Действие контрдействие. «линия действий» роли
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Разъяснения к терминологическому словарю Учебное пособие Шарипов Р.Т. Заслуженный деятель искусств РТ Творчески одаренный человек может - если захочет освоить практические и теоретические основы профессии актера. Нельзя научить? Но можно создать такие условия, в которых творчески перспективный человек сможет раскрыться и затем развивать свои профессиональные данные. Курс практических и теоретических основ актерского мастерства неразрывно связан со всем комплексом специальных, тренировочных и общетеоретических дисциплин. Ясно, что лишь этот комплекс в целом формирует личность актера и создает предпосылки к тому, чтобы в его сценической практике совершенствовались индивидуальные, личностные качества. АКТЁР (актриса) Это слово обозначает профессию исполнителя, предполагающую, как правило, наличие некоего произведения других творцов (писателя, композитора, балетмейстера и т.д.), создающих текст, партитуру и другие произведения, которые актёр своими данными и своей техникой, доносит до зрителя. Слово «актёр» применяется преимущественно в драматическом театре, в других исполнительских искусствах чаще используется слово «артист», в этом смысле являющееся синонимом слова «актёр».Актер в драматическом театре в известном смысле - профессия уникальная. В музыкальном театре (в оперном, балетном, камерном, в эстрадных жанрах) кроме артиста на сцене звучит музыка - как материальная данность вне творца, т.е. ещё один инструмент воздействия. У драматического актёра инструментом создания нового качества - образа - является только он сам, его психофизический аппарат, его сознание, его эмоциональная система. Творец является носителем и составной частью образа.Слово «актёр» происходит от английского глагола «асt», что означает действовать. Поэтому одним из основных средств создания актером образа является «сценическое действие».Актер, играющий роль, есть воплощение персонажа. Он пребывает в самом центре сценических событий, осуществляя живую связь между авторским текстом, указаниями постановщика и восприятием зрителя. До начала XVII в термин "актер" обозначал действующее лицо в пьесе; затем он стал применяться к исполнителю роли, ремесленнику - комедианту. В европейской традиции, где актер воплощает персонаж, выдавая себя за другого, он прежде всего физически присутствует на сцене, устанавливает "телесную" связь с публикой, которая призвана ощутить настолько же материально-чувственную, насколько и в нечувственную, эфемерную природу присутствия персонажа Часто говорят, что в актера "вселяется" другое лицо, что он "не принадлежит" себе, что его заставляет действовать некая сила, принявшая чужой облик: отсюда романтический миф "актера от Бога", для которого нет разницы между сценой и жизнью Однако это лишь одна из возможных моделей взаимоотношений актера и персонажа; он может также дистанцироваться от последнего, как это делает актер в брехтовском театре, демонстрирующий искусство "построения" роли. Здесь налицо отголоски старого спора между сторонниками "переживания" и "представления", т. с. умения изображать эмоции. Вопрос об искренности актера порой принимает форму конфликта между двумя концепциями актерского искусства: актер — король, который импровизирует и чья творческая свобода простирается вплоть до издержек "актерства", или актер — сверх-марионетка, приводимая в действие режиссером. (Крэг).
АРТИСТ Слово «артист» происходит от английского слова «агt», что означает искусство. Поэтому это слово часто употребляют не только как синоним слова «актёр», но и как выражение особо высоких качеств и достижений, которыми наделён или которых достиг тот или иной актёр в своём творчестве.
