Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второе дыхание Я-духовного




1. Основа, сказанная другими словами, и прелюдия к этому сочинению.

«Случилось то, что Тошнота исчезла. Когда в тишине зазвучал голос, тело мое отвердело и Тошнота прошла. В одно мгновенье; это было почти мучительно – сделаться вдруг таким твердым, таким сверкающим. А течение музыки ширилось, нарастало, как смерч».

Это из книги Жан-Поля Сартра «Тошнота». Не стоит думать, что заявленная тема пришла мне в голову во время того, как я читал данную книгу. Вовсе нет, к тому же думать подобным образом было бы весьма необоснованно. Я всего лишь наткнулся на слова, подтверждающие существование данного явления. Не то что бы я этому несказанно рад, но скорее несколько воодушевлен, поэтому и начал написание этой работы именно 9 марта 2013 года, а не стал руководствоваться списком нереализованных планов по написанию своих сочинений. Мало того, герой Сартра, слушающий музыку в кафе, очень близок мне, и далее вы это увидите. Эпизод с музыкой касается лично меня, поскольку из душевной подавленности при полном физическом функционировании тела меня однажды сумела вывести именно музыка, которая пришлась к делу весьма кстати. Я был поражен таким эффектом, а ввиду своего удивления и был дан толчок к формулированию идеи этого философского сочинения.

2. О составляющих «Я».

Вместе с тем, как мной была сформулирована тема для этой работы, мне пришлось параллельно с этим разделить «Я» как присущее каждому индивиду самосознание на две составляющие. Пусть они несколько банальны, зато, как мне хочется надеяться, справедливы – это Я-физическое и Я-духовное. С первого взгляда, все здесь понятно: якобы это синонимы тела и души. Не тут-то было, господа. Я-духовное способно чувствовать тело и видоизменяться за счет этого, внося изменения в контекстуальное функционирование тела и рассудка индивида на данный период времени и в определенных условиях. На это же способно и Я-физическое: не настроившись на что-либо позитивно, однако не будучи на это дело физически способным, мы подчас можем потерпеть поражение в своих начинаниях именно из-за того, что не подошли к делу с полной боеготовностью. Иными словами, оба аспекта нашего Я способны оказывать друг на друга влияние: как физическое на духовное, так и наоборот. Во всей прочей практике ментального и физического функционирования индивида два аспекта, составляющие его собственное Я, не перекликаются и друг другу не мешают.

Если вы наблюдали оба заявленных мной типа случаев взаимодействия двух аспектов Я в своей жизненной практике и, возможно даже отчетливо припомните их, то убедитесь, что я в предыдущем абзаце не занимался пустозвонством. То, что я не осознаю или не наблюдаю, я не упоминаю, предпочитая показаться не ведающим некоторые моменты человеком, нежели болтуном и дураком.

3. Все, что касаемо явления открытия второго дыхания Я-духовного, в существовании которого я полностью убедился.

Пожалуй, для начала надо сказать, что я понимаю под вторым дыханием Я-духовного. Фактически, это внезапное пробуждение жизненной силы из разума, находящегося в подавленном состоянии, когда ничто вроде бы не предвещает такого стремительного возрождения. «Как это может произойти?» - стандартный вопрос. Ответ несложен и даже вполне очевиден: нужен внешний стимул. Так как все наши страдания обусловлены внешним контекстом, то он же эти страдания и ликвидирует, причем это является неоспоримой истиной и снова мне вспоминается название основной работы Артура Шопенгауэра – «Мир как воля представление». Все наши беды из-за того, что мы их такими считаем или просто принимаем. Дело даже не в том, что порой нельзя отменить собственные разочарования, свое горе – дело в том, что восприятие всего негативного осуществляем непосредственно мы. Все то, от чего мы страдаем – еще не обязательно сразу плохое, ибо оно, равно как и хорошее, таким становится только после фиксации в нашем разуме. А это негативное (плохое, неприятное – называйте это еще как хотите) как раз и может нас загнать в угол и подавить.

Наблюдать открытие второго дыхания Я-духовного мог каждый. Даже если он не осознал это явление, но оно все же свершилось, это, естественно, не означает, что открытия второго дыхания Я-духовного не существует. Возможен вариант, когда мы не понимаем, что вдруг произошло внутри нас, приподняло наш внутренний настрой, в то время как то могло быть именно оно… Иногда такое второе дыхание можно и вовсе не заметить по той причине, что на него всего лишь не было обращено должное внимание, либо оно смешалось с какими-то эмоциями и чувствами и мы не могли его толком вычленить от остального. Третий вариант: мы просто по тем или иным причинам не поняли, что это такое. Осознание открытия второго дыхания Я-духовного приносит подлинное духовное наслаждение и окрыляет.

