ОМ.А.58 Путешествует вокруг мебели, повернувшись вполоборота к направлению движения
Этот навык является логическим продолжением ОМ.А.56. Теперь малыш умеет поворачиваться вполоборота к направлению движения. Такое движение — более сложный вариант ходьбы. Он включает в себя некоторое вращение таза и сгибание ноги.
Как оценить
Способ: Поставьте ребенка у невысокого стола. С помощью игрушек побудите его пройти вокруг стола.
Результат положительный, если ребенок движется вокруг стола, повернувшись вполоборота к направлению движения.
Как учить
Как только ваш малыш научится уверенно передвигаться боком (см. параграф ОМ.А.56), начинайте убирать игрушки со стола, а класть их где-нибудь вблизи стола — так, чтобы обернувшись вполоборота, он мог их увидеть. Попрактиковавшись, ребенок вскоре освоит это умение.
ОМ.А.59 Стоит при поддержке за одну руку
Малыш уже достаточно хорошо управляет своим телом, и поэтому может стоять на ногах, когда вы просто держите его за руку (умение ходить с поддержкой за одну руку придет позже).
Как оценить
Способ: Поставьте малыша так, чтобы он держался только одной рукой.
Результат положительный, если малыш сможет удержаться в такой позиции.
Как учить
Вся работа, которую проводили вы и ваш малыш до этого времени, была направлена на то, чтобы малыш смог овладеть данным навыком. Если он не сможет сделать того, что предполагает данный параграф, продолжите отработку предыдущих упражнений, связанных с умением стоять.
Ребенок должен стоять ровно, на прямых ногах, с подобранной попкой. Если это у него не получается, возвратитесь к более ранним упражнениям.
ОМ.А.60 Сидит в разных позициях
С развитием способности управлять корпусом в положении сидя малыш получает возможность класть ноги по-разному и оказываться в таких положениях, которые, например, могут быть функционально очень удобными.
Кроме того, теперь малыш легко переходит из положения сидя в положение для ползания и наоборот.
Если ваш ребенок имеет пониженный мышечный тонус, не оставляйте его сидеть с широко расставленными ногами. Чтобы держать его носки вместе, используйте повязку (типа головной повязки теннисиста) или что-нибудь другое в этом роде.
Как оценить
Способ: Понаблюдайте за малышом, когда он сидит на полу со своими игрушками.
Результат положительный, если малыш, играя, меняет положение ног, переходя в позицию “сидя боком”, и, кроме того, переходит в позицию для ползания и выходит из нее.
Как учить
Самый важный фактор сохранения равновесия в положении сидя — хорошее управление корпусом. Детям с пониженным мышечным тонусом рекомендуется надевать на ноги повязки, способные держать его ноги вместе (см. ОМ.А.12.). Таким малышам будет очень трудно научиться управлять своим корпусом, если они для сохранения равновесия будут опираться на широко расставленные ноги, что, в свою очередь, серьезно повлияет на двигательную способность в будущем. Если ваш малыш, сидя, все же широко расставляет ноги, вы можете не снимать с его ног повязку (или то, что вы используете вместо нее), В ТЕЧЕНИЕ ЦЕЛОГО ДНЯ, так как способность управления корпусом развивается при любых движениях. Закрепите умение малыша сидеть боком — поиграйте с ним в таком положении.
Самое главное — никогда не разрешайте ребенку просто сидеть, широко расставив ноги!
Продолжайте поднимать, носить, опускать на пол и кормить малыша так, как описано в параграфах ОМ.А.8, 11, 17, 20, 25, 30, 34, 39, 50 и 51.
ОМ.А.61 Сидя, опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть
Это заключительное умение ребенка защитить себя в положении сидя руками от столь часто грозящего ему падения. Оно приобретается в последнюю очередь — после овладения умением опираться на руки, выставленные вперед или в сторону.
Как оценить
Способ: Посадите малыша, и, взяв его сзади за одно плечо, слегка потяните к себе.
Результат положительный, если малыш, чтобы не упасть, выставит руку назад (дальше линии бедер).
