Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мельчание искусства: реальность или пессимизм?




В отношении позиции об обмельчавшем профессионализме в искусстве я уже негативно высказывался. В то же время я понимаю, почему многие люди разделяют такую точку зрения. Попытаюсь немного объяснить их взгляды.

Со временем ввиду мэйнстримизации электричества и всплеска социального индивидуализма творцов мэйнстрим-арта, а уже тем более и псевдоарта, становится все больше и больше, а процесс этот неостановим и необратим. Собственно, вообще зачем вмешиваться в естественные процессы культурной жизни цивилизации. Контрпозиция тому заключается в утверждении, что любые культурные изменения – это само по себе хоть какое-то вмешательство в общественную культурную жизнь, а раз мы решили в нее не вмешиваться, это значит, что нас до этого кто-то ментально подавил и внушил нам, что этого не стоит делать. Вопрос о том, стоит или не стоит что-то вообще делать и менять в своей и в чужой жизни, абсолютно всегда был контекстуален. То есть суть такова: выбирай, что делать сам, ведь все равно мы тут временно и всё лишь прах во всех трех ипостасях времени – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

Вернемся к возросшему количеству творцов объектов культурной деятельности. Очевидно, что научно-технический прогресс, а также постепенная демократизация общества, очень этому поспособствовали. Профессионалами все не являются – следовательно, есть любители, ничего ценного, возможно не производящие и лишь засоряющие ту сферу, в которой живут (это необязательно только искусство). Возможно, в этом заключается суть позиции об обмельчавшем профессионализме.

Я согласен с тем, что за последние два века тенденция к засорению искусства сильно возросла. Впрочем, если ограждать себя от грязи, вовремя и регулярно этим занимаясь, проблема потребления эстетичного искусства решается сама собой. Таким образом, негативные следствия социальных процессов, выразившиеся в культуре, можно легко нейтрализовать, конструируя процесс потребления арт-объектов индивидуально под себя. А вот на других в попытке подстроить их под себя замахиваться порой в этом деле не стоит. Ведь неизвестно, чего хотят сами они и насколько их ментальные устремления противоречат вашим собственным.

 

В качестве заключения

Возможно, все то, что будет написано ниже, нужно было поместить в эту работу в качестве предисловия. Но подумалось, что в моем случае будет слишком банально начинать с общих слов, а в данном фрагменте текста к тому же есть некоторые моменты итога проделанного исследования, посему да будет это в конце.

Тем временем моя работа подходит к концу, и мне осталось сказать о ней пару слов. Тезисы здесь приводить не буду, зато скажу о характере работы.

Мое исследование по псевдоарту было скорее обывательским, нежели культурологическим, хотя другие вполне имеют право со мной не согласиться. Так или иначе, это первая работа, посвященная иссследованию псевдоарта в современных условиях. Она вовсе не претендует на статус монографии, а, скорее, является вольным культурологическо-философским трактатом. Не претендует она и на полноту рассказа и показа псевдоарта перед зрителями. Вполне можно называть ее уникальным исследованием, но не потому, что она якобы такая замечательная и хорошая, а потому, что ничего подобного, наверное (я, может, не знаю этот момент достоверно), еще никогда не создавалось. Работа основана на моем личном опыте знакомства с объектами и творцами того, что я проименовал псевдоартом, а потому другой вполне мог написать бы альтернативную работу на ту же тему. Я увидел, что псевдоарт действительно существует, но об этом понятии никто не задумывается, а значит, об этом культурном явлении было бы хорошо написать. Вопрос практической пригодности моей работы я не ставлю, поскольку ее характер является скорее ознакомительно-теоретическим.

Так или иначе, на этом у меня всё.

17 января – 9 мая 2013 г.

