Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отход от классического бихевиоризма




В американской психологии считается, что теории социального научения — это самое значительное направление в исследовании развития детей.

В конце 30-х годов Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сире, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сде­лали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе вос­питания ребенка, кросс-культурный анализ — исследование воспи­тания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. В 1941 г. Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин "социальное научение".

На этой основе вот уже более полвека разрабатываются концеп­ции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации. Социализация — это процесс, который по­зволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение но­ворожденного от асоциального "гуманоидного" состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социали­зация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года ~ это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врождены.

Существуют разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении по Скиннеру поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных отве­тов. Обе эти концепции не объясняют, как возникает новое поведе­ние. А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, что­бы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение через наблюдение, имита­цию и идентификацию — третья форма научения. Одно из проявле­ний имитации — идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, высту­пающей в качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соуча­стие, эмпатию к этому человеку.

В теории социального научения рассматривается не только, "как" происходит социализация, но и "почему" она происходит. Особо рас­сматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведе­ния сильных личностей и тому подобные воздействия внешнего ок­ружения.

В области социального научения работает уже несколько поколе­ний ученых. Эволюция теории научения представлена на таблице 4. Для этого направления характерно стремление к синтезу разных подходов в изучении социального развития. Из таблицы 5 наглядно видно, что это направление, как оно развилось в США, было движе­нием к осознанию общей теории, а не отдельной областью знаний.

Рассмотрим кратко вклад, который внесли в концепцию социаль­ного научения представители первого, второго и третьего поколений американских ученых.

Н. Миллер и Дж. Доллард первыми проложили мост между бихе­виоризмом и психоаналитической теорией [232 ]. Вслед за 3. Фрей­дом они рассматривали клинический материал как богатейший ис­точник данных; по их мнению, психопатологическая личность лишь количественно, а не качественно отличается от нормального челове­ка. Поэтому изучение поведения невротика проливает свет на уни­версальные принципы поведения, которые труднее выявить у нор­мальных людей. Кроме того, невротики обычно продолжительное время наблюдаются психологами, и это дает ценный материал дли­тельного и динамичного изменения поведения под влиянием соци­альной коррекции.

С другой стороны, Миллер и Доллард — психологи-эксперимен­таторы, владеющие точными лабораторными методами, — обраща­лись и к механизмам поведения животных, исследуемых с помощью экспериментов.

Миллер и Доллард разделяют точку зрения Фрейда о роли моти­вации в поведении, полагая, что поведение как животного, так и человека является следствием таких первичных (врожденных) по­буждений, как голод, жажда, боль и т.д. Все они могут быть удовлет­ворены, но отнюдь не угашены. В соответствии с бихевиористской традицией Миллер и Доллард определяют силу побуждения количе­ственно, измеряя, например, время депривации. Помимо первич­ных, существуют вторичные побуждения, включающие гнев, вину, сексуальные предпочтения, потребность в деньгах и власти и многие другие. Самые важные среди них — страх и тревожность, вызванные предшествующим, ранее нейтральным стимулом. Конфликт между страхом и другими важными побуждениями служит причиной невро­зов.

Таблица 4

Эволюция теории социального научения (цит. по Р. Кэрнсу)

1900-1938 Предшественники 1938-1960 Первое поколение 1960-1970 Второе поколение 1970-Третье поколение
Психоанализ Социальное Социальное Интеракционный
  научение научение и анализ
3. Фрейд   развитие  
  Р. Сире личности Г. Петтерсон
  Дж. Уайтинг   А. Ярроу
  Н. Миллер А. Бандура Р. Белл
  Дж. Доллард Р. Уолтере В. Хартуп
  Дж. Р оттер    
Теория научения     Социально-
      когнитивный
И.П. Павлов Оперантное Анализ анализ
Э. Торндайк обуславливание поведения  
Дж. Уотсон     В. Мишель
К. Халл Б. Скиннер С. Бижу Е. Маккоби
Э. Толмен   Дж. Гевирц Дж. Аронфрид
Когнитивные     Структуры
теории     социального
      окружения
Дж. Болдуин      
Ж. Пиаже     X. Рауш
Теория поля     Р. Парк Ю. Бронфен-
К. Левин     бреннер

