Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие текста. Виды текстовой информациии. Основные категории текста.




Текст (от лат. textus) означает ткань, сплетение, соединение.Текст представляет собой объединенную последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связанность и цельность. Текст не состоит из предложений, а реализуется в них. Смысл текста является мотивом его создания. Феномен текста заключается в его многоаспектности.

Для обозначения способов передачи информации существуют термины - функционально-смысловые типы речи, типы изложения, способы изложения.

ФСТР- способы оформления мысли, схемы построения текста, словесные структуры, которые используются в зависимости от назначения речи и смысла.

ФСТР определяется характером передаваемой содержательной информации. Содержательная информация бывает фактологическая, соответствующая эмпирическому уровню познания (ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – исходный этап научного познания, его основа, обеспечивающая связь знания с реальностью), концептуальная и гипотетическая, соответствующая теоретическому уровню познания, методическая, заключающая в себе описание способов и приемов усвоения информации, эстетическая, связанная с категориями оценочного, эмоционального и нравственно-этического плана, интструктивная, соедржащая в себе ориентацию на определенные действия. Эти виды информации отдельно или совокуппно содержатся в различных видах текста.

Напр., фактологическая, теоретическая и эстетическая- научные тексты, фактологическая и эстетическая- тексты художественные, методическая - тексты учебные.

Текстовая категория (характеристика) – это такой признак, который свойственен всем текстам и без которого не может существовать ни один текст, то есть это Типологический признак.

Целостность и связность - основные, конструктивные признаки текста. Они отражают содержательную с труктурную сущность текста.

Различают локальную связность и глобальную связность.

Локальная связность - связность линейных последовательностей (высказываний, межфразовых единств).

Глобальная связность - это то, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность.

Локальная связность определяется межфразовыми синтаксическими связями (вводно-модальными и местоименными словами, видо-временными формами глаголов, лексическими повторами. порядком слов, союзами).

Глобальная связность проявляется через ключевые слова, тематически и коцептуально объединяющими текст в целом и его фрагменты.

Связность текста проявляется через внешние структурные показатели, через формальную зависимость компонентов текста.

Целостность усматривается в связи тематической, концептуальной и модальной.

Структурная связь может быть эксплицитной (причинно-следственная связь выражена словами) и имплицитной (причинно-следственная связь выражена логико-интонационными средствами).

Структурная свзяь может быть левосторонней и правосторонней. Это зависит от места расположения сигналов связи в компонентах текста. Левосторонняя связь - указание в тексте на ранее сказанное (анафора), а правосторонняя - на последующее (катафора).

Целостность текста- единство тематическое, концептуальное, модальное.

Смысловая цельность заключается в единстве темы- микротемы, макротемы, темы всего речевого произведения.

Мельчайшая частная тема- тема, заключенная в межфразовом единстве (она обычно дается в зачине). Единство темы проявляется в регулярной повторяемости ключевых слов, через их синонимизацию или через повторную номинацию. Единство темы обеспечивается соотношением слов с одним и тем же предметом изображения. Следует сказать о явлении импликации, основанном на ситуативных связях. Т.е. наличие отображаемых предметов подразумевает наличие и других, ситуативно связанных с ними.

Плюс ко всему, признаками текста являются:

- членимость,

-тема как и авторский замысел – существенный и необходимый признак всякого текста,

-основной тезис (главная мысль) – точка зрения автора по данной теме, предмет содержания и его основной признак,

-логичность,

-оценочность,

-наличие комппозиции.

Структурные элементы текста: архитектоника, сюжет, композиция. Нарушение нормативных требований при структурировании текста.

Композиция текста

– это схема организации и структурной упорядоченности целого текста (произведения), отражающая строение, соотношение и взаимное расположение его частей, членение на смысловые элементы, степень и характер выраженности этих элементов, порядок их следования и взаимосвязь между ними.

Понятие К. традиционно используется для характеристики художественного произведения как целого со стороны его содержательной формы. Композиция обусловливается не только закономерностями изображаемой действительности, но и мировоззрением, задачами, поставленными автором. Обычно к элементам композиции художественного произведения относят экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Композиция нехудожественных текстов обычно понимается как последовательность трех основных частей речевого сообщения: вступления, главной части и заключения. Вступление предполагает введение в тему и содержание текста, представление материала, постановку проблемы, конкретизацию аспекта ее рассмотрения и др. Нередко (особенно в публиц. и науч.-популярных жанрах) введение преследует психологические цели, т.е. отражает стремление автора вызвать интерес читатателя, установить психологический контакт с аудиторией.

