Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет №3: Жанры научного стиля, устные и письменные, их основные особенности (тематика, композиция, язык).




Научный стиль – один из функциональных стилей общелитературного языка, который обслуживает сферу науки и производства.

В научном стиле выделяют ряд подстилей. Обычно называют подстили собственно научный (академический), научно –учебный, научно – деловой, научно – популярный, технический.

 

Собственно научный подстиль.

Жанры: монография, доклад, статья в научном журнале.

Данный подстиль предполагает:

- строгое изложение

- логическую систему аргументации

- систематизацию научных фактов и явлений

- максимальную информативную насыщенность

Собственно научный подстиль ориентирован на ученых и специалистов.

В текстах собственно научного подстиля сообщается новая научная информация и доказывается ее истинность.

Подъязыки, входящие в состав собственно представляют собой привычные для специалистов наборы лексико – фразеологических средств (специальная фразеология, терминологические сочетания, профессиональные обороты речи) и синтаксических структур с определенным стабильным лексическим направлением: летальный исход (мед.), разгон реактора (физ.). Подъязыки выделяются в соответствии с подразделением наук на точные, естественные и гуманитарные. Выделяются также частные подъязыки: филологические, медико – биологические.

 

Научно – учебный.

Жанры: учебник, учебные пособия, лекции, рефераты, объяснения на уроках.

Существенную роль в данном стиле играют:

-систематизация материала

- приемы презентации вводимы понятий, а также терминов, новых для учащихся

- развернутые дефиниции (определение научного понятия) понятий

Важно, чтобы вводимый в текст термин был разъяснен точно и достаточно полно для понимания и ясности изложения. Существуют следующие приемы расшифровки:

- включение в текст комментария – приложения, который следует за термином: Литосфера – кора земного шара.

- комментарий вводится словами: На склонах Этны множество паразитических, то есть дополнительных, небольших, кратеров.

- комментарий выделяется в особое предложение.

- также применяется развернутый комментарий вводимого термина – комментарий предшествует термину.

В этом подстиле происходит закрепление и передача научных знаний людям, которые стремятся получить образование. Он ориентирован на будущих специалистов.

3) Научно – деловой подстиль.

Жанры: аннотации, реферативное издание, патентные описания.

Аннотация –краткая, содержательно емкая характеристика печатного текста (книги, статьи, монографии), его тематики. Аннотация отвечает на вопрос, о чем говорится в книге.

Реферат – это оптимально сжатое и вместе с тем полное адекватное изложение основного содержания первичного документа, построенное по стабильной структуре. Функции реферата: информативная, поисковая, справочная. Рефераты подразделяются на информативные (рефераты – конспекты) и индикативные (указательные, описательные).

Структура реферата стабильна: заголовочная часть и собственно реферируемая часть. Синтаксис реферата характеризуется: распространением простых предложений, преобладание односоставных предложений, в основном неопределенно – личных, в которых внимание сосредоточено на самих фактах. Также широко представлены безличные и номинативные предложения.

Научно – популярный подстиль.

Жанры: энциклопедия, очерк, статья.

Изложение рассчитано на передачу уже известной информации неспециалистам. В научно – популярных текстах терминологическая лексика присутствует в минимальном количестве, научные понятия вводятся зачастую с опорой на бытовое сознание читателей, их практический опыт, поэтому в таких текстах встречаются эмоционально – экспрессивные элементы, сравнения, метафоры, аналогии.

Технический подстиль.

Обслуживает разнообразные технические описания (аппаратов, приборов, устройств).

4. Отбор языковых средств и особенности их функционирования в текстах научного стиля.

Специфика в использовании языковых средств в научной сфере общения затрагивает следущие лингвистические уровни -,лексический, морфологический, синтаксический.

 

Лексический уровень

Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением. Слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение, например, таковы технические термины муфта, стакан, трубка, и мн. др.

 

Характерной чертой научного стиля является его высокая насыщенность терминами. Необходимым условием научной речи является правильное, логическое определение понятий, вводимых терминами. Термины могут быть объяснены через синонимы или через объяснение происхождения термина, то есть через этимологические справки. Определение термина может даваться “попутно", то есть в скобках, в сносках. В учебной литературе, в частности, в учебниках, термины чаще всего получают прямое объяснение.

Близки к терминам номенклатурные наименования, которые также употребительны в научных текстах. Номенклатура понятие более широкое, чем терминология, к номенклатуре должны относиться наименования таких понятий, предметность которых ярко выражена. Например, номенклатуру гидрографии составят имена собственные — названия рек, ручьев, озер, болот, морей, океанов и т.п.; номенклатуру геологии — названия минералов; номенклатуру ботаники — названия растений.

Морфологический уровень

Своеобразно употребляется в научном стиле глагол.

В данном стиле типичным является употребление форм настоящего времени глагола, и эти формы, характеризуя изучаемое явление, имеют вневременное значение. Вневременное значение приобретают и формы прошедшего времени. В научном стиле чередование форм настоящего и прошедшего времени указывают на закономерность явления.

В научном стиле чаще употребляются глаголы несовершенного вида так как от них образуются формы настоящего времени. Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже и используются часто в устойчивых оборотах типа: рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п.