Таблица 5 Схема основных направлений в изучении социального развития (циг. по Р. Кэрнсу)

  Социальное научение Когнитивное развитие Этология и социология Генетический психоанализ Генетическая психобиология
Основные задачи Научение социальному поведению Когнитивный контроль за социальным поведением Эволюция социального поведения Развитие патологии поведения Взаимосвязь поведения и биологии
Основные популяции Нормальные дети дошколь­ного и школь­ного возраста От младенцев до подростков Взрослые Беспозвоноч­ные и позвоноч­ные животные Дети Пациенты Млекопитающие (не­человекообразные) и птицы
Методы Кратковремен­ные поведенче­ские экспери­менты Интервью, Вербальные оцен­ки Естественное наблюдение. Контролируе­мое наблюде­ние Наблюдение Клиническое изучение Физиологические и поведенческие эксперименты
Основные понятия Имитация Социальное подкрепление Концепция стадий Саморазвитие Врожденный контоль Видеотипичные паттерны Запрограммиро­ванная привязанность, Депривация. Тревожность Двунаправленная организация Реципрокный контроль

 

Трансформируя фрейдовские идеи, Миллер и Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкрепление они определяют как то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникшей реакции. С их точки зрения, подкрепление — это редук­ция, снятие побуждения или, используя термин Фрейда, драйва. Научение, по Миллеру и Долларду — это усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря под­креплению. Если в репертуаре поведения человека или животного нет соответствующей реакции, то ее можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придавая большое значение механизму научения путем проб и ошибок, Миллер и Доллард обращают внимание на возможность с помощью подражания уменьшить количество проб и ошибок и приблизиться к правильному ответу через наблюдение поведения другого.

В экспериментах Миллера и Долларда выяснялись условия подра­жания лидеру (при наличии или отсутствии подкрепления). Экспе­рименты проводились на крысах и детях, причем в обоих случаях были получены сходные результаты. Чем сильнее побуждение, тем больше подкрепление усиливает стимульно-ответную связь. Если нет побуждения, научение невозможно. Миллер и Доллард считают, что самоудовлетворенные самодовольные люди — плохие ученики.

Миллер и Доллард опираются на фрейдовскую теорию детских травм. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, растор­моженного, неспособного к высшим психическим процессам. С их точки зрения, счастливый ребенок — это миф. Отсюда задача роди­телей — социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе. Миллер и Доллард разделяют мысль А. Адлера о том, что мать, даю­щая ребенку первый пример человеческих отношений, играет реша­ющую роль в социализации. В этом процессе, по их мнению, четыре наиболее важные жизненные ситуации могут служить источником конфликтов. Это кормление, приучение к туалету, сексуальная идентификация, проявление агрессивности у ребенка. Ранние конф­ликты невербализованы и поэтому неосознанны. Для их осознания, по мнению Миллера и Доллара, необходимо использовать терапев­тическую технику Фрейда. "Без понимания прошлого невозможно изменить будущее", — писали Миллер и Доллард [цит. по: 4, с. 446 ].

Воспитание и развитие

Известный американский психолог Р. Сире изучал отношения ро­дителей и детей, находясь под влиянием психоанализа. Будучи уче­ником К. Халла, он разработал собственный вариант соединения пси­хоаналитической теории с бихевиоризмом [231; 250; 251; 252]. Он сосредоточил внимание на изучении внешнего поведения, которое может быть измерено. В активном поведении он выделял действие и социальные взаимодействия.

