Пробуждение от сна как точка бифуркации
Вряд ли кто-то не слышал о поговорке «кто рано встает, тому Бог подает». Смысл ее, однако, вовсе не относится к теме этого текста. Говорить мы будем скорее о биологической стороне такого явления, как пробуждение от сна. Кто-то рано встает, так как ему нужно идти на работу, на учебу или еще куда-то. Но рано встать тоже надо уметь. О чем в данном случае речь и как достичь успеха в своем пробуждении? Обычный рецепт, как можно догадаться, состоит в правильном расчете нужного времени для сна, здоровом и не мучительном процессе самого сна, ну и в благоприятной окружающей обстановке как хорошем дополнении. Как видите, полезные общепризнанные рекомендации по хорошему сну оказываются беспросветно банальными. В рутине вся суть, но в то же время нам порой как воздух нужен отдых от банальных, смертельно надоевших вещей. Этот отдых заключается во введении в нашу жизнь хотя бы на время чего-то радикально нового и неизведанного. Все три компонента, конечно, оказывают весьма благотворное влияние на наш сон, но нужно понимать, что и они порой не спасают от пробуждения через силу. А значит, нам нужно что-то еще. Для его выявления обратимся к факторам, оказывающим негативное влияние на наше жизнерадостное и полное жизненных сил пробуждение. Практически ежедневным фигурантом дела нашего пробуждения от часто неполноценного сна является не кто иной, как наш заводной механический или электронный друг – как его зовут, вы, наверно, догадались. Сколько бы ни давал нам будильник поспать – два или двенадцать часов – а все равно человеческий организм и характер, как ни крути, не сторонники принудительных мер извне по отношению к себе самим. Даже если человек спит мало, зато здоровье его на высоте, это все равно ему в минус, поскольку при более здоровом сне он каждый раз имел бы с утра больше жизненной энергии. Вот почему утренняя деятельность человека считается одной из самых непродуктивных в его дневном цикле. И все же для раскачки своих энергетических запасов нам вовсе не обязательно поспать еще немного – достаточно просто производить свою деятельность какое-то время, желательно подкрепив это каким-либо утренним питанием, и мы снова будем в форме как раз к моменту наступления фазы наибольшей продуктивности человека, а именно 14ти-16ти часов дня.
Звонок будильника – это своеобразная точка бифуркации в нашем дневном цикле, от которой зависит, как начнется и продолжится наш день. В вопросе будильника можно стать настоящим гурманом, как это ни странно. Ведь очень важно правильно выбрать (если есть для этого возможность) мелодию для звонка, тип сигнала (нарастающий или на одной громкости), не говоря уже о времени сигнала. И ведь действительно, выбрать мелодию для будильника едва ли проще, чем для звонка на мобильном телефоне. На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет, а в данном случае это означает различные предпочтения людей в выборе мелодии для будильника. Кто-то предпочтет мягкую, спокойную, ненавязчивую мелодию, которая скорее всего доставит при пробуждении больше удовольствия, чем резкая и агрессивная, которая может заставить резко вскочить с кровати, а также обеспечить изначальное негативное настроение на день. А надо ли, в последнем случае, это вам и вашим близким? Я ни в коем случае не пытаюсь ограничить чей-то, скажем так, музыкальный индивидуализм, но все же советовал бы читателям, если они вдруг в этом совете нуждаются, выбирать мелодию для будильника в первую очередь не по собственным музыкальным предпочтениям, а по комфортности звучания. Итак, первое мое дополнение к рецепту хорошего пробуждения от сна: если вы встаете по будильнику, то выбирайте для него мелодию, которая будет комфортна для вашего слуха.
