3] Россия принадлежит к данному региону (Прим. авт.).





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.