А Методические рекомендации к срс студентов
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 1 Роман «Бедные люди», его идейный смысл, основные персонажи, художественные особенности романа.(1ч.) Прочитать текст романа, статью в учебнике, следующие статьи - Степанян К. Тайна человека в романе «Бедные люди» // Вопросы лит-ры. 2004. № 6. Эпштейн М. Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина-Беликова. Вопросы литературы. 2005. № 6 – и подготовиться к решению учебной задачи: «Что нового сказал Достоевский в разработке темы «маленького человека»?» 2 Роман «Преступление и наказание». История создания, жанр романа. Основные идеи. Злободневность и полемичность романа (1ч.). «Теория» и «живая жизнь» в романе Ф. М. «Преступление и наказание». Проблемы поэтики Достоевского. Задание: Внимательно прочитать текст романа, комментарий к нему, изучить предложенную литературу и подготовить ответы на вопросы. I.История создания романа. II. Исторический контекст и текст романа. 1. Социальные последствия процесса капитализации и их изображение в романе («фантастический Петербург», «униженные и оскорблённые», проблема преступности). 2.Исторические «прототипы» идеи Раскольникова (теория Дарвина и её социальное истолкование, идея сильной личности, утверждение имморализма и индивидуализма в книгах М. Штирнера «Единственный и его достояние» и Наполеона III «Жизнь Цезаря», идеи и образы романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и др.) III.Герой в романе Достоевского. 1.Идея доверия себе «гордого человека». Раскольников как тип «нового человека» (его литературные предшественники), «теория среды», множественность мотивировок преступления Раскольникова. Теория сверхчеловека и его живая душа. .«Двойники» Раскольникова - Лужин и Свидригайлов (теория Лужина, воплощение в образе Свидригайлова принципа «развеществления» человека (Бахтин).
Катерина Ивановна как другая ипостась образа «гордого человека» (индивидуальный протест против всеобщего зла, образ загнанной клячи в романе) 2.Идея доверия жизни в романе Достоевского. Порфирий Петрович как герой-идеолог. Авторское отношение к нему. Разумихин – антипод Раскольникова: следование «живому процессу жизни». Отношение автора к нему. 3.Идея доверия Богу как высшая правда. Почему носителем этой правды Достоевский делает «блудницу»? VI.Сюжетно-композиционные особенности романа. 1.Детективный сюжет романа Достоевского: философско-психологическая функция сюжета. 2.Бахтин о полифоничности романа. 3.Особенности хронотопа как формы изображения человека. Карнавализация действия в романе (Бахтин). 4.Функция снов Раскольникова, их жизненные и литературные истоки. Смысл и значение последнего сна Раскольникова (эпилог). Символический пласт в романе (сюжето-смыслообразующая роль библейских реминисценций, цветовая и числовая символика в романе). Литература. 1.Достоевский Ф. М. Преступление и наказание (примечания к тексту см. по изданию: Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1973. Т.7). 2.Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 3.Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Л., 1979. 4.Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание». М., 1986. 5.Соловьёв С. М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского. М., 1979. 3 Роман Достоевского «Идиот» в современном прочтении (1 ч.). Вопросы: Определите неомиф в романе Достоевского «Идиот». Задание: Прочитайте следующие статьи о романе «Идиот»(См. Приложение): 1..Попова И. «Ты не бог, ты осёл, но ты несёшь бога». Архитектоника краха князя Мышкина // Вопросы литературы. 2009. № 5.
