Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V. УЧЕНИЕ Ж. ПИАЖЕ ОБ




ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Этапы научной биографии

Жан Пиаже принадлежал к тем редким ученым, кому еще в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральную проблему и наметить основной путь ее решения, кому время и нео­бычайная работоспособность дали возможность построить теорию, охватившую множество проблем, связанных основной линией иссле­дования общих закономерностей развития интеллекта. Его главной темой стало изучение истоков научного познания. По числу постав­ленных вопросов, написанных книг и статей, эрудиции в различных областях знания, влиянию на исследования в разных странах и, на­конец, по числу последователей и противников его идей среди совре­менных самых выдающихся психологов, пожалуй, нет равных Пиа­же. Поистине, он был первым среди равных.

Учение Пиаже — на наш взгляд, высшее достижение психологии XX века. Известен парадокс, согласно которому авторитет ученого лучше всего определяется тем, насколько он затормозил развитие науки в своей области. Современная зарубежная психология детского мышления буквально блокирована идеями Пиаже. Множество иссле­дований касается уточнения эмпирических фактов, и почти нет ра­бот, посвященных анализу его теории. Известно много интерпрета­торов Пиаже, но никому из них не удается вырваться за пределы разработанной им системы. Пользуясь соответствующим методом,

L.

факты, полученные Пиаже, может воспроизвести любой исследова­тель. Поэтому, по словам американского психолога Д. Элкинда, это наиболее достоверные факты в детской психологии.

Существует огромный разрыв между тем, что было в детской пси­хологии в начале века до работ Пиаже, и тем уровнем развития теории, который существует теперь, благодаря его деятельности. Пи­аже — психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребен­ка.

Пиаже пришел в психологию потому, что в ней скрестились его биологические, философские и логические интересы. В молодости под влиянием А. Бергсона для него открылась новая сторона пробле­мы познания — возможность его биологического объяснения. Пиаже считал, что эта задача не может быть решена непосредственно, путем рассуждения, так как между биологией и теорией познания сущест­вует разрыв, заполнить который может психология, а не философия, как думал А. Бергсон. Исходя из перспективы создания генетической эпистемологии — науки о происхождении и развитии научного зна­ния, Пиаже перевел традиционные вопросы теории познания в об­ласть детской психологии и приступил к их экспериментальному решению.

Деятельность Ж. Пиаже как психолога началась в 1920 г. в Пари­же в сотрудничестве с Г. Липпсом и Е. Блейером [см. 198 ]. С 1921 г. по приглашению Э. Клапареда он начинает вести научную и препо­давательскую работу в Институте имени Ж. Ж. Руссо в Женеве и уже через несколько лет становится профессором Женевского универси­тета. В Париже он много работал в клинике, изучал логику, филосо­фию, психологию, проводил экспериментальные исследования на детях, начатые без особого энтузиазма. Однако скоро Пиаже нашел свою собственную область исследования. Это был конец теоретиче­ского и начало экспериментального периода в творчестве Пиаже как психолога.

Философские размышления привели Пиаже к мысли, что логика не врождена изначально, а развивается постепенно, и что именно психология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики. Уже первые факты из области психологии, пол­ученные Пиаже в экспериментах с детьми по стандартизации так называемых "рассуждающих тестов" К. Берта, подтвердили эту его идею. Полученные факты показали возможность исследования пси­хических процессов, лежащих в основе логических операций. С тех пор центральная задача Пиаже состояла в том, чтобы изучить психо-

логические механизмы логических операций, установить постепен­ное возникновение стабильных логических целостных структур ин­теллекта. Возможность прямого исследования проблем логики соот­ветствовала первым философским интересам Пиаже. Изучение "эм­бриологии интеллекта" совпало также и с его биологическими инте­ресами. Период 1921-1925 годов — начало работы Пиаже по систе­матическому исследованию генезиса интеллекта. Именно, исходя из этой общей цели, он сначала выделил и исследовал частную пробле­му — изучил скрытые умственные тенденции, придающие качест­венное своеобразие детскому мышлению, и наметил механизмы их возникновения и смены. С помощью клинического метода Пиаже установил новые формы в области детского развития. Важнейшие из них — открытие эгоцентрического характера детской речи, качест­венных особенностей детской логики, своеобразных по своему содер­жанию представлений ребенка о мире. Однако, основное достижение Пиаже, сделавшее его всемирно известным ученым, — открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм — это основная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка. Своеобразие де­тской логики, детской речи, детских представлений о мире — лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции.