Действие вызывается побуждением. Как и Миллер и Доллард, Сире исходит из того, что первоначально все действия связаны с первичными, или врожденными побуждениями. Удовлетворение или фрустрация, которые возникают в результате поведения, побуждае­мого этими первичными драйвами, ведет индивида к усвоению ново­го опыта. Постоянное подкрепление специфических действий приво­дит к новым, вторичным побуждениям, которые возникают как след­ствие социальных влияний.

Сире ввел диадический принцип изучения детского развития: по­скольку оно протекает внутри диадической единицы поведения, по­стольку адаптивное поведение и его подкрепление у индивида долж­но изучаться с учетом поведения другого, партнера.

Рассматривая психоаналитические понятия (подавление, регрес­сия, проекция, сублимация и др.) в контексте теории научения, Сире главное внимание уделяет влиянию родителей на развитие ребенка. По его мнению, практика детского воспитания определяет природу детского развития. Основываясь на результатах своих исследований, он выступает за просвещение родителей: каждый родитель, естест­венно, будет лучше воспитывать своих детей, если он будет больше знать; важно, как и насколько родители понимают практику воспи­тания.

Сире выделяет три фазы развития ребенка:

1) фаза рудиментарного поведения — основывается на врожден­ных потребностях и научении в раннем младенчестве, в пер­вые месяцы жизни;

 

2) фаза первичных мотивационных систем — основывается на

научении внутри семьи (основная фаза социализации);

3) фаза вторичных мотивационных систем — основывается на научении вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу).

По Сирсу, новорожденный находится в состоянии аутизма, его поведение не соотносится с социальным миром. Но уже первые врож­денные потребности ребенка, его внутренние побуждения служат источником научения. Первые попытки угасить внутреннее напря­жение составляют первый опыт научения. Этот период рудиментар­ного асоциального поведения предшествует социализации.

Постепенно младенец начинает понимать, что угашение внутрен­него напряжения, например, уменьшение боли, связано с его дейст­виями, а связь "плач — грудь" приводит к утолению голода. Его действия становятся частью последовательности целенаправленного поведения. Каждое новое действие, которое приводит к угасанию напряжения, будет повторяться снова и встраиваться в цепь целенап­равленного поведения, когда напряжение будет возрастать. Удовлет­ворение потребности составляет положительный опыт младенца.

Подкрепление исходит от матери. Ребенок адаптирует свое пове­дение так, чтобы вызывать постоянное внимание с ее стороны. Таким образом ребенок научается вызывать реципрокное поведение мате­ри. Он вынужден выбирать ответы, которые окружающие люди ожи­дают от него. Путем проб и ошибок он манипулирует этим окруже­нием "в погоне" за удовлетворяющим ответом, в то время как его окружение предлагает ему возможность выбора из различных вари­антов удовлетворения его побуждений. В этих диадических отноше­ниях ребенок научается контролировать ситуацию, и сам постоянно находится под контролем. У ребенка рано возникает техника коопе­рирования с теми, кто заботится о нем. С этого момента и начинается социализация.

У каждого ребенка есть репертуар действий, которые в ходе раз­вития с необходимостью заменяются. Успешное развитие характери­зуется снижением аутизма и действий, направленных лишь на удов­летворение врожденных потребностей, и возрастанием диадического социального поведения.

Как же возникают новые мотивационные системы? При каких условиях? Как и какие факторы окружения влияют на детское нау­чение? Каков результат научения?

По Сирсу, центральный компонент научения — это зависимость. Подкрепление в диадических системах всегда зависит от контактов с другими, оно присутствует уже в самых ранних контактах ребенка и матери, когда ребенок путем проб и ошибок учится удовлетворять свои органические потребности с помощью матери. Диадические от­ношения воспитывают зависимость ребенка от матери и подкрепля­ют ее. В возрасте от четырех до двенадцати месяцев устанавливается

зависимость, и вместе с ней устанавливается диадическая система. И ребенок и мать имеют свой репертуар значимых действий, которые служат им для того, чтобы стимулировать взаимные ответы, соответ­ствующие собственным ожиданиям. Сначала ребенок проявляет свою зависимость пассивно, затем он может активно ее поддерживать (внешние знаки поведения и более активное требование любви). Детская зависимость, с точки зрения Сирса, — это сильнейшая по­требность, которую нельзя игнорировать. В психоанализе показано, что психологическая зависимость от матери возникает очень рано. Физически ребенок зависит от нее с рождения, то есть его жизнь зависит от ее заботы. Психологическая зависимость появляется через несколько месяцев после рождения и сохраняется в какой-то степени и во взрослой жизни. Но пик зависимости приходится на раннее детство.