 

--

 

МЫСЛИ ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: СБОРНИК ОЗАРЕНИЙ

--

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время ловлю себя на мысли, что мысли о таком направлении, как энергетическая психология, требуют хотя бы приблизительной фиксации в едином русле. Для того и создается сборник, который вы сейчас перед собой видите. Сейчас, в 2015 году, мне сложно предвидеть, возымеют ли мои мыслеизъявления какой-либо практический эффект, ведь для этого должна произойти определенная череда событий. Более того, мне не известно, будет ли этот сборник иметь свой конец и увидит ли свет в изданном виде, в том числе и будет ли он мной после первого издания дополнен свежими и прогрессивными, надеюсь, идеями. Не могу однозначно сказать, что генерация каких-либо инновационных взглядов приносит человеку метафизические страдания, но почему-то уповаю на то, что универсум в будущем некогда многократно возместит мои энергозатраты. В конце концов, данный сборник призван внести в нашу жизнь некоторое усовершенствование, которое неизвестно каким образом, какими людьми и когда будет организовано. То, что будет написано далее, для кого-то местами покажется лженаучным, а для кого-то способно стать стимулом для покорения новых горизонтов. Научному сообществу в этом направлении обязательно найдется пища для всевозможного рода споров и агонального развития, из них произрастающего.

26 июня 2015

-

 

«Энергетическая психология как перспективное междисциплинарное прикладное направление развития психологии».

Совершенно очевидно, что развитие психологии знаменует собой накопление эмпирического опыта, полученного из разного рода исследований, и одновременно преодоление теоретико-философского базиса в вопросах формулирования концепций и т.д. Гуманистический взгляд на человека имеет под собой именно философский фундамент, где в слишком абстрактном, обобщенном виде выводились суждения о природе человека. Философией это называлось и называется потому, что так принято, так сложилось и потому что акцент на обращение к первоосновам якобы знаменует собой фундаментальность взглядов исследователя.

Но даже без этого выясняется такая многогранность всего, что связано с внутренним и внешним миром отдельного любого человека или всего человечества в целом, что совершенно очевидным оказалось невозможность рассмотрения этого в рамках некоего абстрактного учения о бытии. Во-первых, невозможным является воплощение в жизнь большинства философских постулатов, зависящих, как правило, от рациональной ограниченности, а также в обязательном, к сожалению, порядке, от присутствия неадекватности мыслителя. Другой вопрос, что такие постулаты могут являться по сути протоконцепцией для ряда исторических потрясений.

Во-вторых, философия не занимается действительно прикладным исследованием бытия, а лишь создает о нем некий миф, который в дальнейшем преобразует бытие не в лучшем его виде. Не секрет, что сегодня не стоит допускать философов к рулю власти. Более того, мода на философов прошла после двух мировых войн, показавших человечеству, кто правит миром на самом деле. Многотомное собрание сочинений В.И. Ленина сегодня поэтому является лишь литературным памятником марксистско-ленинской идеологии как политической философии, но при этом вот что, с моей субъективной стороны, удивительно: где бы я ни встречал цитаты из Ленина, они поражали меня своей живостью, искренностью, прочувствованностью политических и общественных процессов. Это выражается, например, в виде юмора над политическими оппонентами Ленина: живой, искрометный юмор, подчас заставляющий смеяться чуть ли не в истерической форме! – хотя я читаю, казалось бы, труд человека, повлиявшего на судьбы миллиардов людей во всем мире, продолжавшего читать и сегодня. Дело не в доступности для широких и необразованных масс его мыслей, выражаемых с помощью понятного им языка – дело в практичности ленинских мыслей. На контрасте с большинством философских текстов, оторванных от реальности, цитаты из В.И. Ленина вызывают неподдельное восхищение. Это никак не зависит даже от политической судьбы России за последнее столетие. Таким образом, В.И. Ленин, по моему усмотрению – яркий пример и эталон философа, на который должны равняться все от мала до велика. Как бы мы ни относились к марксистско-ленинской идеологии и вообще политической философии, совершенно ясно одно: философ, оторванный от действительности, не существует как деятель чего-либо. Во-первых, с течением истории разобрано и развито множество идей, где выбор интеллектуальной гнили будет только лишь дискредитиовать философию, а во-вторых, обществу, как я уже выше заметил, понадобилась шоковая терапия, показавшая, как опасна, либо же бесполезна философия. Для тех, кто считает себя философом (в том или ином смысле), выход в поиске золотой середины между этими крайностями: все, как говорится, зависит от человека. Всегда есть выбор: написать философский трактат или найти более нужное занятие не только другим, но в первую очередь и себе.

