Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена





 


нить здесь это современное понятие) влияния на коллективное и индивидуальное сознание строится на возбуждении эмоциональ­ной сферы, связана с аффективными состояниями, ассоциатив­ными бессознательными психическими комплексами (В. Вундт, 3. Фрейд). "Подключение" новых учеников ("адептов") к опреде­ленной системе ценностей производится по принципу подража­ния, что повышает суггестивность их сознания. Эзотерические учения много внимания уделяют положительной эмоциональной окраске процесса познания, основу которого составляет стремле­ние к единству рациональной и чувственной его сторон.

Методы, с помощью которых воздействуют на сознание лю­дей в современных тоталитарных сектах, например, направлены на подавление личности человека, вмешательство в его духовную жизнь и отделение ума от воли. Сначала потенциального сектанта бомбардируют литературой, если же он доверился настолько, что дал свой телефон, то звонки с приглашением посетить семинар или собрание не будут прекращаться. У Муна ("Церковь объеди­нения") есть термин "бомбардировка любовью". Человек прихо­дит на собрание мунистов, и ему говорят о том, какой он замеча­тельный, красивый и необычный человек. Все это, как правило, нравится людям. Если человек, хотя бы отчасти, уверовал, начи­нается обработка: он должен отречься от всего, что было раньше, все его друзья отныне враги, его близкие на самом деле желают ему зла и т.д. Человек постепенно прерывает все связи с внешним миром и духовно превращается в чистую доску. Вторая ступень обработки — отучить человека думать. Для этого дается мантра, ее нужно постоянно повторять. Например, "Харе Кришна" — у кришнаитов, или "Век святых — сила праведных" — у Богоро­дичного центра. Эту фразу человек должен постоянно крутить в голове, что не дает ему возможности сосредоточиться. И на этом фоне включается третья степень "подготовки" — 24-часовая ин-доктринация: человек находится постоянно в группе, где проходят занятия, богослужения, проповеди, медитации и т.д. Голос главы секты или его помощников часто записывается на магнитофон­ную ленту, и даже когда человек непосредственно не "обучается", он не замолкает ни на секунду. Все происходит на фоне какой-, нибудь музыки, недоедания и недосыпания и кажется незамысло-


ватым на первый взгляд, но в комплексе действует эффективно1. Поэтому людям, нашедшим в себе силы покинуть секту, очень трудно приспособиться снова к нормальной жизни, их психика серьезно нарушена.

Конечно, в деятельности тоталитарных объединений не все однозначно, есть и элементы добра, взаимопомощи, гуманизма. Но нельзя становиться фанатиком одной идеи. Сектант воспри­нимает только часть истины, в ущерб всем остальным. Каждый волен выбирать ту религию или духовно-идеологическую систему, которая ему кажется наиболее убедительной, но ни одна религия, ни одно религиозное объединение не имеет права лишать челове­ка свободы. (Особенно сейчас, пока нет четкого религиозного за­конодательства).

Иногда используется наркомистика — практика употребле­ния галлюциногенов. Человек в состоянии наркотического отрав­ления начинает "реально" видеть вещи, с которыми ему раньше не приходилось иметь дело, — необычайно яркие краски, изме­ненные пропорции и перспективы, легкость тела и радостное са­моощущение и т.д. Многие ощущения такого типа описаны О. Хаксли ("Двери восприятия"), К. Кастанедой ("Дверь в иные миры"). Данная практика применения наркотиков для основате­лей определенного эзотерического учения и его истолкователей считается только средством приобретения знания. Но каждому философу ясно, что средство никогда не бывает "только", средство и цель всегда связаны. Конечно, здесь кто-то может возмутиться: какая может быть связь между подлыми, жалкими, грязными нарко­манами и "озарениями духа", "эзотерическим мироощущением"?

Ряд авторов осмеливаются сказать — прямая2. В подвалах и на чердаках, конечно, об эзотерическом знании не рассуждают, но если "откровения" и "озарения" толкователей К. Кастанеды перевести на язык притонов, то получится — "кайф". В общем и в целом. А если детально, то в произведениях Кастанеды описаны разные стадии наступления того же "кайфа".

1 См.: Полупанов В. "Моего сына превратили в "Зомби". // Аргу­
менты и факты. № 14, апрель 1994.

2 См.: Голенищев С. "Философская травка вместо философского
камня". //ЛГ-Досье, 1993, № 11-12.