АКТЁРСКАЯ ЭМОЦИЯ Искусственное раздражение периферии тела. Эмоция – душевное переживание, чувство. Положительные, отрицательные эмоции. Эмоциональное воздействие.Эмоциональный – насыщенный эмоциями, выражающий их. Подверженный эмоциям, легко возбуждающийся. (Толк. словарь рус. языка). АКТ Часть пьесы, примерно равноценной значимости с остальными, выделенная по признакам соответствия определенному этапу в развитии действия и в течение сценического времени.В истории западноевропейского театра разделение на акты и переход от одного акта к другому обозначались самыми разными способами: введением партии хора (Грифиус), опусканием занавеса (начиная с XVII в.), изменение освещения (или полным затемнением), музыкальным рефреном, специальным объявлением и т.д. Подобное разделение отвечало различным задачам, скажем, в прошлом оно диктовалось необходимостью перерыва для смены свечей и декораций. Иногда акт охватывает определенный промежуток времени: часть суток (в классицизме), целые сутки (в испанской драматургии "Золотого века"), более продолжительный период (у Чехова, Ибсена). Акт определяется как повествовательно-временное единство скорее функционально-ограничительного, нежели содержательного порядка: он чаще заканчивается тогда, когда все персонажи покидают сцену или когда происходит значимое изменение пространственно-временного континуума, т.е. когда заканчивается определенный этап в развертывании фабулы. АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО(актер осталыгы) Систем задатков, умений и навыков, направленных на создание образа персонажа как «жизнь человеческого духа». Все что создается в театре в расчете на то, чтобы выявить полноту жизни через актера. Актер — венец, царь сцены. Без актера нет театра. Все, что заложено в пьесе автором, затем осмыслено режиссером, передает зрителю действующий актер.Творчество актера, эмоциональное воздействие актерской игры — это необыкновенное могущество театра. Актерская игра владеет зрительным залом: вызывает подъем сил и воодушевление, объединяет людей в едином страстном порыве, в одном чувстве. Актерская игра может вызвать смех, радость, слезы, гнев. Актер творит образ из самого себя. Сегодня нельзя быть хорошим артистом не будучи все-сторонне развитым человеком. Чем богаче артист как личность, тем интереснее и разнообразнее образы, которые он создает на сцене. Каждый большой актер — это прежде всего личность, чело-век со своим внутренним миром, со своим взглядом на жизнь, со своими убеждениями.Актер творит свое искусство публично. Только в театре зрители могут быть не только свидетелями, но и участниками такого необыкновенного праздника, который называется творческим процессом переживания.
АКТУАЛЬНОСТЬ Созвучие спектакля с проблемами нашего времени.«Важный существенный для настоящего момента». (Талк. сл.) АКТЕРСКИЕ ШТАМПЫ Под штампом в науке об искусстве актёра, - пишет в своей книге «Актёрские штампы и их преодоление» Л. Заславская, - принято понимать внешнее актёрское приспособление, с помощью которого живые человеческие чувства, действия, характеры подменяются их формальным изображением посредством раз и навсегда выработанных приемов».Фактически, штампы - это подмена того, что должно происходить на сцене каждый раз заново (конечно, по установленной в репетициях логике) - осмысление происходящего и поведение в адрес партнёра, с тем, что привычно, хорошо знакомо, т.е. подмена того, что должно происходить «здесь, сегодня, сейчас», тем, что уже было. Всякий штамп есть подражание кому-то, чему-то или самому себе. То, что актёр где-то видел или у него самого родилось на каком-то спектакле и имело успех, он хочет повторить завтра, потом еще раз и т.д. Так и рождается штамп в этом месте роли, затем еще в одном и т.д. И может получиться, что вся роль будет сыграна на штампах. Штампы - не есть нечто свойственное только актёрскому искусству и не признак отсутствия таланта. Штампы возникают у режиссеров, у театральных художников, художников по костюмам, у музыкальных — оформителей спектаклей. « Штампы рождаются незаметно и в очень большом количестве. Поэтому актёр должен быть всегда настороже и не думать, что вырвав один штамп, он навсегда избавился от него. Нет, он появится в другом месте роли, а на месте прежнего может появиться новый, и так до бесконечности», - писал великий русский актёр Михаил Чехов.В актёрском искусстве, можно говорить по крайней мере о четырёх группах штампов, хотя их, наверное, больше.
