Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль эзотеризма в современной политической и духовной культуре





 


ние в рамках традиционной рациональности невозможно.

Для создания мистической картины, например, требуется не только простое накопление знаний по истории религии, филосо­фии, эзотерическим наукам, а переживание этих знаний в себе, преображение под их влиянием собственного взгляда на мир и на себя. Мистическая живопись многогранна. Она может служить для художника средством отражения его философских воззрений. Или стать попыткой за обыденным и часто суетным разглядеть второй план — невидимый, таинственный, неуловимым образом воздействующий на состояние души1.

Отсюда — необходимость в художественном языке искусства символов, аналогий, намеков. Этот план психики можно сравнить с аксиоматическим понятийным уровнем науки. Самые фунда­ментальные, лежащие в основе каждого знания представления не могут быть четко рационально определены, а задаются в виде ин­туитивно ощущаемых конструкций. Одним из классических при­меров таких фундаментальных архетипических понятий является представление о математической точке. Ни одно из ее сущест­вующих определений не носит исчерпывающий характер и не может рассматриваться как законченное. В то же время любой достаточно квалифицированный математик достаточно хорошо понимает, что это такое.

Отсутствие четкой законченной рациональной интерпрета­ции, огромная ценностная значимость, по-видимому, приводят к вытеснению таких интуитивных, архетипических знаний в глуби­ны подсознания и порождают парадоксальную ситуацию. С одной стороны, этот план психики практически лишен доступа к меха­низмам, управляющим поведением, и в частности, вниманием че­ловека. С другой, именно он определяет самые значимые, глубо­чайшие эмоциональные переживания, отсутствие которых приво­дит к духовной деградации, потере жизненных ценностей, распаду личности, возникновению потребительской психологии2.

Представление о двухплановой организации человеческой психики, сложившееся в науке после работ Р. Сперри по пробле­мам функций полушарий головного мозга и удостоенных Нобе-

1 См.: Иванов А. "Увидеть мир преображенным". // Путь к себе.
№ 18 (21). 1991.

2 См.: Файдыш Е.К. "Измененные состояния сознания". М., 1993. С. 43.


левской премии, позволяет понять многие особенности структуры художественного произведения, процесса его восприятия. Нали­чие двух уровней, двух планов человеческой психики — рацио­нального, логически структурированного, и интуитивно ориенти­рованного — делает необходимым два плана в художественном произведении. Первый, ориентированный на рациональное, логи­чески-понятийное восприятие, имеет стройный сюжет, понятную мотивировку, обладает занимательностью. Второй, скрытый, обра­зованный неявными ассоциациями, намеками, кажущийся нело­гичным, непонятным, но тем не менее зачастую формирующий художественное переживание. Этот второй план, как правило, и от­личает бездарную поделку от высокохудожественного произведения.

Восприятие внешней сюжетной линии, адресованной логи­чески структурированным уровням сознания, определяется на­правленностью внимания. В то же время скрытые образы, сюжет­ные линии, будучи недоступны рациональным уровням психики, будут восприняты только в том случае, если внимание будет на­правлено на связанный с ними сюжет, выступающий как своеоб­разный носитель. Пройдя через механизмы перцепции, скрытые, не осознаваемые компоненты текста поступают к интуитивным логическим и структурированным компонентам психики, которые и определяют глубину эмоционального переживания. Такое пере­живание активизирует, обновляет психику, служит неспецифиче­ским источником мотивации, поступающей на доминирующие поведенческие установки.

В талантливых художественных произведениях, рассчитан­ных на массового потребителя, доля скрытых архетипических символов сравнительно невелика, основное место отводится за­нимательному сюжету. В то же время произведения искусства, ориентированные на людей с развитым художественным вкусом, неподготовленному человеку кажутся бессмысленными, "оторван­ными от жизни", надуманными и т.д. В них основное место отво­дится архетипической символике, а внешний сюжетный план све­ден до минимума. Это, например, проза Ф. Кафки, У. Джойса, кар­тины М. Шагала, С. Дали, В. Ван-Гога, В.В. Кандинского и др. Специфика такого вида творчества, по-видимому, связана с тем, что у людей с большим эстетическим опытом ценностные уста­новки в значительной степени трансформированы в сторону трансцендентальных планов реальности, меньше привязаны к по-


 




Глава IV


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...