Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена
нить здесь это современное понятие) влияния на коллективное и индивидуальное сознание строится на возбуждении эмоциональной сферы, связана с аффективными состояниями, ассоциативными бессознательными психическими комплексами (В. Вундт, 3. Фрейд). "Подключение" новых учеников ("адептов") к определенной системе ценностей производится по принципу подражания, что повышает суггестивность их сознания. Эзотерические учения много внимания уделяют положительной эмоциональной окраске процесса познания, основу которого составляет стремление к единству рациональной и чувственной его сторон. Методы, с помощью которых воздействуют на сознание людей в современных тоталитарных сектах, например, направлены на подавление личности человека, вмешательство в его духовную жизнь и отделение ума от воли. Сначала потенциального сектанта бомбардируют литературой, если же он доверился настолько, что дал свой телефон, то звонки с приглашением посетить семинар или собрание не будут прекращаться. У Муна ("Церковь объединения") есть термин "бомбардировка любовью". Человек приходит на собрание мунистов, и ему говорят о том, какой он замечательный, красивый и необычный человек. Все это, как правило, нравится людям. Если человек, хотя бы отчасти, уверовал, начинается обработка: он должен отречься от всего, что было раньше, все его друзья отныне враги, его близкие на самом деле желают ему зла и т.д. Человек постепенно прерывает все связи с внешним миром и духовно превращается в чистую доску. Вторая ступень обработки — отучить человека думать. Для этого дается мантра, ее нужно постоянно повторять. Например, "Харе Кришна" — у кришнаитов, или "Век святых — сила праведных" — у Богородичного центра. Эту фразу человек должен постоянно крутить в голове, что не дает ему возможности сосредоточиться. И на этом фоне включается третья степень "подготовки" — 24-часовая ин-доктринация: человек находится постоянно в группе, где проходят занятия, богослужения, проповеди, медитации и т.д. Голос главы секты или его помощников часто записывается на магнитофонную ленту, и даже когда человек непосредственно не "обучается", он не замолкает ни на секунду. Все происходит на фоне какой-, нибудь музыки, недоедания и недосыпания и кажется незамысло-
ватым на первый взгляд, но в комплексе действует эффективно1. Поэтому людям, нашедшим в себе силы покинуть секту, очень трудно приспособиться снова к нормальной жизни, их психика серьезно нарушена. Конечно, в деятельности тоталитарных объединений не все однозначно, есть и элементы добра, взаимопомощи, гуманизма. Но нельзя становиться фанатиком одной идеи. Сектант воспринимает только часть истины, в ущерб всем остальным. Каждый волен выбирать ту религию или духовно-идеологическую систему, которая ему кажется наиболее убедительной, но ни одна религия, ни одно религиозное объединение не имеет права лишать человека свободы. (Особенно сейчас, пока нет четкого религиозного законодательства). Иногда используется наркомистика — практика употребления галлюциногенов. Человек в состоянии наркотического отравления начинает "реально" видеть вещи, с которыми ему раньше не приходилось иметь дело, — необычайно яркие краски, измененные пропорции и перспективы, легкость тела и радостное самоощущение и т.д. Многие ощущения такого типа описаны О. Хаксли ("Двери восприятия"), К. Кастанедой ("Дверь в иные миры"). Данная практика применения наркотиков для основателей определенного эзотерического учения и его истолкователей считается только средством приобретения знания. Но каждому философу ясно, что средство никогда не бывает "только", средство и цель всегда связаны. Конечно, здесь кто-то может возмутиться: какая может быть связь между подлыми, жалкими, грязными наркоманами и "озарениями духа", "эзотерическим мироощущением"?