 


Глава III


Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена


 


Наверно, одних только "исповедей наркоманов", публикуе­мых сегодня, достаточно, чтобы убедиться: любое упоминание о наркотике, как о чем-то безобидном, тем более как лишь о "средстве приобретения знания" — это все равно что пропаганда истребления детей. Пусть и невольная, по недомыслию.

Бездумный запрет тоталитарного режима на реально суще­ствующий эзотерический компонент культуры развил у многих стойкую приверженность ко всему "запредельному " без разбора. Причем, уходя в широкие слои, всякие полузапретные веяния тотчас становятся модными в определенных кругах общества. Своеобразная претензия на кастовость, чуть ли не духовный ари­стократизм.

Лишь на первый взгляд представляется, что Кастанеда и его последователи очень далеки от массового сознания, что они "эли­тарны". На самом же деле, на наш взгляд, сам метод здесь что ни на есть пошло-упрощенческий, массовый, рассчитанный на Вели­кий Миф массового человека, который очень хочет "приобщить­ся", стать "духовным", но только побыстрее и попроще, без этих ваших сложностей и умствований... Ведь действительно, любые истины, в том числе и философские, открываются каждому чело­веку на долгом пути. Он учится, работает, читает книги, узнает, сомневается, спорит, познает людей и общество, разочаровывает­ся, обретает новые знания. То есть, добывает истину в постоян­ном труде ума и души, постоянно совершенствуя качество своего сознания.

А у Кастанеды, если снять все наслоения и оголить сюжет, то все куда как легко, просто и даже приятно: поел гриба, попил сока экзотического растения, покурил зелья — и вот они, виде­ния, "откровения", которые к тому же растолкует всезнающий учитель. Этот путь и метод далеко не новы, существуют столько же, сколько и человечество, знание вообще.

Функционирование эзотеризма связано с развитием интуи­ции, утончением чувствительности, переживании вдохновенных озарений, экстаза, в пределе — нирваны, и связанными с ними конкретными чувственно-рациональными формами выражения постигнутого. В эзотеризме это находит выражение в понятиях яснослышания и ясновидения; с ясноощущениями боли, тяжести, любви, временной и пространственной длительности (что ясно следует из "Учения Живой Этики" — Н.К. и Е.И. Рерихов); с их


дальнейшим органическим синтезом — ясновосприятием и ясно-представлением.

Среди методов воздействия особое место принадлежит ме­дитации. Реально медитация — последовательное использование чувственных и рациональных способов познания с использовани­ем целого ряда технических приемов, умственных действий для все возрастающего освоения и постижения своего "Я" и окру­жающего мира посредством "сверхъестественных" высших психи­ческих сил, постепенно поступающих в распоряжение медити­рующего по мере его отрешения (с помощью указанных приемов) от любых мешающих углубленной сосредоточенности, озарению, экстазу внутренних и внешних обстоятельств. В состоянии меди­тации удается выйти от зависимости от непосредственного воз­действия среды и ситуации — (например, мы все время зависимы от того голодны или сыты, тепло или холодно, чувствуем себя любимыми или нет и т.д.), а для истинного познания важно вый­ти из всех этих зависимостей. С помощью медитативных техник удается частично решить эту задачу.

Впервые в мире медитация получила глубочайшее развитие на Востоке, в индийской йоге. Корни йоги восходят к древней­шим Ведам. Йогу признавали и развивали представители всех древнеиндийских философских и религиозных систем, кроме ми­мансы и чарваки. Подводя итоги тысячелетней истории развития йоги величайший древнеиндийский мыслитель Патанджали (II в. до н.э.) одновременно разработал классическую философскую систему йоги и написал авторитетное руководство по ней1.

Система Патанджали, как считают ее сторонники, позволяет уму через последовательное применение йогических упражнений полностью войти в объект постижения, отчетливо познать объект размышления во всей его полноте и ясности.

Последующие два тысячелетия привели к созданию инте­гральной йоги (Вивекананда, Ауробиндо Гхош), с одной стороны, и Агни-йоги — "Учения Живой Этики" (Учения Жизни), с дру­гой. В настоящее время существуют следующие виды йоги: хатха (путь телесного совершенствования); карма (путь активного действо-вания); джняна (путь познания); бхакти (путь эмоционального при-

См.: "Йога-сутра"; "Патанджали-сутра". М., 1988.


 




Глава III


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...