Данная затянувшаяся прелюдия задумана мной в качестве аргумента, призывающего мыслить узко и в то же время многопрофильно, что еще не значит заниматься какими-то общими, никому не нужными вещами. Факты вещь упрямая: не философы строят трубопроводы или атомные ледоколы, их строят те, кто знают свою узкую профессиональную область и являются мастерами своего дела. Именно это является здоровым путем развития не только общества в целом, но также, например, и психологии. Результатом стало наличие множества ее подотраслей, беспрестанно контактирующих между собой: нейропсихология, когнитивная психология, психофизика, психология личности и т.д. Можно не обращать внимание на красоту, либо непредставительность данного ряда. Объективным фактом является то, что сегодня психология – это серьезная, эмпирическая, разветвленная наука, но тем сложнее и ее абсолютное положение. Впрочем, последнее аналогично изучению философии: так, если в случае философии уместно задать вопрос «что есть в своей сущности человек?», то в случае современной психологии актуален другой вопрос, «что из себя представляет функционирование человека изнутри и вовне?». Сложность тут не только в разветвленности полноценного ответа на данный вопрос, но также в издержках терминологического аппарата, частично взявшего свои корни из философии. Я не ставлюсь здесь целью критиковать некоторые понятия, но картина выглядит следующим образом: философское наследие сбивает психологию с правильного, прикладного пути изучения человека. Отчасти здесь прослеживается зависимость от отрасли психологии, или просто учения, имеющего к ней непосредственное отношение. Так, например, в физиологии высшей нервной деятельности не найти объяснений функционирования ее предмета в философском ключе: там все конкретно, потому что проверено на практике. К сожалению, не все подотрасли психологии могут похвастать неоспоримостью и универсальностью своих теоретико-практических достижений: так, например, психология развития ребенка уже много десятилетий претерпевает значительную трансформацию в связи с рядом факторов.

Необязательно верить в эволюцию человека, чтобы различать строение его мозга с поздними предками, нахождению останков которых были отведено множество экспедиций и раскопок, а также с другими животными – например, собаками, обезьянами и т.д. Во всех случаях налицо некие общие свойства мозга, на фоне которых очевидны и различия в объеме головного мозга, сложности его строения у разных биологических видов и т.д. Как ни крути, но в этом смысле все живые существа, имеющие с человеком более-менее соседские отношения в биологической классификации, похожи. Уникальность каждого из видов, таким образом, детерминирована их биологическими способностями, но в первую очередь строения головного мозга.

Всем известна «компьютерная метафора» относительно человеческого головного мозга как центрального психического процесса. Это актуально как для психологии в целом, так и для бытового понимания сути вещей. Известно, что процессору, для обеспечения собственного функционирования, необходим источник бесперебойного питания: проще говоря, ему всегда нужна энергия. Любой автономно действующий прибор, как, например, автомобиль, аналогичен в этом смысле человеку. Если автомобиль получает энергию путем заправки топливом, то человек при добывании еды, своем психической развитии и других всем прекрасно известных процессах занимается по сути тем же. Очевидна и предельность в энергоемкости любого автономно действующего объекта, коим является и человек. Если топливный бак не может вместить в себя более 50 литров топлива, а аккумулятор мобильного телефона имеет емкость не более 12000 мА/ч, то аналогичное положение в обязательном порядке применимо и к человеку (да и вообще к любому живому организму). Здесь и начинается поле деятельности энергетической психологии.

