Понятие текста. Виды текстовой информациии. Основные категории текста.
Текст (от лат. textus) означает ткань, сплетение, соединение.Текст представляет собой объединенную последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связанность и цельность. Текст не состоит из предложений, а реализуется в них. Смысл текста является мотивом его создания. Феномен текста заключается в его многоаспектности. Для обозначения способов передачи информации существуют термины - функционально-смысловые типы речи, типы изложения, способы изложения. ФСТР- способы оформления мысли, схемы построения текста, словесные структуры, которые используются в зависимости от назначения речи и смысла. ФСТР определяется характером передаваемой содержательной информации. Содержательная информация бывает фактологическая, соответствующая эмпирическому уровню познания (ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – исходный этап научного познания, его основа, обеспечивающая связь знания с реальностью), концептуальная и гипотетическая, соответствующая теоретическому уровню познания, методическая, заключающая в себе описание способов и приемов усвоения информации, эстетическая, связанная с категориями оценочного, эмоционального и нравственно-этического плана, интструктивная, соедржащая в себе ориентацию на определенные действия. Эти виды информации отдельно или совокуппно содержатся в различных видах текста. Напр., фактологическая, теоретическая и эстетическая- научные тексты, фактологическая и эстетическая- тексты художественные, методическая - тексты учебные. Текстовая категория (характеристика) – это такой признак, который свойственен всем текстам и без которого не может существовать ни один текст, то есть это Типологический признак.
Целостность и связность - основные, конструктивные признаки текста. Они отражают содержательную с труктурную сущность текста. Различают локальную связность и глобальную связность. Локальная связность - связность линейных последовательностей (высказываний, межфразовых единств). Глобальная связность - это то, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность. Локальная связность определяется межфразовыми синтаксическими связями (вводно-модальными и местоименными словами, видо-временными формами глаголов, лексическими повторами. порядком слов, союзами). Глобальная связность проявляется через ключевые слова, тематически и коцептуально объединяющими текст в целом и его фрагменты. Связность текста проявляется через внешние структурные показатели, через формальную зависимость компонентов текста. Целостность усматривается в связи тематической, концептуальной и модальной. Структурная связь может быть эксплицитной (причинно-следственная связь выражена словами) и имплицитной (причинно-следственная связь выражена логико-интонационными средствами). Структурная свзяь может быть левосторонней и правосторонней. Это зависит от места расположения сигналов связи в компонентах текста. Левосторонняя связь - указание в тексте на ранее сказанное (анафора), а правосторонняя - на последующее (катафора). Целостность текста- единство тематическое, концептуальное, модальное. Смысловая цельность заключается в единстве темы- микротемы, макротемы, темы всего речевого произведения. Мельчайшая частная тема- тема, заключенная в межфразовом единстве (она обычно дается в зачине). Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов, через их синонимизацию или через повторную номинацию. Единство темы обеспечивается соотношением слов с одним и тем же предметом изображения. Следует сказать о явлении импликации, основанном на ситуативных связях. Т.е. наличие отображаемых предметов подразумевает наличие и других, ситуативно связанных с ними.
Плюс ко всему, признаками текста являются: - членимость, -тема как и авторский замысел – существенный и необходимый признак всякого текста, -основной тезис (главная мысль) – точка зрения автора по данной теме, предмет содержания и его основной признак, -логичность, -оценочность, -наличие комппозиции. Структурные элементы текста: архитектоника, сюжет, композиция. Нарушение нормативных требований при структурировании текста. Композиция текста – это схема организации и структурной упорядоченности целого текста (произведения), отражающая строение, соотношение и взаимное расположение его частей, членение на смысловые элементы, степень и характер выраженности этих элементов, порядок их следования и взаимосвязь между ними. Понятие К. традиционно используется для характеристики художественного произведения как целого со стороны его содержательной формы. Композиция обусловливается не только закономерностями изображаемой действительности, но и мировоззрением, задачами, поставленными автором. Обычно к элементам композиции художественного произведения относят экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Композиция нехудожественных текстов обычно понимается как последовательность трех основных частей речевого сообщения: вступления, главной части и заключения. Вступление предполагает введение в тему и содержание текста, представление материала, постановку проблемы, конкретизацию аспекта ее рассмотрения и др. Нередко (особенно в публиц. и науч.-популярных жанрах) введение преследует психологические цели, т.е. отражает стремление автора вызвать интерес читатателя, установить психологический контакт с аудиторией. Главная (основная) часть содержит развитие концепции, намеченное вступлением. Здесь непосредственно и разносторонне раскрывается тема, решаются поставленные проблемы, сообщаются основные сведения. Здесь же наиболее полно реализуется тот или иной функц.-смысловой тип речи – повествование, рассуждение, описание и др. В главной части автор излагает основной материал, в отношении которого выносится суждение или оценка; анализирует чужие суждения или оценки, предлагает свое понимание темы. Коммуникативное намерение субъекта речи реализуется посредством констатации, доказательства, опровержения и других способов аргументации, включающих тезис – основное положение, которое доказывается в процессе речи, аргументы – положения, которые приводятся в обоснование тезиса и истинность которых является доказанной независимо от тезиса (в качестве аргументов также используются проверенные науч. положения, достоверные факты, аксиомы)(аргументы часто выстраиваются в гомеровском порядке: средний, слабый, сильный), демонстрацию – форму соотнесенности аргументов и тезиса. Важнейшая роль в основной части принадлежит тезису, его подтверждению или опровержению.