1. К первой группе отнесём штампы, возникшие в результате механического заимствования у других актёров тех или иных приемов игры, манеры говорить, ходить, выражать свои эмоции, заимствования решения образа. 2. Вторая группа штампов - это личные актерские штампы, когда актер переносит те или иные приёмы, удачные интонации, имевшие успех трюки, манеру поведения, ""получившие одобрение зрителя в одной из ролей, в свои другие сценические работы. Начинается эксплуатация однажды удачно найденного при воплощении совершенно другого характера, в неподходящей ситуации, в спектакле той же, а часто и другой стилистики. 3. Третья группа штампов - это штампы общеактёрские. Это формальное прикрытие внешним приёмом того места в роли, где не найдено точного логического решения, искренности в действии, точного внутреннего монолога. Это форма, осуществляемая актёром раньше, чем он накопил содержание. 4. К четвёртой группе можно отнести штампы, очень распространённые при постановке, как правило, классических спектаклей, особенно в так называемых костюмных пьесах. Это штамп чеховских пьес, пьес Мольера, Гольдони и т.д. АМПЛУА Этим словом принято обозначать определённый круг ролей, наиболее соответствующих внутренним и внешним данным актёра.В этом смысле конечно, слово «амплуа» и сейчас могло бы употребляться, ибо, безусловно, есть роли, наиболее близкие данному исполнителю. Хотя вернее было бы сейчас говорить о ролях, круге ролей, которые тому или иному артисту несвойственны.В XIX веке в драматическом театре были распространены амплуа трагических актёров и актрис, драматических любовников, фатов, драматических и комических старух и стариков, благородных отцов, инженю-драматик и инженю-комик (молоденькие девушки) и т.д.Деление на амплуа возникло потому, что актёрам средних и малых способностей часто удавались некоторые, как правило, однотипные роли, на которых они и специализировались.Борьбу с амплуа начал ещё в начале XX века К. С. Станиславский, который считал, что амплуа - удел плохих артистов. Истинный артист не признаёт амплуа, учил Константин Сергеевич, все роли должны обладать характером, т.е. быть характерными. Поэтому он признавал только одно амплуа - характерный артист, ибо всякая роль, писал он, не заключающая в себе характерности, - это плохая роль.Конечно, Станиславский не отрицал того, что надо учитывать и внешние данные, и человеческие качества, необходимые для той или иной роли, но здесь речь идет не об амплуа, не о специализации на определённых ролях, а о внутренней сущности актёра.В настоящее время театр все дальше уходит от деления актёров на амплуа. Как часто мы видим исполнение роли тем или иным артистом, не подходящим ни по своим внешним, ни даже внутренним данным тому стандарту, который существует для данной роли. Но выбор этот продиктован решением, взглядом на эту роль режиссёра. И на этом пути театр очень часто одерживает победы. Хотя заблуждаться по поводу наличия тех или иных данных для избранной роли дело тоже очень опасное. Как писал К. С. Станиславский, это тупик на многие годы, пока актёр не осознает своего заблуждения.
АНАЛИЗ? Процесс познания пьесы и роли. «Метод исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего - нибудь. Всесторонний разбор рассмотрение.» (Талк. слов. русск.языка.) АНСАМБЛЬ Театральный коллектив, подчиненный единой общей творческой цели. Слово «ансамбль» пришло в русский язык из французского. В толковом словаре В. И. Даля читаем: ансамбль - это «художественная общность, совместность, общее согласие картины, музыки; взаимное соответствие, стройная полнота».Из этого определения видно, что это слово употребляется, когда речь идет о явлениях художественного порядка. А слово «совместность» указывает на применимость его к группе людей, занимающихся художественным творчеством, и к группе объектов - результату художественного творчества людей: ансамбль солистов, вокальный или инструментальный ансамбль, ансамбль зданий Эрмитажа, ансамбль зданий того или иного архитектора и т.д.Если несколько музыкантов (или певцов) играют (или поют) вместе, этот коллектив называют ансамблем вне зависимости от того, хорошо они исполняют произведение или нет. Слово «ансамбль» употребляется как обозначение группы музыкантов, играющих вместе.Когда речь идет об ансамбле применительно к театральному спектаклю, имеется в виду нечто иное. На сцене в спектакле тоже, как правило, участвует несколько, а иногда много артистов. Но когда говорят: «в спектакле есть ансамбль», это «ансамблевый спектакль» и т.д., в слове «ансамбль» здесь заключается высокая оценка его. Характеристика спектакля как произведения, в котором все исполнители объединены единой целью, играют в одном стиле, в одной актёрской манере; усилия всех актеров направлены на реализацию в спектакле одной мысли, все роли, и большие и маленькие, играются на высоком уровне мастерства.