Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена





Философское понимание человека и его высшего "Я", изла­гаемое в индуистской метафизике — Веданте, йоге, медитативной практике, является исключительно богатым полем исследований и нуждается в глубокой специальной разработке. Мы лишь отметим одну важную особенность принципиального характера. В индий­ской метафизике не существует непреодолимой пропасти между творцом и творением, между Богом и человеком. В западном же сознании — всегда разрыв между Богом и человеком.

Вся восточная метафизика (не религия!) стоит на убежде­нии, что высшим достижением человека является Богореализа-ция, что человек может достигнуть такой ступени, такого Единст­ва с Абсолютом, что его скрытое высшее "Я" оказывается тожде­ственным Богу. Есть целый ряд путей к этому, в частности, йоги-ческая практика.

§ 3. Сущность и содержание эзотеризма как явления культуры

Эзотеризм является конкретно-историческим образованием, форма и содержание которого определяются всей совокупностью общественных отношений, в которых реализуются его основные концептуальные отношения. Поэтому в каждой социальной среде может существовать своя форма эзотеризма, обусловленная усло­виями бытия данной среды. Эзотеризм как своего рода универ­сальное явление в социуме имеет единую культурно-историческую сущность.

Функционирование духовно-идеологической системы эзоте­ризма обеспечивается определенной совокупностью институтов и объединений (эзотерических школ, орденов, сект, общин, клубов и т.д.). Функционирование этой системы, развитие различных ви­дов и форм эзотеризма происходит через взаимодействие следую­щих механизмов (подсистем):

1. Трансляции (специальные обряды посвящения, в ходе которых осваиваются определенные магические ритуалы и знания);

2. Контроля за соблюдением эзотерических императивов;


3. "Производства" эзотеризма, адаптации к меняющимся условиям, создание новых идеалов, ценностей и норм1.

Объединением этих подсистем в единую модель облегчается поиск адекватного теоретического отражения сложного феномена. Обнаруженные нами сходства и различия в эзотерических систе­мах, позволившие выйти на сущностный уровень определения феномена, важны не как чисто культурный факт, требующий сис­тематической редукции к некоему внефилософскому и дофило-софскому архаическому субстрату, а как факт философский. При таком подходе уникальность и своеобразие той или иной эзотери­ческой традиции и насущность поисков адекватных средств ее понимания не будет выпадать из сферы рефлексии. Эту возмож­ность дает адекватное использование методов и стратегий компа­ративной философии, синергетики и когнитологии, которые мы назвали выше.

Предложенная нами в главе I трактовка эзотеризма как культурно-исторической константы в форме паранаучного знания, передаваемого от поколения к поколению через герметические институты ученичества определенными оргструктурами, в значи­тельной мере не совпадает с его интерпретациями, известными в мировой литературе. Однако она достаточно тесно связана с ними и представляет их критическое переосмысление. Предваряя наши завершающие выводы и формулировки, обратимся к некоторым основным интерпретациям природы эзотеризма, истоки которых восходят к XIX веку.

1) Социологическая — Э. Дюркгейм, А. Юбер, М. Мосс и др. рассматривает не содержание или форму эзотерических концеп­ций, обрядов, ритуалов, инициаций, а положение отдельных ви­дов эзотеризма, в частности магии, в обществе.

2) Социально-психологическая трактовка эзотеризма дается в работах Дж. Фрэзера, К. Леви-Стросса. Она раскрывает психоана­литические методы, используемые в некоторых видах эзотеризма, лечебную магию, приемы целительства.

3) Конспирологические концепции наиболее полно отражают природу эзотеризма. К их числу можно отнести концепции Клода Состен Грасе д'Орсе (1828-1900), Сэнт-Ив д'Альвейдра, Рене Ге-

1 См.: Антипов Г.А., Кочергам А.Н. "Проблемы методологии ис­следования общества как целостной системы". М., Наука, 1988. С. 181.


Глава III


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...