Умение сохранять равновесие, ходить и бегать
Эта большая группа навыков является прямым продолжением главы ОМ.А (Умения малыша, который еще не ходит) и помогает ребенку от начала и до конца научиться свободно бегать и хорошо сохранять равновесие.
Умение хорошо сохранять равновесие очень важно для всех навыков общей моторики, которые охватывает наша программа. Все движения, которым нужно научиться, требуют умения переносить свой вес — попробуйте сами представить себе, что происходит, когда мы ползаем, садимся или ходим. Малыш, который научится ходить, не научившись хорошо сохранять равновесие, столкнется с серьезными проблемами. Он может упорно продолжать ходить с широко расставленными ногами (для сохранения равновесия), двигаться вперед, не отрывая ног от пола, вместо того, чтобы переносить вес своего тела с одной ноги на другую. Его походка будет напряженной, как у заводной куклы, т.к. он не научился поворачивать туловище. Бывает, что ребенок не в состоянии сохранять правильную осанку из-за того, что мышцы его живота и бедер не удерживают таз в правильном положении; он может выставлять вперед подбородок и сутулиться, так как он не научился управлять своим корпусом. Некоторые думают, что люди с задержкой развития, особенно с синдромом Дауна, ходят именно таким образом, но это совсем не обязательно, и внимание, проявленное к ранним навыкам общей моторики, устранит или сведет к минимуму все проблемы такого рода.
Осанка, конечно, имеет большое значение, но также важно, чтобы движение доставляло радость ребенку, и, если он умеет хорошо сохранять равновесие, он будет двигаться с удовольствием. Малыш будет уверенно вступать в игру со сверстниками и не будет бояться, что его могут толкнуть. Он будет получать удовольствие от лесенок и горок на детской площадке, а не сторониться их.
Даже если малыш уже ходит, стоит проверить его способность сохранять равновесие в положении сидя. Сначала проверьте свою способность сохранять равновесие. Пусть кто-нибудь толкнет вас в сторону, когда вы сиди на стуле, а вы проанализируйте, что происходит. Правильная реакция на то, что нас вывели из состояния равновесия, должна быть такой:
1. Вы переносите свой вес на более “короткую” сторону туловища.
2. Растягиваете мышцы той стороны туловища, на которую приходился вес.
3. Делаете ту сторону, которая не несет нагрузку, короче (сжимаете мышцы).
4. Поворачиваете туловище так, что плечо стороны, несущей вес, поворачивается вперед в сторону бедра, на которое не ложится нагрузка.
Если бы вы не смогли проделать эти четыре шага, вы бы упали и боялись двигаться в сторону. Понаблюдайте теперь, достаточно ли хорошо ваш малыш умеет сохранять равновесие, когда сидит.
Если ваш малыш еще не ходит, и у вас есть сомнения относительно его способности сохранять равновесие, то есть сомнения относительно его умения управлять головой и туловищем, его способности переносить вес и поворачивать тело, когда он сидит или ползает, оцените его возможности в соответствии с главой ОМ.А прежде, чем будете продолжать выполнять упражнения данного раздела.
Допустим, малыш получил положительные оценки по всем пунктам главы А, и он готов идти дальше и выполнять упражнения главы Б. Как мы отмечали выше, умение сохранять равновесие остается вопросом первостепенной важности для правильного обучения малыша свободной ходьбе и бегу, и конечно, умению бросать мяч, ездить на велосипеде и карабкаться по лестнице! Таким образом, умение сохранять равновесие присутствует во всех навыках, описанных в этой программе.
Дополнительные упражнения
Кроме упражнений, описываемых в данной главе, существует множество других, которые заставят соответствующие мышцы работать, как “одна команда” и помогут вашему малышу научиться сохранять равновесие и обрести правильную осанку. Ниже мы приводим описание комплекса упражнений, которые, в принципе, рекомендуются всем детям.
