Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Миссионерская функция рекламы




Все мы по-разному относимся к рекламе в меру своей испорченности, агрессивности характера, текущего настроения и так далее. Зависит это также от её качества: чем качественнее реклама, тем обычно лучше о ней мнение у потребителя сначала информации, а потом, возможно, и товара или услуги. Наше отношение к рекламному фрагменту формируется благодаря его непосредственной фиксации. И неважно при этом, с помощью чего мы его потребили в «пищу» – телевизора, рекламного постера с улицы, глянцевого журнала или радио.

Наше отношение к определенному рекламному фрагменту формируется через какие-то мгновения времени. Хотя порой мы переосмысливаем давно отпечатавшуюся в нашей памяти рекламу и часто радикальным образом меняем свое отношением к ней. Так в детстве нам мог нравиться рекламный ролик жвачки «Детский Орбит» про кариозных монстров, а сегодня, вспоминая или пересматривая его в Интернете, мы понимаем (или убеждаемся, что понимаем), что этот ролик довольно таки абсурден. Взрослыеже, уже тогда увидевшие его, отнеслись к нему с умилением, усмешкой или пониманием его абсурдности, в отличие от детей, которые для этого тогда еще просто-напросто не созрели. Таких примеров можно привести великое множество, но тут уже, как говорится, личное дело каждого. Поэтому я не считаю нужным замещать в процессе прочтения данного текста и собственного мыслепроизводства читателем ввиду этого действия моими фрагментами памяти его собственные, ибо, как пелось в одной песне, «А память священна…».

Итак, для переосмысления определенного рекламного фрагмента мы используем три составляющие:

- нашу собственную память – звуковую и зрительную (и ту и другую – не во всех случаях);

- акт нашего ментального взросления (пусть далеко не всегда он является весомой причиной такого переосмысления; однако в ментальном взрослении определяющим является взросление биологическое, про что также нельзя забывать); и

- непредсказуемые мыслительные процессы, которые могут произойти абсолютно из-за любой мелочи – мы можем почувствовать какой-то запах из детства, плотно отпечатавшийся в соответствующем разделе нашей памяти, у нас зачешется рука, мы увидим где-либо надпись, своим содержанием наталкивающую на неожиданный поворот нашей мысли, и так далее и тому подобное.

Люди, потребляющие рекламу, могут иметь самые различные мнения о самой сущности этого явления. Наиболее распространенные из них, видимо, таковы, что:

- реклама делается, чтобы ускорить процесс продажи товара или услуги;

- без рекламы товар или услугу никак не продашь потому, что рекламодатель неизвестен массовому потребителю;

- реклама нужна для продажи товаров и услуг исключительно низкого качества;

- реклама нужна для формирования с нуля потребительской аудитории рекламодателя;

- рекламу может себе позволить обычно только богатый рекламодатель, а доверять ему порой не стоит ввиду низкого качества того, что он может нам предложить в обмен на наши деньги;

- реклама помогает в ускорении сбыта товаров и услуг в случае их перепроизводства.

Ну, и так далее, коротко говоря. Каждое шаблонное суждение из приведенных верно, естественно, лишь отчасти и только в конкретных, отдельно взятых случаях, а так все они, в целом, представляют собой акт необоснованной ментальной агрессии в отношении рекламодателя.

Считаю необходимым для закрепления заметить, что бесплатное приобретение чего-либо с помощью одного-двух действий со стороны потребителя, вызванное определенной воспринимаемой им информацией, не является прорекламированным явлением, поскольку поставщик товара или услуги в материальном или виртуальном пространстве не требует с него ничего взамен и не проделывает рекламной кампании с ее ориентацией исключительно на коммерческий успех (а вот покупка товаров и услуг через Интернет за определенную сумму уже продиктована рекламой, но со стороны продавца, а порой и производителя по совместительству). В простонародье такое явление именуется халявой, которая в руки сама, между прочим, полностью не приходит, ведь потребителю необходимо сделать для этого некоторое усилие (пусть на усилие это чисто с практической точки зрения порой и не тянет), а именно принять её. Это касается и материального, и виртуального пространства безвозмездного предоставления людьми товаров и услуг друг другу. И вот тому самые банальные примеры:

- в сувенирной лавке за бесплатно продаются деревянные змеи, которые или никому не нужны, или они ломаные – только доставай их из корзины, где они лежат, и уноси, сколько душе угодно, а тебе, быть может, продавец еще за это и «спасибо» скажет;

- чтобы скачать в Интернете музыкальный альбом, фильм, книгу и прочие медиафайлы, стоит лишь пройти по ссылке и скачать данный файл (или же торрент-файл, через который с помощью торрент-клиента будет возможна дальнейшая закачка).

