Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные подстили и их отличительные признаки.




Публицистический стиль делится на три подстиля: газетно-публицистический, аналитический и художественно-публицистический.

Газетно-публицистический подстиль.

Для газетно-публицистического подстиля характерна ориентация на массового читателя, широта и разнообразие тематики, открытость ее идеологических позиций.

Газетно-публицистический подстиль характеризуется злободневностью тематики, использованием общественно-политической лексики и терминологии (депутат, власть, патриот), специфической публицистической лексики и фразеологии (репортаж, урегулирование конфликта), частотностью употребления заимствованных слов, называющих новые экономические, политические, бытовые, научно-технические явления (дистрибьютор, инвестиция).

Аналитический подстиль.

Для аналитического подстиля характерно исследование действительности, разъяснение, актуальных проблем, сути и значения современных событий, процессов, ситуаций.

Художественно-публицистический подстиль.

Художественно-публицистический подстиль по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно- выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур. Для художественно-публицистического подстиля характерен такой тип речи как рассуждение-размышление.

6. Жанры публицистического стиля, устные и письменные, их основные особенности (тематика, композиция, язык).

1) информационные (заметка, информационная корреспонденция, информационное сообщение, информационное интервью, репортаж, зарисовка, отчет);

2) аналитические (аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, статья, рецензия, беседа)

3) художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).

 

Информационные:

1. Заметка - это самый малый газетный жанр. В ее основе лежит общественно значимый факт. Ее размер колеблется от десятка до сотни строк. Это самый популярный газетный жанр. В самом названии заключена ее суть: заметить – значит выделить что-то из окружающей жизни. Неэкспрессивна, без рассуждений. Важнейшее требование к ней – оперативность. Не предполагает открытого проявления авторского присутствия, авторы узнаем по данным в конце материала.

Структура: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты).

Для написания заметки следует ответить на 5 основных вопросов: Кто, Что, Где, Когда и Почему. Ответ на эти вопросы дает сжатое представление о событии.

Темы: проведение встреч, информация о событиях.

2. Информационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и широким освещением предмета, может включать в себя некоторые элементы оценки, предписания, прогноза. Автор корреспонденции не присутствует на месте события в момент его совершения и не ставит перед собой задачу дать подробное эмоционально насыщенное описание предмета отображения. Темой корреспонденции часто являются самые обычные события или какие-то локальные ситуации, процессы.

Информационное сообщение (Новостная статья)

Схема - перевернутая пирамида: 1)Основное событие; 2) последствия; 3)предшествующие события; 4) прогноз; 5) предыстория; 6) фон, на котором события разворачиваются; 7) реакции(речевые или действия с чьей-то стороны).

Тема: социально-значимые события.

4. Информационное интервью публикуется с целью довести до сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии. Здесь особенно важны подробности события, уточнение его места и времени. Такое интервью содержит вопросы конкретного характера и достаточно лаконичные ответы, а при необходимости - дополнительные вопросы, уточняющие технические детали, упомянутые в ответах на главные вопросы. Такие дополнительные вопросы необходимо задавать, чтобы сделать понятными для читателя употребляемые специалистом профессиональные термины.

Репортаж.

Жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. По сути дела, репортаж – это поэтапное фиксирование автором результатов своего наблюдения. Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события. Он более эмоционален.

 

Основные признаки жанра:

 

1. Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).

2. Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).

3. Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).

 

Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа). Репортаж – жанр фабульный, текст пишется обязательно от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах.

6. Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях. Изображение портрета человека, события, явление в жизни литературно-худ. средствами. Обычно посвящается какому-то одному событию. Выделяют: портретный, событийные зарисовка, зарисовки о природе, этюд о жизни человека.

Отчет

Отчет выделяется как отдельный жанр на основании предмета отображения. Он представляет собой развернутое информационное сообщение о событии сферы слухоговорения (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), т.е. о том событии, на котором совершается большой обмен информацией.

