Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ




ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Теория Зигмунда Фрейда

В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шо­пенгауэра о том, что человеческая душа — это тугой узел, который невозможно развязать, и Зигмунд Фрейд — первый ученый, сделав­ший попытку распутать этот узел [28 ].

Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же он был воспринят как средство получения психологических фактов, которые и стали основой психологической системы.

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к вы­воду, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям де­тства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную при­роду. Это чувства любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Не­смотря на то, что метод психоанализа был разработан на взрослых испытуемых и требует существенных дополнений для исследования детей, полученные 3. Фрейдом данные указывают на определяющую роль детского опыта в развитии личности. Проводя исследования, 3. Фрейд был удивлен неспособностью пациентов понимать значение своих воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений. То, что было ясно для самого 3. Фрейда, пациенты решительно отрицали. Пациенты думали и жили в одной системе координат, в то время как другой пласт их жизни — уровень бессознательного — крайне важ-

5-5882

ный детерминант их поведения, отвергался ими как несуществую­щий. Только после многих психоаналитических сеансов пациенты начинали понимать неосознанное значение того, что они говорят и делают. Именно эти, крайне важные, неосознанные детерминанты поведения стали для 3. Фрейда предметом исследования. Два откры­тия 3. Фрейда — открытие бессознательного и открытие сексуально­го начала — составляют основу теоретической концепции психоана­лиза [159].

В первые годы своей работы 3. Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознатель-ного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придаю­щего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. 3. Фрейд ее обозначил термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагае­мых обществом.^ В предсознательном теснятся психические пережи­вания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания. Сознание не пассивно отражает процессы, которые содер­жатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в ре­зультате анализа поведения невротиков.

Позднее в работах ""Я" и "Оно"", "По ту сторону удовольствия" 3. Фрейд предложил иную модель человеческой личности. Он утвер­ждал, что личность состоит из трех основных компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" — наиболее примитивный компонент, носи­тель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональ­ным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенно­сти внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм. Эта часть личности выполняет роль кри­тика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специаль­ных "защитных механизмов" — таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация. Вытеснение означает непроиз­вольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к дей­ствию. Проекция — это перенос на другое лицо своих аффективных

переживаний любви или ненависти. Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация __ один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится в виде деятельности, приемлемой для индивида и для общества, в котором он живет.

Личность, по 3. Фрейду, — это взаимодействие взаимно побужда­ющих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это реципрокное взаи­модействие осуществляется. Динамика личности определяется дей­ствием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побужде­ние; цель, то есть достигнутое удовлетворение; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побужде­ние порождается. Одно из основных положений психоаналитическо­го учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, чтоЗ. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка — это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантиль­ная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

Сексуальные влечения^ по 3. Фрейду, носят амбивалентный ха­рактер. Существуют инстинкты жизни и смерти, следовательно, лич­ности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.

В соответствии со своей сексуальной теорией психики 3. Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразо­вания и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной энергии.

у Эрогенные зоны — это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии — это стадии генеза психиче­ского в течение жизни ребенка. В них отражено развитие_"Оно", "Я", "Сверх—Я" и взаимовлияния между ними.

Оральная стадия (0-1 год). Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потен­циальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, свя­занной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз — ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозыми действи­ями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии -рот, орудие питания7 сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по 3. Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни".

Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после не­которого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты "Оно": ребенок иногда сосет в отсутствии пищи и даже сосет свой большой палец. Этот тип на­слаждения в трактовке 3. Фрейда совпадает с сексуальным наслаж­дением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни, считал 3. Фрейд, ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно пред­положить, что мир ребенка — это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает су­ществования других объектов в мире. Глобальное базисное нарцис-сическое состояние — это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеет никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младен­ческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о'другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.

Внутриутробное существование человека, по 3. Фрейду, в проти­воположность большинству животных, относительно укорочено; на свет он появляется менее подготовленным, чем они. Тем самым уси­ливается влияние реального внешнего мира, развивается дифферен­циация "Я" и "Оно", повышаются опасности со стороны внешнего мира и чрезмерно вырастает значение объекта, который один может защитить от этих опасностей и как бы возместить потерянную внут­риутробную жизнь. И этот объект — мать. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца; при самом луч-

шем уходе неизбежны ограничения. Они и есть источник дифферен­циации, выделения объекта. Таким образом в начале жизни разли­чение между внутренним и внешним, согласно взглядам 3. Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

