Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Псевдоарт и китч в их взаимосвязи и различиях




Сразу же перед переходом к данной теме нам важно уточнить понятие китча, чтобы в случае чего их не смешать и не спутать. Один из словарей нам подсказывает, что китч – это псевдоискусство, лишенное художественно-эстетической ценности; безвкусица, вульгарная подделка. Как видите, слово «псевдоискусство», то есть псевдоарт, здесь фигурирует на первом месте. Делаем вывод, что автор определения отождествляет понятия «псевдоарт» и «китч». Полностью с такой позицией я солидарен быть не могу, а потому мне придется показать коренное различие псевдоарта и китча.

Всем, я думаю, знакомо слово «конвейер». Так вот, конвейер является мощнейшей материально-технической базой для массового производства китчевых арт-объектов, то есть с заранее приготовленного эталона попросту делаются копии. В связи с этим мне придется объявить всю ту музыку, то есть все те музыкальные файлы, что мы слушаем, китчем, поскольку подлинным искусством являются только студийные оригиналы, принадлежащие авторам музыки. Точно таким же образом дело обстоит и с кинематографом, и со стихами из изданного сборника и прочим. А вот если прийти в музей и посмотреть на великолепную картину или послушать стихи, которые нам прочитает сам поэт – тогда мы явимся потребителями того самого классического искусства.

Китч предполагает массовое производство арт-объектов, псевдоарт же – единичное, пусть в первом и во втором случае они, допустим, не сильно различаются по качеству. Копии того, что было сделано в духе псевдоарт – это уже китч. Выходит, что, слушая в плеере песни Альбины Сексовой, мы потребляем китч, так как все в итоге скачают одни и те же файлы, тем самым размножая их, и освободят исполнителя от занятия этим делом, то есть сделают за него черную работу. Самое интересное в том, что в этом случае ровным счетом никто не проигрывает, за исключением тех, кому данное творчество не понравится. Зато, если мы придем к певице на живой концерт и услышим ее песни, то потребим тот самый псевдоарт. Потому, рассуждая, что перед нами – китч или псевдоарт – нужно смотреть на первоисточник, потребляемый нами в виде информации разного вида, будь то звуки или зрительные образы.

 

Представители русскоязычной псевдомузыки

Весьма и весьма богата сегодня традиция русского музыкального псевдоарта. Сказать «псевдомузыкального псевдоарта» было бы тавтологией не только по звучанию, но и по смыслу: прилагательное «псевдомузыкальный» изначально трактуется как относящийся к псевдоарту; таким образом, можно легко выйти на уровень масла масляного. Сказать, что участники псевдомузыкальной сцены являются взаимодействующими элементами, с полной уверенностью нельзя. Псевдоартисты - будем называть их так, как это ни обидно, ибо артисты работают в рамках мэйнстрим-арта – редко создают совместные композиции и творят в основном в индивидуальном ключе. Это не мешает им всем, однако, следить за творчеством своих коллег по цеху. Не частое совместное творчество объясняется здесь многими причинами. Во-первых, музыка не является для этих людей приоритетной рабочей стезей, а используют они ее как хобби. Во-вторых, слишком великое звуковое различие между исполнителями псевдомузыки. Звучание и манера исполнения у каждого может быть своя, а пытаться связать два абсолютно несхожих стиля – все равно что скрестить богомола с кошкой: ничего путного в итоге не выйдет.

Зная основные принципы звучания у того или иного псевдоартиста, можно соотнести его – пусть даже хотя бы примерно – с определенным повсеместно известным музыкальным жанром из мэйнстрим-арта. Кстати, в этом плане специфика псевдоарта усложняет разделение артистов по жанрам, и все эти стили можно обозначить одним лишь словом «псевдоарт». Вроде бы, правильно, но неполно. Метал, хип-хоп, техно – это, несомненно, арт по своему происхождению, но эти жанры ведь так различны по звучанию! Слава богу, мы их различаем. Аналогичная проблема более остро стоит в псевдоарте. Там артист либо как-то по-особому, по-своему определит, окрестит, обзовет свой жанр, либо просто затруднится это сделать. Настало, впрочем время, поговорить о наиболее заметных по крайней мере для меня фигурах русскоязычной псевдомузыки. Всех существующих псевдоартистов я в этой книге упомянуть не смогу, поскольку для меня такая задача обернулась бы физически невозможным Интернет-исследованием, а там представителей псевдоарта пруд пруди и многие из них даже не стоят нашего внимания ввиду того, что их творчество по сравнению с некоторыми другими псевдоартистами не является каким-то особенным. Под некоторыми другими я имел ввиду эталонные представители какого-либо определенного звучания и содержания, для обозначения которых мы будем использовать жанровую терминологию мэйнстрим-арта или, если использование такой терминологии невозможно, будем говорить об этих псевдоартистах чуть проще.

