Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические занятия (18 час)




Практическое занятие (2 час)

Спасла ли мир красота? (роман Ф. М. Достоевского «Идиот»)

1.История создания романа.

2.Олицетворение в образе «князя Христа» идеи любви и всепрощения. Явные и неявные «двойники князя: Дон Кихот, пушкинский «рыцарь бедный», Акакий Акакиевич. Фольклорные истоки образа (герой «дурак»).

3. «Апостолы» «князя Христа»:

а) Друзья-предатели. Любовь – ненависть антипода Рогожина, «иуда» Ганя Иволгин;

б) Родственные души – «дитя» Елизавета Прокофьевна и её дочери, юные последователи князя Коля Иволгин и Вера Лебедева;

в) «Карнавальная» толпа.

4. «Неправдоподобная правда» человеческих отношений. «Двойная любовь» князя. «Безумная» и «идиот». Трагедия «мечтательницы». «Любовь-жалость» князя. Земная любовь князя.

5. Сюжетные намёки, умолчания, пророчества в романе.

Литература.

1.Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

2.Скафтымов А. П. Нравственная композиция романа «Идиот» // Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

3.Ермилова Г. Г. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского «Идиот». Иваново 1993.

Практическое занятие (3часа)

Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» как «объяснение начистоту» с молодым поколением.

1. История создания романа. Влияние «нечаевского» процесса на замысел романа

2. Проблема «отцов и детей» (поколений 40-ых и 60-ых гг.) в трактовке Достоевского:

а) ирония и сочувствие в изображении «человека сороковых годов» Степана Трофимовича Верховенского;

б) «нувеллист» Кармазинов – шаржированный образ «отцов»

в) «социалисты» в романе: карикатурное снижение идей. «Пётр Верховенский как продукт «случайного семейства». Собирательный образ «наших».Шигалёвщина в контексте идей социального утопизма.

3.Двуликий Ставрогин и тема самозванства в романе. Религиозные метания Ставрогина («между верой и безверием»). «Двойники» Ставрогина.

4.Носитель «почвеннической» идеи Иван Шатов.

5.Религиозный нигилизм и «беспочвенность» Ставрогина.

6. Поэтика романа (повествовательные особенность романа, слово Хроникёра, щедринское начало в романе, библейский пласт романа. Смысл названия и эпиграфа. Эсхатологическая тема и эсхатологический финал)

Литература.

1.Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

2.Булгаков С. Н. Русская трагедия. О «Бесах» Ф. М. Достоевского…// О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990.

3.Сараскина Л. «Бесы»: роман-предупреждение. М., 1990.

Практическое занятие (2 часа)

«Война и мир» как роман «большого дыхания».

1.Из истории создания и восприятия романа. От «Декабриста» к «Войне и миру».

2. Особенности повествования в романе:

а) «всеведение» и компетенция автора во всех событиях жизни;

б) особенности изображения исторических событий;

в) герои романа как личности.

3. Историософская концепция романа как объяснение главных закономерностей человеческого бытия:

а) соотношение в истории «свободы» и «необходимости» по Толстому;

б) роль личности в истории в трактовке автора.

4. Архитектоника романа.

5. Проблема жанра романа.

Подготовьтесь к деловой игре «Обсуждение читателями «только что» вышедшего романа Толстого», предварительно ознакомившись с книгой «Война и мир» в критике (Л., 1898) или «Война против «Войны и мира»» (СПб, 2009). Примите одну из показавшихся вам убедительных точек зрения и приготовьтесь аргументировано её отстоять, вступая в полемику с другими.

Литература.

1. Бочаров С. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1978.

2. Кандиев В. И. Роман-эпопея Л. Н. Толстого: Комментарий. М., 1967.

1. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1987.

2. Чичерин А. В.. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.

Практическое занятие (2 часа)

Роман вопросов «Анна Каренина»

1. Исторический контекст создания «Анны Карениной»: предварительные итоги «великих реформ».

2. «Цвет и запах эпохи» 1870 гг. в романе Толстого:

а) герои Толстого как люди своего времени. Проблемы общественного жизнеустройства в романе: взаимоотношения помещиков и крестьян, вопросы местного самоуправления, деятельность петербургской бюрократии; разорение старой земельной аристократии, укрепление дельцов буржуазного склада, социальное расслоение крестьянства;

б) отголоски в романе культурной и умственной жизни 70-ых гг.

3. «Мысль семейная» в романе.

4. Любовь-страсть как разрушительная стихия. «Огромная психологическая разработка души человеческой» (Достоевский) в романе.

5. «Упрямый помещик Левин, или Нравственное торжество искателя истины» (А. Фет)

6. «Внутренняя связь» двух основных сюжетных линий в романе.

7. Композиционная роль символов в романе. Смысл эпиграфа и его художественная реализация в романе.

Литература.

1. Бабаев Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. М., 1978.

2. Жданов В. Творческая история «Анны Карениной»: Материалы и исследования. М., 1957.

3. Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.

Практическое занятие (2 часа)

Роман ответов «Воскресение».

1. История создания романа. «Коневская повесть» как ядро замысла, расширение первоначального замысла.

2. «Воскресение» – итог художественных исканий Толстого:

а) антитеза как основной архитектонический принцип;

б) комментарий как средство выражения авторской позиции;

в) особенность изображения человека поздним Толстым: борьба «духовного» и «животного» начал.

г) параллельность пути Нехлюдова и Катюши: от «духовности» ранней юности через «животность» – к последующему «воскресению» и духовности.

3. «Воскресение» – итог идеологических исканий Толстого.

4. Художественное воплощение в романе религиозного учения Толстого (идея непротивления злу насилием в сознании персонажей и организации сюжета; преломление эпиграфа в духовных исканиях главного героя и сюжете романа; эпиграф и финал романа).

Литература.

1.Бахтин М. М. Предисловие («Воскресение» Л. Н. Толстого) // Литературно-критические статьи. М., 1986.

2.Кузина Л. Н. К новым способам психологического анализа // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение. Историко-функциональное исследование. М., 1991.

3.Маймин Е. А. Некоторые особенности композиции романа «Воскресение // Творчество Л. Н. Толстого. М., 1959.

Практическое занятие (3часа)

Поэтика чеховского рассказа (на примере рассказа «Ионыч») – 2 часа.

Задание: внимательно прочитать рассказ А. П. Чехова «Ионыч» и проанализировать с точки зрения особенностей поэтики. Подобрать «звучащую» музыку в произведении и подготовить рассказ о ней.

Литература.

1. Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.

2. Паперный З. Испытание героя // Русская классическая литература. Сост. Н. Устюжанин. М., 1969.

3. Семанова М. Л. Чехов-художник. М., 1979.

4. Сухих И. Н. Проблемы поэтики Чехова. Л., 1987.

5. Тюпа. В. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

6. Чудаков А. П. Мир Чехова. М., 1986.

Практическое занятие (2 часа)

«Наше положение<…> безнадёжно» (по пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня»).

1. Как из комедии «Леший» получились «Сцены из деревенской жизни»: переработка или новая пьеса?

3. Характерные черты чеховской драматургии II половины 1890- начала 9000-х гг. в «Дяде Ване»:

а) новый тип сценического действия (внешняя бессобытийность, передача «обычного хода жизни»; преобладание внутреннего драматизма над интригой; неявное, но целенаправленное развитие конфликта с кульминацией в III акте);

б) «скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре пьесы» (В. И. Немирович-Данченко) (драма без героев: как это следует понимать? Персонажи пьесы – носители общего чувства неудовлетворённости жизнью; лейтмотивная партия каждого персонажа;

в) персонажи пьесы во взаимо- и самооценках;

г) особенности чеховских диалогов;

д) атмосфера бесплодных страстей и нереализованных желаний.

4.Проблема жанра чеховских пьес.

Литература.

1.Берковский Н. Я. От рассказов и повестей к драматургии // Литература и театр. М., 1969.

2.Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.

3.Паперный З. Вопреки всем правилам… Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.

Практическое занятие (2 часа)

Русская поэзия 1870-1890-х годов: в преддверии «серебряного века»

(Апухтин, Случевский, Фофанов).

Задание: Подготовить по группам презентацию по творчеству поэта. Подготовить чтение лирических произведений наизусть

I.Поэты старшего поколения в литературном процессе 1870-1890- х годов.

1.«…Муза моя безотрадно плакучая»: А.Н. Апухтин (1840-1893).

Чувство как главное событие поэзии Апухтина. Романсная лирика – «визитная карточка» поэта.

2.»…Проникновенного безумия всполохи»: поэзия К. К. Случевского (1837 – 1904).

Парадоксы биографии и парадоксы стиха. Мысль и образ в поэзии Случевского

II.Новые поэты, завершающие старый век.

1.»Властитель дум» молодёжи 80-ых годов С.Я. Надсон (1862 – 1887).

«…Печальны наши звуки». Романтический идеализм поэзии, ощущение трагической обречённости высоких порывов. Историзм мироощущения.

2.»Король грёз» К. М. Фофанов (1862- 1911).

Антиномия мечты и действительности. Новые художественные (символические) тенденции в лирике поэта.

Задание: Ознакомиться с творчеством названных поэтов и прочитать вступительные статьи к поэтическим сборникам и рекомендуемую литературу.

Литература.

Апухтин А. Н. Полное собрание стихотворений. Л., 1991. (Б-ка поэта. Большая серия).

Случевский К. К. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1988.

Надсон С. Я. Полное собрание стихотворений М., 1962. (Б-ка поэта. Большая серия).

Фофанов К. М. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1962. (Б-ка поэта. Большая серия).

Бялый Г. А. Поэты 1880-1890-ых гг. Л., 1972. (Б-ка поэта. Большая серия).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...