Как можно заметить, 50 литров и 12000 мА/ч – не отвлеченные философские характеристики, а вполне четко и доступно обозначенные производственные мощности того или иного автономно функционирующего объекта. Отличие их от человека, правда, в том, что те собраны конвейерным методом, где при сборке не может быть посторонних деталей, а человек рождается и формируется ввиду и с помощью бесчисленнного ряда самых разных факторов, являющихся предметом интереса той или иной области психологии. Несомненно, всегда найдутся противники механицизации человека как живого организма, но любая их позиция априори будет непродуктивной, поскольку исходит из гуманистического и философского начала, которое является по сути детским возрастом в развитии. Инфантильных людей в практических вопросах адекватно мыслящие люди стараются обходить вниманием, то же самое должно касаться и некоторых психологических положений, отказывающих науке психологии в конструктивном и практическом развитии.

Итак, человек, равно как и любой другой живой организм, изначально является автономно функционирующей системой (уникальном сочетании химических соединений, в данном случае) с ограниченной энергоемкостью. Очевидна постановка энергетической психологией следующих вопрос: «Как измерить энергоемкость человека?», «Чему равна энергоемкость человека?» и «Различна ли энергоемкость каждого человека или же представителя любого другого биологического вида?». На последний вопрос ответ, впрочем, утвердительный: мощности бабочки-капустницы так или иначе энергетически несоизмеримы ни в каком виде с мощностями борца-дзюдоиста. Первые же два вопроса освещают необходимость создания и использования оборудования, которые позволяли бы измерять энергоемкость той или иной человеческой особи. Корректно, этично, греховно ли заниматься подобными измерениями – пустые вопросы, лишь мешающие энергетической психологии как одной из отраслей психологии в ее прикладном аспекте двигаться вперед и развиваться вглубь.

Безусловно, развитие энергетической психологии невозможно без опоры на научное наследие таких дисциплин, как психофизика, нейропсихология, физиология высшей нервной деятельности, нейрофизиология и т.д., а также ряда областей знаний, имеющих скорее медицинский характер. Таким образом, энергетическая психология, собирая и систематизируя знания о своем предмете изучения, будет иметь статус междисциплинарной науки, что, безусловно, ставит под угрозу безопасность и необходимость ее существования (как, например, происходит с конфликтологией). Только неустанная работа энергетических психологов (или, в укороченном и несколько забавном варианте, энергопсихологов) на своем фронте, дающая продуктивные и внушительные результаты, способна возвести энергетическую психологию в ранг перспективного направления в развитии психологии во всем мире. Пока же вы читаете только оду такой концепции.

Первая и основная гипотеза энергетической психологии, которая должна быть исследована на практике, выглядит в случае изучения человека следующим образом: энергоемкость человека зависит от многоэлементной структуры головного мозга, а также особенностей анатомического строения тела, которое не может функционировать в соответствии со своими производственными мощностями при отсутствии эффективной взаимосвязи с головным мозгом и центральной нервной системой.

