Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отбор языковых средств и особенности их функционирования в текстах публицистического стиля. Книжные и разговорные элементы в текстах современных СМИ.




В публицистическом стиле реализуется языковая функция воздействия (агитации и пропаганды), с которой совмещается чисто информативная функция (сообщение новостей). В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики -- актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (газетах, журналах), политических выступлениях, речах и собраниях. Отсюда и отбор языковых средств.

Лексика – книжная (самопожертвование, милосердие, отечество и т.д.), разговорная (шумиха, мужик и т.д.), просторечная (денежки, одичать, круто и т.д) и диалектная лексика, фразеология (позволяет точно и быстро дать информацию, могут нести позитивную и негативную оценку:сокращение вооржений, гонка вооружений, желтая пресса), в последнее время употребляется научная терминология (принтер, сканер, интернет). Используют речевой стандарт –устойчивое в своем составе и воспроизводимое языке средство, не вызывает негатива и обладает четкой семантикой,экономично выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации – «встать на трудовую вахту, гуманитарная помощь и т.д). Штамп – шаблонный оборот речи, не вносит ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряет предложение (на данном этапе, в целях распространения).

Словообразование – иноязычные приставки - «а-,анти-,архи-,нео-, контр- гипер- и т.д. (антивоенный, неонацисты); суффиксальные образования сущ «-ость, -ство, -щина, и т.д. (солидарность, братство), -ист, -ник 9коммунист, заочник). Аббревиатуры в целях экономии речевых средств (ООН, ЖЕК.)

Морфолог. особенности - Для пуб. ст хар-но употребление мн.ч. сущ (наши отцы, деды, круги, разговоры), не свойственно преобладание форм настоящего времени гл – в равной степени употребляются формы наст и прошедшем времени.

Синтаксические – употребление эмоционально и экспрессивно окрашенной конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, повторы, обратный порядок слов предложении (инверсия, используются однородные члены предложения (употребление их парами, повторение, градация).

Использование троп – слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворение, метанимия, синекдоха, перифраза).

Важно отметить, что соблюдается:

-экономия языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности;

-отбор языковых средств с установкой на их доходчивость,

-наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей (в частности, терминологической) для целей публицистики;

-использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише;

-жанровое разнообразие и связанное с этим разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначности слова, ресурсов словообразования (авторские неологизмы), эмоционально-экспрессивной лексики;

-совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного) обусловленное разнообразием тематики и жанров;

-использование изобразительно-выразительных средств языка, в частности средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.).

Что касается устной публицистической речи, то она сочетает книжную и разговорную речь, так как она не готовится заранее. В парламентской речи, например, важны невербальные элементы (мимика, жесты), фонетические особенности (тембр, темп). Речь должна быть понятна и доступна.

Влияние разговорной и книжной речи на тексты СМИ:

1. Из разговорной речи пришли на газетную полосу различные эллиптические предложения - безглагольные фразы, характеризующиеся краткостью, энергичностью выражения: Новаторы -производству; Наш девиз -качество!

2. К средствам экспрессивного синтаксиса относятся номинативные предложения, обозначающие бытие, наличие того, что названо.

Яркий слепящий свет. Белые стены, потолок. Белый колпак, белая марлевая маска и над нею строгие глаза. И вновь белый потолок. Слабость такая, что не могу пошевелиться. Доктор сидит рядом с кроватью. (Из газет).

3. Широко используются в различных газетных жанрах так называемые сегментированные конструкции, или конструкции с "двойным обозначением".

Часы - и те здесь были палубные (Казак)

Инициатива - вот чего нам больше всего не хватает (Нагиб)

4. В различных публицистических жанрах широкое распространение получили присоединительные конструкции. Эпифраз- добавочное, уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое к уже законченному предложению.

Не зря ли приехали? Да еще с узлами, с чемоданами (Копт.)

В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту (Чак.)

5. Особая выразительность присуща так называемой парцелляции. Парцелляция как средство усиления выразительности, действенный стилистический прием, позволяющий актуализировать смысловую и экспрессивную сторону высказывания, находит широкое применение в газетных жанрах. Например:

Убежден: к четырем-пяти годам ребенку вовсе не обязательно уметь читать и писать. Но его уже пора научить чувствовать. Красоту. Радость узнавания. Прелесть игры воображения.