Думаю, ни для кого не секрет, что россияне, да и граждане других стран тоже, стараются не доверять рекламе по разным причинам. Но, несмотря на это, реклама все же действует на умы из массы, и уже эти люди со своей стороны совершают определенные действия для приобретения данного товара или услуги за определенную денежную сумму. Они идут к продавцу – полностью реальному или реальному, представленному через виртуальное пространство - и производят покупку данного товара или услуги, а перед этим, возможно, заранее бронируют его разным способом, ну и прочие операции.

Потребители по своему складу ума, возрасту, «товарно-услуговой» ориентации – люди очень разношерстные. Всем, как известно, не угодишь, но кто приходит, тот приходит. Однако порой и в неводе помимо рыбы оказываются водоросли и прочие, абсолютно не нужные рыбаку вещи. Поэтому разделим потребительскую аудиторию, притянутую рекламой, на ориентированную и случайную. От последней, как от водорослей в неводе, порой избавляться вовсе не нужно, чтобы не вылететь в трубу и тем самым не подвести и свою ориентированную аудиторию. Хотя что-то мне подсказывает, что избавляться от балласта (или выносить сор из избы – в каждом конкретном случае сравнение будет сугубо индивидуальным) порой не то что нужно, а жизненно необходимо для поддержания имиджа компании. Примеров я приводить не буду, чтобы никого не обидеть или дискредитировать, но здравомыслящие люди, думаю, понимают, примерно о чем идет речь.

Вернемся к среднестатистическим суждениям массового потребителя о сущности рекламы. Приведено мной их было не два и не три, а намного больше. Не стану в противовес им приводить шаблоны суждений с позитивным настроем в отношении рекламы, однако позволю себе неаргументированно заметить вот что: подавляющее большинство потребительской аудитории негативно относится к рекламе как к явлению. Причины такого отношения – в тех самых негативных шаблонных суждениях, а также социально-экономическом положении потребительской аудитории и ее знании о минусах и плюсах определенного товара или услуги. Да, к рекламе они относятся негативно, но такое отношение в основном латентно, ибо я еще не видел, чтобы реклама как информационное явление или определенный рекламный фрагмент (или фрагменты) становились источником массового возмущения, выражавшегося в многотысячных митингах и прочего рода собраниях. Бухтения простого люда в Интернете или в телевизионных ток-шоу не в счет, поскольку реальную силу, что-либо меняющую в процессе рекламопроизводства и рекламооборота, они собой не представляют, по крайней мере сейчас.

Я ни в коем случае не заявляю, что в нашем гражданском обществе существует неизменная установка на негативное восприятие рекламы. Это нигде законодательно не прописано, да и в рамках демократического общества и государства это вообще немыслимо. Это нигде и не тиражируется. Серьезных, угрожающих обществу, частному предпринимательству и государству акций спланированного и массово организованного антирекламного терроризма в России пока не выявлено. Даже если он и зародится, то, я уверен, тут же будет классифицирован под самый страшный ярлык для любого общественного движения, а именно экстремизм. Что уж там говорить про ярлыки антикапитализма, антидемократизма, коммунизма и т.п. А какому здравомыслящему руководителю захочется рисковать головой ради идеи, когда он твердо знает, что непременно рано или поздно понесет наказание за свои деяния?

И все же я бы рекомендовал обратить внимание на позитивные функции рекламы. Ведь, на какие бы масштабы коммерческой прибыли она не рассчитывала, все равно она делается для людей, для удовлетворения их разного рода потребностей и хоть какого-либо улучшения в их жизни, пусть и временного. Да, за блага почти всегда надо платить, и это нормально. Не нужно возмущаться этим, ведь, как говорится, за добро берут добром, и все в расчете, все довольны. А что, если реклама чего-либо предоставляет вам такую возможность, которая в ближайшее время больше вряд ли представится, а сейчас, быть может, нужна вам, как воздух?