 

В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом - ся, - сь) в страдательном (пассивном) значении.

 

Частота употребления в научных текстах пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании механизма, процесса, структуры внимание сосредоточивается на них самих, а не на производителе действия. В научном стиле изложения часто используется глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего и прошедшего времени без указания на субъект действия.

Своеобразно проявляется категория лица. В научной речи не принято употреблять местоимение 1 лица ед. ч. “Я". Его заменяют местоимением “МЫ”. Принято считать, что употребление местоимения “МЫ" создает атмосферу авторской скромности и объективности: Мы исследовали и пришли к выводу… (вместо: Я исследовал и пришел к выводу…).

В связи с этим вместо формы 1 лица единственного и множественного числа местоимений Я или МЫ в научных текстах употребляются неопределенно-личные и безличные предложения.

Из форм наклонений в научной речи явно преобладает изъявительное. За ним следует сослагательное в силу того, что в научном поиске необходимо отражается (и фиксируется в речи) элемент предположительности. Повелительное наклонение представлено редко (в основном при описании опытов - например, проверьте результаты…, сличите данные…).

В целом же в научном стиле над глаголами преобладают имена существительные и прилагательные.

Значительно реже, чем в других стилях, в частности, в разговорном и художественном, употребляются одушевленные существительные. Среди существительных мужского и женского рода большое место также занимает отвлеченная лексика.

Своеобразно проявляется в научной речи категория числа имен существительных. В научной литературе распространенным является употребление формы единственного числа вместо множественного. Эти формы служат для обозначения обобщенного понятия. Их употребление объясняется тем, что формы множественного числа имеют более конкретное значение. Напротив, в научной речи встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются - множественное число от абстрактных и вещественных существительных.

Для научной речи характерно употребление некоторых прилагательных и причастий в значении указательных местоимений “этот, такой".

В научной речи большое место занимают предлоги, предложные сочетания и союзы. Высокий процент употребления в ней предлогов отчасти объясняется именным характером научного стиля.

В научной литературе широко применяются различные виды сокращений: графически (изд-во), буквенные аббревиатуры (ГОСТ), сложносокращенные слова (Госплан), сокращение без гласных (млрд), сокращения смешанной формы (НИИцветмет).

Синтаксический уровень

Синтаксические особенности научного стиля проявляются достаточно последовательно несмотря на то, что синтаксические конструкции в большинстве своем общеупотребительны, нейтральны.

Современный научный стиль характеризуется стремлением к синтаксической компрессии - к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Это проявляется в особенностях построения словосочетаний, в особенностях предложений.

Так, для научного стиля характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени, часто с предлогом для (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа).

Имена прилагательные в роли определения широко употребляются в терминологическом значении: гласные и согласные звуки, уголовный кодекс, условные рефлексы и т.п.

Для научного стиля типичным является употребление именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного характера научного стиля. Широко употребительными в научном стиле являются именные составные сказуемые с краткими причастиями типа “может быть использован”.

На уровне предложения также проявляется специфика научного стиля.

Поскольку логичность - одна из основных стилевых черт научного текста, для его синтаксиса характерны структуры, прежде всего выражающие чисто понятийное содержание. Такой основной структурой во многих языках является полносоставное повествовательное предложение с нейтральным лексическим наполнением, с логически правильным прямым порядком слов и с союзной связью между частями предложения.

Среди сложноподчиненных преобладают предложения с одним придаточным.

Вопросительные предложения выполняют в научной речи специфические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому. В такой же необычной роли употребляются и побудительные (для выражения допущений и предложений) предложения.

Для научного стиля характерно широкое распространение безличных предложений разных типов, что обусловлено стремлением к объективной обобщенности и отвлеченности.

Для научной речи характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в научных текстах преобладают сложные предложения с союзной связью (с союзами). Богато представлены сложные сочинительные и подчинительные союзы и союзные слова, такие, как: несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др. Наиболее продуктивны в научных текстах сложноподчиненные предложения с придаточными причинными, условными, временными, следствия, изъяснительными.

Специфичной чертой научного стиля является употребление сложноподчиненных предложений, где выражается сопоставление каких-либо явлений.

Типичным для научного стиля является употребление однородных членов предложения, которые перечисляют логически однородные понятия.

Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на то, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение, каков источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.).

 

Для научных произведений характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов или групп слов, отражающих этапы логического изложения и являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения.

5. Публицистический стиль, его лексико-фразеологические и грамматические особенности. Основные подстили и отличительные признаки.

Публицистический стиль - функциональная разновидность речи, обслуживающая широкую сферу человеческих отношений: общественно-политических, культурных и др.

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функция сообщения(информативной) и функция воздействия(воздействующая или экспрессивная). Говорящий использует этот стиль тогда, когда ему необходимо не только передать информацию, но и произвести на адресата определенное воздействие. Причем автор, передавая факты, выражает свое отношение к ним. Этим и обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не характерная ни для научной, ни для официально-деловой речи.

Черты публицистического стиля:

1)Сочетание экспрессии и стандарта

2)Полистилизм (сочетание всех стилей)

3)Общедоступность языковых средств

 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...