Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена
нона, Мигель Серрано и др. В каждый период истории имеются такого рода явления, которые выпадают из магистрального движения интеллектуальной мысли данной эпохи, находятся как бы на периферии, на окраине ее. Если говорить, например, о позднем эллинизме, то это комплекс гностических учений, который стоит в стороне от основного движения мысли и неоплатонической, раннехристианской, поскольку гностические учения не являются ни тем, и ни другим. Это типичный пример древнего эзотеризма. Понимая всю сомнительность попыток "удревления" эзотеризма, все же нельзя не видеть определенных его аналогов в известных истории тайных сообществах религиозно-мистического и религиозно-политического толка, начиная от первобытных воинских союзов и древнейших жреческих объединений, подобных зо-роастрийским магам, вавилонским служителям Астарты, до пифа-горейско-орфического братства или сект раннего христианства. Как видно из представленного в главе II обзора, историческая картина формирования эзотеризма необычайно разнообразна и богата всеми оттенками проявлений человеческого духа. Ряд исследователей эзотеризма пытается даже утверждать идеи об альтернативной оккультной мировой истории как наиболее истинной. Попытка предоставить такого рода конспирологические вариации ("масонский заговор", "еврейский заговор", "заговор банкиров", "заговор неимущих" или "большевистский заговор", "мон-диалистский заговор", "заговор сект") концептуально представлена известным современным исследователем эзотеризма А. Дугиным. "Конспирологическое" видение истории было присуще Гра-
1 Сэнт-Ив д'Альвейдр является автором книг "Миссия Евреев", "Миссия Суверенов", "Миссия Индии" и др. Он имел обширные эзотерические контакты с представителями европейских и восточных инициа-тических организаций, откуда почерпнул многие аспекты своей доктрины. круг идеологических принципов в соответствии со своим пониманием сущностей последних. Эти смысл и цель истории сопряжены с Божественным планом, и поэтому понимание принадлежит к сфере метафизики, духа, традиции, и в определенных случаях — к сфере религии. Причем именно эта область является эзотерич-ной, наиболее закрытой, наиболее таинственной, т.к. в ней осуществляется реальный контакт Божественного и земного. Поэтому этот уровень таинства и духовные организации, корректирующие и направляющие поток истории, являются "тайными". В христианстве, например, эта идея проявляется в предании о семи невидимых праведниках, на которых держится мир, или о существовании "держащего", т.е. о таинственном присутствии (о котором говорится во втором Послании апостола Павла к Фесса-лоникийцам), предохраняющем среду, земной мир от пришествия Антихриста. Для того, чтобы влиять непосредственно на ход внешних событий, метафизические и совершенно "тайные" центры вынуждены создавать промежуточные организации, не наделенные полнотой и непоколебимостью строго эзотерического знания. Именно эти полутайные организации получили название "секретных обществ".
Одним из первых сформулировал объемную конспирологи-ческую модель эзотеризма истории Сэнт-Ив и, несмотря на многочисленные фантастические искажения, эта модель может быть рассмотрена в качестве синтетической концепции, с которой так или иначе коррелируют остальные конспирологические версии. Его последователь Рене Генон внес наибольший вклад в теорию роли "секретных обществ" оккультного направления в истории1, названную по его имени генонизмом. Характеристика этого направления в эзотерике дана нами в главе II. Здесь же мы выделим некоторые сущностные особенности, которые имеют отношение к пояснению сущности эзотеризма в целом как явления культуры. Р. Генон утверждал, что человеческий цикл начинается с райского состояния, с "точки Земного Рая" и движется к хаосу и упадку, к своего рода "Земному Аду", за которым следует фи- 1 См.: Генон Р. "Кризис современного мира". М., 1992; Генон Р. "Человек и его становление согласно Веданте". М., 1994, и др.