Посмею утверждать, что в ряде случаев реклама проводит ликбез среди населения, давая ему возможность приобрести или получить что-либо такое, что до этого люди приобрести или получить не могли просто потому, что не знали, где могут это сделать. Захотелось поиграть в бильярд, но в твоем маленьком городке, по твоим сведениям, нет ни одной? Реклама, размещенная на видном месте или просто удачно попавшаяся тебе на глаза, непременно поможет тебе в этом! Она расскажет, где находится бильярдная, после чего ты с друзьями придешь туда и арендуешь стол, заплатив некоторую сумму строго за время его использования. В итоге ты сделал вклад, пусть и минимальный, в бюджет этой бильярдной, но что ей с аренды одного-двух столов на несколько часов! Ведь в первую очередь ты помог себе, а если быть точнее – в помощи себе тебе помогла реклама.

Порой реклама открывает для нас новые, ранее абсолютно неизведанные области знания или практических навыков. Так или иначе, она подразумевает получение нами знания, когда мы в нем нуждаемся или вообще не ожидаем получить. Мы ведь даже не представляем иногда, что существует то место, куда мы пойдем ввиду увиденного нами рекламного объявления и, может, даже, откроем для себя что-то новое. По такому механизму люди узнают о секциях бокса или айкидо, курсах английского языка или нейролингвистического программирования. Что бы ни рекламировалось, но факт остается фактом: порой люди именно благодаря тому, что увидели рекламу чего-либо, становятся физически и духовно совершеннее. Я даже не буду приводить здесь примеры таких людей – думаю, вам достаточно мне просто поверить, ибо эти люди физически и даже духовно развивались на моих глазах и порой при моем непосредственном участии. Даже и не вспомню точное количество этих людей, к тому же это вряд ли возможно, ибо память несовершенна, а многие второстепенные фрагменты бытия из собственной жизни проходят через память, словно вода через сито. Это касается определенного боевого искусства, занятия по которому я посещал в течение нескольких лет во второй половине нулевых годов двадцать первого века (звучит и видится дотошно, зато хронологические рамки мной примерно обозначены).

Итак, порой реклама делает нас лучше. Звучит это, может, забавно, а в чем-то и наивно, однако я повторюсь: я лично видел, как люди становились лучше благодаря тому, что приходили по рекламе, или потому, что реклама сама приходила к ним. Сама! В принципе, она и так приходит к нам сама, если не вдаваться в подробности. Но мне бы хотелось далее поговорить о той рекламе, которую вы до знакомства с ней вообще не рассматриваете как составляющую вашей жизни в будущем просто потому, что никогда даже не слышали о том, что она вам предлагает.

Поймите меня правильно: реклама из телевизора и хождение по квартирам представителей секты Свидетели Иеговы, предлагающих вам лично информативные листовки и брошюры или опускающие их в ваш почтовый ящик – это две рекламы разного порядка, это две большие разницы. И от первой и от второй рекламы можно отгородиться, однако первая, вопреки распространенному заблуждению, вам не навязывается, а вот вторая этим как раз и занимается, причем порой прибегая к несколько запрещенным методам.

Ваше счастье, если вы не вступали разговор с цыганами, которые путем гипноза подчас обворовывают людей на улице или даже добираются до их квартир путем того же гипноза. У меня есть право такое утверждать, поскольку на личном опыте, опять же, мной это было не то что бы пройдено, но услышано и зафиксировано, причем пострадавшей оказалась моя не столь дальняя родственница. Если бы в момент приведения ею домой цыганки дома не находилось ее родной дочери, прогнавшей мошенницу вон, то пропали бы все драгоценности (на их нахождение ввиду примененного гипноза моя родственница вполне могла бы указать), телевизор, многое из одежды и прочие ценные вещи. Я ни в коем случае не обвиняю в подобных инцидентах всех цыган в целом, но россияне знают, что данное «межгрупповое этническое образование» (Е. Марушиакова и В. Попов - Болгария) способно на подобные преступления, а потому и держится его стороной. Убежден, что о подобных выходках прочих своих представителей прекрасно известно и некриминогенным цыганам, которые, я уверен, составляют подавляющее большинство среди всех цыган в целом.

