Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена





 


нона, Мигель Серрано и др.

В каждый период истории имеются такого рода явления, ко­торые выпадают из магистрального движения интеллектуальной мысли данной эпохи, находятся как бы на периферии, на окраине ее. Если говорить, например, о позднем эллинизме, то это ком­плекс гностических учений, который стоит в стороне от основно­го движения мысли и неоплатонической, раннехристианской, по­скольку гностические учения не являются ни тем, и ни другим. Это типичный пример древнего эзотеризма.

Понимая всю сомнительность попыток "удревления" эзоте­ризма, все же нельзя не видеть определенных его аналогов в из­вестных истории тайных сообществах религиозно-мистического и религиозно-политического толка, начиная от первобытных воин­ских союзов и древнейших жреческих объединений, подобных зо-роастрийским магам, вавилонским служителям Астарты, до пифа-горейско-орфического братства или сект раннего христианства.

Как видно из представленного в главе II обзора, историче­ская картина формирования эзотеризма необычайно разнообразна и богата всеми оттенками проявлений человеческого духа. Ряд ис­следователей эзотеризма пытается даже утверждать идеи об аль­тернативной оккультной мировой истории как наиболее истин­ной. Попытка предоставить такого рода конспирологические ва­риации ("масонский заговор", "еврейский заговор", "заговор банки­ров", "заговор неимущих" или "большевистский заговор", "мон-диалистский заговор", "заговор сект") концептуально представлена известным современным исследователем эзотеризма А. Дугиным.

"Конспирологическое" видение истории было присуще Гра-
се д'Орсе, деятелям французской ассоциации по исследованию
тайных аспектов истории (Жан-Клод Друэн и др.), видному ок­
культисту Сэнт-Ив д'Альвейдру1, Жану Кальмелю и др. Согласно
их представлениям, история имеет смысл и цель, ею правят ком­
бинации архетипических принципов, выражающихся в тех или
иных идеологических формах, которые, в свою очередь, имеют
среди людей своих носителей, иерархически группирующихся во-
________________________

1 Сэнт-Ив д'Альвейдр является автором книг "Миссия Евреев", "Миссия Суверенов", "Миссия Индии" и др. Он имел обширные эзоте­рические контакты с представителями европейских и восточных инициа-тических организаций, откуда почерпнул многие аспекты своей доктрины.


круг идеологических принципов в соответствии со своим понима­нием сущностей последних. Эти смысл и цель истории сопряже­ны с Божественным планом, и поэтому понимание принадлежит к сфере метафизики, духа, традиции, и в определенных случаях — к сфере религии. Причем именно эта область является эзотерич-ной, наиболее закрытой, наиболее таинственной, т.к. в ней осу­ществляется реальный контакт Божественного и земного. Поэто­му этот уровень таинства и духовные организации, корректирую­щие и направляющие поток истории, являются "тайными".

В христианстве, например, эта идея проявляется в предании о семи невидимых праведниках, на которых держится мир, или о существовании "держащего", т.е. о таинственном присутствии (о котором говорится во втором Послании апостола Павла к Фесса-лоникийцам), предохраняющем среду, земной мир от пришествия Антихриста.

Для того, чтобы влиять непосредственно на ход внешних событий, метафизические и совершенно "тайные" центры вынуж­дены создавать промежуточные организации, не наделенные пол­нотой и непоколебимостью строго эзотерического знания. Имен­но эти полутайные организации получили название "секретных обществ".

Одним из первых сформулировал объемную конспирологи-ческую модель эзотеризма истории Сэнт-Ив и, несмотря на мно­гочисленные фантастические искажения, эта модель может быть рассмотрена в качестве синтетической концепции, с которой так или иначе коррелируют остальные конспирологические версии.

Его последователь Рене Генон внес наибольший вклад в теорию роли "секретных обществ" оккультного направления в ис­тории1, названную по его имени генонизмом. Характеристика этого направления в эзотерике дана нами в главе II. Здесь же мы выделим некоторые сущностные особенности, которые имеют от­ношение к пояснению сущности эзотеризма в целом как явления культуры.

Р. Генон утверждал, что человеческий цикл начинается с райского состояния, с "точки Земного Рая" и движется к хаосу и упадку, к своего рода "Земному Аду", за которым следует фи-

1 См.: Генон Р. "Кризис современного мира". М., 1992; Генон Р. "Человек и его становление согласно Веданте". М., 1994, и др.