Результаты исследования Пиаже этого периода содержатся в пер­вых пяти его книгах по детской психологии. Они были восприняты научной общественностью как последнее слово в этой области, хотя Пиаже считал их лишь исходным материалом для последующей ра­боты. Он видел недостаток этих книг в том, что изложенные в них исследования были ограничены лишь изучением речи и выраженной в речи мысли. Получалось, что речь прямо отражала действие. Пиаже хорошо понимал, что мысль формируется на основе действия, одна­ко, источник целостных логических структур интеллекта Пиаже ис­кал в социализации индивида, которую он, следуя традициям фран­цузской социологической школы, понимал тогда как общение инди­видуальных сознаний между собой. Это, по признанию Пиаже, также относится к недостаткам упомянутых исследований.

В 1925-1929 годах Пиаже изучал историю науки, прослеживая и сравнивая развитие основных научных категорий и идей в науке и в интеллектуальном развитии ребенка. Этот период научного творче­ства Пиаже характеризуется возникновением нового направления в изучении эволюции интеллекта. Он начинается с исследования раз­вития ребенка в первые два года жизни, когда поведение (действия ребенка, а не вербальные рассуждения) выступает как показатель умственного развития. В связи с этим изменилась и техника исследо-

вания: Пиаже давал ребенку предметы, с которыми тот мог манипу­лировать. Центральным моментом исследования стала структура действий и рассуждения по поводу манипулирования ребенка этими объектами. И хотя изменилась техника экспериментов, метод иссле­дования остался прежним. Сохранилась проблема, изменился лишь аспект ее изучения. Теперь Пиаже поставил перед собой задачу ос­вободиться от вербальной стороны действия, чтобы понять реальное функционирование интеллекта.

Результаты исследований этого периода были опубликованы в трех томах [238; 239; 240 ]. В них отражен генезис интеллектуального поведения, картина мира (представления ребенка о перманентном объеме, пространстве, причинности), возникновение символическо­го поведения (подражание, игра). В этих исследованиях показано, что интеллект возникает у ребенка до овладения речью. Интеллек­туальные операции более высокого уровня подготавливаются сенсо-моторным действием. Задачу психолога Пиаже видел в том, чтобы проследить шаг за шагом преобразование врожденных унаследован­ных рефлексов в различные формы сложного поведения. Затем воз­никла следующая задача: проследить путь от возникновения пред­ставления о постоянстве объекта до представлений о сохранении фи­зических свойств объекта (вес, масса и т.п.). Эти исследования, вы­полненные в сотрудничестве с Б. Инельдер и А. Шеминской, под­твердили основной закон детского развития, сформулированный Пи­аже в ранних работах, — закон перехода от общей эгоцентричное™ к интеллектуальной децентрации, более объективной умственной позиции.

Десятилетие с 1929 по 1939 год было годами плодотворных науч­ных поисков. Совместно с Инельдер и Шеминской Пиаже провел исследования генезиса числа, количества, пространства, времени, движения и др. Эти исследования дали возможность изучить стадию конкретных операций, и, что самое важное, — увидеть в них искомые операциональные целостные логические структуры интеллекта. Для точной интерпретации полученных фактов Пиаже решил использо­вать достижения операторной логики в психологии. При этом он не ограничился аппаратом формальной логики, а использовал матема­тическую логику, модернизировал логику с учетом требований, вы­двигаемых психологическими фактами. Пиаже ввел в психологию понятие группировки.

Прежде чем у ребенка устанавливаются логические операции, он выполняет группировки — объединяет действия и объекты по их сходству и различию, которые, в свою очередь, порождают арифме-

тяческие, геометрические и элементарные физические группы. Ис­тинной единицей мысли, по Пиаже, служит не только понятие или изолированное суждение, класс или отдельно усмотренное отноше­ние, но каждая классификация в своей целостности, каждая серия объектов, расположенных по их отношению, каждая система родо­словных связей, каждая шкала ценностей, иначе говоря, — каждая группировка. Поэтому в качестве единицы мысли Пиаже выбрал группировку и начал ее исследовать.