Прикладной, экспериментальный, практический характер энергетической психологии, отказавшейся от философского наследия древности, должен и носить и практическое назначение. Энергопсихологи всегда должны быть способны дать предельно четкий ответ на вопрос: зачем нужна энергопсихология? Иными словами, какая от нее вообще нам всем польза. Ответ предельно прост: энергетическая психология позволяет измерить энергетические (или производственные) мощности человека, либо другого биологического вида, а также в случае необходимости соответствующим образом преобразовать их. Способы же такого преобразования слишком разнообразны, чтобы быть полноценно и подробно освещенными в рамках данного психологического эссе. Пусть их освещением в будущем займется энергетическая психология, а среди таких способов преобразования энергетических мощностей вида – разного рода релаксирующие процедуры, мотивация, физическое развитие, секс, переход в противоположное метамотивационное состояние и т.д. В последнем случае не только телическое, либо парателическое состояние имеет, на мой взгляд, различное энергопотребление в организме человека (тем или иным образом это предстоит энергопсихологам проверить на практике), но также инверсия от одного состояния к другому является весьма энергозатратным моментом перехода (мне думается, что инверсия более энергозатратна по сравнению с любым из двух метамотивационных состояний как по психологическим, так и физиологическим параметрам). Таким образом, энергетическая психология призвана исследовать поистине огромное поле прикладных методов изменения производственных мощностей организма, что требует как привлечения специалистов из разных областей человеческой деятельности, так и увеличение, по возможности, «коэффициента» сотрудничества между специалистами из этих областей. В предмет интереса энергетической психологии, по моему убеждению, должна быть вхожа даже диетология с ее расчетами белков, углеводов и т.д. Однако энергопсихологам предстоит договориться о единицах измерения энергоемкости организма, ведь килоджоули, калории, амперы, вольты и так далее уже давно используются в других отраслях деятельности, а их проецирование на человека на организм не было бы верно даже с точки зрения самостоятельности энергетической психологии как отрасли психологии. Тем не менее адаптация под нужды энергетической психологии научного наследия электрофизиологии, находящейся на стыке физики, биологии, психологии и медицины позволит не только проверить на практике, какая из данных дисциплин имеет более объективное право на существование, но также может ли одна полноправно дополнять другую. Электрофизиологический метод регистрации активности организма, безусловно, должен быть взят энергопсихологами на вооружение, однако в случае зарождения новой отрасли психологии, которой и посвящен данный текст, необходимо в реальных исследованиях делать упор не на фрагментальное изуение активности тех или иных участков организма, но на выявление его общей энергоемкости. Таким образом, если когда-либо энергопсихологи, изучив в подробностях чей-либо организм, скажут: «Его энергоемкость равна столько-то единиц», - это значит, что центральная ее задача достигнута, а также подтверждена основная ее гипотеза, поскольку необходимые исследования в обязательном порядке подведут энергопсихологов к ее проверке.

Что, собственно, концептуально отделяет энергетических психологов от тех же электрофизиологов? Только энергопсихология (сокращенный вариант названия энергетической психологии) способна доказать, что энергоемкость, оставаясь прежней, может перераспределяться среди разных отделов мозга. Это требует изучения множества реальных случаев: от обострения обоняния в момент опасности или тактильных ощущений на определенных участках кожи в период простудных заболеваний – до объяснения, почему слепые могут иметь обостренное чувство слуха, повышенный интеллект и т.д. Иными словами, для энергопсихологии необходимо доказание второй гипотезы: энергоемкость человека слабо коррелирует с его врожденными физическими дефектами (вроде слепоты), в связи с чем необходимая энергия перераспределяется в других отделах головного мозга, что приводит к увеличению у таких людей других способностей, показатели которых подчас объективно выше, чем у людей, не подверженных врожденным или приобретенным дефектам.

Судьба энергетической психологии во многом будет зависеть от научных центров, где она получит, либо не получит свое развитие, а также от интересов самих исследователей, делающих вклад в развитие данной области психологии. Объединение исследователей из разных областей человеческой деятельности в необходимом русле явится гарантом наличия перспектив у энергетической психологии как отрасли психологии, которая получит междисциплинарный характер, следствием чего должна стать интеграция ее в самые разные сферы человеческой жизни и деятельности.

12 июня 2015 г.

-

 

Читать книгу Бернштейна Н.А. "О пространстве движений", 1947.

Свои мысли: если импульс имеет маршрут в виде рефлекторного кольца, это значит, что он имеет некоторую силу тока и скорее всего равен на всех этапах данного кольца. Однако во всех ли случаях сила такого тока будет равна, или же это зависит от состояния конкретного рецептора человека, либо общего состояния его нервной системы? Факторами тут могут являться мускулаторная развитость, общая усталость, биологический возраст и так далее.

Бернштейн выделял пять уровней мозга: а, б, с, д и е. А - филогенетически самый древний, отвечает за тремор, ощущения холода и так далее (то есть практически не управляет мышцами), Б отвечает за простейшую мышечную работу тела и параллельно обеспечивает их ощущение (потягивания, мимика И так далее), С - является уровнем пространственного поля (зрение, слух И так далее), Д отвечает за всевозможные двигательные реакции тела при взаимодействии с другими предметами (например, с орудиями труда). Наконец, уровень Е - самый исторически последний и имеющий прямое отношение к коре головного мозга, которая в течение антропогенеза получает свое непрерывное развитие как с точки зрения развития высших психических функций человека, так и в своих габаритах (ее объем у современного человека несравненно больше в объеме, чем у своих "предков, либо биологических родственников"). Данный уровень отвечает за интеллектуальные двигательные акты (речь - то есть вторая сигнальная система, символика - или, по Л.С. Выготскому, знаки как следствие культурно-исторического развития психики), движения письма и т.д.

