Глава первая. Мельчание мира.
Как уже было сказано в предисловии, данная глава является синтезом трех идей, каждая из которых содержится в следующих главах книги. Почему «мельчание мира»? Производя соотношение с формулировками тех самых трех идей, обозначу три причины такого названия первой главы. Во-первых, реальная необъятность мира ограничивается нашим воображением и технической возможностью для странствий в мире даже вне нашей планеты. За основу я взял тезис, что та часть космического пространства, куда может на данном технологическом уровне развития цивилизации путешествовать человек, ничтожно мала по сравнению с размерами едва ли не бесконечной Вселенной. Я не беру в расчет ту часть космического пространства, включая нашу планету, что человек может себе подробно представить в уме, поскольку считаю абсолютно очевидным факт, что размеры этой части пространства ничтожно малы по сравнению с первой названной мной частью пространства. К тому же воображаемое человеческим умом пространство (с абсолютной уверенностью человека, что он его знает и видел) целиком и полностью своими границами лежит в той же самой первой названной части пространства. Проводя параллель с четвертой главой книги, не премину сказать, что коэффициентарность воображаемого (хотя все же наиболее точным здесь окажется конструкция «в точности представляемого», однако договоримся использовать в тексте слово «воображаемого») человеческим умом пространства есть составная часть коэффициентарности космического пространства, возможного для путешествий человека, ну, а она в свою очередь есть составная часть коэффициентарности Вселенной (или, если хотите, коэффициентарности бытия; таким образом, я рассматриваю в этом тексте слова Вселенная и бытие как синонимы), которая равна единице. Обобщая и упрощая сказанное выше, считаю, что мельчание мира произошло благодаря появлению несовершенного ума человека, а измельчал мир исключительно для него, на деле вовсе не сузив свои масштабы (возможно, только увеличив их). Доля измельчавшего для человеческого ума мира во Вселенной стремится к нулю. Стоит отметить, что человеческий ум есть наиболее развитой, потому в вопросе мельчания мира нет смысла прибегать к упоминанию животных умов, ведь для них, в чем я уверен, мир тоже мелок.
Во-вторых, человеческий индивидуализм сделал мир проще для познания и позволил найти дозволенные границы распространения деятельности человечества (хочется верить, что эти границы совпадают с теми, до которых может путешествовать человек в космическом пространстве). Растущий уровень человеческого знания позволяет выводить все больше и больше теорем, законов и так далее, которые зачастую достаточно заметно сужают рамки осознания мира как философской категории, а вовсе не материального объекта, что весьма важно различать. В-третьих, если уж мы и говорим о мельчании, то, значит, и об уменьшении коэффициентарности «человеческого» мира как одной из составных частей бытия, то есть как коэффициентарности мира в виде материального объекта. Коэффициентарность «человеческого» мира уменьшается, поскольку считаю необходимым заложить в основу следующий тезис: рамки освоения человеком мира расширяются медленне рамок расширения абсолютного мира. Все сказанное тремя абзацами выше – это, конечно, результат сопоставления идеи мельчания мира с идеями более старыми, но стоящими вплотную с заявленной в качестве названия первой главы и всей книги. Теперь стоит перейти к более конкретным аргументам, которые на практике показывают, что мельчание мира действительно происходит. Они довольно часто могут встречаться в нашей жизни, к тому же все конкретное – намного более сильное доказательство, чем просто теоретические суждения.
Давайте для начала вспомним банальную фразу «мир тесен». Чем больше в своей жизни мы ее произносим и слышим от другим, тем более уверены в ее правоте. Если ненадолго уйти чуть в сторону, то мы увидим, что наиболее убежденные сторонники те, кто дольше и больше других находится в идейном влиянии какого-либо объединения людей – то может быть религиозная секта, политическая партия, фан-клуб музыкального исполнителя и пр. Думается, что по такому же принципу попугай разучивает слова, которые будет потом произносить. Дело в том, что птица абсолютно уверена: слова адресованы ей, и если хозяин повторяет их мне много раз, то они что-то для меня да значат, и потому мне следует взять их на вооружение. Надеюсь, никому не в оскорбление, что сторонники чего или кого-либо рассуждают приблизительно точно так же, не считая того, что они сами приходят к данному объединению людей, а попугай, может быть, против своей воли вынужден выслушивать лексические повторы что-то хотящего от своей птицы хозяина. Так вот, возвращаюсь к фразе «мир тесен». Ее смысл, описанный выше, скорее второстепенен, нежели общепринятый и любому доступный. Говоря, что мир тесен, мы констатируем факт, что все так и есть. Если бы человек не был бы в этом уверен, то данная фраза не имела бы широкое хождение или даже вряд ли появилась бы. И все же тезис, заложенный в нее, требует доказательства, а именно конкретного примера, когда человек убеждается в правильности этой фразы. Встречаясь на улице с человеком, с которым, как нам раньше могло казаться, мы никогда больше не встретимся (если, скажем, населенный пункт достаточно большой – элементарнейшее), мы произносим фразу «мир тесен» не то чтобы про себя, но даже и в разговоре с ним. Ситуация встречи на улице – это простейший пример доказательства правильности данной фразы. Ситуация сложнее – мы узнаем от собеседника новость о практически забытом вами человеке, и выходит, что он и ваш собеседник как-то связаны, хотя ничего вроде бы не предвещало такого поворота событий. Или, например, когда случайно встречаем старых знакомых на курорте, что еще более удивительно, чем в примере с общим знакомым.
В то же время стоит понимать, что в этой фразе слово «тесен» можно понимать как стабильное и вечное свойство, тому в пример человеческий пол. А значит, ни о каком мельчании говорить, казалось бы, нельзя - мол, мир и так сам по себе мал. Но так сказать нас вынудил контекст, то есть наше настроение ввиду сложившейся определенным образом ситуации. В противном случае мы могли бы так и не сказать – порой достаточно отсутствия любого одного компонента. А увидев мельчание мира на практике, мы убеждаемся, что банальная фраза «мир тесен» - это лишь верхушка айсберга в понимании данного вопроса. В древности человек не был способен преодолевать огромные расстояния, чтобы оказаться на другом конце света. Здесь, возможно, берет корни идея ничтожности человека в мире и перед Богом. Сегодня отправиться на другой конец света намного проще, да и названная идея теряет свою актуальность в связи с техническим прогрессом, а также уверенно шагающим по планете индивидуализмом. За счет появления длинных путешествий еще задолго до последних столетий страх человека перед огромным миром, не считая стереотипов о разных регионах планеты, постепенно стал сходить на нет. Мир начал мельчать, потому что человек стал твердо уверен, что, добравшись куда-либо, он непременно сможет повторить это, так как «технике это под силу». Потому значительный вклад в мельчание мира внесла индустрия путешествий. Следующим этапом был запуск по телевидению передач про путешествия. Таким образом, в моменты их просмотра и мысленным переносом в тот край мир для человека сужается до сочетания «мозг плюс телевизор». Не только такими передачами, но еще многим-многим другим телевидение и другие средства массовой информации временно уменьшают мир для человеческого ума. С одной стороны, переход к сочетанию «мозг плюс телевизор» полностью соответствует эгоистической и в основном индивидуалистической природе человека, а с точки зрения подлинной романтики путешествий это отвратительно. Вот некоторые доказательства, имеющие отношение не просто к жизни, а даже к рутине. Если она многое объясняет, то факты, находящиеся под ее защитой, обретают еще более высокую мощь, чем имеют ее сами по себе. 29 мая 2012 г. -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|