2.Степанян К. Дон Кихот и князь Мышкин в поисках реальности // Вопросы литературы. 2009. № 5. 3.Мильдон В. Раскольников и Мышкин (К художественной идеологии Достоевского) // Вопросы литературы. 2005. №3. 4..Касаткина Т. «Идиот» и «чудак»:синонимия или антонимия? // Вопросы литературы. 2001. № 2. 5..Ребель Г. Кто «виноват во всём этом»? Мир героев, структура и жанр романа «Идиот» // Вопросы литературы. 2007. № 1. 6..Сердюченко В. Футурология Достоевского и Чернышевского: Князь Мышкин и Рахметов как ипостаси Христа; Образ земного Рая у Достоевского и Чернышевского («Сон смешного человека» и Четвёртый сон Веры Павловны в «Что делать?») // Вопросы литературы. 2001. № 3. Воспользуйтесь Приложением. Подготовьтесь к собеседованию по указанным статьям 4 Работа над текстом романа Достоевского «Братья Карамазовы» (1ч.) Вопросы: Каким образом композиция романа «Братья Карамазовы» служит систематике нравственно-этических позиций персонажа? Сопоставьте сцены двух судов – монастырского и уголовно-юридического. Выявление связи двух судов позволит уяснить важнейшие проблемы романа. В келье у старца Зосимы обсуждается не только распря Фёдора Павловича с сыном – намечаются пути к разрешению «загадок» всех Карамазовых, пути к возрождению русского человека. В процессе над Дмитрием также осуществляется суд над русским человеком вообще, осуществляются исторические прогнозы России, основанные на различном толковании национальной ментальности. Вопросы к разбору сцен двух судов. 1.Суд в монастыре: -Как построено повествование о монастырском суде? -Какие противоречия в поведении всех Карамазовых, явившихся на суд старца Зосимы, фиксирует повествователь? Укажите примеры несоответствующего поведения, разлада между словом и жестом, обличающего ложь посетителей. -Каковы цель и функция религиозных «обличений» Фёдора Павловича? -Почему Иван выступает в роли защитника церковного суда? -Как определяет религиозные искания Ивана старец Зосима? -Каков смысл благословения старцем Дмитрия Карамазова? -Определите итоговое значение смыслосозидающих «приговоров» и благословений старца Зосимы. 2.Суд над Дмитрием Карамазовым: -В чём своеобразие процесса, основанного на психологических «уликах» и расследовании психологии «преступника»?
-Каково сходство и различие психологических свидетельств на суде и душевных разбирательств старца Зосимы? -Чему служат характеристики участников процесса? -Определите характер достоверности субъективных мотивов обвинения и защиты: правду и ложь в речах прокурора и адвоката. -Как в процессе суда выявляются опасные духовные искушения и ложное понимание национальных традиций? -Укажите на антитезу итоговых заявлений адвоката и Дмитрия Карамазова. -Каковы, на ваш взгляд, причины «судебной ошибки»? -Почему суд над Карамазовыми воспринимается как писательское завещание России? Рекомендуемая литература: Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (гл. 5, раздел 3 – любое издание). О великом инквизиторе: Достоевский и последующие / Сост. Предисл., ил. Ю. И. Селиверстова. М., 1992. Розанов В. В. «Легенда о Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989. С.41-157. Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л, 1977, 2005.. Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983. Мелетинский Е. М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны «Братья Карамазовы». М., 1996. Задание: Прочитайте статью В. Кантора «Кого и зачем искушал чёрт? (Иван Карамазов: соблазны «русского пути»)» (Вопросы литературы. 2002. № 2) (См. Приложение) и подготовьтесь к собеседованию. Прочитайте книгу С. В. Белова «Жена писателя. Последняя любовь Ф. М. Достоевского» (М., 1986) и мемуары А. Г. Достоевской и сравните их. 5 Роман «Господа Головлёвы». Идейный смысл и проблематика романа. Художественное своеобразие романа-хроники. Сказки Салтыкова-Щедрина (2 ч.). Выбрать одну из тем и подготовить рассказ или презентацию: Эсхатологический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». История создания романа: от очерка «Семейный суд» к головлёвской хронике. 1. Роман «Господа Головлёвы» как «история умертвий»: а) «дворянское гнездо» Головлёвых. Семья как «призрак»: искажение жизненных ценностей, погружение в «тину мелочей»;