6. Газетный текст часто начинается вводной конструкцией, указывающей на источник сообщения (Как сообщает наш корреспондент...; По данным Гидрометцентра...).

7. Объективизация - вопрос, на который атвор отвечает сам. Это средство служит для высвечивания отдельных сторон основного вопроса по мере развертывания текста.

8. Риторический вопрос - это экспрессивное утверждение или отрицание.

9. Парантеза - самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание,вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки. Напр: В США от сальмонеллы (это вам не куриная слепота!) ежегодно умирает 4000 человек.

10. Риторическое восклицание - показное выражение эмоций.11. Умолчание- невысказанность части мысли.

11. Парономазия- столкновение в одной фразе паронимов. Плюс раличные типы повторов. Например:

Эпанодос- повтор с отрицанием (Выбор с отсутствием выбора).

12. На морфологическом уровне полиптотон - повтор слова в разных падежных формах (Он выступает во дворце Ленина, находящимся на площади имени Ленина, где стоит памятник Ленину).

13. Аппликация- вкрапление общеизвестных выражений (пословиц, поговорок, фразеологизмов и тд), как правило, в несколько измененном виде. (Требовали Горбачеву дать 10 лет без права переписки с Маргарет Тэтчер).

14. Что касается тропов, то самым употребляемым является метафора.

Широко распространен каламбур - остроумное высказвание, основанное на одновременной реализации в слове прямого и переносного значений или на совпадении в звучании слов с разными значенями: Коммунистам в Татарстане ничего не светит, даже полумесяц.

Еще один близкий метафоре троп- п ерсонификация - перенесение на неживой предмет функций живого лица.

Ироническая окраска создается с помощью антономазии- употребления имени собственного в нарицательном значении или наоборот (певец Светланы, вместо Жуковский).

Встречается употреблении синекдохи (перенос имени с целого на его частьи наоборот) и синекдохи числа (указание на единичный предмет для обозначения множества и наоборот).

Аллегория служит для того, чтобы через буквальный смысл текста указать на переносный смысл.

Конкурирующим с метафорой тропом является метонимия- перенос имени с одной реалии на другую по логической смежности.

Вопрос №9.

Жанры PR-текстов: тематическое, композиционное и языковое своеобразие. Композиция рекламных текстов.

Жанры PR-текстов: тематическое, композиционное и языковое своеобразие.

В современной PR-логии выделяют следующие жанры PR-текста:

1. Оперативно-новостные (информационно-новостные) жанры.

2. Исследовательско-новостные жанры.

3. Образно-новостные жанры.

4. Фактологические жанры.

5. Исследовательские жанры.

Оперативно-новостные жанры — это PR-тексты, которые оперативно передают не известную общественности информацию.

К ним относят, например:

1) пресс-релиз (основной информационно-новостной жанр PR-текста, представляющий событийную информацию о деятельности субъекта PR);

2) приглашение (жанр PR-текстов, направленный на информирование общественности с целью обеспечения максимального присутствия целевой аудитории на мероприятии, проводимом субъектом PR).

Объектом отражения является новость или новостное событие.

Предмет — событие или персона.

Цель — формирование оптимальной коммуникативной среды.

Характерные жанровые признаки:

1. оперативность,

2. релевантность (мера соответствия получаемого результата желаемому результату),

3. фактологичность.

Важным для этого жанра является то, что своевременно поданная информация быстро считывается и совпадает с актуальными интересами целевой группы. Лаконизм, краткость и емкость подачи информации является следствием передачи PR-информации в виде точных фактов.

Исследовательско-новостные жанры включают в себя не оперативную, но актуальную информацию, сопровождающую новостное событие, касающуюся базисного субъекта PR (Базисный субъект PR – это та организация, на решение проблемы которой направлена PR -кампания); предполагает анализ и истолкование события. Например:

· бэкграундер (информационный PR материал для СМИ, представляющий информацию об организации, её профиле, продуктах и услугах, истории создания, развития и т. д.)

· лист вопросов-ответов (наиболее часто задаваемые вопросы субъекту PR (или возможные во время проведения того или иного события) и соответствующие ответы на эти вопросы)

Предмет — событие, процесс, персона.

Цель — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование общественности путем выявления и описания причинно-следственных связей.