Великий режиссер и педагог А. Д. Попов особо подчеркивал, что тщательный подход режиссуры и актёров к второстепенным ролям в пьесе, как к главным, и порождает ансамбль.До создания К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко в 1898 году Московского Художественного театра, где ансамблевость игры впервые стала одним из главных принципов, спектакль представлял собой зрелище, в котором никакой речи о «совместности», о единой стилистике в актерской работе, об устремленности всех исполнителей к единой цели не было. Центром спектакля были один или два-три великолепных актёра, а вокруг - посредственные или молодые актеры, и всё было подчинено работе этих главных актеров, а остальные как бы подыгрывали им. К XX веку стремление к ансамблю - стало одним из серьезнейших устремлений в театре. Но только появление режиссёра как одной из основных профессий в театре, человека, осуществляющего творческое и организационное единение всех работающих в спектакле, и актеров, и представителей других профессий, способствовало результативности в достижении ансамбля. Возникновение ансамбля в спектаклях, безусловно, стало серьезным шагом вперёд в развитии театрального искусства, ибо, как говорил К. С. Станиславский, понятие сценического ансамбля необходимо вытекает из самой природы театрального искусства как коллективного творчества. АРТИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА Нравственные идеалы и принципы творческого коллектива. К. С. Станиславский ввел этот термин в систему понятий театрального искусства. В «Заметках об артистической этике и дисциплине» он писал: «Конечно, артист должен как член общества подчиняться всем этическим законам, принятым в этом обществе. Но помимо общих устоев нравственности, есть ещё артистическая этика». Если говорить о художественных требованиях, их, конечно, очень много, но прежде всего следует упомянуть, что задачей артистической этики является устранение причин, влияющих на охлаждение чувств, страстности, и препятствий, мешающих деятельности творческого таланта, увлечению и стремлению творческой воли каждого из коллективных творцов. Как правило, эти препятствия создают своим поведением сами сценические деятели из-за непонимания физиологии творчества, непонимания задач искусства, а то и просто из эгоизма. Сюда можно отнести и шутки по поводу готовящегося спектакля, остроты в адрес отдельных исполнителей и многое другое. Нарушает коллективное творчество, задерживает работу всех инертность некоторых исполнителей. Причем эта инертность или апатия в работе заразительны. Они могут развиваться с необыкновенной быстротой, разрушая общую работу и отдаляя коллектив от результата.Наоборот, каждый росток творческого желания у каждого из коллективных творцов должен быть поддержан всеми и оберегаться для общей пользы.Говоря об артистической этике, особо надо отметить необходимость определенных отношений между актёром и режиссёром. Как необходимо строгое подчинение администрации по всем вопросам театрального производства, также необходимо сознательное, для своего же успеха, подчинение воле режиссёра и других художественных руководителей спектакля. Они управляют иногда сотнями лиц, работающими над пьесой. Поэтому важно, как писал К. С. Станиславский, «чтоб каждый сознавал это и подчинялся, поддерживал авторитет художественной власти. Оркестр только тогда может стройно играть, когда он беспрекословно подчиняется мановению палочки капельмейстера». Заканчивает Константин Сергеевич свои «Заметки об этике» следующими словами: «Имея дело с человеческим талантом, и человеческими чистыми стремлениями, и с нервами человека, надо обращаться с ними осторожно».В этом, пожалуй, суть артистической этики. АТМОСФЕРА СПЕКТАКЛЯ А. Д. Попов в книге «Художественная целостность спектакля» писал: «...атмосфера - это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей». Хотелось бы добавить: люди, погруженные в свои обстоятельства и события.Автором понятия сценической атмосферы как выразительного средства спектакля можно считать Московский Художественный театр, который искал атмосферу создаваемых им спектаклей исходя из «лица автора», т.е. из образной выразительности, только ему присущей. Это стало особенно ясным уже при постановке первых чеховских пьес, новаторская драматургия которых предъявляла свои требования.Понятие атмосферы сложно и многослойно, но в нем можно выделить несколько важных аспектов: пространственный, временной, психологический.