Отбор языковых средств и особенности их функционирования в текстах публицистического стиля. Книжные и разговорные элементы в текстах современных СМИ.
В публицистическом стиле реализуется языковая функция воздействия (агитации и пропаганды), с которой совмещается чисто информативная функция (сообщение новостей). В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики -- актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (газетах, журналах), политических выступлениях, речах и собраниях. Отсюда и отбор языковых средств. Лексика – книжная (самопожертвование, милосердие, отечество и т.д.), разговорная (шумиха, мужик и т.д.), просторечная (денежки, одичать, круто и т.д) и диалектная лексика, фразеология (позволяет точно и быстро дать информацию, могут нести позитивную и негативную оценку:сокращение вооржений, гонка вооружений, желтая пресса), в последнее время употребляется научная терминология (принтер, сканер, интернет). Используют речевой стандарт –устойчивое в своем составе и воспроизводимое языке средство, не вызывает негатива и обладает четкой семантикой,экономично выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации – «встать на трудовую вахту, гуманитарная помощь и т.д). Штамп – шаблонный оборот речи, не вносит ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряет предложение (на данном этапе, в целях распространения). Словообразование – иноязычные приставки - «а-,анти-,архи-,нео-, контр- гипер- и т.д. (антивоенный, неонацисты); суффиксальные образования сущ «-ость, -ство, -щина, и т.д. (солидарность, братство), -ист, -ник 9коммунист, заочник). Аббревиатуры в целях экономии речевых средств (ООН, ЖЕК.)
Морфолог. особенности - Для пуб. ст хар-но употребление мн.ч. сущ (наши отцы, деды, круги, разговоры), не свойственно преобладание форм настоящего времени гл – в равной степени употребляются формы наст и прошедшем времени. Синтаксические – употребление эмоционально и экспрессивно окрашенной конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, повторы, обратный порядок слов предложении (инверсия, используются однородные члены предложения (употребление их парами, повторение, градация). Использование троп – слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворение, метанимия, синекдоха, перифраза). Важно отметить, что соблюдается: -экономия языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности; -отбор языковых средств с установкой на их доходчивость, -наличие общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей (в частности, терминологической) для целей публицистики; -использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише; -жанровое разнообразие и связанное с этим разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначности слова, ресурсов словообразования (авторские неологизмы), эмоционально-экспрессивной лексики; -совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально-делового, литературно-художественного, разговорного) обусловленное разнообразием тематики и жанров; -использование изобразительно-выразительных средств языка, в частности средств стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсия и т.д.). Что касается устной публицистической речи, то она сочетает книжную и разговорную речь, так как она не готовится заранее. В парламентской речи, например, важны невербальные элементы (мимика, жесты), фонетические особенности (тембр, темп). Речь должна быть понятна и доступна.
Влияние разговорной и книжной речи на тексты СМИ: 1. Из разговорной речи пришли на газетную полосу различные эллиптические предложения - безглагольные фразы, характеризующиеся краткостью, энергичностью выражения: Новаторы -производству; Наш девиз -качество! 2. К средствам экспрессивного синтаксиса относятся номинативные предложения, обозначающие бытие, наличие того, что названо. Яркий слепящий свет. Белые стены, потолок. Белый колпак, белая марлевая маска и над нею строгие глаза. И вновь белый потолок. Слабость такая, что не могу пошевелиться. Доктор сидит рядом с кроватью. (Из газет). 3. Широко используются в различных газетных жанрах так называемые сегментированные конструкции, или конструкции с "двойным обозначением". Часы - и те здесь были палубные (Казак) Инициатива - вот чего нам больше всего не хватает (Нагиб) 4. В различных публицистических жанрах широкое распространение получили присоединительные конструкции. Эпифраз- добавочное, уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое к уже законченному предложению. Не зря ли приехали? Да еще с узлами, с чемоданами (Копт.) В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту (Чак.) 5. Особая выразительность присуща так называемой парцелляции. Парцелляция как средство усиления выразительности, действенный стилистический прием, позволяющий актуализировать смысловую и экспрессивную сторону высказывания, находит широкое применение в газетных жанрах. Например: Убежден: к четырем-пяти годам ребенку вовсе не обязательно уметь читать и писать. Но его уже пора научить чувствовать. Красоту. Радость узнавания. Прелесть игры воображения. 6. Газетный текст часто начинается вводной конструкцией, указывающей на источник сообщения (Как сообщает наш корреспондент...; По данным Гидрометцентра...). 7. Объективизация - вопрос, на который атвор отвечает сам. Это средство служит для высвечивания отдельных сторон основного вопроса по мере развертывания текста.
8. Риторический вопрос - это экспрессивное утверждение или отрицание. 9. Парантеза - самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание,вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки. Напр: В США от сальмонеллы (это вам не куриная слепота!) ежегодно умирает 4000 человек. 10. Риторическое восклицание - показное выражение эмоций.11. Умолчание- невысказанность части мысли. 11. Парономазия- столкновение в одной фразе паронимов. Плюс раличные типы повторов. Например: Эпанодос- повтор с отрицанием (Выбор с отсутствием выбора). 12. На морфологическом уровне полиптотон - повтор слова в разных падежных формах (Он выступает во дворце Ленина, находящимся на площади имени Ленина, где стоит памятник Ленину). 13. Аппликация- вкрапление общеизвестных выражений (пословиц, поговорок, фразеологизмов и тд), как правило, в несколько измененном виде. (Требовали Горбачеву дать 10 лет без права переписки с Маргарет Тэтчер). 14. Что касается тропов, то самым употребляемым является метафора. Широко распространен каламбур - остроумное высказвание, основанное на одновременной реализации в слове прямого и переносного значений или на совпадении в звучании слов с разными значенями: Коммунистам в Татарстане ничего не светит, даже полумесяц. Еще один близкий метафоре троп- п ерсонификация - перенесение на неживой предмет функций живого лица. Ироническая окраска создается с помощью антономазии- употребления имени собственного в нарицательном значении или наоборот (певец Светланы, вместо Жуковский). Встречается употреблении синекдохи (перенос имени с целого на его частьи наоборот) и синекдохи числа (указание на единичный предмет для обозначения множества и наоборот). Аллегория служит для того, чтобы через буквальный смысл текста указать на переносный смысл. Конкурирующим с метафорой тропом является метонимия- перенос имени с одной реалии на другую по логической смежности. Вопрос №9. Жанры PR-текстов: тематическое, композиционное и языковое своеобразие. Композиция рекламных текстов.