Глава III Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена
нальный период катастроф и начало нового цикла, новый "Земной Рай" нового человечества. В христианстве этот процесс назывался грехопадением. Однако человечество на протяжении всего хода истории имеет и две радикальные перспективы "ускорить" или "обратить вспять" циклический процесс, реализовав в узких рамках одной человеческой жизни все качественное, сущностное содержание полного человеческого цикла. Эти две перспективы Генон определяет как "инициацию" и "контринициацию"1. Инициация, по утверждению Генона, это — особое сакральное таинственное действие, которое дает посвященному возможность выйти за рамки пространственной и временной обусловленности, ограничивающей историческое человечество. Но эта возможность становится действительностью только при осуществлении духовной реализации, т.е. после извлечения всех следствий и активации всех потенций, данных в инициатическом ритуале. Полноценная инициация имеет два этапа — малые Мистерии и великие Мистерии. Первый этап призван возвратить посвященному изначальное "адамическое" "райское" состояние, утраченное исторически. Это — достижение полноты всех земных и человеческих возможностей, взятых одновременно и синтетически. Второй этап — Великие Мистерии, ведет человека от "Земного Рая" к "Раю Небесному", к иным божественным и сверх-земным уровням универсального Бытия, вплоть до полного "обожения", слияния с богом, Перво-Принципом. Инициация, согласно Генону, стоит за всеми духовными сакральными (и, в частности, религиозными) формами, за всеми эзотерическими традициями как их тайная сущность, как их высший смысл. Но будучи исключительной возможностью, инициация предназначается только для избранных, и поэтому она является достоянием эзотерических организаций, не внешних, но внутренних по отношению ко всеобщим сакральным и религиозным институтам. Можно сказать, что инициация направлена всегда против хода истории, так как ориентирована на
1 Употребление Р. Геноном термина "инициация" отличается от общепринятого в эзотерике, когда под инициацией понимается ритуал посвящения в тайное знание или сферу деятельности. Он наполняет это понятие более емким содержанием. возвращение посвященного к начальной "точке", в "Земной Рай". Для Генона современный мир является целиком и полностью "плодом творчества" тайных контр-инициатических организаций, "святых сатаны", которые тщательно подготавливали на протяжении столетий и тысячелетий актуальную цивилизацию в том виде, какой она сегодня приобрела. Такое видение процесса истории предполагает за всеми важнейшими политическими, геополитическими и идеологическими трансформациями (и особенно в последние века) деятельность тайных организаций. В настоящее время довольно много последователей такой точки зрения и у нас в стране, и за рубежом. Наряду с отмеченными выше социально-психологическими и гносеологическими детерминантами и сущностными элементами феномена эзотеризма, отметим еще одну из его важнейших особенностей. Хотя эзотеризм как культурно-историческое явление от страны к стране, от народа к народу облекался в самые неожиданные, порой противоположные формы, являлся у одних космополитичным, у других — националистичным, религиозным или атеистичным (все зависело от детерминизма среды, расы, национальной традиции и исторического периода) — сущность феномена оставалась неизменной и постоянно имелась в виду трансценденция.
В отличие от религиозной практики, которая обычно официальна, обязательна и представляет собой публичный культ, эзотерические ритуалы и обряды есть частное дело индивида, совершаемое вдали от посторонних глаз, в узком кругу единомышленников, окутанное тайной. Это социологическое разграничение традиционной религии и эзотеризма носит ограниченный характер, так как и в самой религии существенной частью является эзотерика1. Известно немало эзотерических и индивидуальных культов в религии, с одной стороны, и публичных магических процедур в эзотерике — с другой. В большинстве западных источников нет четкого ограниче 1 См.: Безант А. "Эзотерическое христианство". М., 1991; Григо-ренко А.Ю. "Разноликая магия". М., 1987; Печников Б.А. "Рыцари церкви. Кто они?" М., 1991, и др.
