Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семья как фактор развития поведения ребенка




Представители третьего поколения американской теории соци­ального научения уделяют особое внимание анализу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения ребенка. Одно из интересных направлений в изучении этих факторов разработано У. Бронфенбреннером [200; 201; 202].

В американской психологии, пишет Бронфенбреннер, существует понятие "возрастная сегрегация", которое характеризует перемены, происходящие в последние годы в жизни детей и молодого поколения. Возрастная сегрегация проявляется в неспособности молодых людей найти место в жизни общества. При этом человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и дел и даже враждебным к ним: он хочет заниматься своим собственным делом, но часто не знает точно, какое это дело и как им надо заниматься. Когда же молодой

человек находит его, практическая работа не приносит удовлетворе­ния и интерес к ней быстро угасает. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психоло­гии получил название отчуждения.

Корни отчуждения американские исследователи ищут в особенно­стях современной семьи. У. Бронфенбреннер обращает особое внима­ние на то обстоятельство, что большинство матерей работают. Харак­терно и то, что число других взрослых членов семьи, которые могли бы взять на себя обязанности по воспитанию ребенка в то время, когда матери работают, резко падает. Растет количество разводов, а, сле­довательно, и детей, воспитывающихся без отца. Естественно, что и материальный уровень жизни в этих семьях низкий. Однако, с пси­хологическим перенапряжением и неудачами приходится иметь дело не только семьям бедняков. У. Бронфенбреннер пишет, что в домах более обеспеченных семей "может не быть крыс, но и им приходится также участвовать в крысиной борьбе за существование".

Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребенок чаще проводит время с пассивными нянями, чем с родителями. Бронфенбреннер приводит яркий пример, демонстри­рующий дефицит общения детей с отцами. На вопросы анкет отцы — представители средних классов общества — ответили, что тратят на общение со своими годовалыми детьми в среднем 15-20 мин. в день. Однако исследования, в которых велась запись отцовского голоса с помощью микрофона, прикрепленного к рубашке младенца, показа­ли, что преувеличено даже это мизерное время: среднее число таких контактов в день — 2,7 раза, а их средняя продолжительность — 37,7 сек.

Затрудняют общение ребенка и взрослого и многие достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье, на­личие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр и т.п. ведет к дальнейшему углублению изоляции между поколениями. Невольно приходят на память картины иной, патриар­хальной семейной жизни, когда вся большая семья, обычно все три поколения жили вместе и собирались хотя бы 3-4 раза в день за одним большим общим столом. Разумеется, в такой семье общение, забота и воспитание детей были непрерывными, а не дискретными. И глав­ное, всегда рядом с ребенком был близкий человек. Современная Цивилизация, подчеркивает Бронфенбреннер, все более отдаляется от условий, благоприятных для полноценного психического развития

9-5882

ребенка, все больше углубляя изоляцию и увеличивая дефицит об­щения ребенка с взрослым.

Крайний случай такой изоляции достигается с помощью прибора "искусственная нянька", снабженного специальным приспособлени­ем для укачивания, которое автоматически приводится в действие звуком голоса младенца. Специальные рамы, укрепленные по бокам этого агрегата, позволяют подсоединить к нему "программные иг­ральные предметы для сенсорной и физической практики". В прибор входит комплект из шести таких предметов, которые родители могут заменять раз в три месяца с тем, чтобы "идти в ногу" с развитием ребенка. Поскольку человеческие лица — это первое, что видит но­ворожденный, в комплекс входят шесть специальных лиц из пласти­ка, предъявляемых через специальное окошко; другие предметы — это различного рода движущиеся механизмы, зеркала для развития самосознания ребенка. Родители при таком воспитании выступают лишь в роли потенциальных наладчиков этого прибора, который постоянно ломается, — с горькой иронией замечает Бронфенбреннер.

Итак, распад семьи, территориальное разделение жилых и дело­вых районов в городах, частые переезды с одного места жительства на другое, прерывающие соседские и родственные связи, поток теле­визионных передач, работающая мать и другие проявления "обще­ственного прогресса", согласно Бронфенбреннеру, уменьшают воз­можности и потребности в содержательном общении между детьми и людьми старшего поколения и создают очень тяжелые условия для женщин. Он обращает внимание также на то, что растущее число разводов сопровождается в Америке новым явлением: нежеланием кого-либо из родителей брать на себя заботу о ребенке.