Но вернемся к конкретике. Итак, раз уж мы вспомнили о Свидетелях Иеговых, давайте вспомним заодно и то, что все сегодняшние мировые религии «представляют собой то, что представляют» благодаря экспансии или миссионерству. Иногда думаем – миссионерство… а оказывается, что это завуалированная экспансия. Призывы к революции, хождение в народ (если немного отойти от религии) – никакое не миссионерство, а пропаганда экстремизма. Здесь в обороте другие категории, не как в распространении религии. А свободное путешествие по свету представителей католической или православной церкви (если, конечно, такие свободные путешествия действительно были), причем неважно, представитель черного это или белого духовенства, и обращение людей в христианство той или иной ветви не в угоду церкви, а исключительно с желанием нести людям добро, слово Божье, духовное благо и совершенствование своей души ими же самими – это и есть то самое незапятнанное пропагандистским и добровольно-принудительным принципом миссионерство.

Так что распространение листовок представителей Свидетелей Иеговых вряд ли можно назвать миссионерством. Очевидно, что техническая составляющая этого распространения (изготовление листовок, их доставка из типографии, распределение между членами секты и пр.) производится на высшем уровне. А если представитель данной секты с чистой душой и без личного участия в подобных мероприятиях пойдет распространять свою веру другим, то он в большинстве случаев контакта с другими потерпит фиаско. Во-первых, скажется недоверие людей к данной секте ввиду ее низкого авторитета и гуляющих о ней разного рода слухах. Во-вторых, член Свидетелей вряд ли сможет распространить свою веру эффективно, если профессионально для этого не подготовлен, имеет очевидные проблемы с коммуникацией (не говоря уже о том, что может быть обруган или избит) и не знает… Скажем так, не знает, какие ячейки общества или каких его членов ему в первую очередь следует информационно обрабатывать. Ключевым моментом здесь окажется отсутствие соответствующей необходимой информации – где живут «овощи», наивные люди любого возраста, слабоумные пенсионеры и так далее. В этом перечислении я не делаю никакого упрека ни Свидетелям Иеговым, ни другим религиозным организациям, а лишь объективно и приблизительно указываю, преимущественно среди каких категорий населения проще распространить новые для этих людей религиозные взгляды, порой переворачивающие с ног на голову их сознание. Хотя, думаю, что религиозные организации, заинтересованные в пополнении своих рядов, не хуже меня осведомлены о таких категориях среди человеческой популяции.

Итак, вот пошел наш член секты Свидетели Иеговы по свету свою веру распространять. И случилось самое страшное: его искренние душевные порывы были восприняты за организованную пропагандистскую кампанию…

Отличая личное, приложенное искренне и безвозмездно, от коллективного или эгоистического, ориентированного лишь на выгоду, вы искренне принимаете доброту другого, который хочет сделать вас лучше. Но люди недостаточно умны и потому почти не отличают подлинного добра от стремления другого к выгоде, порой слишком поздно понимания, что отвергли то самое, что сделало бы их лучше, чем то, что они схватили, основательно не подумав о его сущности. Относясь к рекламе с презрением, подумайте, что в этот момент к вам точно так же может относиться другой (вовсе не рекламодатель!). Подумайте, как отвратительно это ощутить. Подумайте, что вы потом будете с этим делать. А реклама ничего не будет делать. Она не живая и не общается с людьми, у нее отсутствует механизм обратной связи, имеющийся у всех разумных живых существ. Вам может порой казаться, что реклама что-либо навязывает вам, но это исключительно ваши иллюзии. И это ваши проблемы, что вы не можете сопротивляться ее действующим на вас механизмам. Реклама лишь с разной степенью настойчивости предлагает вам что-либо. Точно так же, прочитав книгу, вы либо примете, либо не примете мысль писателя, если, конечно, способны распознать ее между строк. Писатель спустя сотни лет после смерти уже не получит для себя никакой выгоды, но продолжит воздействовать на души читателей. А писатель, ничего не получивший взамен, но возделавший многие души словно крестьянин, возделавший землю, и есть тот самый миссионер, несущий добро, знание и благо. А возделает он души только в том случае, если сделает это искусно и это восхитит тех, кто так или иначе распространит его произведения или мысли из них другим и тоже в свою очередь сделает это искусно.