б) «вымороченное» семейство. Определяющая роль матери в формировании характеров детей. Шутовство и холопство Степана. Человек без поступков Павел. «Комедиант» и пакостник Иудушка. в) жизненный финал членов семейства: одиночество, погружение в «фантастическую действительность», нравственная деградация. 2. Слово героя и автора в романе. 3. Библейское слово в романе. Литература. 1.Бушмин А. С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984. 2.Покусаев Е. «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975. 3.Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. М., 1988. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. 1.Творческая история цикла сказок и литературный контекст (жанр литературной сказки в творчестве писателей ХIХ века (Толстой, Лесков, Гаршин), причины обращения к жанру сказки. История формирования щедринского цикла). 2.Социальная психология и этика как объект художественного изображения в «Сказках»: а) «зоологические» образы; б) «народ исторический» (покорность и бессознательность социальных низов, трагическое осмысление бессмертия Коняги); в) сатирический портрет русской интеллигенции 80-ых гг.; г) «безумие» и несостоятельность «дирижирующих классов». 1. Поэтика «Сказок» (жанровая разнородность, авторская позиция, библейские мотивы, символика). Литература. 3. Бушмин А. С. Сказки Салтыкова-Щедрина. М; Л., 1976. Он же:Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984. 4. Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. М., 1988. 6 Мастерство и самобытность Лескова-писателя (2 ч.) Вопросы: Русский национальный характер в изображении Лескова. Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Хроника «Соборяне». Особенности жанра. Мастерство и самобытность Лескова-писателя. Чем отличаются праведники Лескова от праведников Достоевского? Как переосмысляется тип «маленького человека» в цикле рассказов о праведниках? Дайте характеристику представлений Лескова о системе ценностей русского человека, обеспечивающих полноту и цельность народной жизни (по повестям «Запечатлённый ангел», «Очарованный странник»). Определите концепцию русского богатырства в повести «Очарованный странник». Соотнесите название произведения с образом главного героя. В чём своеобразие лесковских легенд о ранних христианах? Охарактеризуйте язык произведений Лескова. Укажите функции сказа. Покажите на материале рассказа «Однодум» художественные способы создания образа праведника: значение имени-прозвища; характер портретных зарисовок; мнение и суд окружающих; неожиданные высказывания и необычные поступки героя; роль анекдота и парадокса в сюжете текста рассказа.
Задания по теме «Концепция национального характера и национальной жизни в хронике «Соборяне»: 1.Определите специфику хроники. 2.Какое смысловое наполнение получает традиция «жития» в «Демикотоновой книге» Савелия Туберозова? 3.Как выстраивается система персонажей в хронике? 4. Укажите антитезу патриотов и нигилистов в романе «Соборяне». Как в этой антитезе воплощаются представления писателя о национальном характере и национальном идеале? 5. Функции «анекдотов» и «сказочек» в развитии сюжета хроники. 6.В чём, по Лескову, значение ценностей национальной старины, «Святой Руси» для современников? 7.Определите характер повествования в хронике. Раскройте смысл героических, апокалиптических и иронических интонаций в произведении. Методические советы: В сочинениях Лескова читатель встречается с устаревшими словами. С мифологическими, библейскими и апокрифическими сюжетами и именами. Для понимания этих слов и сюжетов рекомендуем обращаться к академическим словарям: к Толковому словарю русского языка: В 4-х томах В. И. Даля (любое издание); к словарю Славянская мифология. М., 1995; к энциклопедии в 2-х т. Мифы народов мира. М., 1991-1992; к Словарю-указателю сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание / Под ред. Е. К. Ромодановской. Вып.1.Новосибирск, 2003. Литература о творчестве Н. С. Лескова. Анненский Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1982. Дыханова Б. С. «Запечатлённый ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980. Капитанова Л. А. Лесков в жизни и творчестве. М., 2002. Тюхова Е. В. О психологизме Н. С. Лескова. Саратов, 1993. Эйхенбаум Б. М. «Чрезмерный писатель» // О прозе. Л., 1969. 7 Раннее творчество Чехова (2ч.) Вопросы к лекции1: Раннее творчество молодого Чехова. Тематическое и жанровое разнообразие творчества Антоши Чехонте. Задание: Прочитайте ранние рассказы Чехова. В чём состоит спор Чехова с традиционным изображением «маленького человека»? Прочитайте в Приложении главу из учебника И. Н. Сухих о раннем Чехове. Решите учебную задачу: «Что нового сказал Чехов в решении темы «маленький человек» в русской литературе»? 8 Поздний Толстой (2ч.). Прочитать книгу П. Басинского «Лев Толстой. Бегство из рая» (гл. 5 – 7) и подготовиться поделиться впечатлениями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|