Упражнения на доске для резки хлеба
Эти упражнения должны помочь ребенку научиться контролировать мышцы туловища, бедер и коленей. Лягте, положите себе на бедра доску для резки хлеба (или что-либо подобное) и поставьте на нее малыша. Возьмите в руки книгу и помогите малышу принять устойчивое положение, положив кисти его рук плоско на книгу. Затем медленно и осторожно начните сгибать и разгибать колени. Если ребенок не может поддерживать себя сам с помощью книги, когда вы двигаете доску, то вы можете придержать его за бедра или за ножки на уровне колен.
Стремитесь к тому, чтобы, как только малыш научится контролировать свое положение, вам можно было бы уменьшить поддержку и увеличить скорость движения доски.
Во время выполнения этого упражнения ребенку будет необходимо согнуть колено той ноги, которая поднимается вверх. Побудите малыша посмотреть назад, поверх того плеча, которое тоже идет вверх, когда вы двигаете доску, так, чтобы он “изогнул” свое тело, сохраняя при этом равновесие.
Упражнения с опорой на стену
Данные упражнения должны заставить мышцы бедер и живота малыша работать “одной командой”. Это поможет ему, стоя, сохранить хорошую осанку.
Попросите ребенка опереться на вытянутые вперед руки.
Расположите его ступни так, чтобы они плоско стояли на земле или на столе. Тело малыша должно оставаться прямым, а попка не выпячиваться. Постарайтесь сделать так, чтобы малышу было интересно выполнять это упражнение — пусть он делает его, опираясь на зеркало или на стеклянную дверь, когда за ней кто-нибудь стоит.
Во время выполнения этого упражнения вам следует проделать следующее:
1. Поддерживая малыша за туловище, покачайте его вперед и из стороны в стороны.
2. Побудите его повернуться и посмотреть на вас.
3. Покачайте его, когда он опирается на одну руку, держа в другой игрушку.
4. Побудите малыша постоять на одной ноге, опираясь о стену только противоположной рукой.
5. Покачайте малыша, когда он стоит только на одной ноге.
Упражнения на ступеньке
Эти упражнения должны помочь малышу научиться контролировать мышцы спины. Эти мышцы помогают стоять прямо на одной ноге, прыгать, скакать, лазить и т.д.
Поставьте ребенка так, чтобы одна его ступня располагалась на земле, а другая на маленькой ступеньке, деревянном бруске или телефонной книге. Вы также можете сесть на землю, вытянув ноги, и поставить малыша между своих йог, поместив одну из его ножек к себе на бедро.
Возможно, сначала эти упражнения покажутся ребенку слишком трудными. Если это так, минимально поддерживая его за бедра и согнутое колено, поиграйте с ним в ”ладушки”, или в игру “Делай как я”, или спойте с ним песенки, которые сопровождаются различными действиями — так, чтобы он не цеплялся за вас (ручки вверх, ручки в стороны, ручки на головку и т.д.).
Как только ребенок освоит это положение без посторонней помощи, слегка покачайте его вперед, назад и из стороны в стороны, но так, чтобы он не упал. Для разнообразия слегка повращайте согнутое колено малыша, он при этом должен сохранить равновесие.
Цель упражнения — научить ребенка стоять прямо на одной ноге. Ступенька здесь нужна лишь для поддержания равновесия, и малыш не должен наклоняться в сторону или вперед, выпячивая попку.
Упражнения на батуте
Маленький батут является идеальным приспособлением для выполнения упражнений, т.к. предоставляет много возможностей для тренировки реакций сохранения равновесия и одновременно доставляет массу удовольствия!
Поставьте малыша на батут, осторожно нажмите на его поверхность и покачайте из стороны, вперед и назад.
Положите на батут мяч и попросите малыша стукнуть по нему ногой. Если ребенок увидит, что мяч возвращается обратно, сколько будет смеха!