Вы вполне можете сказать мне, что окрыление – это синоним открытия второго дыхания Я-духовного. Развеивая иллюзии о тождественности этих двух понятий, хотел бы сказать, что окрыление является процессом скорее физическим, чем душевным, ведь мы можем его прочувствовать в своем теле. Выражается это хотя бы в том, что мы ощущаем вес нашего теле легче, чем это обычно делаем, то есть в своих ощущениях тела мы невольно обманываемся ввиду некой эйфории. При большой радости, например, вполне возможна ситуация, когда мы ментально оцениваем вес своего тела в 70 кг, хотя на деле весим около 80 кг. Это может казаться неправдоподобным и даже невозможным, но обманывать бы своего читателя я бы не стал, ибо этот пример взят не с потолка, а из личного опыта.

Относительно второго дыхания Я-духовного нам остается лишь заметить, что процесс это исключительно душевный, и прочувствовать мы его можем только ментально, но никоим образом не физически. Окрыление, кстати, при открытии второго дыхания Я-духовного происходит далеко не всегда. Оба эти явления, конечно, похожи друг на друга по своей сути, и отрицать этого я не собираюсь. Достаточно сложным является однозначный ответ на вопрос, что для чего выступает следствием: окрыление ли есть следствие открытия второго дыхания Я-духовного, или же все происходит наоборот. На двух дальнейших примерах я покажу, что ответ будет разным в зависимости от рассматриваемой ситуации.

Не хотелось бы показаться назойливым и научающим, но при окрылении всегда важно быть осторожным, чтобы оно не стало для нас последним в жизни. Здесь не имеет значения, каким образом это окрыление было достигнуто, в том числе законным ли способом. Прошу вас, кстати, не спорить со мной о понятии окрыления, поскольку в контексте данной работы определение, предлагаемое мной, вполне удачно отвечает общему духу работы. Говоря об окрылении в любом другом месте, но только не в отношении этого сочинения, трактуйте данное определение как желаете, к тому же я был бы порой и сам не прочь к вам в том присоединиться.

4. Два примера открытия второго дыхания Я-духовного.

Теперь опишу примеры двух открытий второго дыхания Я-духовного с окрылением, основой которого преступление закона не явилось. В одном примере окрыление, кстати, явилось следствием открытия второго дыхания Я-духовного, а вот в другом обеспечило открытие этого второго дыхания.

Как-то вечером я, будучи сильно уставшим, сидел дома на кухне, прослушивая на ноутбуке музыку. Не помню, что же все-таки было: я вслушался в текст песни или в ритмы музыки – но меня внезапно нашло воодушевление. Настроение ни с того ни с сего (так действительно было) заметно поднялось, и я воспрял духом. Из этого последовало получение мной ментального оргазма, что, вообще-то, явилось основой для написания этой работы. Жизненная сила во мне до открытия второго дыхания Я-духовного была крайне скудна, а музыка повысила ее до очень высокого уровня. После такого ободрения я заметил, что мое тело стало для меня легче, а затем я совершил ряд физических действий, на которые до этого ввиду своей подавленности и разбитости скорее всего не решился бы. Так открытие второго дыхания Я-духовного породило окрыление, то есть упрощение совершения каких-то физических действий.

Совершенно иная ситуация мной была прожита вне дома. Она, в общем-то, может оказаться несколько банальной для многих, но все же достойна внимания. Бегая в фитнес-центре по беговой дорожке на некоторой скорости и некоторый промежуток времени, мы в один прекрасный момент замечаем, что уже не думаем о беге и ощущаем практически полное отключение нашего рационального центра, остаток своего ресурса посвятившего контролю над беговым процессом и нашим вниманием. После такого частичного «отключения» от реальности и впадения в практически полную внутреннюю безмятежность мы внезапно начинаем меньше чувствовать усталость и боль, начинаем ощущать массу нашего тела так, как я выше уже описывал. Это достигнуто нашей некоторой эйфорией, в то время как ее, казалось, вовсе не может здесь быть, но она, тем не менее, все же присутствует. Ввиду такой окрыленности мы после физической нагрузки (а может, даже и во время нее) чувствуем себя легкими на подъем, заново родившимися, безмятежными, не думающими о своих проблемах. Это лишь часть списка следствий наслаждения физической нагрузкой, которые у каждого человека и в каждом конкретном случае разнятся или даже сочетаются – в конце концов, кто сказал, что такого быть не может? За собой замечал и такое, что неплохая физическая нагрузка даже сподвигала на некоторые размышления по каким-либо философским вопросам. Ни один вопрос я, к сожалению, в связи с этим здесь озвучить не смогу, поскольку просто не помню ни одного из них, однако в то же время утверждаю, что такое было. Порой, кстати, в таких случаях открытие второго дыхания Я-духовного может оказаться ни чем иным, как ментальным оргазмом, оно и не плохо. Таким образом, вот достойная иллюстрация того, что окрыление может своим появлением создавать базу для открытия второго дыхания Я-духовного.