Психологическая зависимость проявляется в поисках внимания: ребенок просит взрослого обратить на него внимание, взглянуть на то, что он делает, он хочет быть рядом с взрослым, сесть к нему на колени и т.д. Зависимость проявляется в том, что ребенок боится остаться один. Он научается вести себя так, чтобы привлечь внима­ние родителей. Здесь Сире рассуждает как бихевиорист: проявляя внимание к ребенку, мы подкрепляем его, и это можно использовать, чтобы научить его чему-нибудь. Как же с бихевиористической точки зрения формируется зависимость? Для этого необходимо соблюдение двух законов: закона ассоциации и закона подкрепления. Подкреп­лением зависимого поведения служит получение внимания. Ассоци­ация — это присутствие матери и комфорт ребенка, отсюда только присутствие матери создает для ребенка комфорт. Ребенок часто прекращает плакать, как только видит мать, прежде чем она успеет что-либо для него сделать, чтобы удовлетворить его органическую потребность. Когда ребенку страшно, только приближение матери успокаивает его. С другой стороны, отсутствие матери означает от­сутствие комфорта. Отсутствие матери — стимул для тревоги и стра­ха. Это также учитывается в воспитании ребенка. Материнское при­ближение или удаление дает матери эффективный инструмент для воспитания у ребенка необходимых правил социальной жизни. Но как только появляется зависимость, она должна быть ограничена. Ребенок должен научиться быть самостоятельным. Родители часто выбирают стратегию игнорирования. Скажем, если ребенок плачет, то родители в некоторых случаях стараются не обращать на это внимание. Но могут быть и другие стратегии, которые помогают ребенку научиться вести себя так, чтобы получить внимание взрос-

П

лого. Отсутствие подкрепления зависимости может привести к агрес­сивному поведению. Сире рассматривает зависимость как сложней­шую мотивационную систему, которая не врождена, а формируется при жизни.

При каких же обстоятельствах формируется у ребенка зависимое поведение? Обычное поведение матери, ухаживающей за ребенком, обеспечивает ему предметы, которыми ребенок может манипулиро­вать; подкрепляющие воздействия со стороны матери придают этим реакциям устойчивую форму зависимого поведения. Со своей сторо­ны ребенок с самого начала располагает оперантными реакциями. Первые такие реакции ограничиваются сосанием или ощупывающи­ми движениями рта, рефлексами схватывания и сжимания, позами, которые позволяют взрослому брать ребенка и перемещать его.

Оперантное поведение матери очень сложно, поскольку оно на­правлено на достижение многих целей, связанных с уходом за ребен­ком, — это кормление, купание, смазывание, согревание и т.д. Оно включает также многочисленные действия, радующие мать, такие как прижимание к себе ребенка, ласки, прислушивание к ребенку, восприятие его запаха и даже вкуса, ощущение прикосновений рук и губ малыша.

К сожалению, не существует подробного описания поведения даже для единственной пары "мать — ребенок", нет четких представлений об индивидуальных или культурных различиях в таких действиях, отмечает Сире, хотя это область почти бесконечного разнообразия. Но поскольку поведение матери всегда обусловлено осознанными или бессознательными целями ее действий, эта множественность канализируется в контролируемые системы, которые имеют формо­образующее влияние на поведение малыша. Собственный репертуар действий увеличивается по мере "созревания" его поведения и по мере того, как подкрепляются одни его движения и не получают подкрепления другие. В результате подобных взаимно удовлетворя­ющих взаимодействий возникают вторичные подкрепления и под­крепляющие стимулы для обоих членов пары. Это разговор, погла­живание, улыбка матери при кормлении и ответные реакции малы­ша.