Если малыш может спокойно стоять на батуте, бросьте ему мяч и попросите бросить его обратно. Это действие требует для сохранения равновесия в значительной степени использовать стопы.
Занимаясь на батуте, не забывайте об осторожности — выбирайте плавные упражнения и всегда присматривайте за малышом.
Упражнения на балансире
Балансиры очень полезны для развития реакций сохранения равновесия ребенка. Когда малыш научится успешно сохранять равновесие, стоя у вас на коленях (на доске для резки хлеба), предложите ему проделать то же самое на балансире. Это плоская доска-качалка с небольшой амплитудой движения.
Крепко держите доску, пока малыш забирается на нее, а затем очень осторожно покачайте ее из стороны в сторону. Когда ребенок освоит это упражнение, начинайте качать быстрее.
Когда малыш сможет стоять на доске уверенно, без посторонней помощи, предложите ему поиграть: бросать и ловить мяч, ударять по маленькому мячу битой или ракеткой. Тогда упражнения доставят ему больше радости и удовольствия.
Эту доску можно использовать на всех стадиях развития малыша — от периода, когда он еще только лежит или сидит, до ползания и стояния.
Упражнения на качелях
Эти упражнения отлично помогают ребенку научиться управлять коленями, что необходимо для хорошо контролируемой ходьбы и уверенного участия в большинстве подвижных игр.
Пусть малыш встанет посередине доски, пока вы держите свои руки на его бедрах. Затем осторожно покачайте доску вверх и вниз. Постепенно он научится делать это без чьей-либо помощи.
Пусть малыш пройдет по доске качелей, начиная с опущенного конца, проявляя особую осторожность посередине, затем спустится вниз к противоположному концу. Для начала упражнения возьмите ребенка за руку.
Пусть малыш стоит в центре доски, широко расставив ноги, и попытается сохранить при этом равновесие. Если ему удастся это сделать, посмотрите, как он будет ловить мяч или отбивать его битой или ракеткой, стоя на качелях!
Карабкание по наклонной плоскости
Эти упражнения очень важны для тренировки мышц, которые поддерживают туловище в правильном положении. Это также важно как для осанки, так и для сохранения равновесия.
Важно помнить, что при “медвежьей” ходьбе, малышу нужно сгибать колени. Чем круче сделать наклонную плоскость, тем сильнее малышу придется работать, и тем сильнее сгибать колени.
Чтобы соорудить наклонную плоскость, можно взять доску для глажки белья, положить один ее конец на ступеньку, низко растущую ветку или кушетку, и пусть малыш, как медвежонок, поднимается на нее и Спускается вниз. (“Медвежья” ходьба — это ходьба на четвереньках с опорой на руки и стопы.) На более поздней стадии развития малыш сможет подниматься вверх и спускаться, а на ранней стадии он будет карабкаться вверх, поворачиваться и съезжать на попке вниз — это всегда очень весело!
Упражнения на лестнице
Эти упражнения являются вариантами рассмотренных выше упражнений на качелях и наклонной плоскости. Положите лестницу на пол, и пусть малыш переползает или переваливается через перекладины, как медведь. Когда он научится делать это, он сможет ходить между перекладинами, и, конечно, просто ступать по ним!
Упражнения со шваброй
Эти упражнения также помогают косым мышцам живота и задним мышцам бедра поддерживать правильную осанку и, кроме того, способствуют сохранению равновесия. Возьмите в руки швабру. Встаньте перед ребенком и попросите его нажимать на нее, так сильно, как это только возможно. Затем поверните ее — “скрутите”, и подвигайте из стороны в сторону, вверх и вниз. Пусть малыш продолжает нажимать на швабру, в то время, как ноги его остаются на одном месте. Попка ребенка не должна слишком сильно выпирать. Это упражнение доставит массу веселья!