Покончив с будильником, перейдем к другому аспекту. Это физическая или умственная усталость перед сном. Тут, конечно, вопрос спорный, можно ли это однозначно считать фактором оттяжки сна, ведь, может быть, чаще все происходит даже наоборот, а именно усталость сбивает нас с ног. И все же я бы предложил не забывать, что усталость подчас порождает напряженность в теле или уме, которая может не дать организму сразу прийти в состояние абсолютного покоя. В жизни, конечно, бывает всякое: пришли поздно с упорной спортивной тренировки, писали перед сном книгу… а вот не расслабились перед сном, и все тут. Поэтому, во-вторых, если в сон не очень-то клонит, полезно около получаса отдохнуть перед сном от перенесенной физической или умственной нагрузки, а уж потом приступать к нашей конечной фазе дневного цикла. Напряженность часто ходит в паре с употреблением перед сном определенных веществ, мешающих заснуть, которые, в целом, часто и являются причиной такой напряженности. Стоит потому отдельно поговорить и о таких веществах, которые станут ядром моей третьей рекомендации. Пугаться и чураться слова «вещества» с ходу не стоит, ведь речь вовсе не о наркотиках или алкоголе. Речь, по сути, об их частичных альтернативах. К таким будет верно отнести бодрящие вещества – кофе, чай, энергетические напитки и так далее. Их-то, пусть даже в небольших дозах, врачи перед сном вряд ли станут рекомендовать для употребления. И если не станут, то я с ними буду полностью солидарен. Кому как не мне знать о «пользе» больших доз из крепких заварок зеленого чая, выпитого перед сном, которого, по сути, нет еще несколько часов, не говоря уже о несчетном количестве потерянных ночей. Так что, в третьих, не употребляйте на ночь бодрящие вещества, если хотите действительно хорошо выспаться. Не спорю, что бывают случаи обратного эффекта, когда человек пьет на кухне кофе (не суть, одну или несколько чашек) и после этого засыпает. Видимо, просто кофе еще не успел подействовать или его оказалось слишком мало, чтобы заставить человека прободрствовать оставшуюся ночь.
Нормальное ежедневное время сна человека, позволяющее ему полностью восстановить во сне свои энергетические ресурсы, равняется восьми с половиной часам, как подсчитали ученые. Я не буду сейчас рассуждать, адекватна ли эта цифра и в каких вообще случаях она таковой является, но факт есть факт: человеку нужно высыпаться. Хоть изредка, хоть отчасти – но высыпаться. Достойное количество времени для сна – моя четвертая рекомендация. Время, которое человек сможет проспать, зависит от многих факторов. Это загруженность его предыдущего дня, это спокойствие дома или просто в месте ночевки (не будят дети, вентиляция во дворе, стиральная машина и прочие внешние раздражения в данном контексте), это и принятие или непринятие на ночь бодрящих веществ, о которых мы я уже говорил выше. Как бы ни был силен любой из этих факторов в каждом отдельно взятом случае, но все же дороже всего человеку окажется время сна. А ведь время, как известно – та самая вещь, которой человеку (кроме денег и счастья) чаще всего в жизни не хватает, потому так и дорого оно для него. Вот поэтому мы так дорого ценим лишнюю возможность подремать хотя бы час, когда желаем этого. Если вдруг сон напал на нас внезапно посередине дня, затащил в свой плен на несколько часов и не дал реализовать задуманные планы, не стоит столь сильно огорчаться по этому поводу. В конце концов, неизвестно, сколько удовольствия от жизни мы получили бы за эти часы и сколько задуманного фактически сделали бы. За часы сна у нас пропало ощущение времени, а во время бодрствования, если сосредотачиваться именно на этом ощущении, оно станет для нас тяжбой. Но зачем нам лишние моральные страдания? И себя когда-то надо поберечь. Перейдем к подведению итогов и еще раз вспомним те параметры, что я рекомендовал в этом тексте для совершенствования нашего пробуждения от сна как ежедневной точки бифуркации в ежедневном цикле существования человека: 1. Мелодия будильника, комфортная для нашего слуха; 2. Отдых перед сном около получаса в случае физической или умственной усталости, не способствующей погружению в сон;
