Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена
Философское понимание человека и его высшего "Я", излагаемое в индуистской метафизике — Веданте, йоге, медитативной практике, является исключительно богатым полем исследований и нуждается в глубокой специальной разработке. Мы лишь отметим одну важную особенность принципиального характера. В индийской метафизике не существует непреодолимой пропасти между творцом и творением, между Богом и человеком. В западном же сознании — всегда разрыв между Богом и человеком. Вся восточная метафизика (не религия!) стоит на убеждении, что высшим достижением человека является Богореализа-ция, что человек может достигнуть такой ступени, такого Единства с Абсолютом, что его скрытое высшее "Я" оказывается тождественным Богу. Есть целый ряд путей к этому, в частности, йоги-ческая практика. § 3. Сущность и содержание эзотеризма как явления культуры Эзотеризм является конкретно-историческим образованием, форма и содержание которого определяются всей совокупностью общественных отношений, в которых реализуются его основные концептуальные отношения. Поэтому в каждой социальной среде может существовать своя форма эзотеризма, обусловленная условиями бытия данной среды. Эзотеризм как своего рода универсальное явление в социуме имеет единую культурно-историческую сущность. Функционирование духовно-идеологической системы эзотеризма обеспечивается определенной совокупностью институтов и объединений (эзотерических школ, орденов, сект, общин, клубов и т.д.). Функционирование этой системы, развитие различных видов и форм эзотеризма происходит через взаимодействие следующих механизмов (подсистем): 1. Трансляции (специальные обряды посвящения, в ходе которых осваиваются определенные магические ритуалы и знания);
2. Контроля за соблюдением эзотерических императивов; 3. "Производства" эзотеризма, адаптации к меняющимся условиям, создание новых идеалов, ценностей и норм1. Объединением этих подсистем в единую модель облегчается поиск адекватного теоретического отражения сложного феномена. Обнаруженные нами сходства и различия в эзотерических системах, позволившие выйти на сущностный уровень определения феномена, важны не как чисто культурный факт, требующий систематической редукции к некоему внефилософскому и дофило-софскому архаическому субстрату, а как факт философский. При таком подходе уникальность и своеобразие той или иной эзотерической традиции и насущность поисков адекватных средств ее понимания не будет выпадать из сферы рефлексии. Эту возможность дает адекватное использование методов и стратегий компаративной философии, синергетики и когнитологии, которые мы назвали выше. Предложенная нами в главе I трактовка эзотеризма как культурно-исторической константы в форме паранаучного знания, передаваемого от поколения к поколению через герметические институты ученичества определенными оргструктурами, в значительной мере не совпадает с его интерпретациями, известными в мировой литературе. Однако она достаточно тесно связана с ними и представляет их критическое переосмысление. Предваряя наши завершающие выводы и формулировки, обратимся к некоторым основным интерпретациям природы эзотеризма, истоки которых восходят к XIX веку. 1) Социологическая — Э. Дюркгейм, А. Юбер, М. Мосс и др. рассматривает не содержание или форму эзотерических концепций, обрядов, ритуалов, инициаций, а положение отдельных видов эзотеризма, в частности магии, в обществе. 2) Социально-психологическая трактовка эзотеризма дается в работах Дж. Фрэзера, К. Леви-Стросса. Она раскрывает психоаналитические методы, используемые в некоторых видах эзотеризма, лечебную магию, приемы целительства.
3) Конспирологические концепции наиболее полно отражают природу эзотеризма. К их числу можно отнести концепции Клода Состен Грасе д'Орсе (1828-1900), Сэнт-Ив д'Альвейдра, Рене Ге- 1 См.: Антипов Г.А., Кочергам А.Н. "Проблемы методологии исследования общества как целостной системы". М., Наука, 1988. С. 181. Глава III
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|