Об этой группе умений
Не только специальные упражнения развивают у ребенка умение сохранять равновесие. Способ, которым вы изо дня в день по много раз берете малыша на руки, также может очень помочь. Когда ребенок попадает в трудное положение, не спешите вытащить его — воодушевите его найти выход самостоятельно. Помогайте ему, только если это действительно необходимо. На первый взгляд такой подход может показаться несколько жестоким, но, поступая так, вы окажете большую услугу ребенку.
Столько написано об умении сохранять равновесие — а как же хождение, бег? Мы так внимательно рассматриваем здесь умение сохранять равновесие, поскольку никому из родителей не надо объяснять, что умение ходить — это важно! Легко принять умение ходить за главную задачу — суть и конечную цель физического развития. Но не менее важно качество хождения. Важна способность ребенка, свободно двигаясь, радоваться жизни. Важно, конечно, и то, что чувствует ребенок, наблюдая за другими и сравнивая с ними себя. Хорошее качество хождения зависит от умения ребенка сохранять равновесие, поворачивать (или “скручивать”) свое тело, управлять мышцами таза, корпуса и шеи и от умения уверенно преодолевать препятствия. Когда пойдет малыш, — важно, конечно, но не менее важно и то, как он пойдет.
Эта группа объединяет много умений, и, возможно, ребенок будет осваивать их не точно в той последовательности, в какой они здесь приведены. Когда вы будите тестировать малыша, не останавливайтесь на начальных умениях, если они вызовут затруднения. Просмотрите весь список навыков, возможно, найдется какой-то из них в конце списка, с которым малыш может справиться или которому может научиться прямо сейчас.
Ниже приведен список умений, рассматриваемых в данной главе.
12-15 месяцев
66. Путешествует от одного предмета мебели к другому, преодолевая пространство. 67. Ходит, толкая тележку. 68. Встает на колени без посторонней помощи. 69. Стоит самостоятельно в течение 10 секунд. 70. Ходит, поддерживаемый за одну руку. 71. Поднимается с пола без посторонней помощи. 72. Ходит самостоятельно, высоко подняв руки.
15-18 месяцев
75. Ходит без посторонней помощи, ручки свободны и расслаблены. 76. Тащит за веревочку игрушку на колесиках. 77. Наклоняется к полу и возвращается в исходное положение. 78. Встает с маленькой табуретки. 79. Бежит (быстро идет), опустив глаза к полу.
18 месяцев - 2 года
81. Ходит, может внезапно остановиться и повернуться. 82. Ходит с помощью взрослого по доске шириной 30 см, лежащей на полу. 83. Садится спиной или забирается боком на маленький стульчик.
От 2-х до 3-х лет
87. Носит большой (до 30 см в диаметре) предмет. 88. Во время ходьбы перешагивает через препятствия. 89. Ходит между двумя параллельными линиями, находящимися на расстоянии 30 см друг от друга. 90. Ходит задом наперед. 91. Не теряя равновесия, садится на корточки, чтобы играть. 92. Встает с маленького стульчика, не пользуясь руками для поддержки. 93. Толкает и тянет большую игрушку. 94. Бежит вперед очень напряженно, наступая на всю ступню. 95. Проходит 4 шага по брусу. 96. Стоит на цыпочках. 97. Стоит на одной ноге в течение трех секунд. 98. Ходит без посторонней помощи, делая шаг то одной, то другой ногой, по доске шириной 20 см, лежащей на полу.
От 3-х до 4-х лет
116. Ходит прямо, задом наперед и боком, тащит большую игрушку. 117. Проходит на цыпочках 3 метра. 118. Ходит с поддержкой по брусу, поднятому на высоту 10 см. 119. Ходит без поддержки по узкой линии на полу. 120. В течение 5 секунд балансирует на одной ноге — той, на которой ему легче сохранять равновесие. 121. Бегает, останавливается, поворачивает за угол, огибает препятствия. 122. Бежит, перенося вес на ногу, которая находится впереди, взмахивая при этом противоположной рукой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|