Согласно собственным глубоким внутрителесным ощущениям, уровень Е является наиболее энергозатратным. Здесь относительно человеческого мозга уместна компьютерная метафора, а именно следующий ее элемент: с течением научно-технического прогресса емкость аккумуляторов на современных мобильных устройствах (в случае рассмотрения какого-либо их отдельного классв - например, мобильные телефоны) увеличивается в связи с тем, что добавление в данные устройства новых функций и возможностей требует все больших энергозатрат.

Таким образом, считаю важным постулировать первый тезис: сила тока в отдельно рассматриваемом внутрителесном рефлекторном кольце зависит от уровней мозга, которые данное кольцо захватывает в своем функционировании. Исходя из этого, уместен и второй тезис: энергозатратность организма высока, когда высшие психические функции, детерминируемые в первую очередь биологической развитостью индивида, имеют в его функционировании доминирующее значение. При этом мы не берем в расчет многомиллионное количество нейронов в физическом теле такого организма, чтобы не углубляться в арифметические подсчеты, ведь при необходимости и точности информации численного коэффициента такой нейронной сети может быть высчитан коэффициент энергозатратности физического тела. Трудность данного подсчета заключается в том, что сила тока во всей нервной системе тела вряд ли является равномерной.

26 июня 2015 г.

-

 

 

В этом тексте моей целью является показать, что перераспределение психической энергии внутри организма происходит ввиду манипуляций индивида над своими органами чувств, а также дыхательной системой. С одной стороны, это немного очевидный тезис, но в то же время он представляет огромную концептуальную ценность для энергетической психологии.

"Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха".

Прочитав в одной из книг по психологии эту фразу, я немедленно вспомнил и тот факт, что задерживаемое дыхание в ответственный момент также повышает и качество зрения человека в случае его повышенного внимания. Более того, задержка дыхания позволяет телу человека находиться при концентрации внимания в более статичном положении. Поэтому да не дрогнет порой рука снайпера, наводящего прицел на свой объект поражения и задерживающего дыхание в самый ответственный момент, а именно момент перед выстрелом, ведь малейшее перемещение тела в случае ошибки стрелка может привести к промаху мимо цели, а дальнейшее развитие событий может быть неизбежно поставлено под угрозу. Известная поговорка гласит, что сапер ошибается один раз, но в описанном нами случае ошибку может допустить и снайпер.

С внутрителесными последствиями (и аргументами!) задержки дыхания мы разобрались, но каковы ее внутрипсихические энергетические последствия? По нашему мнению, во время задержки дыхания, обострения слуха, закрывания глаз перед сном и другими манипуляциями индивида (а таковым, как известно, является не только человек), внутри его организма на психофизиологическом уровне происходит перераспределение внутренней энергии, отводимой высшим психическим процессам, таким как ощущение, восприятие и внимание. Имеем смелость предположить, что такое вегетативное свойство организма как дыхание занимает наибольшее количество отводимой энергии. Во-первых, без дыхания организм (в отличии от зрения) не может функционировать - или, проще говоря, жить. Во-вторых же, на приведенном примере со снайпером мы увидели, как важно индивиду управлять своей дыхательной системой и органами чувств для достижения необходимых целей, где на несколько необходимо перенаправить психическую энергию с дыхания на зрение.

Пока что у меня вызывает вопросы соотношения измерения энергии, затрачивающейся внутри организма на зрение, осязание и так далее, и энергии, затрачиваемой на дыхание. Практически не вызывают сомнений по этому вопросу лишь два пункта: 1) количество затрачиваемой на дыхание энергии будет тем больше, чем больше исходный объем совокупности органов, представляющих собой дыхательную систему организма; 2) последняя, в свою очередь, растет в объемах также и в соответствии с возрастом организма.