Во второй половине оральной стадии с появлением зубов к сосанию добавляется укус, который придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслажде­нию начинает вступать в конфликт с реальностью. По 3. Фрейду, у новорожденного нет "Я". Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его "Оно". Инстанция "Я" — часть "Оно", мо­дифицированное под прямым влиянием внешнего мира. Функциони­рование инстанции "Я" связано с принципом "удовлетворение — отсутствие удовлетворения". Как только что отмечалось, первое по­знание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенно­сти и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как отсутствие матери для него есть, прежде всего, отсутствие наслажде­ния. На этой стадии не существует еще инстанции "Сверх-Я", и "Я" ребенка находится в постоянном конфликте с "Оно". Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии раз­вития как бы "замораживает" определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не пол­учает достаточно удовлетворения своих оральных потребностей, вы­нужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на следующую стадию генетического разви­тия.

Эти идеи 3. Фрейда послужили толчком к изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной возрасту генетической задачи. Если она не решается, то ребенку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного периода.

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3. Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагае­мым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди Делятся на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия (1-3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который ста­новится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Те­перь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встре­чается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобре­тает здесь конфликтный характер.

По отношению к поведению ребенка на этой стадии можно ска­зать, что полностью образована инстанция "Я" и теперь она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслажде­нию и действительностью. Социальное принуждение, наказания ро­дителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве вос­питателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующие­ся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, — аккурат­ность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрес­сивность; накопительство, экономность, склонность к коллекциони­рованию. Все эти качества — следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гени-тальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротич-ной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испы­тывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые лю­ди, которые привлекают внимание ребенка, — это родители. Либи донозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: маль­чик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперни­ка, вызывающего одновременно и ненависть и страх.

Разрешение, или освобождение от Эдипова комплекса совершает­ся в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению 3. Фрейда, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстан­ция "Сверх-Я". Именно поэтому преодоление Эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка. Таким обра­зом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Главную роль играет инстанция "Я". Она сохраняет память прошло­го, действует на основе реалистического мышления. Однако эта инс­танция должна теперь бороться на два фронта: против разрушитель­ных принципов "Оно" и одновременно против строгости "Сверх-Я". В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал для ребен­ка, предупреждающий о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты "Я" становятся вытеснение и сублима­ция. По 3. Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завер­шаются до пяти лет; именно в это время формируются главные струк­туры личности. По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответ­ствуют зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, бла­горазумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением поло­вого интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно"; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закреп­ленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (12-18 лет) — характеризуется возвышени­ем детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения 3. Фрейда, стремит­ся к одной цели — нормальному сексуальному общению. Однако, осуществление нормального сексуального общения может быть за­труднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регресса к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстан­ция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", кото­рые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомо­сексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего

пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов "Оно", инстан­ция "Я" использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний.

Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его "Оно", "Я" и "Сверх-Я" и их взаимодействи­ями. Нормальное развитие, по 3. Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патоло­гические характеры.

Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психо­анализе психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое половое извращение. Это могут быть такие формы пове­дения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью в обществе лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера — нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отни­мается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремле­ний; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодо­вольство. Подобные характеры направляют свое внимание преиму­щественно на себя, свои действия, свои переживания [91 ].

В чем же секрет огромного влияния 3. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней? Во-первых, это динамическая концепция развития, во-вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают. По словам современных американ­ских психологов Дж. Уотсона и Г. Лидгрена, 3. Фрейд был впереди своего века и, подобно Ч. Дарвину, разрушил узкие, ригидные гра­ницы здравого смысла своего времени и расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения.

"Необычайное развитие учения 3. Фрейда — мы не ошибемся, если назовем этот успех необычайным, — писал современник 3. Фрейда, Освальд Бюмке, — стало возможным только потому, что официальная наука была так далека от действительности; она, по-

видимому, так мало знала о действительных душевных переживани­ях, что желающему узнать что-нибудь о "душевной жизни" подавала камень вместо хлеба" [91 ]. "Старая "мозаичная" экспериментальная психология исследовала лишь отдельные элементы душевной жизни и мало занималась их функциональным единством в реальной чело­веческой личности; она почти не изучала ее поступков, поведения, сложных переживаний и динамики," — писал А. Р. Лурия.

