Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена
Методы воздействия на индивидуальное и массовое сознание, применяемые в объединениях эзотерического характера Эзотерические объединения в своей практической деятельности активно используют различные методы воздействия на человека и его сознание. Процесс формирования своей системы ценностно-нормативных ориентаций поведения людей происходит с использованием тонких психологических механизмов. Как правило, производится тщательный отбор и индивидуальная работа с каждым перспективным учеником, учитываются его психологические особенности. Здесь, видимо, нужно различать на что направлено это обучение. На общее благо или личное возвеличивание. В первом случае вся работа направлена на "выращивание сознания" перспективных людей, во втором — создание психологических и других условий зависимости и преклонения. Отсюда две ветви персональной подготовки, которые следует различать. Для того, чтобы войти в эзотерическое объединение, будущий ученик должен прежде всего обладать определенными личными качествами — физическими, моральными, интеллектуальными, ибо только опираясь на собственную личность, он может осознать и превзойти ее пределы. Поскольку его цель — это активное завоевание высших состояний, общение со своим "сверх-Я", от него требуется абсолютная душевная гармония, совершенная власть над чувствами, полное равновесие всех элементов личности. Самые необходимые условия для принятия посвящения можно свести к четырем пунктам: телесная чистота, благородство чувств, широта умственного горизонта и возвышенность духа1. Цель работы посвященного: это постепенное усвоение и
1 См.: Бенуа Л. "Эзотеризм. Общий обзор". // Наука и религия, 1993, № 8. С. 32-36. мистического познания. Именно там существо получает наказы своего внутреннего властелина, Атмана или "сверх-Я", личного коррелята Вселенского Духа, или Брахмы, достигая совершенства еще в человеческом состоянии перед тем, как его превзойти. Изучение мистической теологии указывает на явное сходство между духовным состоянием святых и восточных бхакти. Разница между ними заключается лишь в отсутствии духовной цепи, в силу чего христианский мистик изолирован в лоне собственной традиции, тогда как восточный посвященный признан, принят и окружен заботой в его законной организации (обшине). Этим занимаются наставники: "гуру" у индусов, то же значение имеет православный термин "герон" и мусульманский — "шейх" или "пир"; все эти старцы выступают по отношению к ученику в роли духовного отца. Их задача — помочь ученику в деле преодоления всех трудностей нового пути. Что же касается теоретических знаний, то в каждой общине существуют свои методы их усвоения. Проводится умелое разъяснение основополагающих идей той или иной эзотерической доктрины, причем большинство истин берутся априори и не нуждаются в доказательствах. Полученное посвящение остается формальным до тех пор, пока оно не подкреплено личной работой, пока идущий по пути не откроет в самом себе истинного наставника. Цель этой работы — в достижении состояний, преобразующих личность. Достижение высших состояний, возможное лишь для немногих избранных, осуществимо благодаря сходству между процессом образования мира и духовным развитием личности. Фундаментальным результатом духовной работы должен стать переход от эгоизма к единению, альтруизму, от раздора — внутреннего и внешнего, — к покою, от безобразия — к красоте и гармонии. Это переход от невежества к мудрости.
Большинству эзотерических школ и направлений удалось оптимально разрешить проблему: должен ли каждый человек совершенствоваться в одиночку или в поддерживающем его коллективе, под руководством уважаемого учителя. В ходе эзотерической практики сочетаются оба эти подхода с учетом индивидуальных особенностей ученика. В деятельности эзотерических объединений активно используются продуманные ритуалы, символика, обряды, основанные на древних традициях. Как правило технология (если можно приме-
Глава III
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|