Исходя из второго пункта, вполне очевидно, что энергоемкость ребенка не может быть больше энергозатратности взрослого человека. Впрочем, тут есть обратная сторона медали. Всем известно, как любят маленькие дети не сидеть на месте, и потому в течение дня они ведут весьма активный образ жизни: много бегают, стремятся общаться со взрослыми, животными и со сверстниками, на основе любопытства забираются в труднодоступные места и опасные ситуации, кричат и т.д. Все это требует больших затрат внутренней психической энергии, которые взрослые не могут тратить, во-первых, ввиду осознания нецелесообразности таких затрат, и во-вторых, ввиду давления социальных норм, формирующих в структуре личности компонент Сверхсознательного (или Надсознательного). В-третьих, причиной этому служит атрофия мышечных тканей тела, разного рода физические болезни и т.д.

Согласитесь, что дети, проводящие свой ранний период жизни в инвалидной коляске, на костылях, на протезах и так далее, как никто другой желали бы бегать и играть так же, как и другие дети, поскольку это во многом соответствует их биологической природе. Без сомнения, это становится механизмом возникновения множественных неврозов. Данная ситуация приводит к тому, что путем сублимации дети перенаправляют свою психическую энергию от физического потенциала к интеллектуальному. Точнее говоря, они лишь запускают такой процесс, который в дальнейшем приобретает статус автоматизма и поведенческого стереотипа. Даже если с течением времени здоровье ребенка заметно улучшилось и подавлены некоторые хронические недуги, это редко ведет к снижению их интеллектуальных способностей.

Таким образом, психическая энергия может менять свой вектор применения внутри организма также и на бессознательной основе. Это, в свою очередь, ведет к развитию высших уровней и структур человеческого мозга - к таковым, безусловно, относится уровень Е, ранее мной упомянутый. Подытоживая сказанное, неврозы, берущие корни из раннего детства человека и основанные на его физической депривации, способны приводить к повышенному уровню его когнитивных способностей.

Позволю себе утверждать следующее: болезни - это враги человечества, но без них оно не может когнитивно эволюционировать. Это не только физические недуги, но и интеллектуальная чума любого рода. Как только мозг начинает ее отвергать, начинаются поиски другого интеллектуального фундамента. В основе такого интеллектуального сепаратизма, вероятно, лежит физиологическое явление контрсуггестии, представляющеее интерес для палеопсихологии. С ней связано как расселение человечества по земному шару, так и уход из родительского дома или создание новой политической идеологии. Но все это невозможно без внутрителесного перераспределения психической энергии.

1 июля 2015 г.

-

 

Данный текст посвящен проблеме величины рациона питания в жизни человека. Попытаемся разобраться, чем, помимо объективно существующих условий и возможности в конкретный момент времени употребления того или иного вида пищи, это детерминируется.

Часто говорят об энергетическом балансе организма, где количество потребляемой из питания энергии в виде калорий приблизительно равняется затрачиваемой энергии в разного рода нагрузках организма. Говорят также и о гипотетическом минимально необходимом количестве энергии для успешного и бесперебойного индивида, где только внешняя энергетическая подзарядка способна осуществить мотивацию к продолжению той или иной его деятельности. Не менее известным ответвлением заданного дискурса является и суждение об аварийном энергетическом запасе, который в случае перегрузки или ощущении опасности (которое, впрочем, может являться фиктивным и стрессорно детерминированным) расходуется организмом индивида на инстинктивных мощностях, имеющих отношение к древнейшим и глубинным уровням человеческого мозга. Квинтэссенцией такого запаса в наиболее очевидном материальном выражении является подкожная жировая прослойка.