Как учить
Лучше всего учить малыша, расположившись следующим образом. Сядьте на колени, опустившись на пятки. Посадите к себе на колени ребенка так, чтобы он сидел лицом к вам. Обхватите легонько его туловище, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Затем - достаточно быстро — наклоните его назад. При этом малыш выбросит одну руку назад, чтобы не упасть. Постарайтесь отклонить его не просто назад, а под некоторым углом — по диагонали. Тогда он не только закрепит умение двигаться по диагонали, но и легче сможет произвести необходимое действие. Отрабатывайте это умение, наклоняя ребенка в разные стороны.
ОМ.А.62 Из положения стоя опускается на пол, держась рукой за предмет мебели
Вместо того, чтобы “падать” в положение сидя, малыш научится самостоятельно опускаться на пол. Все это благодаря лучшему управлению мышцами ног. Однако для устойчивости ему еще приходится за что-нибудь держаться.
Как оценить
Способ: Поставьте ребенка около стола, высотой до уровня его груди, а на полу положите несколько игрушек. Побудите малыша опуститься на пол и взять игрушки.
Результат положительный, если малыш сможет, контролируя свои движения, опуститься на пол, совершив следующие действия: согнет обе ноги в коленях и сядет, пройдя через положение “стоя на одном колене, ступня другой ноги впереди”.
Как учить
Поставьте ребенка у невысокого столика. Сзади него поместите небольшой пуфик, пенопластовый блок, или просто станьте сами. Затем попросите малыша повернуться лицом к тому, что находится сзади него, и помогите опустить на этот предмет (или на ваше колено) свободную руку. После этого ребенок должен опустить вторую руку и сесть на пол.
Если он не в состоянии согнуть ноги в “запертых на замок” коленях, обхватите его коленки руками и аккуратно сделайте это сами.
Следующий этап — побудить ребенка опуститься на пол сразу, не ища опоры на полпути.
ОМ.А.63 Встает на ноги из положения “стоя на одном колене” или “сидя на корточках” с минимальной опорой на руки
Сейчас ваш малыш уже способен встать, выпрямив ноги. Ему больше не нужно подтягиваться на руках.
Когда он как следует закрепит это умение, он будет вставать, производя вполне предсказуемую последовательность движений
1. Стоит на коленях.
2. Стоит на одном колене, ступня другой ноги впереди.
3. Когда малыш переносит вес своего тела вперед, на согнутую в колене и выдвинутую вперед ногу, и начинает подниматься, он быстро переносит заднюю ногу вперед, оказываясь сидящим на корточках.
4. Из данного положения выпрямляет обе ноги одновременно.
Как оценить
Способ: Поместите ребенка в положение “сидя” или “стоя на коленях” рядом с невысоким столиком. Покажите ему какую-нибудь интересную вещь, и положите ее на столик. Побудите малыша встать.
Результат положительный, если малыш поднимется, воспользовавшись позицией “стоя на одном колене, ступня другой ноги впереди” или этой же позицией в сочетании с позицией “сидя на корточках”.
Как учить
Убедитесь, что ваш ребенка хорошо освоил умение, представленное в параграфе ОМ.А.57.
На данном этапе дети начинают садиться на корточки не только для того, чтобы подтянуться и встать, но и для того, чтобы поиграть. Эта позиция пригодится им и на втором году, и даже позднее.
Помогите малышу привыкнуть сидеть на корточках. Поддерживайте его в таком положении во время игры, взявшись за его колени сверху. Сделайте так, чтобы центр тяжести ребенка находился скорее впереди. Если вам трудно посадить малыша на корточки, поверните его спиной к себе, поднимите вверх, согните его ножки в коленях, а затем снова опустите на пол. Постепенно сводите на нет свою помощь.
Когда ребенок привыкнет сидеть на корточках, вы можете начинать помогать ему вставать, не подтягиваясь на руках. Когда малыш будет сидеть на корточках, подойдите к нему сзади, одной рукой обхватите его колени, а другой — грудь под мышками. Наклоните его корпус немного вперед и начните помогать ему подниматься. Возможно, вам придется нажимать ему на колени, чтобы он догадался, что ему нужно выпрямить ноги. Вскоре вы сможете свести свою помощь на нет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|