Среда пьесы: время действия, быт, характеры, ритмы, события - все это и рождает атмосферу спектакля создаваемую и художником и композитором, и режиссером, и актерами. У каждого из них свои выразительные средства. Но главным носителем атмосферы, конечно, является актер. Поскольку сценическая атмосфера неразрывно связана с событиями спектакля, с его конфликтами, именно актер создает и поддерживает атмосферу этих событий и конфликтов через отношение к ним, физическое самочувствие, ритм, взаимоотношения с окружающим бытом и т.д.Такие необходимые для создания атмосферы элементы, как музыка, шумы, освещение, бытовые детали превращаются в сценические украшательства, если они не связаны с психологической жизнью персонажей, и только если они неразрывно соединены с ней, спектакль может эмоционально увлечь и захватить зрителя. А. Бармак в своей книге «Художественная атмосфера» справедливо отмечает, что «без атмосферы спектакля невозможно добиться сопереживания зрителя». БИОГРАФИЯ ПЕРСОНАЖА Все, что нам важно знать о персонаже: возраст, когда он сформировался, где рос и т.д. До фантазирования актером жизни персонажа. БЕСПРЕДМЕТНОЕ ДЕЙСТВИЕ. УПРАЖНЕНИЯ на «ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ» Игра «с пустышкой», с воображаемым предметом. Одно из упражнений, предложенных К. С. Станиславским для воспитания актера, - это упражнения на «память физических действий». Иногда их называют «упражнения на аффективную память». Суть их заключается в том, что актер выполняет какое-то внешнее физическое действие или ряд действий, но предмет, с которым он якобы работает, - воображаемый. Эти упражнения в настоящее время делают не на всех курсах. Ибо многие считают, что собрать внимание, выполнить логику поведения при обращении с можно и с настоящим объектом, что всё равно с настоящим предметом всё происходит немного по-другому, да и сам предмет лучше помогает актёру. Можно ставить и другие цели в этих упражнениях. Некоторые педагоги обращают больше внимания на внутренний монолог, который необходим для выполнения этих упражнений. БИОМЕХАНИКА Исследование механики человеческого тела Термин, используемый Мейерхольдом для обозначения методов актерского тренинга, нацеленного на немедленное выполнение задания, поступившего извне, от автора, режиссера. Поскольку задачей актера является исполнение специфических указаний, используемые им выразительные средства должны расходоваться экономно с тем, чтобы эти указания исполнялись быстро и точно.Биомеханический подход противоположен интроспективному, основанному на " аутентичных эмоциях". Актер вначале усваивает внешний рисунок роли, а затем постигает ее "изнутри". Биомеханические упражнения тренируют умение фиксировать жест в позиции (позе), создающей иллюзию движения, и усиливают пластическую выразительность на трех стадиях игрового цикла: намерение, осуществление, реакция. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ На протяжении ста лет развития многие понятия «системы» Станиславского получили новые названия и в театральной теории, и в практике, появились новые названия привычных понятий. В статье «Действие. Контрдействие. «Линия действий» роли» можно найти разные названия, которые употребляют, имея в виду «органическое действие», и разные словосочетания для обозначения «линии действий».То же происходит и с термином «взаимодействие», который пришёл в теорию и практику позднее термина «общение», но имеет то же значение. К. С. Станиславский во всех своих работах писал об «общении». Сейчас всё чаще употребляют слово «взаимодействие», особенно в педагогике. Может быть, потому, что слово «общение» обозначает в нашем быту очень широкий круг взаимоотношений, тогда как «взаимодействие» точнее выражает процессы сценические, хотя взаимодействие между людьми, конечно же, происходит и на бы-товом уровне. Сценическое взаимодействие - это процесс воздействия партнёров друг на друга, их взаимосвязь. Причём не тогда, когда оно обозначается, а когда происходит фактически «здесь, сегодня, сейчас». Тогда мы говорим, что партнёры подлинно взаимодействуют. В том, что эти действия взаимны и взаимосвязаны и есть природа театра. Ибо театр - это события, в которых сталкиваются участвующие в развитии пьесы персонажи или, как они называются в программках, действующие лица. Пьеса - это то, что происходит между живущими в е пространстве людьми. И выявляется это происходящее в их взаимодействии друг с другом и с окружающим миром. Если действия персонажа не направлены на партнера, присутствующего или отсутствующего в данный момент на сцене, то говорят, что на сцене ничего не происходит.