Характерные жанровые признаки:

· фактологичность

· релевантность

· полнота и др.

Образно-новостные жанры — к ним относится новостное событие, переданное от имени конкретного лица; PR- тексты этого жанра всегда лично подписываются первым (должностным) лицом базисного субъекта PR. Например:

· байлайнер (дословный перевод с английского "под чертой") - текст от имени первого лица, привязанный к какому-либо событию или теме).

· письмо

· поздравление (текст от имени субъекта PR целевой группе общественности, где указывается назначение деятельности адресата в жизни и деятельности субъекта PR).

Главная функциональная особенность этого типа PR- текстов — поддержание коммуникативного контакта.

Характерные рамочные признаки: подпись и обращение.

Предмет — событие, процесс, персона.

Цель — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование.

Характерные жанровые признаки:

· фактологичность

· релевантность

· полнота

· экспрессивность.

Фактологические жанры — это PR тексты, содержащие дополнительную информацию по отношению к новостному событию из реальной деятельности базисного субъекта PR.

Например:

· факт-лист (справочные данные, представляющие собой конкретные факты в виде цифр и не являющиеся связным текстом).

· биография (жанр PR-текста, представляющий собой опорные биографические сведения о первом лице или должностном лице).

Предмет текста — событие или персона.

Цель — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание события, персоны.

Эти PR-тексты считаются первичными, располагающими актуальной информацией о базисном субъекте PR. Характерные жанровые признаки:

· фактологичность,

· релевантность

· полнота информации

обладают особыми чертами текстовой структуры, а также специфическими языковыми и стилистическими чертами.

Исследовательские жанры — это типы PR текстов с элементами логического и рационального анализа представленных фактов, для них характерна также многоканальность источников информации, особая стилистика научного стиля.

Например: заявление для СМИ (жанр PR-текста, представляющий собой некоторый анализ ситуации (кризисной) от имени субъекта PR. PR-специалист пишет заявление с требованием опровержения информации (данных, статей и т.д.), опубликованной данным СМИ).

Предмет — ситуация, процесс, событие или персона.

Цель — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание и установление причинно-следственных отношений между фактами.

Их речевая структура предполагает определенные средства речевого воздействия.

Характерные жанровые признаки:

· фактологичность

· релевантность

· полнота

· экспрессивность

Одним из жанров PR-текстов является резюме.

Структура резюме:

1 блок. Презентационный.
Ф.И.О. полностью; возраст (количество полных лет); дата рождения; адрес; контакты.
2 блок. Вакансия.
Должность, на которую вы претендуете в данной организации.
3 блок. Образовательный.
Указываются годы обучения в высших учебных заведениях, средних профессиональных или средних специальных учебных заведениях. С указанием факультета и специальности. Школа указывается, если имеете только школьное образование.
4 блок. Опыт работы.
Указываются сроки работы на том или ином предприятии с указанием занимаемой должности, начиная с последнего места работы.
5 блок. Дополнительная информация.
Указываются Ваши личные достижения - грамоты, сертификаты, международные награды, правительственные награды и т.д. (но они должны иметь отношение к должности, на которую Вы претендуете).
6 блок. Личные качества.
Указываете качества, которыми Вы обладаете (например, коммуникабельность, ответственность, аккуратность и т.д. - они должны быть полезны для должности, на которую Вы претендуете). Здесь также могут указываться ваши увлечение, наличие водительских прав, уровень пользования ПК, знание программ (которые нужны фирме), владение иностранными языками. Рекомендации с бывшего места работы прилагаются.

Следует различать структуру резюме и автобиографии.

Автобиография имеет следующую структуру:

· Ф. И. О. (полностью)

· Дата рождения

· Место рождения

· Родился (родилась) в семье (кого?) (бизнесменов, учителей, научных работников и т. д.)

· Образование (начиная со школьных времен, а далее следует охватить все уровни образования).

· Трудовая деятельность

· Кем являетесь на данный момент?

· Семейное положение

· Краткая информация о жене\муже и детях.

· Родители (ФИО, год рождения, занимаемая должность), братья, сёстры (родные) (ФИО, год рождения, занимаемая должность)

· Правительственные награды

· Военнообязанный/невоеннообязанный

· Адрес места жительства

· Телефон

· Дата (слева)

· Подпись (справа)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...