Реклама есть целое и своеобразное искусство, а не просто творческий акт, сочетающий в себе навыки людей в разных способах выражения мысли и просто распространения информации, а если говорить возвышенно, знания. И реклама делает людям добро, как ни странно. Так давайте же относиться с уважением и к ней как к явлению, а не совокупности рекламных фрагментов.

26 декабря 2012 г.

--

 

Дистанцированный конфликт

Для многих людей в силу определенных причин предпочтительнее взаимодействовать на расстоянии. В это явление внесла свой вклад преимущественно мэйнстримизация электричества Именно поэтому мы общаемся с родственниками, живущими далеко от нас, через средства связи, но не ездим к ним в гости. А ведь раньше людям такое не было доступно, и они для прямого контакта с родными должны были ездить к ним в гости. Письма же я бы понимал как общение через посредников, то есть бумагу, скажем, и почтальонов, но есть при этом и некоторые другие посредники, хотя речь не о них. Некоторым людям комфортнее находиться в отдалении и любви к близким, нежели быть в постоянном контакте с ними, что рано или поздно может порождать конфликты с теми, с кем они общаются напрямую.

Люди чувствуют себя безнаказанно, когда негативно взаимодействуют между собой через посредников или издали и знают, что противник не сможет их достать. Это и есть основа для возникновения тоо, что я называю дистанцированным конфликтом. Речь идет в основном о межличностных конфликтах, хотя при таких же обстоятельствах могут вполне взаимодействовать и группы людей. Мэйнстримизация электричества преподнесла нам следующие средства, отменяющее прямое взаимодействие с другим: Интернет и компьютерную технику. Общение через них протекает дистанцированно, зато появилась реальная возможность контактировать с теми, с кем это прежде никаким образом невозможно было делать. Потому и появилось огромное количество контактов между интернет-пользователями на тех или иных ресурсах глобальной сети, ровно потому же появилось и множество дистанцированных конфликтов между ними. Это те же межличностные конфликты, но только ведущиеся на расстоянии. Поразить противника в них можно не физически, но психологически, а также нанести ему некоторый ущерб путем, скажем, заражения вирусом его компьютерной техники, а также взломом аккаунтов на веб-ресурсах, где он состоит. Это производит, во-первых, психологическое давление на противника, а во-вторых доставляет ему прямые неудобства ввиду необходимости устранения следов деятельности противника на своей территории. Но если ввиду конфликта с другим вы идете и разбиваете его машину, или если вы не можете устранить нанесенный вам другим пользователем ущерб то конфликт выходит за пределы Интернета и становится межличностным недистанцированным.

О дистанцированных конфликтах очень хорошо написал детский писатель Григорий Остер в своей книге "Вредные советы":

Дразниться лучше из окна

С восьмого этажа.

Из танка тоже хорошо,

Когда крепка броня.

Но, если хочешь довести

Людей до горьких слез,

Их безопаснее всего

По радио дразнить.

Эти строки как нельзя лучше передают суть, что даже при дистанцированном конфликте все равно необходимо думать о своей защите. Это и непредоставление своему интернет-оппоненту личных контактов, и готовность отразить или просто встретить атаку на то, что вам принадлежит, и так далее. Многие люди, вооружившись до зубов, начинают думать, что никто над ними не властен. Вот почему те, кто тем или иным образом защищены лучше своих оппонентов, позволяют в общении с ними множество вольностей, не доводя со своей стороны дело до прямого конфликта. Иначе говоря, они могут самоутверждаться и одновременно унижать своих противников, но в то же время тонкими психологическими уловками они обрубают им каналы для начала конфликтного взаимодействия именно с их стороны, раз сами доминаторы конфликта не хотят. Суть дела, получается, такова: если хочешь кого-то обезоружить, обезоружь его полностью и не дай ему в будущем ни малейшего шанса взять в руки оружие, которое способно тебя поразить. В итоге противник может начать конфликтовать с тобой лишь в своем собственном уме, но де-факто не имеет возможности нанести тебе ни малейшего урона, однако все равно носит и носит внутри себя возможность потенциального конфликта.