Имитация, обозначение взаимодействия вместо подлинного, к сожалению, встречается на сцене часто. А может быть, сейчас еще чаще актёры делают видимость взаимодействия, а на самом деле заняты собой и выражением своих переживаний, которые при отсутствии направленности на партнёра тоже имитируются, ибо подлинные эмоции могут возникнуть только тогда, когда они направлены на кого-либо. Когда эмоции направлены на что-либо, то всё равно их объектом является не предмет (например, когда он уничтожается кем-то), а тот кто стоит за этим предметом (чей он), взаимодействие - процесс непрерывный, постоянный, двусторонний, обоюдный, многоступенчатый. К. С. Станиславский в книге «Работа актера над собой» - первый, кто подробно останавливается на его составляющих, формулируя пять стадий органического процесса общения. В сжатом виде он выглядит так: Внимание -Действие - Восприятие - Внутренний монолог (принятие решения) - Ответное действие. И далее всё так же у партнёра. Отсюда и непрерывность взаимодействия.Из этой схемы видно, что без внимания, действия, восприятия, непрерывного внутреннего монолога взаимодействия быть не может. Взаимодействие - некий вечный двигатель сценической жизни. Оно не может остановиться, прерваться. Любой обрыв линии взаимодействия (общения) автоматически оборачивается неправдой, подделкой, а одна подделка влечёт за собой другую и т.д. ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ Не высказанные мысли, толкающие актера к действию. Диалог внутри себя с кем-то. Внутренний монолог при всей ясности этих слов и понимании его необходимости для актера при создании образа - один из самых сложных элементов актерского мастерства, поскольку у актёра всегда подспудно есть желание ограничиться только внешними выразителями, привычными в данной сцене.Внутренний монолог и в жизни, и на сцене - это внутренняя речь, произносимая не вслух, а про себя, ход мыслей, выраженный словами, который сопровождает человека всегда, кроме времени сна.Процесс непрерывного внутреннего монолога в жизни знаком всем. Он рождается от происходящего, от целей, стоящих перед человеком, от поступков жизненного партнёра и т.д. Он вызывает те или иные наши деяния, из него рождаются во вне те слова, которые кажутся самыми точными, самыми сильными в данной ситуации. В острые моменты жизни эти монологи становятся интенсивными, эмоциональными, конфликтными. И всегда внутренний монолог идёт в той степени напряжения, в которой живёт человек. То же самое и на сцене, если говорить о характеристике этого сценического процесса. Разница только одна, но существеннейшая. В жизни внутренний монолог у человека рождается сам, кроме моментов, когда он сознательно разбирает ситуацию внутри себя. На сцене это внутренний монолог не артиста, а персонажа. Этот монолог артист должен создать, предварительно поняв, о чём он, его природу и степень напряжения, и присвоить его себе, сделав для себя привычным. Следует подчеркнуть, что внутренний монолог артисту необходимо выстраивать в той лексике, тем языком, который специфичен для данного персонажа, а не для артиста. Первоисточником работы актёра над ролью является литература - инсценированная проза или поэзия и драматургия. Если в прозе в большинстве произведений писатель, создавая сцену, даёт внутренние монологи своих персонажей, и артист может использовать их, конечно, не дословно, а приспособив к своему решению, своим данным, то в драматургии, как правило, внутренних монологов нет. Есть паузы, многоточия, текст партнера - то, что в театральном процессе называют «зонами молчания». Актёр должен, как уже говорилось выше, сам стать автором внутренних монологов персонажа. Поставив себя в предлагаемые обстоятельства жизни своего героя, определив его сверхзадачу и конкретные цели в каждой сцене, изучая текст партнёра, а не только свой, актёр должен думать от имени своего героя нафантазированным монологом. Исходя из того, что внутренний монолог, как и в жизни, только тогда достигает своих целей, когда он непрерывен, строго разделять его на внутренний монолог в моменты произнесения текста и в «зонах