3. Отказ от употребления перед сном бодрящих веществ; и 4. Достойное количество времени для сна, позволяющее восстановить энергетические ресурсы. Взглянем теперь на те три компонента достойного пробуждения от сна, о которых речь шла в начале: 1. Правильный расчет нужного времени для сна (не упоминалось в рекомендациях); 2. Здоровый и не мучительный процесс самого сна (в четвертой моей рекомендации этот момент рассматривался лишь как составная ее часть); и 3. Благоприятная окружающая обстановка как хорошее дополнение (точно так же – в четвертой рекомендации этот момент является лишь составной ее частью). Получается, что среди моих рекомендаций один-единственный компонент из банального рецепта удачного пробуждения от сна не был упомянут. Его судьба, таким образом – стать пятым пунктом в новом рецепте по пробуждению от сна, которое с большей вероятностью принесет вам удовольствие. 1. Мелодия будильника, комфортная для нашего слуха; 2. Отдых перед сном около получаса в случае физической или умственной усталости, не способствующей погружению в сон; 3. Отказ от употребления перед сном бодрящих веществ; и 4. Достойное количество времени для сна, позволяющее восстановить энергетические ресурсы. 5. Правильный расчет нужного времени для сна. Один-единственный момент мне осталось освятить в данном тексте – это непосредственно пробуждение от сна как точка бифуркации. И снова я обращаюсь за помощью к устоявшимся народным фразам. Приходящая на ум и наиболее подходящая под данную ситуацию звучит так: «Как Новый год встретишь, так его и проведешь». Но давайте оставим Новый год в покое и сократим временные рамки в конструкции фразы, то есть изменим ее по своему усмотрению. Получается у нас в итоге вот что: «Как день встретишь, так его и проведешь». И ведь это тоже правда! Думайте над этим чаще и заботьтесь о своем сне. Тем самым вы позаботитесь не только о самом себе, но прежде всего о своих маленьких ежедневных удачах и радостях, от которых никакому здравомыслящему человеку отказаться в голову никогда не придет. Ведь все мы хотим счастья. 24 января 2013 г.
Право на рождение Как много у человека самых разных прав. Право на жизнь, на свободу, на неприкосновенное жилище и еще на многое-многое. В случае личной необходимости кто-то такой, что сильнее и недоступнее, чем вы сами, эти ваши права не преминет нарушить. Неважно, кто это: государство, криминальные структуры, представители бизнеса или просто такие же, как вы, граждане, которым что-то от вас понадобилось. Нам говорят: «Не давайте себя в обиду, защищайте свои права». Я же фактически слышу: «Отбивайтесь, как можете, ибо для того, кто сильнее и могущественнее вас, вы слабы и ничтожны».
Несмотря на внешнюю привлекательность, права человека являются ментальным утешением для многих. Самое главное, чтобы на пути этих многих когда-нибудь не подвернулся бы тот, кто эти права при желании мигом втопчет в грязь. Зачастую мы о своих правах вовсе не думаем, а потому другие их и нарушают, ибо мы обычно оказываемся не готовы к таким изменениям своего контекста (альтернатива словосочетанию «повороты судьбы»). Будь кто-либо хоть первоклассным адвокатом или юристом, безупречно знающим закон, но и про эмоциональный аспект тоже забывать не стоит. Ибо в некоторые моменты жизни, определяемые исключительно индивидуальным контекстом, разумная составляющая может эмоциями и перекрываться. От этого никто не застрахован, но тут я говорю только про случаи, где руководствоваться своими эмоциями нам не нужно, а порой даже опасно. Поэтому мало того, что мы подчас не думаем о своих правах – мы даже боимся их подчас защищать или не способны ввиду эмоционального аффекта приложить к этому усилия. Такой расклад событий мы встречаем с боязнью, если заранее знаем, что не способны защитить свои права. Как таковых, прав человека, естественно, в природе, никогда не существовало, ибо это фикция, запечатленная на бумаге и пущенная в массы. А главное – вовсе не все из них исходят из естественной человеческой природы, но навязаны нам общественным прогрессом во всех сферах жизни человечества. Неважно, что некоторые эти сферы ничего не сделали для развития прав человека – они на это были в силу своей специфики просто не способны, да и за них это сделали другие сферы. Права человека – это наиболее очевидные и адекватные принципы, отражающее среднестатистический образ жизни человека современного общества, находящегося в своем постоянном развитии. Часто язык так и норовит сказать, что права иллюзорны. Оберегает меня от этого лишь один очевидный факт: это не всегда так. Люди сплошь и рядом стараются верить (и даже другим это в голову вбивают), что их права никто не посмеет нарушить, ибо это святое, а в случае их нарушения