Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А Методические рекомендации к срс студентов




1 Роман «Бедные люди», его идейный смысл, основные персонажи, художественные особенности романа.(1ч.)

Прочитать текст романа, статью в учебнике, следующие статьи -

Степанян К. Тайна человека в романе «Бедные люди» // Вопросы лит-ры. 2004. № 6.

Эпштейн М. Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина-Беликова. Вопросы литературы. 2005. № 6 – и подготовиться к решению учебной задачи: «Что нового сказал Достоевский в разработке темы «маленького человека»?»

2 Роман «Преступление и наказание». История создания, жанр романа. Основные идеи. Злободневность и полемичность романа (1ч.).

«Теория» и «живая жизнь» в романе Ф. М. «Преступление и наказание».

Проблемы поэтики Достоевского.

Задание: Внимательно прочитать текст романа, комментарий к нему, изучить предложенную литературу и подготовить ответы на вопросы.

I.История создания романа.

II. Исторический контекст и текст романа.

1. Социальные последствия процесса капитализации и их изображение в романе («фантастический Петербург», «униженные и оскорблённые», проблема преступности).

2.Исторические «прототипы» идеи Раскольникова (теория Дарвина и её социальное истолкование, идея сильной личности, утверждение имморализма и индивидуализма в книгах М. Штирнера «Единственный и его достояние» и Наполеона III «Жизнь Цезаря», идеи и образы романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и др.)

III.Герой в романе Достоевского.

1.Идея доверия себе «гордого человека».

Раскольников как тип «нового человека» (его литературные предшественники), «теория среды», множественность мотивировок преступления Раскольникова. Теория сверхчеловека и его живая душа.

.«Двойники» Раскольникова - Лужин и Свидригайлов (теория Лужина, воплощение в образе Свидригайлова принципа «развеществления» человека (Бахтин).

Катерина Ивановна как другая ипостась образа «гордого человека» (индивидуальный протест против всеобщего зла, образ загнанной клячи в романе)

2.Идея доверия жизни в романе Достоевского.

Порфирий Петрович как герой-идеолог. Авторское отношение к нему.

Разумихин – антипод Раскольникова: следование «живому процессу жизни». Отношение автора к нему.

3.Идея доверия Богу как высшая правда. Почему носителем этой правды Достоевский делает «блудницу»?

VI.Сюжетно-композиционные особенности романа.

1.Детективный сюжет романа Достоевского: философско-психологическая функция сюжета.

2.Бахтин о полифоничности романа.

3.Особенности хронотопа как формы изображения человека. Карнавализация действия в романе (Бахтин).

4.Функция снов Раскольникова, их жизненные и литературные истоки. Смысл и значение последнего сна Раскольникова (эпилог). Символический пласт в романе (сюжето-смыслообразующая роль библейских реминисценций, цветовая и числовая символика в романе).

Литература.

1.Достоевский Ф. М. Преступление и наказание (примечания к тексту см. по изданию: Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1973. Т.7).

2.Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

3.Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Л., 1979.

4.Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова: Книга о романе Достоевского «Преступление и наказание». М., 1986.

5.Соловьёв С. М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского. М., 1979.

3 Роман Достоевского «Идиот» в современном прочтении (1 ч.).

Вопросы:

Определите неомиф в романе Достоевского «Идиот».

Задание:

Прочитайте следующие статьи о романе «Идиот»(См. Приложение):

1..Попова И. «Ты не бог, ты осёл, но ты несёшь бога». Архитектоника краха князя Мышкина // Вопросы литературы. 2009. № 5.

2.Степанян К. Дон Кихот и князь Мышкин в поисках реальности // Вопросы литературы. 2009. № 5.

3.Мильдон В. Раскольников и Мышкин (К художественной идеологии Достоевского) // Вопросы литературы. 2005. №3.

4..Касаткина Т. «Идиот» и «чудак»:синонимия или антонимия? // Вопросы литературы. 2001. № 2.

5..Ребель Г. Кто «виноват во всём этом»? Мир героев, структура и жанр романа «Идиот» // Вопросы литературы. 2007. № 1.

6..Сердюченко В. Футурология Достоевского и Чернышевского: Князь Мышкин и Рахметов как ипостаси Христа; Образ земного Рая у Достоевского и Чернышевского («Сон смешного человека» и Четвёртый сон Веры Павловны в «Что делать?») // Вопросы литературы. 2001. № 3.