молчания» нет необходимости. Разница в том, что, во-первых, в «зонах молчания» удержать внутренний монолог значительно труднее и возможно только тогда, когда он хорошо подготовлен и когда актёр полностью поглощён тем, что говорит и делает партнер. Во-вторых, при произнесении текста сам текст помогает удержать ход мыслей, а иногда весь или частично внутренний монолог высказывается персонажем вслух. Как говорят: что думаю, то и говорю. Внутренний монолог как процесс, происходящий и в жизни, придаёт исполнению достоверность, помогает актёру увлечься образом и требует от него глубокого проникновения во внутреннюю жизнь своего героя. Без внутреннего монолога невозможно восприятие и взаимодействие на сцене, он помогает овладеть «вторым планом» роли, ритмом роли, меняет даже тембр голоса. Вл. И. Немирович-Данченко утверждал, что от внутреннего монолога зависит как рассказать, а от текста - что рассказать. В идеале на спектакле наработанный внутренний монолог вариативно приходит к актеру в процессе развития сцены. Но было бы заблуждением думать, что он вообще приходит к актёру сам. Как и всё на сцене, его возникновение во время исполнения зависит от подготовительной работы в процессе репетиций, особенно во время репетиций дома, и на первых порах даже подготовленный внутренний монолог приходит к актёру волевым усилием, как и всё, что он делает на сцене. Особую роль, по мнению Вл. И. Немировича-Данченко, играют монологи-наговаривания, как он их называл. ВНИМАНИЕ(ИХТИБАР ) Полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Круги внимания: Малый – сосредоточенность на себе, Средний – на партнере, Большой – на окружение Психологи определяют внимание как произвольную или непроизвольную направленность и сосредоточенность психической деятельности. ВНИМАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОЕ (Сәхнә ихтибары) Если говорить о непроизвольной направленности, то таковая бывает в жизни. Тот или иной процесс или объект может помимо наших планов привлечь наше внимание.Применительно к сцене можно говорить только о произвольной направленности и сосредоточенности по волевой команде, которую даёт себе актёр.Внимание актёра на сцене носит творческий характер, ибо он выбирает объект внимания в соответствии со своей целью или задачей, своими предлагаемыми обстоятельствами. Очень важно добиться на сцене устойчивого внимания - не формального в виде устремлённого взгляда, а сосредоточенного на объекте, на том, что происходит с ним. С подлинного внимания начинается и процесс восприятия. Самым сложным является требование полной сосредоточенности мысли актера на партнёре и его действиях, его «физическом самочувствии» и т.д. Объектом сценического внимания может быть партнер, как присутствующий, так и отсутствующий на сцене, процессы, с ним происходящие, неодушевленные предметы, имеющие значение для персонажа, нечто происходящее за пределами сцены и т.д. Отметим, и это очень существенно: когда речь идет о внимании к живому объекту-персонажу, исполнитель очень часто держит во внимании своего партнера в общем. Между тем внимание должно быть сосредоточено, как в жизни, на чём-то конкретном в партнере-персонаже, в зависимости от того, что ты ждёшь от него, чего добиваешься. Если ты, например, добиваешься ответа на любовное признание, то всё внимание в этот момент сосредоточено на процессе созревания ответа, если уличаешь во лжи, то внимание сосредоточено на процессе поиска партнёром решения - сознаваться или нет, а не на том, красив он или нет, и т.д.Линия внимания должна быть непрерывной, иначе не будут непрерывными линия восприятия и линия действий. Большая часть главы о внимании в книге К. С. Станиславского «Работа актёра над собой» посвящена «кругам внимания». Это комплекс упражнений на внимание, которым очень много занимались в первой половине XX века. И сейчас, наверное, кто-то ещё занимается, но есть много других упражнений для достижения того же результата.Если представить себе сосредоточенность внимания актёра на маленькой световой точке, затем расширить немного световое пятно, затем больше и, наконец, всё осветить вокруг (так К. С. Станиславский в своей книге демонстрирует этот приём), когда актёр будет чувствовать себя в этих малом, среднем, большом и совсем большом кругах внимания как бы изолированным от всего остального и прежде всего от зрителя, тогда можно будет говорить о том, что он испытывает состояние «публичного одиночества» или что он находится в верном «сценическом самочувствии» человека, никоим образом не работающего на публику. В процессе работы актёр непрерывно создает для себя эти «круги внимания», то расширяя, то сужая в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей пространство и находящееся в этом пространстве поле, которому он уделяет своей волей внимание.