В отчете должны быть изложены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета – точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст.

 

Виды отчета.

Прямой информационный отчет – воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы.

 

Аналитический отчет – рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков.

8. Некролог - это извещение о смерти людей (прежде всего - известных данной аудитории). Он обычно содержит краткую биографию умершего, сведения о том, где и как он работал, о его достижениях и наградах, слова прощания и выражения скорби по умершему.

 

Аналитические

 

1. Аналитическая корреспонденция -рассказ очевидца, корреспондента о развивающемся событии. Событие всегда социально значимо. Корреспондент дает оценку событию, прогноз, может ссылаться на опрошенных людей, доказывать свою точку зрения.

Структура: 1)введение в курс дела;2) анализ причин, прогноз и рекомендации; 3) оценка события; 4) обобщение

2. Аналитическое интервью отличается от информационного своей целью - это не просто получение информации о событии, а выявление причинно-следственных связей данного события, вынесение оценок, прогноз. Роль журналиста в таком интервью - задать своими вопросами направление анализа, получить у собеседника развёрнутые ответы.

Публикуется обычно в форме вопросов и ответов, но возможны монологическая форма (вопрос задан в заголовке или в первом абзацк, весь остальной текст – сплошной ответ интервьюируемого) или специфическая форма подачи, например, в интервью журнала «Эсквайр» специально опущены заданные вопросы, в тексте приводятся только ответы.

Статья

Всегда большой объем. Статья является главным жанром аналитической журналистики. Статья даёт подробный обзор и анализ актуальных событий и ситуаций, разъясняет происходящие процессы и ориентирует читателя на дальнейшие, самостоятельные размышления. При написании статьи важна доказательность доводов, подбор серьезных фактов. Серьёзность фактов состоит в надёжности их источников и достаточности факта для выведения широких заключений.

Структура: 1)Введение(Цель: заинтересовать читателя); 2) Тезис+3 аргумента(сначала средний аргумента, потом слабый, затем сильный); 3)Эмоциональное заключение.

4. Рецензия - это жанр, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. Суть жанра - выявить отношение рецензента к произведению и увидеть в нём то, что незаметно непосвященному. Это требует от журналиста глубоких познаний в определённой сфере, искусства. От других жанров рецензия отличается тем, что рассматривает не явления реальной действительности, а информационные явления - книги, фильмы, телепередачи. Рецензия должна преследовать важную цель - помочь аудитории оценить широко известное произведение, разобраться в вопросах искусства и литературы.

Рецензия обычно содержит суждения и оценки и тем самым относится к аналитическим жанрам.

В современной прессе рецензии рассматривают какую-либо одну сторону произведения - тему, мастерство автора, работу режиссёра или исполнителей.

В последнее время появляются новые тематические виды рецензий - рецензии на документальные и мультипликационные фильмы, на телепередачи, рекламные ролики, музыкальные клипы, так как эти виды произведений всё чаще попадают в центр общественного внимания.

5. Беседа иногда отождествляется с интервью, поскольку имеет значительное сходство с ним, прежде всего - двусоставность текста. В обоих случаях есть обмен мыслями, репликами. Различие этих жанров состоит в роли журналиста... В интервью журналист только задаёт вопросы, и основное содержание публикации определяется ответами на них, В беседе журналист является равноправным партнёром по коммуникативному акту, а значит и создателем содержания будущего текста.

Беседа широко использовалась на страницах прессы на протяжении многих лет. "Беседы за круглым столом" велись на страницах "Известий", "литературной газеты", других изданий.

Участие журналиста в беседе позволяет более всесторонне рассмотреть предмет разговора, уточнить ответы, соотнести их с другими известными журналисту фактами. Этот жанр требует подготовки журналиста к обсуждению избранной темы, точных представлений о предмете разговора. Особую сложность представляет собой беседа с должностными лицами, незаинтересованными в широком гласном обсуждении результатов их работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...