Трудность этого психологического исследования состояла в том, что нельзя непосредственно проследить, как складываются группи­ровки в голове думающего субъекта, поэтому психологу нужно было построить модель, обратиться к дедуктивной теории группировок.

С формальной точки зрения, группировка — закрытая обратимая система, в которой все операции объединены в одно целое и подчиня­ются пяти формальным законам, критериям группировки. Группи­ровка и представляет собой такую аксиоматическую модель, которую психолог может использовать для интерпретации своих фактов.

Со времени выдвижения этой гипотезы интересы Пиаже раздели­лись. С одной стороны, открывалось разнообразие и богатство психо­логических фактов, с другой — назрела необходимость их строгой интерпретации с помощью аксиоматических моделей, взятых из ло­гики, и дальнейшей разработки этих моделей. Этому также посвяще­но несколько трудов Пиаже.

В 1939-1950 годы Пиаже продолжил исследования в области пси­хологии мышления. Он изучал формирование понятий движения, скорости, времени, представления ребенка о пространстве и геомет­рии. Совместно с М. Ламберсье было начато исследование восприя­тия, которое интересовало Пиаже в связи с развитием интеллекта. Основная проблема, занимавшая Пиаже в эти годы, — соотношение интеллекта и восприятия. Эта проблема касается различия и сходства между этими двумя структурами познания, отношения между восп­риятием и понятием. Пиаже поднимает вопрос о значении восприя­тия в познавательной деятельности в целом. Одной из задач было проверить выводы гештальттеории, которая не удовлетворяла Пиаже в связи с пониманием проблемы интеллекта. На основе эксперимен­тального изучения перцептивных процессов им была показана веро­ятностная природа восприятия.

В этот же период Пиаже было проведено экспериментальное исс­ледование перехода от мышления ребенка к мышлению подростка, была дана характеристика формально-операционального мышле­ния, сформулирована общая теоретико-познавательная концепция

"генетической эпистемологии". Главные публикации этого времени — три тома "Введения в генетическую эпистемологию".

Таким образом, спустя тридцать лет, написав более двадцати то­мов психологических исследований, Пиаже вновь вернулся к своей центральной философской идее — генетической эпистемологии, опи­рающейся на психологию.

С 1955 г. начался новый период деятельности Пиаже. В этом же году в Женеве был создан Международный центр генетической эпи­стемологии, в котором стали сотрудничать специалисты многих об­ластей знания из разных стран. Пиаже стал во главе этого Центра. Проведение ежегодных дискуссий по проблемам психологии, логики, биологии, эпистемологии и их обобщение позволили Пиаже и его сотрудникам опубликовать более тридцати томов материалов Цент­ра.

В том же году Пиаже развил гипотезу о стадиях интеллектуально­го развития ребенка и подростка. Согласно этой гипотезе, в интел­лектуальном развитии можно выделить три больших периода: сенсо-моторный, период подготовки и период реализации конкретных опе­раций, формальных операций. Эти периоды, в свою очередь, разде­ляются на подпериоды подготовки и реализации структур интеллек­та, характерных для периода в целом. В каждом подпериоде Пиаже описывал возрастные стадии развития, позволявшие шаг за шагом проследить достижение интеллектуальных операций. Дальнейшие работы Пиаже, вышедшие в последующие 25 лет, были посвящены развитию памяти, формированию умственного образа у ребенка, об­щим проблемам биологии и психологии, теории познания (эпистемо­логии) и философии, анализу развития сознания у ребенка. Как и восприятие, процессы памяти и воображения Пиаже также рассмат­ривал в их отношении к интеллекту. Поэтому стадии интеллектуаль­ного развития, намеченные Пиаже, можно трактовать как стадии психического развития в целом, поскольку развитие всех психиче­ских функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.

Основная идея, развиваемая во всех произведениях Пиаже, состо­ит в том, что интеллектуальные операции осуществляются в форме целостных структур. Эти структуры формируются благодаря равно­весию, к которому стремится эволюция. Исследование интеллекту­альных структур, анализ их отношения к нервным структурам, с одной стороны, и к структурам математическим, логическим и лин­гвистическим, — с другой, служит подготовкой к созданию общей

теории структур. Этому посвящена одна из обобщающих работ Пиа­же.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...