Воспользуйтесь Приложением. Подготовьтесь к собеседованию по указанным статьям

4 Работа над текстом романа Достоевского «Братья Карамазовы» (1ч.)

Вопросы:

Каким образом композиция романа «Братья Карамазовы» служит систематике нравственно-этических позиций персонажа?

Сопоставьте сцены двух судов – монастырского и уголовно-юридического.

Выявление связи двух судов позволит уяснить важнейшие проблемы романа. В келье у старца Зосимы обсуждается не только распря Фёдора Павловича с сыном – намечаются пути к разрешению «загадок» всех Карамазовых, пути к возрождению русского человека.

В процессе над Дмитрием также осуществляется суд над русским человеком вообще, осуществляются исторические прогнозы России, основанные на различном толковании национальной ментальности.

Вопросы к разбору сцен двух судов.

1.Суд в монастыре:

-Как построено повествование о монастырском суде?

-Какие противоречия в поведении всех Карамазовых, явившихся на суд старца Зосимы, фиксирует повествователь? Укажите примеры несоответствующего поведения, разлада между словом и жестом, обличающего ложь посетителей.

-Каковы цель и функция религиозных «обличений» Фёдора Павловича?

-Почему Иван выступает в роли защитника церковного суда?

-Как определяет религиозные искания Ивана старец Зосима?

-Каков смысл благословения старцем Дмитрия Карамазова?

-Определите итоговое значение смыслосозидающих «приговоров» и благословений старца Зосимы.

2.Суд над Дмитрием Карамазовым:

-В чём своеобразие процесса, основанного на психологических «уликах» и расследовании психологии «преступника»?

-Каково сходство и различие психологических свидетельств на суде и душевных разбирательств старца Зосимы?

-Чему служат характеристики участников процесса?

-Определите характер достоверности субъективных мотивов обвинения и защиты: правду и ложь в речах прокурора и адвоката.

-Как в процессе суда выявляются опасные духовные искушения и ложное понимание национальных традиций?

-Укажите на антитезу итоговых заявлений адвоката и Дмитрия Карамазова.

-Каковы, на ваш взгляд, причины «судебной ошибки»?

-Почему суд над Карамазовыми воспринимается как писательское завещание России?

Рекомендуемая литература:

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (гл. 5, раздел 3 – любое издание).

О великом инквизиторе: Достоевский и последующие / Сост. Предисл., ил. Ю. И. Селиверстова. М., 1992.

Розанов В. В. «Легенда о Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария // Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989. С.41-157.

Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л, 1977, 2005..

Кантор В. К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского. М., 1983.

Мелетинский Е. М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны «Братья Карамазовы». М., 1996.

Задание:

Прочитайте статью В. Кантора «Кого и зачем искушал чёрт? (Иван Карамазов: соблазны «русского пути»)» (Вопросы литературы. 2002. № 2) (См. Приложение) и подготовьтесь к собеседованию.

Прочитайте книгу С. В. Белова «Жена писателя. Последняя любовь Ф. М. Достоевского» (М., 1986) и мемуары А. Г. Достоевской и сравните их.

5 Роман «Господа Головлёвы». Идейный смысл и проблематика романа. Художественное своеобразие романа-хроники. Сказки Салтыкова-Щедрина (2 ч.).

Выбрать одну из тем и подготовить рассказ или презентацию:

Эсхатологический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».

История создания романа: от очерка «Семейный суд» к головлёвской хронике.

1. Роман «Господа Головлёвы» как «история умертвий»:

а) «дворянское гнездо» Головлёвых. Семья как «призрак»: искажение жизненных ценностей, погружение в «тину мелочей»;

б) «вымороченное» семейство. Определяющая роль матери в формировании характеров детей. Шутовство и холопство Степана. Человек без поступков Павел. «Комедиант» и пакостник Иудушка.

в) жизненный финал членов семейства: одиночество, погружение в «фантастическую действительность», нравственная деградация.

2. Слово героя и автора в романе.

3. Библейское слово в романе.

Литература.

1.Бушмин А. С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.

2.Покусаев Е. «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

3.Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1.Творческая история цикла сказок и литературный контекст (жанр литературной сказки в творчестве писателей ХIХ века (Толстой, Лесков, Гаршин), причины обращения к жанру сказки. История формирования щедринского цикла).

