То, что нужно знать про индивидуализм, связанное с ним и надвигающееся бедствие.
Ввиду нарастания разочарования людей в современном искусстве из-за бесталантности мастеров происходит обращение людей к фундаментальному и более древнему искусству, если это сегодня действительно в основной массе происходит. Индивидуализм – это комплекс условий, его, по нам, следует понимать в первую очередь как социальное явление, если на повестке дня – кризис индивидуализма, приближающийся к человечеству. Зоологический индивидуализм мы пока что оставим в стороне от обсуждения. Индивидуализм должен несомненно должен ассоциироваться со словами «возможность», «шанс», иначе романтика его будет утрачена безвозвратно. Утрата романтики происходит и в книжной сфере в связи с появлением соответствующих электронных устройств – книги теряют свою индивидуальность, и это по-своему страшно. С другой стороны, мы идем на поводу у желания удобства и плюем на тысячелетние традиции и мораль. Индивидуализм ограничен в возможности использования в числе людей, времени, месте и некотором другом. Это и делает его индивидуализмом в том самом близком для нас смысле «вещи, которую мы ценим». То, чего мало, всегда ценится или должно цениться, в противном случае им пренебрегают – а разве можем мы сказать, что люди пренебрегают своим индивидуализмом – едва ли не самым духовно дорогим, что у них есть? Да никоим образом! Весьма важными понятиями в рамках индивидуализма являются внутриличностный идеал и самореализация. Зачастую у человека нет своего внутриличностного идеала (или он не может по каким-то причинам его сформировать), и он пользуется чужим внутриличностным или общественным идеалом (тем, который ему обществом навязан и за неимением другого кажется универсальным).
Зачастую внутриличностный идеал входит в противоречие с общественным. С точки зрения общества, самореализация является соблюдением некоторых норм, правил, традиций, присущих этому обществу. С точки зрения личности (с ее позиции), истинная самореализация невозможна без частичного отрицания общественного идеала и выработки собственной морали. Общественный идеал – для тех, кто в нем не сомневается. Самореализация – это всегда некоторый бунт против идеалов общества. Поэтому индивидуализм в некотором роде неприемлем для общества. Но с другой стороны, он необходим для выживания. Как известно, историю делают личности, используя при этом толпу. Всегда нужны те, кто уничтожат старые ценности и создадут новые. Впрочем, обществу необходима переоценка ценностей, потому и есть вышеописанные люди. Но важный вопрос – почему ценности устаревают? Не эволюция ли это общественной мысли? Есть ли внутриличностный идеал, который не зависит от идеала общественного, или же они неразделимы как таковые? Важно отметить, что ни тот, ни другой не является вербализированным. Кстати, стоит заметить, что смысл изначально может быть заложен абсолютно во всем, но будучи невербальным; из-за этого озвучить окончательный смысл любой вещи (любого фрагмента бытия) невозможно (да-да, нет в мире совершенства), равно как и дать точнейшее определение, ни у кого не вызывающее сомнений и мысли, что надо бы его дополнить. Внутриличностный идеал со временем может стать общественным – такое допущение вполне возможно, только если брать в расчет тот факт, что личность со своим внутренним идеалом – это как раз тот человек, который изменит историю и особенно сильно повлияет на духовность общества. Чтобы общество могло существовать, всегда необходимо некоторое бунтарство. Тирания не может не развивать науку, иначе она погибнет. Как с наукой, так же с индивидуализмом и бунтарством.