Как видите, дистанцированные конфликты протекают не только в интернет-среде. Именно поэтому в отношении них нельзя применить термин "дигитальные конфликты" в качестве синонима, поскольку, как мы выяснили, дигитальные конфликты - это лишь составная часть дистанцированных конфликтов, куда входят и обычные межличностные конфликты с отсутствием прямого контакта противников. Но в этом философско-конфликтологическом эссе я теперь бы хотел обратить внимание именно на дигитальные дистанцированные конфликты, протекающие благодаря случившейся в ходе истории человечества мэйнстримизации электричества и с помощью Интернета и соответствующей компьютерной техники.

В последнее время в Интернете появилось достаточно много провокаторов, именуемых "троллями", которые осуществляют свою деятельность через форумы и комментарии. Это не могло случиться просто так, а следовательно нам нужно найти причину, почему все же так произошло. На мой субъективный взгляд (а субъективен даже мир, так как мир воспринимается всеми нами как воля и представление, то есть он разный для каждого из нас, потому и субъективен), причины стоило бы искать в физической слабости многих людей, которые запускают свои компенсаторные механизмы для самоутешения, развлечения и удовольствия, чтобы хоть как-то скрасить свою жизнь и избежать фрустрации по своей физической слабости. Занимаются этим, конечно, немногие, но это явление четко заметно, если приглядеться к сущности их деятельности. Можно даже говорить о физическом ослаблении общества ввиду его компьютеризации, которая начала свое наступление в середине двадцатого века. Все мы прекрасно знаем, что многочасовая работа за монитором или даже перед телевизором не позволяет нам сохранять свое зрение и подчас даже не дает возможности для занятия физическими упражнениями. Так сегодня заметная доля населения посвящает свое время Интернету, а потому не имеет времени и порой даже желания для физического самосовершенствования, а также живого общения с другими людьми. Отсюда и происходят такие фразы, как "ему друзей заменил компьютер", "да он целый день сидит за компьютером и никуда не выходит" и пр. Эта проблема особенно остро нависла над подрастающим поколением, однако не отстают и взрослые, выбравшие себе профессии, неизбежно ведущие к медленной потере зрения. Примерно потому даже вполне взрослые люди страдают от слабости своего здоровья, но по сравнению с детьми они переносят страдания более адекватно, по понятным причинам.

За счет этого троллинг и стал массовой народной забавой, не требующей быть в толпе реальной, но требующей быть в толпе виртуальной, где легко обратить на себя внимание неадекватным или выбивающимся из общего контекста поведением, доставим другим участникам общения неприятные эмоции. Тем не менее многие интернет-пользователи учатся не обращать на троллей внимания, но не всем дано достичь столь желаемого спокойствия ввиду специфики характера человека, натыкающегося в Интернете на деятельность троллей. Если провокатор затронул больную для своей жертвы тему путем ее неаргументированной критики, либо начинает оскорблять других и так далее, пользователь среагирует, попавшись на удочку тролля. Он может сам себе задать вопрос: зачем этот человек это делает? А ответ чаще всего в том, что тролль всего лишь решил поразвлечься и при этом оказался слишком шумным, причем специально.

Помимо стремления многих физически нездоровых людей избежать фрустраций, причина также лежит в умственной неадекватности некоторых людей, которые часто не могут ответить за свои слова и действия и даже не отдают себе отчета о том, что делают. Таких людей нужно, конечно, жалеть, но в Интернете они являются беспощадными спорщиками, не воспринимающими адекватные контрпозиции и уперто (заметьте, что именно уперто, а упорно) стоит на своей позиции, порой не слишком подкрепленной очевидными и неоспоримыми аргументами. Эти люди могут иметь моральную подавленность и нестабильность, что и может в конечном итоге толкать их на троллинг.

Вечен вопрос, почему люди любят гадить другим издали или из-за спины другого, провоцируя конфликт. Если говорить о политике, то этот механизм там реализуется через дипломатию, и наглядным примером здесь окажется Великобритания, которая веками стравливала между собой другие страны, отводя угрозу от самой себя. Она не стеснялась и критиковать через политические заявления своих противников, как это было сделано в Фултонской речи 1946 года Уинстоном Черчиллем, что положило начало "холодной войне" СССР капиталистического мира, поскольку Запад не был заинтересован в распоостранении по миру коммунизма.