2.Социальная психология и этика как объект художественного изображения в «Сказках»:

а) «зоологические» образы;

б) «народ исторический» (покорность и бессознательность социальных низов, трагическое осмысление бессмертия Коняги);

в) сатирический портрет русской интеллигенции 80-ых гг.;

г) «безумие» и несостоятельность «дирижирующих классов».

1. Поэтика «Сказок» (жанровая разнородность, авторская позиция, библейские мотивы, символика).

Литература.

3. Бушмин А. С. Сказки Салтыкова-Щедрина. М; Л., 1976. Он же:Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.

4. Прозоров В. В. Салтыков-Щедрин. М., 1988.

6 Мастерство и самобытность Лескова-писателя (2 ч.)

Вопросы:

Русский национальный характер в изображении Лескова.

Бытовые повести и жанр «русской новеллы».

Хроника «Соборяне». Особенности жанра.

Мастерство и самобытность Лескова-писателя.

Чем отличаются праведники Лескова от праведников Достоевского? Как переосмысляется тип «маленького человека» в цикле рассказов о праведниках?

Дайте характеристику представлений Лескова о системе ценностей русского человека, обеспечивающих полноту и цельность народной жизни (по повестям «Запечатлённый ангел», «Очарованный странник»).

Определите концепцию русского богатырства в повести «Очарованный странник». Соотнесите название произведения с образом главного героя.

В чём своеобразие лесковских легенд о ранних христианах?

Охарактеризуйте язык произведений Лескова. Укажите функции сказа.

Покажите на материале рассказа «Однодум» художественные способы создания образа праведника: значение имени-прозвища; характер портретных зарисовок; мнение и суд окружающих; неожиданные высказывания и необычные поступки героя; роль анекдота и парадокса в сюжете текста рассказа.

Задания по теме «Концепция национального характера и национальной жизни в хронике «Соборяне»:

1.Определите специфику хроники.

2.Какое смысловое наполнение получает традиция «жития» в «Демикотоновой книге» Савелия Туберозова?

3.Как выстраивается система персонажей в хронике?

4. Укажите антитезу патриотов и нигилистов в романе «Соборяне». Как в этой антитезе воплощаются представления писателя о национальном характере и национальном идеале?

5. Функции «анекдотов» и «сказочек» в развитии сюжета хроники.

6.В чём, по Лескову, значение ценностей национальной старины, «Святой Руси» для современников?

7.Определите характер повествования в хронике. Раскройте смысл героических, апокалиптических и иронических интонаций в произведении.

Методические советы:

В сочинениях Лескова читатель встречается с устаревшими словами. С мифологическими, библейскими и апокрифическими сюжетами и именами. Для понимания этих слов и сюжетов рекомендуем обращаться к академическим словарям: к Толковому словарю русского языка: В 4-х томах В. И. Даля (любое издание); к словарю Славянская мифология. М., 1995; к энциклопедии в 2-х т. Мифы народов мира. М., 1991-1992; к Словарю-указателю сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание / Под ред. Е. К. Ромодановской. Вып.1.Новосибирск, 2003.

Литература о творчестве Н. С. Лескова.

Анненский Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1982.

Дыханова Б. С. «Запечатлённый ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980.

Капитанова Л. А. Лесков в жизни и творчестве. М., 2002.

Тюхова Е. В. О психологизме Н. С. Лескова. Саратов, 1993.

Эйхенбаум Б. М. «Чрезмерный писатель» // О прозе. Л., 1969.

7 Раннее творчество Чехова (2ч.)

Вопросы к лекции1:

Раннее творчество молодого Чехова.

Тематическое и жанровое разнообразие творчества Антоши Чехонте.

Задание:

Прочитайте ранние рассказы Чехова. В чём состоит спор Чехова с традиционным изображением «маленького человека»?

Прочитайте в Приложении главу из учебника И. Н. Сухих о раннем Чехове. Решите учебную задачу: «Что нового сказал Чехов в решении темы «маленький человек» в русской литературе»?

8 Поздний Толстой (2ч.).

Прочитать книгу П. Басинского «Лев Толстой. Бегство из рая» (гл. 5 – 7) и подготовиться поделиться впечатлениями.

 

6) УЭМ 6: ИОЛ третьей трети ХIХ века: - лекции - практические занятия (семинары) - лабораторные работы - аудиторная СРС - внеаудиторная СРС                 ОК-1 ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3  

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...