Л. С. Выготский так оценивает историю психоанализа: "Идеи пси­хоанализа родились из частных открытий в области неврозов; был с несомненностью установлен факт подсознательной определяемости ряда психических явлений и факт скрытой сексуальности... Посте­пенно это частное открытие, подтвержденное успехом терапевтиче­ского воздействия,... было перенесено на ряд соседних областей — на психопатологию обыденной жизни, на детскую психологию... Эта идея подчинила себе самые отдаленные ветви психологии... психоло­гию искусства, этническую психологию... Сексуальность преврати­лась в метафизический принцип... Коммунизм и тотем, церковь и творчество Достоевского... — все это переодетый и замаскированный пол, секс и ничего больше" [33, с. 396-397 ].

Л. С. Выготский показал полезное и ценное, что есть в психоана­лизе, и то, что в нем лишнее и вредное. Так, он писал: "Найденное Фрейдом решение... я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для сво­бодных от головокружения". В России такие люди были: И. Д. Ерма­ков, С. Н. Шпильрейн, В. Г. Шмидт и другие.

2. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд

Анна Фрейд — дочь Зигмунда Фрейда — продолжала и развила классическую теорию и практику психоанализа. Получив педагоги­ческое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца и с 1923 года начала собственную психоанали­тическую практику. А. Фрейд — автор многих трудов о закономер­ностях развития ребенка, о трудностях, с которыми приходится стал­киваться при его воспитании и обучении; о природе и причинах нарушений нормального развития и путях их компенсации.

В работе "Норма и патология детского развития" (1965) А. Фрейд указала истоки психоаналитического интереса к детям. Она писала, что после выхода в свет книги ее отца "Три очерка по теории сексу­альности" (1905), многие аналитики стали наблюдать своих детей и

находить подтверждение всем отмеченным 3. Фрейдом особенностям детского развития: детской сексуальности, Эдипова и кастрационно-го комплексов. В этом направлении в 20-30-е годы педагогический факультет Венского психоаналитического института готовил воспи­тательниц детских садов и учителей. Тогда же известные ученые-психоаналитики (А. Айхорн, С. Бернфельд и др.) вели наблюдения за беспризорными детьми и юными правонарушителями. Во время и после второй мировой войны эти исследования продолжались в спе­циализированных учреждениях, где в центре внимания были наблю­дения за младенцами и детьми раннего возраста, лишенными роди­телей. Большой вклад в разработку психоаналитического изучения детства внесли Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Риббл и др. Теоретические идеи развивали Э. Криз и X. Гартман.

Следуя традиции классического психоанализа, А. Фрейд разделя­ет личность на ее устойчивые составные части: бессознательное или "Оно", "Я", "Сверх-Я". Инстинктивная часть, в свою очередь, делит­ся на сексуальную и агрессивную составляющие (психоаналитиче­ский закон биполярности). Развитие сексуального инстинкта опреде­ляется, как и в классическом психоанализе, последовательностью либидонозных фаз (оральная, анально-садистическая, фаллическая, латентная, предпубертатная, пубертатная). Соответствующие фазы развития агрессивности проявляются в таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хва­стовство, зазнайство (на фаллической стадии); дисоциальные начала (в предпубертатности и пубертатности). Для развития инстанции "Я" А. Фрейд также намечает приблизительную хронологию развития защитных механизмов: вытеснения, реактивные образования, про­екции и переносы, сублимация, расщепление, регрессии и др. Анали­зируя развитие "Сверх—Я", А. Фрейд описывает идентификацию с родителями и интериоризацию родительского авторитета.

Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть резуль­тат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социаль­ного окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно по­строить линии развития для бесконечного количества сфер детской жизни. Признанной заслугой А. Фрейд считается описание ею линии развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линии развития опрятности от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линии развития физической самостоятель-

ности, отношения к старшим и т.п. Особое внимание в психоанализе уделяется линии развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

С точки зрения А. Фрейд, не только выявление уровня развития, достигнутого по соответствующей линии, но и соотношение между всеми линиями позволяют поставить диагноз и дать рекомендации для решения практических вопросов детского воспитания. При этом, подчеркивала она, несоответствие, дисгармонию между различными линиями не следует рассматривать как патологическое явление, так как рассогласования в темпе развития, наблюдающиеся у людей с самого раннего возраста, могут быть всего лишь вариациями в преде­лах нормы. Ступени от незрелости к зрелости, а не хронологический возраст рассматриваются ею как показатели развития. Если рост происходит путем прогрессивного продвижения к более высокому уровню, то нормальное детское развитие, согласно взглядам А. Фрейд, идет скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.

В отличие от классического психоанализа, изучающего прежде всего скрытые от сознания психические явления, А. Фрейд одна из первых в детской психоаналитической традиции распространяет ос­новные положения 3. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию "Я" личности. А. Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехо­да от принципа удовольствия к принципу реальности.