Окрыление, как вы могли догадаться – это открытие второго дыхания Я-физического. При этом после открытия обозначенного в предыдущем предложении второго дыхания наше Я-духовное вовсе не обязано обновляться, и это обусловлено исключительно спецификой ситуации, в которой мы находимся.

Если вы еще не поняли, второй приведенный мной в тексте пример открытия второго дыхания Я-духовного – особый случай, и вот почему. В случае, когда в нашем текущем контексте первым открывается второе дыхание Я-физического, а затем в связи с этим и Я-духовного (у обоих аспектов Я по очереди), возникает очень интересное явление, которое я кроме как абсолютным вторым дыханием назвать затрудняюсь. Подробнее о нем я здесь говорить не буду, а лишь замечу, что отношусь к абсолютному второму дыханию положительно.

Напоследок поговорим о другой теме, перекликающейся с нашей: преобразованием духовного духовным и физического физическим. Это очень и очень краткое, да и к тому же мало понятное описание сути вещей, поэтому за подробностями приглашаю вас в последнюю часть этой работы.

5. В качестве финала.

Одно духовное, содержащееся в бытии, преобразует другое такое духовное, и испокон веков было, есть и будет только так и никак иначе. В свою очередь, только физическое может преобразовать физическое, адресом нахождения которого является бытие. Не только для физического, но и для духовного бытие является домом, ибо в небытии вообще нет ничего: ни духовного, ни тех, кто его создает для себя и для других, а также преобразуется физическим и преобразует им других.

Чтобы вы не подумали, якобы я под конец этого произведения занялся какой-то странной и абстрактной философией, мне необходимо снова перейти от формальности к реальности, а именно проиллюстрировать на конкретных примерах все то, о чем вы читали в предыдущем абзаце.

Для начала разберем фразу «одно духовное, содержащееся в бытии, преобразует другое такое духовное» хотя бы до такой степени, чтобы каждый ее элемент, находящийся на своем месте, был нам предельно доступен для понимания. Перенесемся к первому примеру открытия второго дыхания Я-духовного, который мной в этой работе приводился. Это был, напомню, душевный подъем с помощью музыки. Мной еще на стадии вербализации той ситуации упоминалось, что я не смог понять, отчего наступило открытие второго дыхания Я-духовного – от текста песни или от музыкального звучания. Оба этих аспекта музыки, конечно, материальны, но в то же время и духовны, причем на последний аспект я хочу обратить пристальное внимание. Внутренняя их духовность, какой бы она на деле ни была, преобразила мою собственную внутреннюю духовность, открыла ей второе дыхание. И я, и электронный музыкальный файл являемся фрагментами бытия, то есть фактически существуем, причем в материальном виде. Вот о чем я хотел сказать с помощью разобранной мною фразы. Ну, а про «испокон веков…», я думаю, и без того всем все понятно.

«В свою очередь, только физическое может преобразовать физическое, адресом нахождения которого является бытие» - теперь настал момент для разбора второй части того самого абзаца. Развитие мускулатуры тела с помощью определенных упражнений – ярчайший пример того, как физическое преобразует физическое, не так ли? Мы ведь используем физические усилия для того, чтобы качественно изменить свое тело. Все материальные объекты существуют и являются фрагментами бытия, а следовательно, существуют в бытии. С этим предложением у нас, как видите, разобраться получилось довольно легко. А вот анализ последнего предложения абзаца весьма отличается от анализа первых его двух.

А вот, собственно, и наше предложение: «Не только для физического, но и для духовного бытие является домом, ибо в небытии вообще нет ничего: ни духовного, ни тех, кто его создает для себя и для других, а также преобразуется физическим и преобразует им других». Со всем, что в нем находится до двоеточия, никаких трудностей нет, зато нам интересно все то, что находится после уже упомянутого нами знака. Все, о чем идет речь после двоеточия, находится, понятное дело, в небытии. Однако главная мысль там в том, что физическое и духовное создают, преобразывают и применяют для себя и для других сами живые существа. Особенно важным тут для нас является факт того, что индивид проецирует направление в бытии физического или духовного не только на себя, но и на другого (как бы вся эта фраза банально не звучала, но она иллюстрирует суть дела). По примеру на каждый аспект: удар кулаком в нос и прочтение лекции в университете.

Казалось бы, мы говорим о очевидных вещах, когда заявляем, что физическое или духовное может проецироваться на другого. А между тем я хотел бы закончить свою работу тем утверждением, что открытие второго дыхания Я-духовного, равно как и Я-физического, мы совершаем только с помощью внешнего контекста, который либо до этого в нас уже когда-то был заложен, либо был получен прямо сейчас, перед моментом открытия второго дыхания у одного из аспектов нашего «Я». Как бы нам ни казалось, что мы сами добиваемся у себя открытия второго дыхания без вмешательства извне, но это наивная иллюзия. Так что и тут контекстуализм нашел свое место, какой бы странной не казалась нам его приписка сюда.

9-15 марта 2013 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...