Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена





 


Методы воздействия на индивидуальное и массовое сознание, применяемые в объединениях эзотерического характера

Эзотерические объединения в своей практической деятель­ности активно используют различные методы воздействия на че­ловека и его сознание. Процесс формирования своей системы ценностно-нормативных ориентаций поведения людей происхо­дит с использованием тонких психологических механизмов.

Как правило, производится тщательный отбор и индивиду­альная работа с каждым перспективным учеником, учитываются его психологические особенности. Здесь, видимо, нужно разли­чать на что направлено это обучение. На общее благо или личное возвеличивание. В первом случае вся работа направлена на "вы­ращивание сознания" перспективных людей, во втором — созда­ние психологических и других условий зависимости и преклоне­ния. Отсюда две ветви персональной подготовки, которые следует различать.

Для того, чтобы войти в эзотерическое объединение, буду­щий ученик должен прежде всего обладать определенными лич­ными качествами — физическими, моральными, интеллектуаль­ными, ибо только опираясь на собственную личность, он может осознать и превзойти ее пределы. Поскольку его цель — это актив­ное завоевание высших состояний, общение со своим "сверх-Я", от него требуется абсолютная душевная гармония, совершен­ная власть над чувствами, полное равновесие всех элементов личности. Самые необходимые условия для принятия посвя­щения можно свести к четырем пунктам: телесная чистота, бла­городство чувств, широта умственного горизонта и возвышен­ность духа1.

Цель работы посвященного: это постепенное усвоение и
преобразование тончайшей внутренней энергии посредством сис­
темы внутренних духовных центров, или чакр, расположенных
вдоль позвоночника человека и связанных со всем его телом та­
инственной энергетической сетью. В конце концов поток этой
энергии достигает "командного центра", расположенного между
глаз и ведающего "чувством вечности": это "третье око", орган
-------------------------------

1 См.: Бенуа Л. "Эзотеризм. Общий обзор". // Наука и религия, 1993, № 8. С. 32-36.


мистического познания. Именно там существо получает наказы своего внутреннего властелина, Атмана или "сверх-Я", личного коррелята Вселенского Духа, или Брахмы, достигая совершенства еще в человеческом состоянии перед тем, как его превзойти.

Изучение мистической теологии указывает на явное сходст­во между духовным состоянием святых и восточных бхакти. Раз­ница между ними заключается лишь в отсутствии духовной цепи, в силу чего христианский мистик изолирован в лоне собственной традиции, тогда как восточный посвященный признан, принят и окружен заботой в его законной организации (обшине). Этим за­нимаются наставники: "гуру" у индусов, то же значение имеет православный термин "герон" и мусульманский — "шейх" или "пир"; все эти старцы выступают по отношению к ученику в роли духовного отца. Их задача — помочь ученику в деле преодоления всех трудностей нового пути. Что же касается теоретических зна­ний, то в каждой общине существуют свои методы их усвоения.

Проводится умелое разъяснение основополагающих идей той или иной эзотерической доктрины, причем большинство ис­тин берутся априори и не нуждаются в доказательствах.

Полученное посвящение остается формальным до тех пор, пока оно не подкреплено личной работой, пока идущий по пути не откроет в самом себе истинного наставника. Цель этой работы — в достижении состояний, преобразующих личность. Достиже­ние высших состояний, возможное лишь для немногих избран­ных, осуществимо благодаря сходству между процессом образова­ния мира и духовным развитием личности. Фундаментальным ре­зультатом духовной работы должен стать переход от эгоизма к единению, альтруизму, от раздора — внутреннего и внешнего, — к покою, от безобразия — к красоте и гармонии. Это переход от невежества к мудрости.

Большинству эзотерических школ и направлений удалось оптимально разрешить проблему: должен ли каждый человек со­вершенствоваться в одиночку или в поддерживающем его коллек­тиве, под руководством уважаемого учителя. В ходе эзотерической практики сочетаются оба эти подхода с учетом индивидуальных особенностей ученика.

В деятельности эзотерических объединений активно исполь­зуются продуманные ритуалы, символика, обряды, основанные на древних традициях. Как правило технология (если можно приме-


 




Глава III


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...