Все упомянутое подводит нас к фундаментальному вопросу, зачем вообще человек ест и пьет, как бы смешно и нелепо это ни выглядело. Тем не менее, не каждый бы сходу ответил на данный вопрос. Мы же склонны полагать, что описанная потребность человека определяется эмоцией страха. Надстройкой к этой эмоции являются понятия, усвоенные индивидом в ходе научения (как социального или научного, так и биолого-физиологического), а именно смерть, физическая слабость, голод, стресс, истощение. При этом мы говорим о естественных, органических вещах, неизбежно происходящих в жизни абсолютно любого индивида. Безусловно, фрустрация или депривация, являются явлениями того же порядка. Более того, к ним, как ни странно, относится и самоактуализация: стремление попробовать в ресторане ранее неизведанное блюдо, прочитать интересующую книгу или получить высокооплачиваемую работу имеет, на наш взгляд, также подкрепление эмоцией страха. При этом абсолютно неважно, к состоянию экстатического равновесия или дисбаланса (и на невротической ли почве, в конце концов, они функционируют?) в рассматриваемый момент времени стремится гипотетический индивид.

Можно породить или проанализировать множество дискуссий по поводу важности потребности в безопасности в жизни каждого из живых организмов, но неизменным является положение о фундаментальности инстинкта самосохранения в функционировании любого живого существа (не считая некоторые случаи психопатологических отклонений или временных состояний аффекта). Недостаток пищи, таким образом, способен породить негативные изменения в организме, что усугубляется для него также и эмоциональным стрессом.

Таким образом, в моменты функционирования эмоции страха во всевозможных ее проявлениях с разным коэффициентом мощности (о разновидностях ее надстроек, усваиваемых в ходе научения, выше уже упомянуто) организм может стремиться к увеличению своего энергетического рациона питания. Почему так происходит? Во-первых, в срочном порядке актуализирующийся инстинкт самосохранения предполагает необходимость моментальной аварийной мобилизации энергетических ресурсов, в связи с чем данный ресурсный потенциал должен быть сформирован заранее, а при необходимости восполнен с помощью всем известных пищеварительных процессов. Таким образом, мы склонны полагать, что индивид, в определенные моменты ведомый базовой эмоцией страха, при наращивании резервного энергетического ресурсного потенциала инстинктивно "думает о будущем", ведь зачастую ему неизвестно, когда в следующий раз до необходимого уровня возможно будет восполнить запас энергии в виде определенного количества калорий. По той же самой причине водители, готовящиеся к преодолению на автомобиле больших расстояний при наличии достаточной суммы денег стремятся заполнить топливный бак полностью, ведь, как известно некоторым, полное его опустошение во время езды обернется не только остановкой автомобиля, но и оплатой услуг автосервиса (так как выйдет из строя бензонасос), но так же возможной опасностью для едущих в автомобиле и в том числе проезжающих рядом с ним транспортных средств.

В качестве второй причины описанного функционирования индивида мы склонны рассматривать его временную оральную фиксацию, которая, согласно З.Фрейду и многим другим интеллектуальным инвесторам в развитие психологии, соответствует раннему младенческому возрасту, где фундаментальными потребностями новорожденного является питание, а также любовь матери. Сходную ситуацию можно наблюдать с курильщиками, которые в момент эмоционального стресса склонны захотеть выкурить сигарету или иной предмет подобного рода. Одной из причин потребности людей в курении является именно этот фактор, и впоследствии он приобретает, согласно терминологии Г. Олпорта, статус специальной функциональной автономии, то есть люди начинают курить просто потому, что привыкли к этому, а потому потребность в курении диктуется уже совсем иными стрессорными детерминантами, которые теперь имеют доминантное значение, нежели некогда его имела оральная фиксация.

Определенный интерес представляет описание жизни множества деятелей науки, искусства и так далее в тех моментах, где они пренебрегают едой во имя работы над своим делом, будь то написание книги или изобретение уникального прибора, и при этом данные люди, как оказывается, работают чуть ли не на пределе физических возможностей. Очевидно, что в таких случаях сверхсильной является мотивацию к достижению поставленной цели, после чего способны наступить опасные для организма последствия. Очевидно, что мной описан совсем не тот стресс, при котором после смерти близкого человека для многих не будет являться сверхъестественной задачей не есть или не спать несколько дней подряд (а чаще всего обоих компонентов), ведь в таких случаях человеческий мозг "переключается" н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...