Новорожденный, по ее мнению, знает лишь один закон, а именно — принцип удовольствия, которому слепо подчинены все его прояв­ления. Однако, для осуществления таких телесных потребностей ре­бенка, как голод, сон, температурная регуляция, младенец полно­стью предоставлен ухаживающему за ним взрослому. И если поиск удовольствия — "внутренний принцип" ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира.

Мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также и пер­вым законодателем для ребенка. По мнению А. Фрейд, тот факт, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние, при­надлежит к самым ранним достижениям психоанализа, то есть осно­вополагающим выводам исследований взрослых пациентов [219, с. 63 ]. Наблюдения за детьми вновь подтверждают, что индивидуаль­ные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное вли-

яние на развитие ребенка. "Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и что ею оживленнее всего приветствуется; процесс развития замедляется там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение", — замечает А. Фрейд [219, с. 62 ].

Несмотря на беспомощность, ребенку очень рано удается научить­ся проявлять определенные отношения к матери. Уже в этом раннем возрасте можно различать детей послушных, "хороших", легко уп­равляемых, и детей нетерпимых, своевольных, "тяжелых", которые буйно протестуют против каждого требуемого от них ограничения.

Чем самостоятельнее становится ребенок в отношении еды, сна и т.д., считает А. Фрейд, тем более отходят на задний план телесные потребности, уступая место новым инстинктивным желаниям. Ребе­нок стремится к их удовлетворению с тем же рвением, как прежде стремился к насыщению при чувстве голода. И снова он сталкивается с ограничениями, которые налагает на него внешний мир. Ребенок, естественно, стремится осуществить свои инстинктивныедели без­отлагательно, не учитывая внешних обстоятельств, но это может стать опасным для его жизни, поэтому взрослый, хочет он того или нет, вынужден ограничивать ребенка. В результате этого несоответ­ствия между внутренним и внешним, стремлением к удовольствию и учетом реальности все дети этого возраста, по выражению А. Фрейд, "запутаны" в постоянных сложностях внешнего мира и, естественно, непослушны, невежливы и упрямы.

По мнению А. Фрейд, шансы ребенка остаться психически здоро­вым во многом зависят от того, насколько его "Я" способно вынести лишения, то есть преодолеть неудовольствие. Для некоторых детей совершенно непереносима любая отсрочка или любое ограничение удовлетворения желаний. Они отвечают реакциями гнева, ярости, нетерпения; ничто не может их удовлетворить, любые замещения отвергаются ими как недостаточные. У других детей те же самые ограничения не вызывают такого возмущения. Интересно, что подо­бные установки, возникая очень рано, сохраняются на долгие годы. А. Фрейд характеризует ребенка как незрелого до тех пор, пока инс­тинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением таким образом, что желания остаются на стороне ребен­ка, а решение об их удовлетворении или отказе — на стороне внеш­него мира. От этой моральной зависимости, которая для детства вполне нормальна, начинается длинный и трудный путь развития к нормальному взрослому состоянию, когда зрелый человек становясь "судьей в своем деле", способен контролировать свои намерения, подвергать их рассудительному анализу и самостоятельно решать

нужно ли то или иное побуждение отклонить, отложить или превра­тить в действие. Такая моральная независимость — результат мно­гочисленных внутренних столкновений.

В раннем детстве принцип удовольствия господствует без внутрен­него сопротивления. У более старших детей он все еще владеет таки­ми сторонами психики, как бессознательная и, отчасти, сознательная жизнь фантазий, сновидений и др. Тот, кто находится под властью принципа удовольствия, руководствуется в своих действиях исклю­чительно своим стремлением к удовлетворению желаний. Лишь принцип реальности создает, по словам А. Фрейд, пространство для отсрочки, задержки и учета социального окружения и его требова­ний. На этом основании можно предположить, что принцип удоволь­ствия и десоциальное, или асоциальное поведение сплетены так же тесно, как принцип реальности и состоявшаяся социализация. Но все это не так просто, как кажется на первый взгляд.

А. Айхорн первым заметил, что беспризорные дети и юные пре­ступники могут достичь высокой степени развития принципа реаль­ности, не используя его для социализации. Переход от принципа удовольствия к принципу реальности — лишь предварительное усло­вие социализации индивида. Продвижение к принципу реальности само по себе еще не дает никакой уверенности, что индивид будет следовать социальным требованиям.