 





Глава III


Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена


 


нальный период катастроф и начало нового цикла, новый "Земной Рай" нового человечества. В христианстве этот процесс назывался грехопадением. Однако человечество на протяжении всего хода истории имеет и две радикальные перспективы "ускорить" или "обратить вспять" циклический процесс, реализо­вав в узких рамках одной человеческой жизни все качественное, сущностное содержание полного человеческого цикла. Эти две перспективы Генон определяет как "инициацию" и "контрини­циацию"1.

Инициация, по утверждению Генона, это — особое сакраль­ное таинственное действие, которое дает посвященному возмож­ность выйти за рамки пространственной и временной обуслов­ленности, ограничивающей историческое человечество. Но эта возможность становится действительностью только при осуществ­лении духовной реализации, т.е. после извлечения всех следствий и активации всех потенций, данных в инициатическом ритуале. Полноценная инициация имеет два этапа — малые Мистерии и ве­ликие Мистерии.

Первый этап призван возвратить посвященному изначаль­ное "адамическое" "райское" состояние, утраченное исторически. Это — достижение полноты всех земных и человеческих возмож­ностей, взятых одновременно и синтетически. Второй этап — Ве­ликие Мистерии, ведет человека от "Земного Рая" к "Раю Небес­ному", к иным божественным и сверх-земным уровням универ­сального Бытия, вплоть до полного "обожения", слияния с богом, Перво-Принципом. Инициация, согласно Генону, стоит за всеми духовными сакральными (и, в частности, религиозными) форма­ми, за всеми эзотерическими традициями как их тайная сущ­ность, как их высший смысл. Но будучи исключительной возмож­ностью, инициация предназначается только для избранных, и по­этому она является достоянием эзотерических организаций, не внешних, но внутренних по отношению ко всеобщим сакральным и религиозным институтам. Можно сказать, что инициация на­правлена всегда против хода истории, так как ориентирована на

1 Употребление Р. Геноном термина "инициация" отличается от общепринятого в эзотерике, когда под инициацией понимается ритуал посвящения в тайное знание или сферу деятельности. Он наполняет это понятие более емким содержанием.


возвращение посвященного к начальной "точке", в "Земной Рай".

Для Генона современный мир является целиком и полно­стью "плодом творчества" тайных контр-инициатических органи­заций, "святых сатаны", которые тщательно подготавливали на протяжении столетий и тысячелетий актуальную цивилизацию в том виде, какой она сегодня приобрела. Такое видение процесса истории предполагает за всеми важнейшими политическими, гео­политическими и идеологическими трансформациями (и особенно в последние века) деятельность тайных организаций. В настоящее время довольно много последователей такой точки зрения и у нас в стране, и за рубежом.

Наряду с отмеченными выше социально-психологическими и гносеологическими детерминантами и сущностными элемента­ми феномена эзотеризма, отметим еще одну из его важнейших особенностей. Хотя эзотеризм как культурно-историческое явле­ние от страны к стране, от народа к народу облекался в самые неожиданные, порой противоположные формы, являлся у одних космополитичным, у других — националистичным, религиозным или атеистичным (все зависело от детерминизма среды, расы, на­циональной традиции и исторического периода) — сущность фе­номена оставалась неизменной и постоянно имелась в виду трансценденция.

В отличие от религиозной практики, которая обычно офи­циальна, обязательна и представляет собой публичный культ, эзо­терические ритуалы и обряды есть частное дело индивида, совер­шаемое вдали от посторонних глаз, в узком кругу единомышлен­ников, окутанное тайной. Это социологическое разграничение традиционной религии и эзотеризма носит ограниченный харак­тер, так как и в самой религии существенной частью является эзотерика1. Известно немало эзотерических и индивидуальных культов в религии, с одной стороны, и публичных магических процедур в эзотерике — с другой.

В большинстве западных источников нет четкого ограниче­
ния понятийного поля эзотеризма как явления культуры, базовые
понятия и их смысл трактуются чрезвычайно субъективно, часто
--------------------------------------

1 См.: Безант А. "Эзотерическое христианство". М., 1991; Григо-ренко А.Ю. "Разноликая магия". М., 1987; Печников Б.А. "Рыцари церк­ви. Кто они?" М., 1991, и др.