Появление дистанцированных конфликтов при разности сил его сторон объясняется элементарной человеческой психологией. Тот, кто слабее, но в недосягаемоти для более сильного, теряет страх перед ним. Соответственно, когда противостояние происходит лицом к лицу и в полной досягаемости до каждого из конфликтующих, слабый отступит, опасаясь за себя, и рискует заметно снизить свою репутацию и уважение других, а это касается не только его соперника, который победил в конфликте. Поведение слабого при угрозе в лице соперника нормализуется или же заметно утихомиривается, и причина тому - страх.

Проблема Интернета заключается в том, что в ходе тамошних конфликтов невозможно поставить слабого на место непосредственно с помощью силы, чему эти слабые несказанно рады и потому порой доводят свои коммуникативные действия до уровня беспредела. Невозможно прийти к ним ко всем домой и заставить их ответить за те слова, которыми они бросались в глобальной сети, но тем самым, однако, предотвращается какое-либо физическое насилие над этими сетевыми храбрецами пусть со стороны уязвленных. С другой стороны, современные технические возможности позволяют людям, имеющим к ним доступ, в два счета находить местоположение своего обидчика. Рядовым гражданам эта привилегия доступна в редчайших случаях, но не будем останавливаться на этом моменте. Но даже если самосуд совершится, интернет-тролль ввиду своего унижения и обиды из чувства мести, порой не проецированной на кого-либо конкретного, начнет портить жизнь интернет-пользователям в еще больших масштабах, чем прежде.

28 мая 2012, 30 мая 2013 г.

-

 

МАТОФОБИЯ

Заголовок этой работы может показаться читателю довольно странным, хотя он, на мой взгляд, вполне неплохо обозначает то, о чем здесь, в этой работе, пойдет речь. Некоторым может показаться, что я рассуждаю о том, чего вовсе не существует, а следовательно забираю их время впустую. Я же в свое оправдание заявляю, что никогда не писал о том, чего не существует или что я сам на себе не прочувствовал бы. В этом обстоятельстве, кстати, можно найти частичное объяснение того, почему я не слишком благосклонно отношусь к фантастической литературе. Исходя из того, что я пишу про вещи, действительно существующие материально или абстрактно (последние массово признаются теми, кто их в себе или вокруг себя наблюдал), следует совершенно логичный вывод: матофобия действительно существует.

А раз она существует и выбрана мной в качестве темы своей работы, это значит одно: про матофобию есть что сказать. Во-первых, эта вещь не слишком очевидная, но в то же время повсеместная. Во-вторых, встает вопрос, что же считать матофобией, а с этим-то мы и разберемся. В-третьих, мне, к сожалению (а может, и к счастью) не попадались на глаза работы, провозглашавшие реальное существование матофобии. Впрочем, вовсе не это последнее побудило во мне желание написать свою собственную работу по матофобии, то есть этому поспособствовала вовсе не нераскрытость темы, а скорее удивление того, как повсеместно наш объект исследования латентно манифестируется в виде его отрицания и контекстуальных формальных ограничений в виде запрета употребления обсценизмов в определенных местах нахождения людей. Почему так происходит, мы разберемся далее, а также посмотрим на сущность матофобии.

Наука обнаружила бесчисленное количество фобий. Таким образом, нет сомнений, что все известные науке фобии действительно существуют, то есть абсолютно реальны. Такова и матофобия, но, в отличие от любых существующих фобий, ее субъектом является в первую очередь социум. Конечно же, речь идет вовсе не о всем человечестве в целом, а только к определенным группам людей, причем каждый отдельно взятый человек может состоять сразу в нескольких из этих групп, либо вообще ни в одной. Фобии же - удел человека как биологического существа с собственной психологией, да простят меня читатели за такую формулировку. Фобии - вещи сугубо индивидуальные, а изучают и лечат их психологи. Что касается матофобии, то она должна быть объектом работы исключительно со стороны социологов, ведь мы уже сказали, что данный вид фобии поражает прежде всего определенные общественные группы людей. Доказательства тому, впрочем, могут быть не столь убедительны, поэтому для подкрепления нашей позиции объявим о существовании двух типов матофобии - индивидуальной и коллективной. Их мы разберем поподробнее.