Ряд авторов осмеливаются сказать — прямая2. В подвалах и на чердаках, конечно, об эзотерическом знании не рассуждают, но если "откровения" и "озарения" толкователей К. Кастанеды перевести на язык притонов, то получится — "кайф". В общем и в целом. А если детально, то в произведениях Кастанеды описаны разные стадии наступления того же "кайфа". 1 См.: Полупанов В. "Моего сына превратили в "Зомби". // Аргу 2 См.: Голенищев С. "Философская травка вместо философского
Глава III Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена
Наверно, одних только "исповедей наркоманов", публикуемых сегодня, достаточно, чтобы убедиться: любое упоминание о наркотике, как о чем-то безобидном, тем более как лишь о "средстве приобретения знания" — это все равно что пропаганда истребления детей. Пусть и невольная, по недомыслию. Бездумный запрет тоталитарного режима на реально существующий эзотерический компонент культуры развил у многих стойкую приверженность ко всему "запредельному " без разбора. Причем, уходя в широкие слои, всякие полузапретные веяния тотчас становятся модными в определенных кругах общества. Своеобразная претензия на кастовость, чуть ли не духовный аристократизм. Лишь на первый взгляд представляется, что Кастанеда и его последователи очень далеки от массового сознания, что они "элитарны". На самом же деле, на наш взгляд, сам метод здесь что ни на есть пошло-упрощенческий, массовый, рассчитанный на Великий Миф массового человека, который очень хочет "приобщиться", стать "духовным", но только побыстрее и попроще, без этих ваших сложностей и умствований... Ведь действительно, любые истины, в том числе и философские, открываются каждому человеку на долгом пути. Он учится, работает, читает книги, узнает, сомневается, спорит, познает людей и общество, разочаровывается, обретает новые знания. То есть, добывает истину в постоянном труде ума и души, постоянно совершенствуя качество своего сознания.
А у Кастанеды, если снять все наслоения и оголить сюжет, то все куда как легко, просто и даже приятно: поел гриба, попил сока экзотического растения, покурил зелья — и вот они, видения, "откровения", которые к тому же растолкует всезнающий учитель. Этот путь и метод далеко не новы, существуют столько же, сколько и человечество, знание вообще. Функционирование эзотеризма связано с развитием интуиции, утончением чувствительности, переживании вдохновенных озарений, экстаза, в пределе — нирваны, и связанными с ними конкретными чувственно-рациональными формами выражения постигнутого. В эзотеризме это находит выражение в понятиях яснослышания и ясновидения; с ясноощущениями боли, тяжести, любви, временной и пространственной длительности (что ясно следует из "Учения Живой Этики" — Н.К. и Е.И. Рерихов); с их дальнейшим органическим синтезом — ясновосприятием и ясно-представлением. Среди методов воздействия особое место принадлежит медитации. Реально медитация — последовательное использование чувственных и рациональных способов познания с использованием целого ряда технических приемов, умственных действий для все возрастающего освоения и постижения своего "Я" и окружающего мира посредством "сверхъестественных" высших психических сил, постепенно поступающих в распоряжение медитирующего по мере его отрешения (с помощью указанных приемов) от любых мешающих углубленной сосредоточенности, озарению, экстазу внутренних и внешних обстоятельств. В состоянии медитации удается выйти от зависимости от непосредственного воздействия среды и ситуации — (например, мы все время зависимы от того голодны или сыты, тепло или холодно, чувствуем себя любимыми или нет и т.д.), а для истинного познания важно выйти из всех этих зависимостей. С помощью медитативных техник удается частично решить эту задачу.
Впервые в мире медитация получила глубочайшее развитие на Востоке, в индийской йоге. Корни йоги восходят к древнейшим Ведам. Йогу признавали и развивали представители всех древнеиндийских философских и религиозных систем, кроме мимансы и чарваки. Подводя итоги тысячелетней истории развития йоги величайший древнеиндийский мыслитель Патанджали (II в. до н.э.) одновременно разработал классическую философскую систему йоги и написал авторитетное руководство по ней1. Система Патанджали, как считают ее сторонники, позволяет уму через последовательное применение йогических упражнений полностью войти в объект постижения, отчетливо познать объект размышления во всей его полноте и ясности. Последующие два тысячелетия привели к созданию интегральной йоги (Вивекананда, Ауробиндо Гхош), с одной стороны, и Агни-йоги — "Учения Живой Этики" (Учения Жизни), с другой. В настоящее время существуют следующие виды йоги: хатха (путь телесного совершенствования); карма (путь активного действо-вания); джняна (путь познания); бхакти (путь эмоционального при- См.: "Йога-сутра"; "Патанджали-сутра". М., 1988.
Глава III
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|