Конечно, актёр должен быть внимательным и в жизни, пытаться проникнуть в суть того, что он видит, что привлекло его внимание, пытаться понять увиденное и нафантазировать то, что не видимо. Всё это и даст актёру материал для будущих ролей, свяжет его с жизнью, с правдой жизни. Для этого актёру необходимо развивать творческую наблюдательность ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ(cәнгатлелек) Если первый период работы над ролью - период познавания - К. С. Станиславский уподоблял встрече и знакомству будущих влюбленных, второй - слиянию и зачатию, то третий период - воплощения - он сравнивал с рождением и ростом молодого создания.К. С. Станиславский в своих поисках и теоретических обобщениях исходил из следующего (это современно до сих пор, а может быть в связи с увлечением многих режиссеров вопросами выразительности ещё более современнее чем раньше): чтобы приводить в исполнение наработанные в процессе репетиций цели, стремления и желания, необходимо действовать не только «душевно», но и «внешне» - говорить, двигаться, чтобы передавать свои мысли и чувства, или просто выполнять чисто физические внешние задания: ходить, здороваться, переставлять вещи и многое другое. И всё это ради какой-то цели.Можно считать исключением, и об этом писал К. С. Станиславский, когда живая жизнь актёра на сцене, или внутреннее воплощение характера, «жизнь человеческого духа», хоть она и зафиксирована в «линии действий», сама собой выявлялась бы в слове и движении. Гораздо чаще, подчеркивал он, «приходится возбуждать физическую природу, помогать воплощать то, что создало творческое чувство... Не только пережить роль, этого мало, но и воплотить её в прекрасной форме - такова задача артиста». Здесь речь идёт уже не о внутреннем, а о внешнем воплощении.Конечно, на форму, в которой воплощается характер, влияют внутренние процессы - и поиск «физического самочувствия», и воспитание «второго плана», и особенно восприятие, ибо восприятие включает в себя и процесс выражения. Глядя на человека, мы почти всегда, если он сознательно не скрывает этого, можем определить, как он воспринимает партнера, или, как говорят, выражает партнёра. Это и есть рожденные внутренним движением выразители. Хотя процесс этот происходит импульсивно при взаимодействии с партнёром (см.: Взаимодействие), линия выразителей должна быть результатом и сознательного поиска их в своей природе артистом. Можно привести в пример великого артиста-певца Ф. И. Шаляпина: из сотен возникавших во время репетиций выразителей он выбирал три-четыре, которые ярче проявляли происходящее с его героем.Внешнее должно не только выражать внутренний образ, внутреннее движение, но и быть его опорой. Точное выражение внутренней жизни героя, его характера -главная задача всей работы внешнего воплощения, поиска выразительных средств.Внешний выразитель может не только верно передать сущность внутренней жизни персонажа, но и помочь найти более точное и эмоциональное объяснение действия или пропуск в действенной линии. Пробы различных выразителей в репетиционной работе могут привести артиста и к более полному пониманию персонажа, которого он играет.Идти от внутреннего к поискам внешнего выражения - это не значит ждать. «Толкать» своё тело, свой аппарат - без этого не родится образ.Нарушение связи внутреннего и внешнего в ту или иную сторону ведет к штампам (см.: Актерские штампы). Если не создана внутренняя жизнь, у артиста возникают общие штампы (вообще плачет, вообще радуется). Если же он освоил внутреннюю жизнь своего героя, но помещает её в привычную, удобную для себя и, что ещё страшнее, выгодную для показа зрителю, одинаковую для всех ролей форму, рождается штамп индивидуальный, который ещё опаснее, ибо бывает не сразу заметен.Одно из сильнейших выразительных средств актёра - внешняя характерность. Это манера поведения, какие-то физические особенности его, создание непов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|