Жанры PR-текстов: тематическое, композиционное и языковое своеобразие. В современной PR-логии выделяют следующие жанры PR-текста: 1. Оперативно-новостные (информационно-новостные) жанры. 2. Исследовательско-новостные жанры. 3. Образно-новостные жанры. 4. Фактологические жанры. 5. Исследовательские жанры. Оперативно-новостные жанры — это PR-тексты, которые оперативно передают не известную общественности информацию. К ним относят, например: 1) пресс-релиз (основной информационно-новостной жанр PR-текста, представляющий событийную информацию о деятельности субъекта PR); 2) приглашение (жанр PR-текстов, направленный на информирование общественности с целью обеспечения максимального присутствия целевой аудитории на мероприятии, проводимом субъектом PR). Объектом отражения является новость или новостное событие. Предмет — событие или персона. Цель — формирование оптимальной коммуникативной среды. Характерные жанровые признаки: 1. оперативность, 2. релевантность (мера соответствия получаемого результата желаемому результату), 3. фактологичность. Важным для этого жанра является то, что своевременно поданная информация быстро считывается и совпадает с актуальными интересами целевой группы. Лаконизм, краткость и емкость подачи информации является следствием передачи PR-информации в виде точных фактов. Исследовательско-новостные жанры включают в себя не оперативную, но актуальную информацию, сопровождающую новостное событие, касающуюся базисного субъекта PR (Базисный субъект PR – это та организация, на решение проблемы которой направлена PR -кампания); предполагает анализ и истолкование события. Например: · бэкграундер (информационный PR материал для СМИ, представляющий информацию об организации, её профиле, продуктах и услугах, истории создания, развития и т. д.) · лист вопросов-ответов (наиболее часто задаваемые вопросы субъекту PR (или возможные во время проведения того или иного события) и соответствующие ответы на эти вопросы) Предмет — событие, процесс, персона. Цель — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование общественности путем выявления и описания причинно-следственных связей. Характерные жанровые признаки: · фактологичность · релевантность · полнота и др. Образно-новостные жанры — к ним относится новостное событие, переданное от имени конкретного лица; PR- тексты этого жанра всегда лично подписываются первым (должностным) лицом базисного субъекта PR. Например: · байлайнер (дословный перевод с английского "под чертой") - текст от имени первого лица, привязанный к какому-либо событию или теме).
· письмо · поздравление (текст от имени субъекта PR целевой группе общественности, где указывается назначение деятельности адресата в жизни и деятельности субъекта PR). Главная функциональная особенность этого типа PR- текстов — поддержание коммуникативного контакта. Характерные рамочные признаки: подпись и обращение. Предмет — событие, процесс, персона. Цель — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование. Характерные жанровые признаки: · фактологичность · релевантность · полнота · экспрессивность. Фактологические жанры — это PR тексты, содержащие дополнительную информацию по отношению к новостному событию из реальной деятельности базисного субъекта PR. Например: · факт-лист (справочные данные, представляющие собой конкретные факты в виде цифр и не являющиеся связным текстом). · биография (жанр PR-текста, представляющий собой опорные биографические сведения о первом лице или должностном лице). Предмет текста — событие или персона. Цель — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание события, персоны. Эти PR-тексты считаются первичными, располагающими актуальной информацией о базисном субъекте PR. Характерные жанровые признаки: · фактологичность, · релевантность · полнота информации обладают особыми чертами текстовой структуры, а также специфическими языковыми и стилистическими чертами. Исследовательские жанры — это типы PR текстов с элементами логического и рационального анализа представленных фактов, для них характерна также многоканальность источников информации, особая стилистика научного стиля. Например: заявление для СМИ (жанр PR-текста, представляющий собой некоторый анализ ситуации (кризисной) от имени субъекта PR. PR-специалист пишет заявление с требованием опровержения информации (данных, статей и т.д.), опубликованной данным СМИ). Предмет — ситуация, процесс, событие или персона. Цель — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание и установление причинно-следственных отношений между фактами. Их речевая структура предполагает определенные средства речевого воздействия. Характерные жанровые признаки: · фактологичность · релевантность · полнота · экспрессивность Одним из жанров PR-текстов является резюме. Структура резюме: 1 блок. Презентационный. Следует различать структуру резюме и автобиографии. Автобиография имеет следующую структуру: · Ф. И. О. (полностью) · Дата рождения · Место рождения · Родился (родилась) в семье (кого?) (бизнесменов, учителей, научных работников и т. д.) · Образование (начиная со школьных времен, а далее следует охватить все уровни образования). · Трудовая деятельность · Кем являетесь на данный момент? · Семейное положение · Краткая информация о жене\муже и детях. · Родители (ФИО, год рождения, занимаемая должность), братья, сёстры (родные) (ФИО, год рождения, занимаемая должность) · Правительственные награды · Военнообязанный/невоеннообязанный · Адрес места жительства · Телефон · Дата (слева) · Подпись (справа)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|