Глава III Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена
смешиваются. Например, оккультизм приравнивается к парапси-хологическим феноменам, смешивается с масонством и т.д. Основное внимание уделяется описательной стороне, констатации фактов, которые хотя и являются сами по себе чрезвычайно интересными, однако еще не дают ответа на вопрос о причинах, конкретно-исторической обусловленности и сущности того или иного вида эзотеризма. В результате специальной теоретико-методологической работы можно раскрыть закономерную причастность тех или иных тенденций к определенным историческим формам или уровням эзотеризма. Например, в сфере эволюции эзотерического сознания легче всего происходит смена набора конкретно-содержательных утверждений. Труднее изменяются логики сознания, ментальные структуры, т.е. устойчивые формы работы с содержательным материалом. Еще глубже в сознании, а значит и в истории культуры, коренятся типы мирочувствования, миронастроенности — эмоционально-психологические структуры, во многом определяющие и логику сознания, и его предрасположенность к тем или иным формам, содержательным утверждениям1.
Изначальное единство человеческого рода, детерминированность его предметно-практической деятельностью определяет сходные черты самых разных человеческих культур, самых причудливых соотношений в представлениях об истине, добре, красоте. Однако при всей значимости факторов многообразия в общей человеческой копилке культурных ценностей, культурного плюрализма, тем не менее явственно выделяется особая эзотерическая часть во всех культурных типах, зачастую игравшая роль смыслоза-дающего и смыслосберегающего ядра (стержня) на больших исторических этапах. Наличие этого общего момента в практике различных этнических единиц и особая роль эзотеризма как существенной константы в основных сферах жизни общества позволяют выдвинуть критерии для сопоставления, дифференциации различных, в принципе неравноправных, культур. К числу таких критериев относится в первую очередь критерий переводимости, универсальности эзотерического содержания для применения в различных культурах. Вторым критерием является существование особого рода сокровенных Знаний о важнейших принципиальных Истинах человеческого Бытия (которые мы обозначили в § 1 настоящей главы, касаясь содержательной стороны феномена). Третьим критерием является закрытость, герметичность этих ключевых знаний, доступных лишь узкому кругу лиц. Существенным признаком любого эзотерического объединения является его недоступность широким массам, герметичность, наличие нелегальных или полулегальных элементов в организации. Эти элементы тайны в самом знании и школах его трансляции были объективно необходимы потому, что, во-первых, люди часто были не готовы к владению этой тайной, касающейся, например, вопросов психоэнергетики, суггестивного влияния на других людей, цели-тельства и т.д., что могло быть использовано ими с целью получения односторонних преимуществ. Во-вторых, потому, что тайные знания и закрытость организации позволяли осуществить интересы определенной группы людей, завуалировав эти интересы. Образно это можно представить себе в виде айсберга с небольшой надводной и скрытой мощной подводной частью. Эзотерическая философия в древности основывалась на следующих представлениях1. В доисторические времена, когда человечество было в периоде младенчества, на Землю пришли Великие Сущности из другого Мира. Они принесли людям мудрость и знание. Эти сущности — члены Космического братства, возвышенным намерением которого является охрана и сопровождение молодого человечества по направлению к божественности, к состоянию Богочеловека. Члены этого братства составляли (а многие эзотерические школы считают, что и сейчас составляют) Духовную Иерархию. Их мудрость шла к людям двумя путями: через притчи и легенды — для простых людей, избранным же — передавали свое учение в школах Мистерий. Неофитом приходил ученик в эту школу, чтобы пройти долгий путь обучения, прежде чем достигал последнего посвящения в Учителя. Телеологическая ориентация эзотеризма предполагает в бу-
1 См.: Рубцов В.А. "Эксперимент с будущим. Прогностика в условиях сверхбыстрых изменений". // Социум. 1991. № 9. 1 См.: Шустер Г. "Тайные общества, союзы и ордена". Т. 1. СПб, 1905; "АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока". Т. 1. М., 1987.
Глава II!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|