Человек, надо сказать, существо двуличное. А значит, личность не однополярна. Я это свойство называю «двуличностность человека» (именно двуличностность, а не двуличность, на что нужно обратить внимание): для общества у человека одна личность, а для пребывания его наедине с собой – совсем другая, и для использования он всегда выбирает ту, какая ему в данный момент комфортна, и порой вовсе неважно, для чего одна из этих двух личностей в действительности предназначена. Кстати говоря, сегодня помимо идеи потребления в обществе господствует идея успеха: если ты не успешен, то ты – неудачник. А индивидуализация напрямую с этим связан, так как потребность в удовлетворении своих сугубо личных интересов напрямую завязана на приложение к тому некоторых усилий, с помощью которых и достигается столь желанный каждым человеком успех. Стоит отметить также более мелкое по масштабу явление, как антииндивидуализм. В связи с этим хотелось бы сказать про такое понятие, как индивидуалистический маргинал – это избегающий своей индивидуализации социальный элемент. Понятие достаточно относительное и в своем роде утопичное. Скажем и про приглушение индивидуализма. Приглушение индивидуализма – ситуация, когда по определенным причинам происходит торможение самореализации человека. На это влияют внешний или внутренний факторы, иногда оба. Внешними факторами могут быть мнение других людей, уничтожение или неналичие некоторых или всех условий, внутренними – боязнь самореализации по разным причинам, неуверенность человека в необходимости самореализации в конкретном ключе, отказ человека самореализовываться ввиду элементарной потери интереса к этому («эффект «прошедшего припадка» смелых мыслей»). У Абрахама Маслоу потребность в самореализации находится на высшей ступени пирамиды потребностей. В связи с этим нужно считать индивидуализм высшей ценностью, которую человек способен достичь. Индивидуализм – прекрасная эпоха или состояние души, ведь оное полностью соответствует социальной природе человека. Но у всего хорошего и не очень когда-то да происходит кризис или вовсе конец существования. Конца у индивидуализма в любом случае не предвидится, а вот кризис уже дает о себе знать, стучась к нам в дверь с порога. (далее – параллель индивидуализма и аномии Мертона: общество никогда туда не вступает, а находится там постоянно – просто время от времени и то и другое явление, вылезая на поверхность с возможностью их обозрения, дают о себе знать и судить).
Конечно же, индивидуализация жизни конфликтна, так как при обретении выгоды и наличии оппонента всегда будет происходит некоторый компонент интересов. Без воображения нет того полноценного индивидуализма, что у людей – только им оно присуще, и в этом главное отличие человека от животного. По правде говоря, любой коллективизм основан на индивидуализме. Индивидуализм основан на эгоизме, который предполагает удовлетворение потребностей и достижение выгоды. Выгода мелочна и является главной категорией индивидуализма и эгоизма. Причины кризиса. Индивидуализм – вещь бескрайняя, бесформенная и не имеющая никаких границ в количественном лимите творимого. Иногда такой лимит очень даже полезен в плане поддержания стабильного эстетического усвоения образов без ломки стереотипов в плане того, что искусство внезапно испортилось и деградировало. Большинство видят в качестве причины деградации искусства бесталантность или нехватку таланта. Не станем сейчас доказывать народу, что его мнение неверно, а воспользуемся случаем и выстроим ситуацию в угоду себе. Не зря ведь говорят: «Краткость – сестра таланта», ведь лучше создать мало, но содержательного, чем множество не представляющих особой ценности вещей. Привязка сюда проблемы аксиомы коэффициентарности бытия лишь продублирует сказанное. В целом, отсюда следует такой вывод: основная причина надвигающегося на человечество кризиса индивидуализма заключается в беспрестанно увеличивающемся количестве индивидуалистов-мастеров. Эта проблема более подробно освещена в главе «Аксиома коэффициентарности бытия». Еще одна причина кризиса – наличие большого количества исполнителей сегодня. Они по сути не двигают человеческую мысль вперед, но популярны среди слушающих их. Если же исполнитель совпадает с автором, ситуация чуть стабильнее. Однако культура изживает себя, если не несет людям ничего нового и нацелена на коммерцию – она становится культурой массового потребления. Ее интеллектуальный уровень, возможно, не столь высок, как кому-то хотелось бы, но именно такой ее хочет видеть массовый потребитель, пусть и не отдает себе порой в этом отчета. Потребительство поставлено на поток в последние столетия благодаря конвейеру. Добрался он, увы, и до интеллектуальной сферы производства, что весьма обидно, особенно если думать о постепенно вырождающейся сути авторства. Черта культуры и общества нашего времени: люди перестают интересоваться культурой, особенно высокой; они хотят потреблять, но не хотят думать. А в целом получается так: чем индивидуализма больше, тем его меньше – он попросту мельчает из-за своей масштабности. Очевидно следствие, что кризис индивидуализма надвигается из-за его зашкаливающего количества.
Помимо этого, проблема и в том, что элита начинает потреблять массовую культуру. Сегодня элита вырастает из толпы. Такая элита менее благородна, чем раньше. Ницше говорил, что элита вырождается, и по-своему был прав. 7 июня 2012 г. -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|