 




Глава III


Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена


 


смешиваются. Например, оккультизм приравнивается к парапси-хологическим феноменам, смешивается с масонством и т.д. Ос­новное внимание уделяется описательной стороне, констатации фактов, которые хотя и являются сами по себе чрезвычайно инте­ресными, однако еще не дают ответа на вопрос о причинах, кон­кретно-исторической обусловленности и сущности того или иного вида эзотеризма.

В результате специальной теоретико-методологической ра­боты можно раскрыть закономерную причастность тех или иных тенденций к определенным историческим формам или уровням эзотеризма. Например, в сфере эволюции эзотерического созна­ния легче всего происходит смена набора конкретно-содержа­тельных утверждений. Труднее изменяются логики сознания, мен­тальные структуры, т.е. устойчивые формы работы с содержатель­ным материалом. Еще глубже в сознании, а значит и в истории культуры, коренятся типы мирочувствования, миронастроенности — эмоционально-психологические структуры, во многом опреде­ляющие и логику сознания, и его предрасположенность к тем или иным формам, содержательным утверждениям1.

Изначальное единство человеческого рода, детерминиро­ванность его предметно-практической деятельностью определяет сходные черты самых разных человеческих культур, самых при­чудливых соотношений в представлениях об истине, добре, красо­те. Однако при всей значимости факторов многообразия в общей человеческой копилке культурных ценностей, культурного плюра­лизма, тем не менее явственно выделяется особая эзотерическая часть во всех культурных типах, зачастую игравшая роль смыслоза-дающего и смыслосберегающего ядра (стержня) на больших истори­ческих этапах.

Наличие этого общего момента в практике различных этни­ческих единиц и особая роль эзотеризма как существенной кон­станты в основных сферах жизни общества позволяют выдвинуть критерии для сопоставления, дифференциации различных, в принципе неравноправных, культур.

К числу таких критериев относится в первую очередь крите­рий переводимости, универсальности эзотерического содержания


для применения в различных культурах.

Вторым критерием является существование особого рода со­кровенных Знаний о важнейших принципиальных Истинах чело­веческого Бытия (которые мы обозначили в § 1 настоящей главы, касаясь содержательной стороны феномена).

Третьим критерием является закрытость, герметичность этих ключевых знаний, доступных лишь узкому кругу лиц. Существен­ным признаком любого эзотерического объединения является его недоступность широким массам, герметичность, наличие неле­гальных или полулегальных элементов в организации. Эти эле­менты тайны в самом знании и школах его трансляции были объ­ективно необходимы потому, что, во-первых, люди часто были не готовы к владению этой тайной, касающейся, например, вопросов психоэнергетики, суггестивного влияния на других людей, цели-тельства и т.д., что могло быть использовано ими с целью получе­ния односторонних преимуществ. Во-вторых, потому, что тайные знания и закрытость организации позволяли осуществить интере­сы определенной группы людей, завуалировав эти интересы. Об­разно это можно представить себе в виде айсберга с небольшой надводной и скрытой мощной подводной частью.

Эзотерическая философия в древности основывалась на следующих представлениях1. В доисторические времена, когда че­ловечество было в периоде младенчества, на Землю пришли Ве­ликие Сущности из другого Мира. Они принесли людям мудрость и знание. Эти сущности — члены Космического братства, возвы­шенным намерением которого является охрана и сопровождение молодого человечества по направлению к божественности, к со­стоянию Богочеловека.

Члены этого братства составляли (а многие эзотерические школы считают, что и сейчас составляют) Духовную Иерархию. Их мудрость шла к людям двумя путями: через притчи и легенды — для простых людей, избранным же — передавали свое учение в школах Мистерий. Неофитом приходил ученик в эту школу, что­бы пройти долгий путь обучения, прежде чем достигал последнего посвящения в Учителя.

Телеологическая ориентация эзотеризма предполагает в бу-


 


1 См.: Рубцов В.А. "Эксперимент с будущим. Прогностика в усло­виях сверхбыстрых изменений". // Социум. 1991. № 9.


1 См.: Шустер Г. "Тайные общества, союзы и ордена". Т. 1. СПб, 1905; "АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока". Т. 1. М., 1987.


 




Глава II!


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...