Вторым следствием взаимодействия матери и ребенка является развитие у обоих членов пары ожиданий. Каждый научается отве­чать на позы, улыбку и другие действия второго члена пары реакци­ями, которые соответствуют ожиданию последующих событий.

Ожидания ребенка — это опосредствованная внутренняя реакция на сигналы, исходящие от матери; они имеют существенное значение

т

для изменения его реакций, превращения их в целенаправленные единицы деятельности. Если мать не выполняет ожидаемое от нее ребенком действие из ее собственного репертуара, у малыша возни­кает фрустрация, и он выражает недовольство плачем или беспокой­ством или каким-то другим способом поведения, который он ранее усвоил применительно к обстоятельствам фрустрации. Например, если мать совершает все действия, которые обычно завершаются введением соска в рот малыша, но потом, в какой-то критический момент начинает колебаться, прерывает течение своих действий — младенец реагирует сердитым плачем.

Развитие взаимных ожиданий сплачивает мать и младенца в еди­ную диаду, единицу, которая эффективно функционирует только до тех пор, пока оба ее члена выполняют свои привычные роли в соот­ветствии с ожиданием. В результате этого младенческого опыта ре­бенок научается "просить" у матери соответствующего взаимного поведения. Знаки поведения, движения, выражающие просьбу, со­ставляют зависимые действия, частотой и интенсивностью которых можно определять степень зависимости.

По Сирсу, должно существовать определенное, заранее предска­зуемое взаимоотношение между практикой родительского ухода за ребенком и зависимым поведением у детей.

Социальная среда, в которой рождается ребенок, оказывает влия­ние на его развитие. В понятие "социальная среда" входит: пол ребен­ка, его положение в семье, счастье его матери, социальная позиция семьи, уровень образования и др. Мать видит своего ребенка сквозь призму своих представлений о воспитании детей. Она по-разному относится к ребенку в зависимости от его пола. В раннем развитии ребенка проявляется личность матери, ее способность любить, регу­лировать все "можно" и "нельзя". Способности матери связаны с ее собственной самооценкой, ее оценкой отца, ее отношением к собст­венной жизни. Высокие показатели по каждому из этих факторов коррелируют с высоким энтузиазмом и теплотой по отношению к ребенку. Наконец, социальный статус матери, ее воспитание, при­надлежность к определенной культуре предопределяют практику воспитания. Вероятность здорового развития ребенка выше, если мать довольна своим положением в жизни.

Таким образом, первая фаза развития ребенка связывает биоло­гическую наследственность новорожденного с его социальным насле­дием. Эта фаза вводит младенца в окружающую среду и составляет основу для расширения его взаимодействия с окружающим миром.

Вторая фаза развития ребенка длится со второй половины второго года жизни до поступления в школу. По-прежнему первичные по­требности остаются мотивом поведения ребенка, однако, постепенно они перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения. Мать продолжает оставаться основным подкрепляющим посредни­ком на ранней стадии этой фазы. Она наблюдает за поведением ребенка, которое нужно изменить, и она же помогает усвоить образ­цы более зрелых форм поведения. Она должна воспитать у ребенка желание вести себя по-взрослому, социализироваться. На этой осно­ве у ребенка возникают побуждения к усвоению социального поведе­ния. Ребенок осознает, что его личное благополучие зависит от готов­ности вести себя так, как от него ожидают другие; поэтому его дейст­вия постепенно становятся само-мотивированными: ребенок стре­мится осваивать действия, которые приносят удовлетворение для него и удовлетворяют его родителей.

