Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Композиция драматургическая




Способ построения драматического произведения, в частности — словесного текста (синоним: структура/

1. Правила композиции

Поэтические искусства разрабатыва­ют нормативные трактаты, посвященные вопросу драматической композиции. В них сформулированы правила и способы построения фабулы и равновесия между действиями или характерами персонажей Композиция приравнивается к скрупулез­ному применению принципов риторики, типичному придается значение обязатель­ного.

Теория драматической композиции возможна только при условии, что ее ме­тодические положения будут носить опи­сательный, а не нормативный характер, достаточно общий и в то же время спе­циализированный, чтобы учитывать все мыслимые драматические формы.Современное письмо, т. е. постдраматическое и послсбрехтовское, не подчиня­ется более правилам композиции, потеряв­шим актуальность с момента появления упрощенных текстов, изначально предна­значенных для сцены.

2. Структурные принципы композиции

Выделить композицию драматического текста — значит описать ту точку зрения (перспективу), которую занимает драматург в организации событий и распределении текста между персонажами Далее нужно отслеживать изменения это с точки зрения, технику манипуляции Мнениями и репликами персонажей, а таю структурные принципы представления действия: предстает ли оно единым и органическим целым? Или же раздробленным на эпизоды, смонтированные в эпической последовательности? Прерывается ли оно лирическими отступлениями и; комментариями? Есть ли внутри действия моменты застоя и стремительного развития? Вопросы драматической композиции аналогичны вопросам живописной и архитектурной композиции: аранжировка частей, поверхностей и красок, взаимное соотнесение их массы, количества и мес­та — всему этому в театре соответствует представление событий и расположение действий в определенном порядке. Изучение композиции подразумевает также описание таких явлений, как: обрамление (рамка) фабулы, завершение или начало представления, изменение перспективы и фокализации.Композиция классической драмы строго регламентирована. Она следует правилам правдоподобия и нарративной композиции (экспозиция, завязка, препятствие, кульминация, развязка). Композиция современных пьес подчиняется правилам столь противоречивым и столь и (вольным, что трудно связать их воедино.

КОМПОЗИЦИЯ СПЕКТАКЛЯ

- Это его построение, структура. Соотношение частей в целом, гармония целого.

КОНЦЕПЦИЯ

Система взглядов на что нибудь, основная мысль. Иметь серьёзную самостоятельную концепцию.

ЛОГИКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Непрерывный последовательный внутренний процесс актера достижение цели, исходя из мотивов персонажа.

МЫШЕЧНАЯ СВОБОДА

- Это такое состояние организма при котором на каждое движение и на каждое положение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько это положение требует. МАНЕРА АКТЕРСКОЙ ИГРЫ

Составная часть режиссерского замысла. Отбор определенных умений актера, определенных его способностей и личностных качеств

МЕТОД ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

В последние годы жизни К. С. Стани­славский (1863 - 1938) продолжал, как и всю свою жизнь, изучать природу актер­ского творчества, пути воспитания актёра и пути создания образа.Одно из последних его увлечений - пои­ски возможностей строить образ и закре­плять его создание, используя только дей­ственную основу роли: сверхзадачу, сквоз­ное действие и особенно «линию действий». Станиславский искал основное звено в сложно сплетённой цепи актёрского искус­ства, ухватившись за которое актёр вернее всего чувствует твёрдую почву под ногами, успешнее идёт к овладению ролью.В 30-е годы XX века он, всегда шедший вперёд и часто отвергавший то, что гово­рил и писал ранее, посчитал, что таким «основным звеном» в процессе репетиций может стать не линия психологии и чув­ства, не линия фабулы, а «линия физиче­ских действий».Способ овладения этой, конечно же, важной линией он назвал даже «методом физических действий». Хотя, надо ска­зать, что слово «метод», впрочем, как и некоторые другие, родившиеся в сцениче­ской практике термины, по большому счё­ту неточно, но вместе с ними оно вошло в профессиональную жизнь и менять его, как и другие неточные термины, было бы неверно, ибо дело не в словах, а в их пони­мании.«Метод» актёрской работы в русской психологической школе - один. Это «метод Станиславского», тот, что называют, «си­стемой Станиславского», так как метод -это всегда нечто общее, основополагающее в какой-либо деятельности. Между тем «метод физических действий», «метод дей­ственного анализа» и другие, как писал ве­ликий режиссёр и педагог А. Д. Попов, это различные способы репетиций. Но некоторые последователи Стани­славского (подчас и нынешние) объявили этот метод репетиции высшей ступе­нью в развитии его учения об искусстве ак­тера, «вершиной теории и методологии те­атрального искусства» (П. Ершов). Другие же довели эти совершенно верные пути к роли до абсурда. Они утверждали, что сто­ит только построить верную линию про­стейших действий, - например, вошёл, по­дошёл вплотную к партнёру, вгляделся в глаза, пожал руку и т.д., - и чувства и пе­реживания придут сами собой.Апологеты этой работы Станиславского по поиску путей к роли, которые возвели ее к единственно верной и возможной, предлагая репетировать без текста, по па­мяти, полностью от себя, не обращали вни­мание на то, что говорил Константин Сер­геевич (а это было опубликовано в 1948 го­ду в неизданных ранее главах III тома «Ра­боты актёра над собой»): «...для того, что­бы только войти на сцену, по-человечески, а не по-актёрски, вам пришлось узнать, кто вы, что с вами приключилось и т.д....только для того, чтобы выйти на сцену, необходимо познавание жизни пьесы...» Считая этот способ репетиции верши­ной «метода Станиславского», они, вольно или невольно, игнорировали другие соста­вляющие в работе актёра над ролью - «фи­зическое самочувствие», «второй план» и другие (см.: «Второй план» роли). Неда­ром Вл. И. Немирович-Данченко, боясь снижения эмоциональности и образности в актёрском творчестве за счет голого действия, столь активно в эти годы и до конца жизни в своих репетициях и высту­плениях обращал внимание актёров на эти грани при создании образа.Кроме того, Станиславский всегда счи­тал, что в каждом внешнем физическом действии есть большая доля психологии.В дискуссии по поводу «метода физиче­ских действий», развернувшейся на стра­ницах газеты «Советская культура», боль­шинство выдающихся режиссёров того времени выступило против превращения этого способа репетиций в краеуголь­ный камень «метода Станиславского».Работа по поиску действия и созданию «линии действий» выполняет в числе про­чего и организующую роль, но на базе по­иска «линии действий» формируются и иные размышления о роли. И без других составляющих роли, прежде всего тех, ко­торые упоминались в других статьях, пе­ревоплощения в образ не произойдёт.Мышечная свобода - это такое состояние организма, при котором на каждое движение и на каждое положение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько это положение требует.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...