Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Псевдопоэзия Ханапи Эбеккуева




Сразу же внесу ясность по поводу слова «псевдопоэзия». Оно может иметь вполне негативный оттенок, но при этом не означает, что данный способ творчества не является поэзией. Это тоже поэзия, но далеко не эталонная и при этом концептуальная. Если вы вдруг когда-то писали стихи (только именно стихи, а не тексты песен, ибо это уже переход к псевдомузыке), перечитайте их и выясните, много ли создали фактически псевдопоэзии. А чтобы разделить псевдопоэзию и оригинальную поэзию (либо мэйнстрим-поэзию, но это слово мне не очень нравится, потому и предлагаю к нему альтернативу), нужно сравнить стихи из обоих аспектов поэзии, причем из оригинальной поэзии лучше будет для сравнения взять нечто очень известное и по-настоящему великое.

На просторах Сети мной был найден сборник некого карачаево-черкесского поэта Эбеккуева Ханапи Магометовича, творчество которого – прямое доказательство существования псевдоарта и в поэзии. При этом я так и не смог до конца выяснить, жил ли действительно когда-нибудь этот поэт (его фотография, заметьте, в сборнике прилагается) и не является ли найденный сборник столь, скажем так, своеобразных стихов чьей-то фальсификацией и шуткой. Но предположим, однако, что Ханапи Эбеккуев действительно существовал. Его творчество давно стало в Интернете объектом для пародий, оригинал, правда, редко когда превосходящих. И да простим нашему поэту грамматические ошибки в стихах, становящихся ввиду этого подчас весьма смешными. У меня есть определенные сомнения по поводу языка, на котором изначально писались стихи, так как данный язык мог русским и вовсе не являться, но информацией по этой теме я, к сожалению, не обладаю.

Поэзия Ханапи Эбеккуева – это, если кратко ее охарактеризовать – примитивные по стилю написания, но порой очень меткие короткие стихи. Невозможно в полном объеме говорить о них, не давая читателю полный текст каждого рассматриваемого мной стихотворения. Мы увидим в этом поэте и философа, и человека, умудренного жизненным опытом, и просто человека душевно доброго.

Первое представленное в сборнике стихотворение, пожалуй, является самым длинным, несмотря на то, что не особенно оно и длинное:

Всегда хорошо трудился,

Никогда не ленился.

Я растил фруктовый сад,

Хочу вам его показать.

Посмотрите на груши, яблоки в саду,

Какие крупные в этом году!

Все уже созрели,

Вы таких еще не ели!

Вот такое как минимум странное на первый взгляд стихотворение. Аналог по лексическому содержанию мог бы написать, наверно, даже ребенок. Но неизвестно, русский ли язык изначально тот, на котором было написано это стихотворение. Если же нет, то нам остается забыть про какую-либо про эстетику и смотреть, что же заключено в тексте. Там мы находим душевную простоту, искренность и трудолюбивость простого человека, которому дорого то, чему он посвятил много времени. В данном случае это сад. Хозяин нас даже угощает яблоками, которые сам вырастил. Если бы кто-то пришел к вам гости, с легкостью ли вы угостили бы посетителей вашего сада плодами вашего труда? Лирический герой стихотворения делает это с радостью и великодушием, независимо от того, ниже он или выше вас по социальному статусу, и этому у него стоит поучиться каждому.

Есть у Эбеккуева и совершенно банальные заметки вроде:

Как всегда, лето настало –

Очень жарко стало.

Рифма, здесь, конечно, присутствует, но дело не в этом. В приведенном коротком двустишии говорится о цикличности времен года – это подчеркивают слова «как всегда». Казалось бы, что в этом такого? А в этой простоте, видимо, заключено размышление автора о том, как же было сделано так, что каждый год повторяется лето, зима, весна или же осень, ведь это само по себе удивительно и завораживающе. В продолжение данного размышления имеется и такое стихотворение про время:

Он, бывает, идет,

А бывает, летит.

На месте он

Никогда он не стоит.

Не до конца, правда, ясно, кто такой «он» Стихотворение-то, бесспорно, про время, но остается невыясненным «главный герой» стихотворения, скрывающийся под словом «он».

Он меня домой провожает –

Очень сильно уважает.

Всегда понимаю его –

Такого человека своего.

Возникает мимолетная мысль, что герой стихотворения – инвалид, нуждающийся в уходе. Но это самая радикальная версия. Другое предположение в том, что он является весьма уважаемым человеком, ценящим уважение к нему других. Другими словами, он отвечает ответным уважением на проявляемое другими уважение к нему самому.

А вот стихотворение, тоже поднимающее тематику циклизма сезонов в природе, но две последние строки которого запросто заставляют рассмеяться дурацким смехом:

Солнце светит ярко,

Стало очень жарко.

Жарко всегда летом,

Что и говорить об этом.

Есть в сборнике и стихотворение, в котором автор поражается огромной силе и величавости природных явлений вроде ветра, пусть там и не без ошибки (ее я выделил увеличенным шрифтом). Таких стихов в сборнике еще немало.

Сильно ветер дует,

Все никак не утихает.

Он такой МОГУЧ,

Разгоняет стаи туч.

Когда мы кого-то хорошо знаем, мы не удивляемся его странному поведению, с которым уже не раз сталкивались. Про это говорит следующее стихотворение:

Он такой злой,

Ходит сам не свой.

С ним так бывает,

Это никого не удивляет.

Очень важно любить свою работу, получать от нее удовольствие. А помимо этого, важно любить и тех, на кого эта работа проецируется. Вот как про это пишет Ханапи Эбеккуев:

Она работает медсестрой,

Никогда не находит покой.

Хорошо к больным относится,

Всегда о них заботится.

Другое стихотворение на ту же тему, но теперь про стоматолога:

Она на работу пришла,

В ортопедический кабинет зашла.

Коронки, зубы вставляет,

Хорошо всем помогает.

Смотря на молодое поколение, старшее знает: их потомкам еще придется пройти через множество душевных страданий, но все же им, старшим, этого бы не хотелось, ведь вряд ли кто в здравом уме пожелает другому несчастья, и неважно, какое поколение он представляет:

Ты девушка неплохая,

Еще совсем молодая.

Живи много лет,

Не зная горя и бед.

«Живи много лет, не зная горя и бед», а не просто «живи много лет» - вот на что особенно стоит обратить внимание. Исходя из этого, возможно, лучше прожить не столь долго, но счастливо, чем долго и страдая. Заметьте, это еще вовсе не авторская позиция, а мое личное восприятие, которое, однако, не является ключевым при анализе данного стихотворения.

Те, с кеми мы в хороших отношениях, в трудную минуту могут поддержать нас. На это искренне надеется Ханапи Эбеккуев, написав следующие строки:

Всегда хорошей была.

Ты не забыла меня?

Пришел к тебе домой,

Поговори от души со мной!

Вот так простые стихи, лишенные, на первый взгляд, какой бы то ни было эстетики, оказываются невероятно искренними. Даже если они показались бы мне плохими, я бы знал: в них автор со мной абсолютно честен, он нигде и ни в чем не врет мне, приоткрывает мне свою душу. А это очень дорогого стоит.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...