В заключении обычно подводится итог, со всей определенностью формулируются выводы, суммируется сказанное, намечаются новые задачи и проблемы, требующие разрешения, содержатся призывы к аудитории и т.п. Однако подобное членение является в большей степени не композиционным, а содержательно-тематическим, поскольку одно и то же трехчастное деление свойственно текстам, К. которых различна. Иногда названные три части действительно совпадают с композиционным членением, но и в этом случае они связаны с содержательным, а не структурным аспектом текста. Необходимо прежде всего разграничивать внешнюю композицию (архитектонику) и внутреннюю композицию. Если внутренняя (содержательная) композиция определяется прежде всего системой образов-характеров, особенностями конфликта и своеобразием сюжета, то внешняя композиция — это членение текста, характеризующегося непрерывностью, на дискретные единицы, это архитектоника. Архитектоника – это внешняя форма строения текста, характер и порядок расположения его частей. Границы каждой композиционной единицы, выделяемой в тексте, четко заданы, определены автором (главы, главки, разделы, части, эпилоги, явления в драме и др.), это организует и направляет восприятие читателя. Архитектоника текста «служит способом "порционирования" смысла. Не менее значимо и отсутствие членения текста или его развернутых фрагментов. Немаркированность композиционных единиц подчеркивает целостность пространственного континуума, текучесть картины мира повествователя или персонажа.
Каждая композиционная единица выделяет важнейшие смыслы текста и активизируют внимание адресата. Это, во-первых, различные графические выделения, во-вторых, повторы языковых единиц разных уровней, в-третьих, сильные позиции текста или его композиционной части они установливают иерархии смыслов, фокусируют внимания на самом важном, усиливают эмоциональный и эстетический эффект, обеспечивают связности текста и его запоминаемости. К сильным позициям текста традиционно относятся заглавия, эпиграфы, начало и конец произведения (части, главы, главки). С их помощью автор подчеркивает наиболее значимые для понимания произведения элементы структуры и одновременно определяет основные «смысловые вехи» той или иной композиционной части или текста в целом. Единицы архитектоники являются, таким образом, единицами текстовой структуры. Различаются два основных вида членения текста: объемно-прагматическое и контекстно-вариативное Объемно-прагматическое членение учитывает, во-первых, объем произведения, а во-вторых, особенности восприятия читателя (именно оно организует его внимание). Основными единицами в этом случае выступают том, книга, часть, глава (акт), главка (подглавка), явление в драме, отбивка, абзац.Объемно-прагматическое членение текста может выполнять и другие текстовые функции: подчеркивать динамику повествования, передавать особенности течения времени, выражать эмоциональную напряженность, выделять изображаемую реалию (лицо, компонент ситуации и др.) крупным планом. Контекстно-вариативное членение – это членение в результате которого, во-первых, различаются контексты, организованные авторской речью (речью повествователя), и контексты, содержащие «чужую» речь — речь персонажей (их отдельные реплики, монологи, диалоги); во-вторых, описание, повествование и рассуждение. Эти композиционные формы вычленяются, как мы видим, уже с учетом субъекта речи. Оба вида членения взаимообусловлены и последовательно раскрывают содержательно-концептуальную информацию текста. Объемно-прагматическое членение может использоваться как способ выделения точки зрения персонажа. Структура текста – это взаимосвязь всех элементов текста, в том числе и содержательных (например таких как движение времени)
Сюжет Сюжет - весь ход событий.Сюжет – это художественно построенное распределение событий, совокупность сюжетных мотивов, данных в той последовательности и с той степенью полноты, которая необходима для реализации авторского замысла.Сюжет —средство воплощения содержания произведения — идейно-эмоционального замысла писателя, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. Сюжет— это основная сторона формы произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|