Главная (основная) часть содержит развитие концепции, намеченное вступлением. Здесь непосредственно и разносторонне раскрывается тема, решаются поставленные проблемы, сообщаются основные сведения. Здесь же наиболее полно реализуется тот или иной функц.-смысловой тип речи – повествование, рассуждение, описание и др. В главной части автор излагает основной материал, в отношении которого выносится суждение или оценка; анализирует чужие суждения или оценки, предлагает свое понимание темы. Коммуникативное намерение субъекта речи реализуется посредством констатации, доказательства, опровержения и других способов аргументации, включающих тезис – основное положение, которое доказывается в процессе речи, аргументы – положения, которые приводятся в обоснование тезиса и истинность которых является доказанной независимо от тезиса (в качестве аргументов также используются проверенные науч. положения, достоверные факты, аксиомы)(аргументы часто выстраиваются в гомеровском порядке: средний, слабый, сильный), демонстрацию – форму соотнесенности аргументов и тезиса. Важнейшая роль в основной части принадлежит тезису, его подтверждению или опровержению.

В заключении обычно подводится итог, со всей определенностью формулируются выводы, суммируется сказанное, намечаются новые задачи и проблемы, требующие разрешения, содержатся призывы к аудитории и т.п.

Однако подобное членение является в большей степени не композиционным, а содержательно-тематическим, поскольку одно и то же трехчастное деление свойственно текстам, К. которых различна. Иногда названные три части действительно совпадают с композиционным членением, но и в этом случае они связаны с содержательным, а не структурным аспектом текста.

Необходимо прежде всего разграничивать внешнюю композицию (архитектонику) и внутреннюю композицию. Если внутренняя (содержательная) композиция определяется прежде всего системой образов-характеров, особенностями конфликта и своеобразием сюжета, то внешняя композиция — это членение текста, характеризующегося непрерывностью, на дискретные единицы, это архитектоника.

Архитектоника – это внешняя форма строения текста, характер и порядок расположения его частей.

Границы каждой композиционной единицы, выделяемой в тексте, четко заданы, определены автором (главы, главки, разделы, части, эпилоги, явления в драме и др.), это организует и направляет восприятие читателя. Архитектоника текста «служит способом "порционирования" смысла. Не менее значимо и отсутствие членения текста или его развернутых фрагментов. Немаркированность композиционных единиц подчеркивает целостность пространственного континуума, текучесть картины мира повествователя или персонажа.

Каждая композиционная единица выделяет важнейшие смыслы текста и активизируют внимание адресата. Это, во-первых, различные графические выделения, во-вторых, повторы языковых единиц разных уровней, в-третьих, сильные позиции текста или его композиционной части они установливают иерархии смыслов, фокусируют внимания на самом важном, усиливают эмоциональный и эстетический эффект, обеспечивают связности текста и его запоминаемости. К сильным позициям текста традиционно относятся заглавия, эпиграфы, начало и конец произведения (части, главы, главки). С их помощью автор подчеркивает наиболее значимые для понимания произведения элементы структуры и одновременно определяет основные «смысловые вехи» той или иной композиционной части или текста в целом. Единицы архитектоники являются, таким образом, единицами текстовой структуры.

Различаются два основных вида членения текста: объемно-прагматическое и контекстно-вариативное

Объемно-прагматическое членение учитывает, во-первых, объем произведения, а во-вторых, особенности восприятия читателя (именно оно организует его внимание). Основными единицами в этом случае выступают том, книга, часть, глава (акт), главка (подглавка), явление в драме, отбивка, абзац.Объемно-прагматическое членение текста может выполнять и другие текстовые функции: подчеркивать динамику повествования, передавать особенности течения времени, выражать эмоциональную напряженность, выделять изображаемую реалию (лицо, компонент ситуации и др.) крупным планом.

Контекстно-вариативное членение – это членение в результате которого, во-первых, различаются контексты, организованные авторской речью (речью повествователя), и контексты, содержащие «чужую» речь — речь персонажей (их отдельные реплики, монологи, диалоги); во-вторых, описание, повествование и рассуждение. Эти композиционные формы вычленяются, как мы видим, уже с учетом субъекта речи. Оба вида членения взаимообусловлены и последовательно раскрывают содержательно-концептуальную информацию текста. Объемно-прагматическое членение может использоваться как способ выделения точки зрения персонажа.

Структура текста – это взаимосвязь всех элементов текста, в том числе и содержательных (например таких как движение времени)

Сюжет

Сюжет - весь ход событий.Сюжет – это художественно построенное распределение событий, совокупность сюжетных мотивов, данных в той последовательности и с той степенью полноты, которая необходима для реализации авторского замысла.Сюжет —средство воплощения содержания произведения — идейно-эмоционального замысла писателя, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. Сюжет— это основная сторона формы произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...