Альбина Сексова

Альбина Сексова – певица из Санкт-Петербурга, исполняющая песни в жанре трэш-порно-шансон. Лично для меня Альбина является одной из наиболее ярких, известных и ключевых фигур псевдоарта. Его название она, разумеется, придумала сама. Я сказал, что она именно певица, а не псевдопевица, ведь она действительно поет. По факту она является псевдоартисткой, ибо относится к псевдоарту. Нужно добавить, что слово «псевдоартист» вовсе не является каким-либо оскорбительным, а лишь указывает на то, что данный человек работает в духе именно псевдоарта, а не классического, или мэйнстрим-арта, ведь тогда он бы назывался «артист». Качество пения Альбины и музыкального сопровождения ее песен оставляет желать лучшего, потому нам остается вслушиваться в тексты. Вот потому Альбина Сексова мной и отнесена к псевдоарту, к тому же она исполняет порой маргинальные по наполнению песни, тексты которых, соответственно, изобилуют эстетически неприятными для многих моментами. Это и тематика секса, часто с добавлением сюда национального аспекта, а именно таджиков или, например, евреев. Это и алкогольно-наркотическая тема, взаимоотношения с соседями, взгляд на современную молодежь, следующую, если можно так выразиться, за модой образов жизни… Казалось бы, все это ни о чем и обо всем, но у Альбины в тематике творчества есть сильный козырь – секс. Отсюда и псевдоним, отсюда и использование сексуального аспекта примерно в половине ее творчества, и в этой половине представлен он весьма по-разному: склонность к занятию сексом с мужчинами нерусской национальности, зависть к главной героине соседки-девственницы, зоофилия, умственные отклонения и т.д.

Dirty Monk

Вполне можно назвать этого исполнителя псевдорэпером и разобраться, что же он из себя представляет. Кто он: клоун, инвалид или человек, смеющийся над гангста-рэпом? Выясним.

Dirty Monk, он же Виктор Сломнонов (будем надеяться, что это его настоящая фамилия) живет в Москве и причисляет себя к некой московской рэп-группировке. Он именует себя гангста-рэпером, хотя вид для этого имеет совсем непредставительный и нетипичный даже для самого типичного рэпера. Умением хорошо читать рэп он не блещет, а даже, скорее, делает это отвратительно.

Если примерно знать тематику гангста-рэпа и примерно представлять себе имидж исполнителей, который они себе создают, становится примерно понятно, почему Dirty Monk может таким образом высмеивать данный жанр, параллельно играя в него. При этом я еще окончательно не утверждаю, что он его высмеивает, а лишь предлагаю одну из версий обоснований творчества Виктора. Интернет-аудитория псевдорэпера – в основном школьники. Dirty Monk снимает в основном видео, но есть у него и два плохо записанных альбома с яркими, но абсурдными названиями: «С улиц моего черного гетто» и «Первый гангста-рэп в России». Эти названия альбомов, а также названия композиций и их содержание в виде очень плохого исполнения и не слишком качественной музыки не могут не насмешить или хотя бы не удивить.

Кривляния Dirty Monk`а на тему гангста-рэпа не могут не радовать нелюбителей этого жанра и даже разогревают эту нелюбовь. Сама суть псевдонима (дословный перевод с английского – грязный монах) – уже сама по себе является заигрыванием с гангста-рэпом. По факту же, это – отсылка к аналогичным псевдонимам исполнителей музыки в данном жанре, в которых они часто стремятся показать себя крутыми и свою криминальную, уличную и дерзкую сущность. Все это в ряде случаев может являться лишь сценическим образом и ничего общего не иметь с личностными качествами исполнителя в реальной жизни. С учетом того, что, судя по информации с официального аккаунта Виктора в социальной сети «ВКонтакте», он имеет высшее образование по специальности «Библиотекарь». А это, возможно, является причиной его «интеллигентских» замашек на гангста-рэп и игры в него, как это делает на коммерческом и более серьезном уровне группа «Кровосток», участники которой являются по профессии художниками. Это не умаляет личности Dirty Monk`а, но возводит его в ряды псевдоартистов. Та же группа «Кровосток» к псевдоарту не то чтобы близка, но имеет в своем творчестве некоторые его ярко выраженные признаки.

Трэш-поп

Здесь я мог бы рассказать бы про очень многих исполнителей псевдомузыки с примерно одинаковой формой такого исполнения. Упомянем, впрочем, лишь наиболее известные фигуры.

Это, во-первых, Александр Пистолетов, которого многие именуют не иначе как «голый певец». В его репертуар входят песни, которые можно отнести по звучанию к поп-музыке, музыка же для них Александром скачивается из Интернета. Можно найти и аудиоверсии его песен (они распространяются через социальную сеть «ВКонтакте»), но известен он благодаря видеоклипам, которые снимает для своих песен. Надо сказать, что Пистолетов (точно неизвестно, псевдоним это или настоящая фамилия) имеет достаточно необычный род занятий: он позирует для художников и скульпторов (является натурщиком), а также является порнорежиссером. Все его «прелести» слились воедино в стиле снимаемых видеоклипов – они почти всегда (бывают, все же, и исключения) имеют порнографический характер, а их соединение с псевдомузыкой является несколько психоделическим синтезом, а это и дает мне возможность относить Александра Пистолетова. Правда, у меня есть сомнения о нормальности его умственного здоровья, ибо есть повод полагать, что Александр является тем, кого большинство людей называют заурядным словом «извращенец».

Во-вторых, это массово присутствующие на так называемой псевдоарт-сцене исполнители довольно молодого возраста, а именно школьники и студенты. Обозначу эту совокупность как «молодежный трэш-поп». В суть их песен и идеологию я не вдаюсь, но помечаю, что стили исполнения своих песен у этих «псевдоартовцев» очень похожи между собой: часто это использование популярных жанров электронной музыки (часто даже лишь музыка у таких исполнителей – уже является псевдоарт-объектом), либо же просто готовых инструменталов. Среди таких исполнителей наиболее известными являются Анжела Лондон, Кирилл Сочный, Дарья Сускина и многие другие «звезды» Интернета, фактически являющиеся однодневками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...