Все эти и многие другие, еще более неблагоприятные условия не могут не сказываться на психическом развитии ребенка, что и при­водит к отчуждению, причины которого — в дезорганизации семьи. Однако, считает Бронфенбреннер, дезорганизующие силы зарожда­ются первоначально не в самой семье, а в образе жизни всего обще­ства и в объективных обстоятельствах, с которыми семьи сталкива­ются. Если эти обстоятельства и этот образ жизни идут во вред отно­шениям доверия и эмоциональной безопасности в отношениях между членами семьи, если эти обстоятельства мешают родителям забо­титься о своих детях, воспитывать их и доставлять им радость, если обязанности родителя не встречают поддержки и признания в окру­жающем мире и если время, проводимое в семейном кругу, наносит ущерб карьере, личному удовлетворению и психическому спокойст-

вию — именно тогда в особенности страдает психическое развитие ребенка. Начальные симптомы этого проявляются в эмоциональной я мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, безответствен­ность и неспособность к делам, требующим усердия и настойчивости. В более тяжелых случаях последствия проявляются также и в ухуд­шении способности мыслить, оперировать понятиями и числами даже на самом элементарном уровне.

Краткий обзор различных подходов к пониманию социального развития ребенка показывает, что американская психология — это психология научения. В приставке "на" заключен большой смысл. Научение — это стихийно совершающийся процесс. Развитие рас­сматривается американскими психологами как процесс количествен­ного накопления навыков, связей, приспособлений.

3. Фрейд оказал сильнейшее влияние на американскую психоло­гию. Именно поэтому смогла сформироваться концепция социально­го научения. Как мы уже видели, в современной американской пси­хологии роли общества в развитии ребенка придается громадное зна­чение. Уже А. Гезелл признавал первичную социальность ребенка. Однако, эта первичная социальность рассматривалась им чисто био­логически, в плане приспособления организма к социальному окру­жению.

Социальная жизнь ребенка рассматривается современными аме­риканскими учеными вслед за Гезеллом так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. Еще Л. С. Выготский обращал внимание на то, что в американской психо­логии из понятия биологической эволюции полностью выводится социальная жизнь человека, а перенесение эволюционного принци­па на изучение онтогенеза раскрывает "целиком и без остатка приро­ду социального формирования личности" [39 ]. Это сведение социаль­ности к биологическому взаимодействию организмов неприемлемо. "Здесь биологизм американской психологии достигает своего апогея. Здесь он празднует свои высшие триумфы, одерживая последнюю победу: раскрывая социальное как простую разновидность биологи­ческого", — писал Л. С. Выготский в 1932 г. Прошло более полувека, а эта оценка Л. С. Выготского не потеряла своего значения.

В основе теории социального научения лежат схема "стимул — реакция" и учение Фрейда. Американские ученые взяли у Фрейда его социальную сердцевину: отношения между "Я" и обществом. Фрейд и бихевиоризм скрещиваются не в проблеме сексуальности, не в проблеме инстинкта, а в подчеркивании роли социального в развитии

я* 131

ь.

 

ребенка. Однако, социальное понимается как одна из форм стимуля­ции, вызывающей поведение, как одна из форм подкрепления, под­держивающая его.

Концепция социального научения показывает, как ребенок при­спосабливается в современном мире, как он усваивает привычки, нормы современного общества. Ребенок входит в общество, как "кры­са в лабиринт", а взрослый должен провести его по этому лабиринту, чтобы в результате он стал похож на взрослого. Ребенок рассматри­вается как существо, чуждое обществу. Но это принципиально не­правильно, ребенок — часть общества, причем самая главная его часть; человеческое общество без детей — умирающее общество.

Как ребенок взаимодействует с обществом? Как он в нем живет?

В теории социального научения первоначальный антагонизм ре­бенка и общества заимствован из фрейдизма. Это ведет к биологиза-ции социального, поэтому весь процесс развития сводится к процессу отбора, процессу научения.

Ч

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...