По мнению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, особенно такие, как жадность, корысть, ревность, пожелание смерти — толкают ребенка в направлении десоциальности. Социали­зация — это защита от них. Некоторые инстинктивные желания вытесняются из сознания, другие переходят в свою противополож­ность (реакционные образования), направляются на другие цели (сублимация), сдвигаются с собственной персоны на другую (проек­ция) и т.д. С точки зрения А. Фрейд, между процессами развития и защитными процессами нет никакого внутреннего противоречия. Действительные противоречия лежат глубже — они между желани­ями индивида и его положением в обществе, поэтому невозможно гладкое протекание процесса социализации. Организация защитного процесса — это важная и необходимая составная часть развития "Я".

Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу ре­альности не может наступить раньше, чем различные функции "Я" достигнут определенных ступеней развития. Только после того, как начнет функционировать память, действия ребенка смогут осущест­вляться на основе опыта и предвидения. Без контроля реальности не существует различия между внутренним и внешним, фантазией и

реальностью. Только приобретение речи делает ребенка членом че­ловеческого общества. Логика, разумное мышление способствуют пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиям окружающего мира перестает быть простым подчине­нием — оно становится осознанным и адекватным.

Становление принципа реальности, с одной стороны, и мысли­тельных процессов, с другой, открывает путь для новых механизмов социализации — таких, как подражание, идентификация, интроек-ция, способствующих образованию инстанции "Сверх-Я". Формиро­вание эффективного "Сверх-Я" означает для ребенка решающий прогресс в социализации. Ребенок теперь способен не только подчи­няться моральным требованиям своего социального окружения, но и "сам принимает в них участие и может чувствовать себя их предста­вителем" [219, с. 121 ]. Однако, эта внутренняя инстанция еще очень слаба и долгие годы нуждается в поддержке и опоре со стороны авто­ритетного лица (родители, учитель) и может легко разрушиться из-за сильных переживаний и разочарования в нем.

Подражание, идентификация, интроекция — необходимые пред­варительные условия для последующего вступления в социальное сообщество взрослых. Далее должны быть сделаны новые шаги "на­ружу": из семьи в школу, из школы в общественную жизнь. И каждый из этих шагов сопровождается отказом от личных преимуществ, от "индивидуально-внимательного" отношения. Так, внутри школьного класса существует одинаковый порядок для всех учеников, хотя они как личности отличаются друг от друга. В общественной жизни все люди равны перед законом. "Законы жестки и безличны, и их нару­шение приводит к легальным санкциям, независимо от того, какие жертвы для индивида означает их применение, облегчает или ослож­няет эту жертву его характер и интеллектуальный уровень", — под­черкивает А. Фрейд [219, с. 127 ]. Однако, от нормального человека не требуется, чтобы он знал все общественные предписания, прини­мал их и делал своими собственными. За исключением основопола­гающих правил морали от него ожидается, чтобы он признавал необ­ходимость права и закона и в принципе был готов подчиняться им. В сравнении с нормой уголовный преступник похож на ребенка, кото­рый игнорирует авторитет родителей. Встречаются и такие люди, чьи моральные требования к себе самому строже и выше, чем от них ожидает окружающий мир. Их идеалы исходят из идентификации не с реальными родителями, а с идеализированным образом родителя. Как замечает А. Фрейд, такие люди ведут себя самоуверенно и мо­рально превосходят своих ближних.

По глубокому убеждению А. Фрейд, о котором она неоднократно заявляет, негармоничное личностное развитие основывается на мно­гих причинах. Это и неравномерный прогресс по линиям развития и неравномерно длящиеся регрессии, и особенности обособления внут­ренних инстанций друг от друга, и формирование связей между ними и многое другое. "При этих обстоятельствах не удивительно, что индивидуальные различия между людьми столь велики, отклонения от прямой линии развития заходят так далеко и определения строгой нормы так неудовлетворительны. Постоянные взаимовлияния про­гресса и регресса приносят с собой бесчисленные вариации в рамках нормального развития" [219, с. 77 ].

Однажды на вопрос о том, что нормальный человек должен уметь делать хорошо, 3. Фрейд ответил: "Любить и трудиться". Позднее, как бы полемизируя с отцом, А. Фрейд пыталась ответить на вопрос о том, какое детское достижение заслуживает названия жизненно важного. Она писала: "Игры, учение, свободная деятельность фанта­зии, тепло объектных отношений — все являются важными для ре­бенка. Однако по значению их нельзя сравнить с такими фундамен­тальными понятиями, как "способность любить" и "трудиться". Я возвращаюсь к более ранней гипотезе (1945), когда я утверждаю, что только одна способность в детской жизни заслуживает этого

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...