Индивидуальная матофобия исходит из самого человека и обществом ему не навязывается. Она отражает его моральные принципы и специфику взглядов на сущность ненормативной лексики и ее публичного (а иногда и индивидуального) употребления. В случае матофобии он, впрочем, может мат как употреблять, так и не употреблять - это момент контекстуальный. В случае неупотребления этим человеком мата и его порицания такая позиция обычно объясняется тем, что употребление мата - удел либо "некультурных" людей (часто в этом случае такие люди в сознании данного человека могут именоваться быдлом), либо это неэстетично. Этими двумя причинами отказ от мата, конечно же, не исчерпывается. Многие как можно дольше стараются ограждать от мата своих детей, считая, что лучше им "испортиться" позже, и это, в общем-то, правильно. Находясь в компании собеседника, употребляющего ненормативную лексику, матофоб может почувствовать себя некомфортно, или же в нем может развиться раздражение ввиду хотя бы двух причин, названных в этом параграфе первыми. Вот основные слова, что я хотел бы пока что сказать об индивидуальной матофобии. Я мог бы продолжать и продолжать свою мысль об этом типе, но считаю, что все, что осталось здесь за кадром, читатель может додумать сам, и не стоит об этом в этой работе упоминать элементарно за надобностью.

Второй тип, который мы здесь рассмотрим - это коллективная матофобия. Так как она исповедуется определенными группами людей, это значит, что она им для определенного контекста насаждается.

Самоутверждение матофобии при социальных взаимодействиях помогает сохранить коллектив или должную атмосферу для его функционирования без изменения социальных ролей его участников.

Этот тезис следует обосновать. Представьте себе, что на научной конференции ученый читает доклад, вводя в свою речь грубые обсценизмы, чем ввергает свою аудиторию в глубокий шок, так как слушающие его знают: на таких официальных мероприятиях использование мата недопустимо, а также должно быть публично порицаемо и наказуемо. Это, как они надеются, оттолкнет всех без исключения участников выше названного мероприятия от использования мата. Если подумать, надежда эта, конечно, наивная, но все же ожидания других по этому поводу оправдываются именно за счет того, что в дело вступает матофобия. Выражается она, скажем в том, что все знают о том, что будут публично осуждены и, возможно, даже наказаны, чего бы им совсем не хотелось. В конце концов, что может быть в коллективной культуре хуже, чем публичное падение в грязь лицом на официальном публичном мероприятии?

Как ни крути, человечество в целом стадно. Недаром люди десятками работают на одном предприятии, учатся в одних классах или группах школ или университетов, тренируются в одних спортивных командах... Группа, несомненно, может существовать и без лидера, но некоторые вещи в поведении участников все равно будут оставаться табуированными. А в этом случае наказание члена группы будет осуществляться такими же членами группы, как и он сам, и которые своих индивидуальных и коллективных свойств способны осуждать и наказывать. Это и бойкот в трудовом коллективе, и даже изгнание человека из группы - результат порицания и наказания тут варьируется. Если же наказание члена группы происходит в случае матофобии, то примерами таким наказаниям и в случае отсутствия, и в случае наличия единственного формального лидера будут фактически то же самое. Поговорим о примерах.

Наказание ученика в рамках школьного класса как социального образования в виде препровождения в угол носит характер как стремления, чтобы учащийся признал свою вину и больше так не поступал (а действует это, как мы знаем, далеко не всегда), так и для демонстрирования остальным членам группы, что с ними будет в случае аналогичного нарушения внутреннего распорядка, то есть имеет место даже некоторое запугивание. Я не собираюсь в этой работе рассуждать о видах наказаний учащихся и смысле этих наказаний, так как это вопрос скорее педагогики, чем этики или философии, но мне важно другое. Как только учащийся употребляет на уроке во всеуслышанье ненормативную лексику, тут же включается в дело механизм наказания, обусловленный матофобией, сущность которой стоит искать в стремлении учителя сохранить свой статус формального лидера коллектива для сохранения нитей управления школьным классом, а также в его же стремлении, а помимо этого и в стремлении всего руководства школы в целом, наглядно объяснить учащимся, что школа - не слишком подходящее место для публичного использования мата. Аналогичный механизм наказания члена группы мы видим, когда человека удаляют с какого-либо более или менее

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...