Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре
ние в рамках традиционной рациональности невозможно. Для создания мистической картины, например, требуется не только простое накопление знаний по истории религии, философии, эзотерическим наукам, а переживание этих знаний в себе, преображение под их влиянием собственного взгляда на мир и на себя. Мистическая живопись многогранна. Она может служить для художника средством отражения его философских воззрений. Или стать попыткой за обыденным и часто суетным разглядеть второй план — невидимый, таинственный, неуловимым образом воздействующий на состояние души1. Отсюда — необходимость в художественном языке искусства символов, аналогий, намеков. Этот план психики можно сравнить с аксиоматическим понятийным уровнем науки. Самые фундаментальные, лежащие в основе каждого знания представления не могут быть четко рационально определены, а задаются в виде интуитивно ощущаемых конструкций. Одним из классических примеров таких фундаментальных архетипических понятий является представление о математической точке. Ни одно из ее существующих определений не носит исчерпывающий характер и не может рассматриваться как законченное. В то же время любой достаточно квалифицированный математик достаточно хорошо понимает, что это такое. Отсутствие четкой законченной рациональной интерпретации, огромная ценностная значимость, по-видимому, приводят к вытеснению таких интуитивных, архетипических знаний в глубины подсознания и порождают парадоксальную ситуацию. С одной стороны, этот план психики практически лишен доступа к механизмам, управляющим поведением, и в частности, вниманием человека. С другой, именно он определяет самые значимые, глубочайшие эмоциональные переживания, отсутствие которых приводит к духовной деградации, потере жизненных ценностей, распаду личности, возникновению потребительской психологии2.
Представление о двухплановой организации человеческой психики, сложившееся в науке после работ Р. Сперри по проблемам функций полушарий головного мозга и удостоенных Нобе- 1 См.: Иванов А. "Увидеть мир преображенным". // Путь к себе. 2 См.: Файдыш Е.К. "Измененные состояния сознания". М., 1993. С. 43. левской премии, позволяет понять многие особенности структуры художественного произведения, процесса его восприятия. Наличие двух уровней, двух планов человеческой психики — рационального, логически структурированного, и интуитивно ориентированного — делает необходимым два плана в художественном произведении. Первый, ориентированный на рациональное, логически-понятийное восприятие, имеет стройный сюжет, понятную мотивировку, обладает занимательностью. Второй, скрытый, образованный неявными ассоциациями, намеками, кажущийся нелогичным, непонятным, но тем не менее зачастую формирующий художественное переживание. Этот второй план, как правило, и отличает бездарную поделку от высокохудожественного произведения. Восприятие внешней сюжетной линии, адресованной логически структурированным уровням сознания, определяется направленностью внимания. В то же время скрытые образы, сюжетные линии, будучи недоступны рациональным уровням психики, будут восприняты только в том случае, если внимание будет направлено на связанный с ними сюжет, выступающий как своеобразный носитель. Пройдя через механизмы перцепции, скрытые, не осознаваемые компоненты текста поступают к интуитивным логическим и структурированным компонентам психики, которые и определяют глубину эмоционального переживания. Такое переживание активизирует, обновляет психику, служит неспецифическим источником мотивации, поступающей на доминирующие поведенческие установки.
В талантливых художественных произведениях, рассчитанных на массового потребителя, доля скрытых архетипических символов сравнительно невелика, основное место отводится занимательному сюжету. В то же время произведения искусства, ориентированные на людей с развитым художественным вкусом, неподготовленному человеку кажутся бессмысленными, "оторванными от жизни", надуманными и т.д. В них основное место отводится архетипической символике, а внешний сюжетный план сведен до минимума. Это, например, проза Ф. Кафки, У. Джойса, картины М. Шагала, С. Дали, В. Ван-Гога, В.В. Кандинского и др. Специфика такого вида творчества, по-видимому, связана с тем, что у людей с большим эстетическим опытом ценностные установки в значительной степени трансформированы в сторону трансцендентальных планов реальности, меньше привязаны к по-
Глава IV
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|