Когда ребенок становится старше, мать начинает видеть в эмоци­ональной зависимости поведение, которое надо изменить (обычно это совпадает с рождением нового ребенка или возвращением на работу). Зависимость в отношениях с матерью у ребенка модифици­руется: знаки любви, внимания становятся менее требовательными, более тонкими и согласуются с возможностями поведения взрослого. В жизнь ребенка входят другие люди. Постепенно он начинает пони­мать, что нет ничего, что может быть его единоличной монополией; теперь он должен конкурировать с другими людьми ради достижения своих целей, конкурировать за внимание своей матери; теперь и средства становятся для него столь же важными, как и сама цель.

Освобождение от зависимости у ребенка начинается с отнятия от груди, приучения к опрятности, воспитания сексуальной скромно­сти. Тенденция родителей к давлению на ребенка в этих сферах жизни, по мнению Сирса, ведет к феминизации как мальчиков, так и девочек; терпимость, напротив, способствует формированию муж­ских черт характера как мальчиков, так и девочек. Правильное вос­питание предполагает золотую середину.

На третьем году жизни ребенка появляется идентификация его с родителями. Ребенок любит свою мать, эмоционально зависит от нее. Когда мать не находится с ним, он воспроизводит последовательность действий, подобную той, которая была бы, если бы его мать была с ним. Он делает это для того, чтобы получить удовлетворение, которое связывает с присутствием матери, считает Сире. Собственная актив­ность ребенка угашает потребность и снижает фрустрацию, вкзван-

8-5882 113

ную отсутствием матери. Таким путем он идентифицирует себя с матерью. Это приводит ребенка к умению действовать "как другие".

В отличие от ранних форм научения, идентификация строится не на основе проб и ошибок, а возникает из ролевой игры. В ней воспро­изводится зависимое поведение в отсутствие родителей. Таким обра­зом, зависимость — принципиальный источник идентификации как процесса, который происходит без обучения со стороны родителей.

Обобщая результаты своих исследований, Сире выделил пять форм зависимого поведения. Все они — продукт различного детского опыта.

Сире сделал попытку выявить корреляцию между формами зави­симого поведения и практикой ухода за ребенком его родителями — матерью и отцом. С помощью специально разработанного опросника было проведено исследование отношения к разным проявлениям ре­бенка со стороны матерей и отцов. Этот материал был дополнен показателями, выявленными в наблюдениях реального взаимодейст­вия матери и ребенка в предварительно организованной ситуации. Мать инструктировали насчет простых заданий, которые она должна выполнять в ходе наблюдения. После этого пару оставляли наедине, а наблюдатели регистрировали поведение и матери и ребенка через зеркало Гезелла.

Как показали исследования, ни количество подкреплений, ни дли­тельность вскармливания грудью, ни кормление по часам, ни труд­ности отнятия от груди, ни другие особенности практики кормления не оказывают существенного влияния на проявления зависимого по­ведения в дошкольном возрасте. Наиболее существенное значение для формирования зависимого поведения имеет не оральное под­крепление, а участие в уходе за ребенком каждого из родителей.

1. "Поиск негативного отрицательного внимания": привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения или так называемого оппозиционного поведения (сопротивление указа­нию, правилам, порядку и требованиям путем игнорирования, отка­за или противоположного поведения). Эта форма зависимости — прямое следствие низких требований и недостаточных ограничений по отношению к ребенку, то есть слабое воспитание со стороны мате­ри и — особенно, по отношению к девочке — сильное участие в воспитании отца.

Сире отмечает, что в этом поведении есть черты агрессивности, но оно осуществляется, главным образом, в поисках внимания к себе. Условия возникновения этой формы поведения: прекращение внима­ния к ребенку со стороны матери ("занятая мать" в отличие от "вни-

нательной матери"); слабость ограничительных требований и отсут­ствие требований к осуществлению зрелых форм поведения. Таковы общие условия как для мальчиков, так и для девочек. Но есть и условия ухода, которые различны для разных полов.