нарушитель прав другого непременно понесет серьезное наказание. Наивные. Тут можно только добавить, что наказание нарушитель прав другого понесет не всегда. Основных субъектов – нарушителей прав человека я в этой работе уже называл в первом абзаце этой работы, а если вы про них забыли, можете туда ненадолго вернуться и прочитать еще раз, кто это, на мой взгляд, в основной своей массе. Вовсе не обязательно постоянно жить в страхе того, что кто-то нехороший сейчас придет и нарушит мои святые, неприкосновенные права. Так можно себе, во-первых, жизнь сломать и, во-вторых, уйти из нее еще до того, как кто-то твои права действительно нарушит, если он хотя бы соберется это вообще сделать. Вполне можно нарушить права гражданина, объяснив это стремлением государства сохранить свой суверенитет, национальную идею или что-то еще. Скажем, ты можешь исповедовать экстремистские взгляды, но никаких противоправных действий будь добр не совершать и свои взгляды не пропагандировать, иначе понесешь наказание, пропорциональное по тяжести тому, что успел натворить. Не ходи на митинги – да, мы тебе не советуем это делать и нарушаем твои права – не расшатывай государственную систему. Тут и вскрывается та самая пресловутая околопатриотическая дилемма, что полезнее: не наломать дров, оказавшись помехой для госструктур, или открыто выразить свою наболевшую позицию, чтобы тебя якобы услышали. Все это, конечно, хорошо, но не так в этой работе важно, как тема права на рождение. Пора приступить и к изложению мыслей на эту тему, заявленную здесь, как ни крути, в качестве титульного заголовка. Само словосочетание «право на рождение» может звучать немного туманно, но это лишь грубое и обобщенное имя того основного права, которого отродясь не было и не будет абсолютно у всех живых существ, обитающих во Вселенной. В одной из своих чуть более ранних работ, нежели эта, я уже приводил такую фразу: «Каждый день я извиняюсь за то, что однажды имел наглость быть зачатым». Извиняться-то, может, в большинстве случаев и не надо, но человек вполне может стыдиться самого себя по разным причинам, а вина и стыд – чувства все-таки взаимосвязанные. А что, если нам стыдно за то, что не смогли выбрать, рождаться или нет? Весь драматизм и безысходность заключается в том, что нас об этом никто не спрашивал. Кто конкретно нас об этом не спрашивал? Наши родители, конечно. Загвоздка в том, что на момент зачатия нас в качестве целостного физического объекта в виде тела, коим является каждый родившийся, еще не существовало. Так что спрашивать разрешения на зачатие на тот момент было не у кого. Да и кого, по большему счету, волнует мнение ребенка или того, кто не может никак повлиять на наши мысли и поступки? В 2011ом году ООН признала правом человека доступ в Интернет. Обусловлено это, конечно, исключительно научно-техническим прогрессом. Если перенестись от формальностей к реальности, запросто сможем представить себе множество конфузов, связанное с этим «правом человека». Отключили родители дома ребенку интернет – и что, нарушили его права? Это же все равно, как спрятать от него конфеты – и кто скажет, что данное действие является нарушением прав человека? Это, скорее, момент, связанный с воспитанием ребенка, а не ограничением его в потребности потребления, уж простите за такой каламбур. Если бы я был жителем отсталого племени где-нибудь в Африке, я бы мог даже не знать, что такое Интернет. А раз у меня его нет, зачем мне тогда право на доступ туда, в новый способ информационного рабства? То же самое можно сказать в отношении других прав человека. Зачем мне право на неприкосновенность переписки, если я и писать-то не умею? Поэтому, на мой взгляд, признание правом человека доступ в Интернет было сделано зря. Как было мной выше показано на двух примерах, людям не нужны права, если они не имеют потребности в их реализации или не знают. Поэтому хотелось бы особенно обратить внимание на то, что права человека обязательно должны вытекать из его естественных потребностей, обеспеченных биологической и ментальной природой индивида. Подчеркиваю, из естественных. Нет, не должны права человека увеличиваться в количестве ввиду постоянного научно-технического прогресса. Хотя кто знает – может, 2011ый год дал начала тенденции, согласно которой и будут далее с течением времени они множиться. Право на рождение – самое фундаментальное право любого разумного существа, так как из этого права вытекают