Для девочек важна позиция отца и его поведение. Он — важное лицо в жизни девочки. Сире постоянно подчеркивает, что поиски отрицательного внимания связаны с более высокой долей отца и более низкой долей матери в уходе за ребенком; с тяжестью разлуки с отцом и с тем, насколько он поощряет зависимость дочери. Влияние оказывает также и отсутствие у него ограничительных требований к ребенку (как, впрочем, и у матери).

Другие важные особенности поведения отца, которые оказывают влияние на поиски отрицательного внимания у девочек, по данным Сирса, это редкое использование насмешек, редкое применение мо­делей хорошего поведения, высокая степень удовлетворения социа­лизацией ребенка, высокое сопереживание чувствам ребенка. Обна­ружена высокая отрицательная корреляция этого поведения с отцов­ской оценкой матери. Отец принял с самого начала большое участие в уходе за ребенком потому, что не доверяет матери.

Сире пишет: "Дело выглядит так, как будто эти маленькие девоч­ки, ищущие отрицательного внимания, с самого начала были "папи­ными дочками": у них сформировалась сильная привязанность к сво­им отцам и разлука с ним вызывает у них проявления зависимости агрессивного типа". Это маскулинизированные девочки, и маскули­низация определяется участием отца в уходе за ними.

Для мальчиков картина менее четкая: также отмечается влияние снисходительности родителей, а также более длительное вскармли­вание грудью и резкое отнятие от груди. Последнее означает наличие раннего давления в направлении быстрейшей социализации, считает Сире. Что касается мальчиков, которым свойственна эта форма зави­симого поведения, то здесь отмечается слабое расположение отца; отец не ожидает от мальчика мужского типа поведения и не подкреп­ляет его. Дело выглядит так, как будто отцы этих мальчиков пренеб­регают сыновьями, а не попустительствуют им из любви, как отцы девочек.

2. "Поиск постоянного подтверждения": извинения, просьбы из­лишних обещаний или поиск защиты, комфорта, утешения, помощи или руководства. Эта форма зависимого поведения прямо связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей.

Сире снова обнаруживает резкие различия в особенностях про­шлого опыта у девочек и у мальчиков.

Для девочек отец снова оказывается яркой фигурой. К тому же он выступает для маленькой девочки как довольно сильный сексуаль­ный раздражитель. Он свободно показывает себя ребенку, дает ему сведения по вопросам пола — это сигналы, возбуждающие в девочке сексуальные импульсы. По мнению Сирса, сексуальное возбуждение ребенка под влиянием своего родителя противоположного пола спо­собствует возникновению чувства неуверенности в отношениях ре­бенка с родителем своего пола. Это та же ситуация ревности, которую Фрейд описал под названием Эдипова комплекса.

На этой основе возникает ряд последствий, одно из которых выра­жается в поиске одобрения. На этой же основе возникает невнимание к матери, даже если девочка находится от нее на расстоянии вытяну­той руки.

Рассматривая поведение матери при этой форме зависимого пове­дения, Сире отмечает, что мать не манекен, чтобы праздно ожидать, какую степень враждебности может развить по отношению к ней дочь. Она может оказать дополнительное влияние на эмоции ребен­ка, она ведет себя так, чтобы вызвать неуверенность в своей дочери. Она предъявляет к ребенку высокие стандарты достижений, настой­чива в требовании самостоятельности, мало поощряет достижения ребенка и зрелые формы его поведения, использует нравоучения, обнаруживает последовательность в своей воспитательной политике и при взаимодействии с ребенком поощряет зависимость последнего. "Она не столько требует, сколько убеждает, но высокие стандарты, которые она имеет в виду, обуславливают проявление ее любви к ребенку только при выполнении последним определенных условий," — пишет Сире.

Отец же не является для маленькой девочки только сексуальным объектом. Он рассматривается ею как источник силы в ее семье, он считает важным научить ее отличать хорошее от плохого, и он также выдвигает высокие стандарты достижений.

Для мальчиков — особенности предшествующего опыта сходны в одном отношении и поразительно отличны к в другом. Мать, сын которой ищет одобрения, холодна, выдвигает ограничительные тре­бования, имеет высокую тревожность по вопросам пола и агрессив­ности. Она постоянно следит за ребенком, но не обязательно прила­гает конструктивные усилия, чтобы упражнять его; при своем взаи­модействии с ребенком она не настаивает на его самостоятельности и не поощряет последнюю, но она не поощряет и зависимость.

В результате возникает образ довольно неэффективной в своих действиях матери, что подкрепляется низкой оценкой, которую дает матери отец, и его стремлением взаимодействовать с ребенком.

У мальчиков нет и следа Эдипова комплекса. Напротив, поиски одобрения являются продуктом постоянной холодности матери и ог­раничительных требований, даже пренебрежения в том смысле, что ни самостоятельность ребенка, ни его зависимость не получают по­ощрения.

3. "Поиск позитивного внимания": поиск похвалы, желание вклю­читься в группу, благодаря привлекательности кооперативной ак­тивности или, наоборот, стремление выйти из группы, прервать эту активность. Это более "зрелая" форма зависимого поведения, она включает усилия, направленные на получение одобрения от окружа­ющих людей. Что касается условий предшествующего воспитания ребенка, то здесь снова обнаруживается терпимость матери по отно­шению к поведению дочери. Мать поощряет зависимость у дочери и считает, что она на нее похожа. Она выражает привязанность к дочери, но то же делает и отец. Терпимость в отношении пола не распространяется на агрессивность, так как оба родителя в этом воп­росе очень строги.

В итоге складывается впечатление о матери как о любящем чело­веке, терпимом в отношении сексуального и зависимого поведения, но ограничивающего агрессивность ребенка и рассматривающего ма­ленькую девочку в качестве продолжения самой себя. Слабое участие матери в уходе за ребенком в сочетании со строгостью к проявлениям агрессивности заставляет девочек прилагать особые усилия, чтобы понравится матери и привлечь ее к себе с помощью зрелого и женст­венного поведения. Если принять оценку матерью степени сходства с нею дочери как хотя бы частичную характеристику целей матери, то станет очевидно, что поиски положительного внимания связаны с удовлетворением матери. Поиски положительного внимания у де­вочки могут быть успешной реакцией на длительную фрустрацию (за реакцией ребенка следуют проявления любви матери).

Мальчик, по сообщениям родителей,обнаруживший интенсивные поиски положительного внимания, сильно им подражает, что позво­ляет рассматривать поиски положительного внимания как зрелую форму поискового поведения со стороны ребенка. Ввиду строгого контроля родителей за сексуальным поведением детей и их агрессив­ностью, пребывание на положении ребенка не слишком прельщает мальчика, а поиски положительного внимания служат установлению им более благоприятных отношений с родителями.

Поиски положительного внимания у мальчиков также являются следствием длительной фрустрации, но отсутствие "поощрения зави­симости" формирует у них такие проявления поведения, как автоно­мия и самостоятельность.

Самостоятельность, по Сирсу, это поведение, которое формирует­ся у мальчиков при относительном отсутствии условий для зависимо­сти, вследствие терпимости родителей, их поощрений и редких нака­заний.

4. Форма поведения, которую автор назвал "пребывание поблизо­сти": это постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей (взрослых).

Это одна из форм "незрелого", пассивного проявления в поведении положительной по своему направлению зависимости.

У девочек эта форма поведения связана с другими незрелыми формами зависимости — прикосновением и задерживанием и с по­исками отрицательного внимания. Имеется сходство в особенностях предшествующего опыта с этими формами поведения. Особенно это касается отсутствия ограничительных требований при слабых требо­ваниях зрелого поведения и низком ожидании последнего. При этой форме поведения нет никаких свидетельств в пользу особенно близ­ких отношений с отцом.

Для мальч

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...