все остальные права. Права человека, например. Зато когда мы говорим о правах животных, в ряде случаев это может звучать нелепо. Аргументация тому сама банальная: «Ну, какие им права, они и по-нашему ведь не говорят». Все-таки правильно сказал Мартин Хайдеггер, что «язык – дом бытия», ибо без коммуникации социум был бы невозможен. Вернемся, однако, к нашей теме. Биологическим способом нарушенное право выбирать, рождаться или нет – это, несомненно, точка невозврата для любого. Это право нарушено к счастью для многих, ведь некоторые, проанализировав свою жизнь, однозначно сказали бы, что не предпочли бы рождаться, если бы могли. Божественная в своей сущности репродуктивная функция живых организмов в таком случае потеряла бы свой императивный характер выведения младенца на свет, не считая случая, когда тот рождается мертвым. Но он этого не выбирал. А как можно идти против своей жизни, что дана тебе свыше? Еще один вопрос, касающийся жизни как процесса, а также права на рождение: как можно ругать то, о чем никогда не слышал, что никогда не видел и с чем никогда не контактировал? Безысходность в вопросе права на рождение находится в моменте зачатия, при этом сама жизнь безысходностью вовсе не является, ибо у каждого имеется возможность Абсолютного Выхода (то есть действий, после их совершения непременно приводящих к смерти). Им нужно всего лишь воспользоваться и исправить предрешенность, выражающуюся в отсутствии права на рождение. Напрямую я к этому вовсе не призываю, суицид не пропагандирую. Я лишь указываю на фактическое отсутствие безысходности как таковой, ибо склонен рассматривать мир как его индивидуальное субъективное представление каждым. В конце концов, почему это наши личные проблемы вдруг должны быть также и проблемами других? Еще и далеко не всегда является фактом, что эти другие – причина наших проблем. В любом случае, основная причина последних в нас самих. «Покончив с собой, уничтожить весь мир» - такие слова поет Егор Летов, лидер группы «Гражданская оборона», в песне «Русское поле экспериментов». Метод, действительно, действенный, но он и радикальный, ибо обратно воскреснуть невозможно. Кстати говоря, а есть ли вообще совесть у того, кто оканчивает жизнь суицидом? Жизнь, как по мне, нам дана свыше, так пусть оттуда же ее также и заберут. Есть, конечно, концепция, что жизнь – это сама по себе непрерывный суицид, но я бы предпочел откреститься от такой позиции. Речь здесь о том, что такой взгляд на жизнь не является жизнеутверждающим и абсолютно объективным, а не о том, что мы, по утверждению некоторых, живем, чтобы умереть (равно как бодрствуем, чтобы после это лечь спать, или куда-то идем, чтобы туда прийти). Хотя не отрицаю, что у любого действия должен быть смысл и нацеленность на конечный результат, который это действие способно обеспечить. И действительно, какой смысл ехать в какое-либо место, если мы решили пойти в магазин, не доехав до ранее определенного места и развернувшись на полпути, заранее это обдумав? Можно было зря время и ресурсы на бесполезные действия не тратить, что мы обычно и делаем. А все потому, что имеем возможность вернуться назад. Теперь представьте себе, что мы развернулись, а по причине того, что в нас врезался другой автомобиль, погибли. В метафизическом плане в такой ситуации будем виноваты только мы, так как произвели совершенно ненужные действия, которые и повлекли нашу смерть. Таков закон входной двери: если она закрылась, то ее, чтобы войти, не откроешь без усилий или ключа. Так и жизнь не возвращается, если мы ее вдруг потеряли по своей безответственности, как в примере с автокатастрофой. В отношении жизни необходима ответственная позиция. Все же склоняюсь к следующей моралистской позиции: если нам подарили жизнь, нужно ей дорожить. Неважно, ради кого или чего – важно просто ей дорожить, или хотя бы изредка пытаться это делать, если жизнь в тяжбу. Человек смерти боится, ибо ему есть, что терять перед ее лицом. К тому же никому не известно, что находится по сторону бытия. Кто-то мог встречаться со смертью один-на-один, например, во время комы или наркотического опьянения и, возможно, примерно может представить себе, что ждет его и других после смерти. Одна только мысль при всем этом мне не дает покоя: каждый ли после пока что не роковой предварительной встречи со смертью начнет воистину дорожить своей жизнью? 27 февраля 2013 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|