СОБЫТИЙНЫЙ РЯД( вакыйга тезелеше)
Построение пьесы в определенную логическую схему «Происшествий», последовательность цепочки событий известной форме. СТИЛЬ СПЕКТАКЛЯ - Набор художественный приемов и способов художественной обработки материала жизни и подачи его. Система К.С. Станиславског Метод актерской работы от «бессознательного» к сознательному, позволяющая актеру создать образ роли, раскрывать в нем жизнь человеческого духа и естественно воплощать ее художественные формы, вызывать к жизни органический, естественный процесс самостоятельного и свободного творчества, используя материал прошлых воспоминаний. Система - это тот единственно надежный фундамент, на котором только и можно потроить прочное здание современного спектакля. СЦЕНИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ (сәхнә кичереше) В своём изложении пути поиска образа Вл. И. Немирович-Данченко на первое место поставил «самочувствие простоты», хотя непосредственного отношения к созданию образа, конкретного образа в спектакле, оно не имеет. Слово «самочувствие» употребляется и в других сочетаниях - «физическое самочувствие», «самочувствие роли» и т.д. Но речь в данном случае идет о разных вещах.По мысли Вл. И. Немировича-Данченко, «самочувствие простоты» - это только отправная точка в работе, тот плацдарм, на котором начинается деятельность актёра по созданию образа.К. С. Станиславский называл это верным «сценическим самочувствием», психофизическим состоянием актёра, ничего не «играющего», ничего не «представляющего», идущего к образу «от себя», от своей психофизической природы. От простого жизненного самочувствия оно отличается тем, что должно возникнуть в условиях сцены, т.е. публичности. Ибо в условиях публичного творчества скрывается ложь. С ней надо не просто мириться, но постоянно бороться. Сценическая ложь ведёт на подмостках непрерывную борьбу с правдой, толкая артиста на наигрыш, на внешний показ чувств.Воспитание в себе верного «сценического самочувствия» и есть средство борьбы с этой ложью, когда актёр внешне показывает то, что не чувствует в себе, - это К. С. Станиславский называл «актёрским вывихом».
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ(үтә хәрәкәт) Борьба за …. Театральная борьба. Которая происходит на наших глазах в результате которой утверждается сверхзадача. То зачем следит зритель. |Сквозное действие проходит через всю пьесу, определяя каждой отдельной сцены и наполняя действия, необходимые для ее осуществления, эмоциональным содержанием. Без сверхзадачи и сквозного действия и роль, и спектакль распадаются на отдельные сцены, лишенные единого, объединяющего их замысла.Сквозное действие роли обязательно сталкивается со встречным, препятствующим ему контрсквозным действием (как, например, любовь Ромео и Джульетты сталкивается со взаимной ненавистью их семей). Это конфликтное столкновение вызывает еще большую активность сценического поведения, позволяющую ярче и эмоциональнее выразить замысел роли и спектакля в целом. СВЕРХЗАДАЧА(өске максат) Это цель ради которой создается спектакль. Это поворот объективной идеи автора произведения на сегодняшний день. Сверхзадача - одно из самых сложных методологических понятий, предложенных Станиславским. Сложность заключается уже в самом термине, в надбавке «сверх» по отношению к слову «задача»,. так как речь идет не просто о главной действенной задаче роли, но о главном ее эмоционально-действеном устремлении, «непременно возбуждающем отклик в человеческой душе самого творящего артиста. Другими словами, сверхзадачу надо искать не только в роли, но и в душе самого артиста», - писал Станиславский.Сверхзадача одной и той же роли, исполняемой двумя артистами, должна находить в душе у каждого свой эмоциональный отклик, будь то стремление «сохранить любовь», «добиться власти», «обрести веру» и т.д. Во все эти устремления актер должен вкладывать свои личные переживания, свой жизненный опыт, свои наблюдения, наполнить их своими образными ассоциациями. Только тогда он может сделать сверхзадачу своей собственной и полюбить ее. (Несомненно, что любовь Ромео и Джульетты и стремление сохранить ее должны у разных актеров наполняться своими эмоциональными нюансами). Только такая, ставшая личной, сверхзадача рождает у актера эмоциональные побуждения к действиям, необходимым для ее осуществления. Этот действенный путь к осуществлению сверхзадачи Станиславский называл «сквозным действием артисто-роли». "Сверхзадача" спектакля определяет органичность, четкость, убедительность его жанрового и стилевого решения. Уже в замысле режиссера определяются стиль и жанр будущей постановки.Исходя из замысла, стиля и жанра спектакля постановщик назначает на роли тех или иных артистов, через их творчество выражает идею пьесы и сверхзадачу спектакля. Выбрать верный путь для раскрытия произведения — это задача и режиссера и актера. Захава Е.Б.
СЦЕНИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ Взаимосвязь приспособлений. Поиск внутренних и внешних ходов, применяемых актерами друг к другу. Борьба за изменение отношения партнера. Состоит из восприятия, оценки, воздействия. СЦЕНИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ(сәхнә мөнәсәбәте) Это отношение к факту, который мы видим на сцене. Вижу, как дано, отношусь, как задано. СЦЕНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА( Цель персонажа в пределах эпизода. СВОБОДА ТЕЛА( Максимальное психологическое намерение при максимальной свободе тела – есть признак настоящего таланта. СОБЫТИЕ (вакыйга) Бытие двух. Кусок жизни, который объединен общей целью персонажей, находящихся на сцене, происходит на наших глазах. То, что произошло, значительное явление. Жизненный факт, меняющий действие всех персонажей СЦЕНИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ сила эмоций.
СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ - Если наука оперирует понятиями, то в искусстве, которое познаёт эмоциональную жизнь человека, его внутренние побуждения, человеческие связи в мире, это познание происходит через образное. Выдающийся режиссёр и артист С. М. Михоэлс сравнивал образное с молнией, на мгновение раскрывающей нам внутренний мир человека.Хотя само слово больше говорит о качествах наглядности, характеристике внешнего облика предмета или явления, суть этого понятия претерпела значительные изменения по сравнению с происхождением слова. Дать законченное определение категории «художественный образ» невозможно, ибо любое из них будет страдать неполнотой и схематичностью. В каждом определении, которое дают учёные, подчёркиваются некоторые стороны этого понятия.От Гегеля идёт понимание образа как выражения абстрактной идеи в конкретной чувственной форме.Поскольку образ есть средство познания, как уже говорилось, а познание не может быть без интереса и страсти, то невозможен образ - конечный результат деятельности актёра - вне интереса, как говорил С. М. Михоэлс, «без образно выраженной идеи».Некоторые эстетики подчёркивают, что образ - это «художественная целостность». Образ, творимый актёром на сцене, существуя в общей системе спектакля и входя в другую художественную целостность - спектакль, - имеет и свою самостоятельную целостность как произведение творца (актёра), которое существует по своим определенным законам, имеет своё пространство и время, служит инструментом познания того или иного явления и средством самостоятельного, хотя и в общей структуре спектакля, воздействия на зрителя, следовательно, и на жизнь.Когда речь идёт об актёрском образе, то имеется в виду тот вид художественного образа, который создаётся посредством типизации путём отбора, сравнений, вычленения из жизни многих прообразов и т.д.Актёр в известном смысле - профессия уникальная. У драматического артиста инструментом создания нового качества - образа - является только его психофизический аппарат, его сознание, его эмоциональная система. В то время, когда у музыканта есть музыка и инструмент, у балетного и оперного артистов - музыка.На драматической сцене артист является создателем и составной частью образа. Образ создаётся артистом непосредственно в момент спектакля; репетиции - это только подготовка к творческому акту перехода актёра в новое качество во время представления.Поскольку в результате деятельности по созданию образа всегда составной частью входит сам создатель, то образ предстаёт перед зрителем одновременно с процессом.На зрителя действует и сам создаваемый образ, и процесс его создания, который происходит в присутствии зрителя, в этом процессе участвующего. Публичность процесса перевоплощения - что и есть создание образа - имеет существенное значение и для актёра, и для аудитории спектакля (см.: Перевоплощение).
Поскольку актёр всегда ощущает, что он находится перед зрителем, внутренне контролирует себя, то в его сознании идёт параллельно и одновременно поток сознания роли и своего сознания.Это соединение двух потоков в актёре точно сформулировано выдающимся режиссёром и педагогом А. Д. Поповым: «В органическом процессе перевоплощения актёра в образ все равно актёр будет находить себя в роли или роль в себе (это вопрос приёма. - Д. Л.).Ведь образ это диалектическое единство: я - актёра. И он - образа». ТЕАТР Вид искусства, отражающий поступки людей, события их жизни. Модель жизни отражающая те или иные проблемы и эмоциональное отношение актера, режиссера к ним. Театр — искусство коллективное. В отличие от произведений большинства искусств, спектакль создается не одним художником. Над ним работает постановочный коллектив, состоящий из актеров, художника (сценографа), композитора, представителей различных цехов. Всеми руководит режиссер-постановщик. "Сила театра в том,— писал К.С.Станиславский,—что он коллективный художник, соединяющий в одно гармоническое целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, танцоров, статистов, декораторов, электромехаников, костюмеров и прочих деятелей сцены". Театр — искусство синтетическое. Оно органически соединяет в себе живопись, архитектуру, музыку, танец, пластику, цвет, свет, прикладное искусство, искусство актера и режиссера, и, наконец, литературу, как первооснову сценического действия. Все эти компоненты должны терять свою самостоятельность, когда создается единое целое — спектакль. Как только один из видов искусств, работающих на спектакль, начинает существовать вне единого замысла, вне ансамбля, сразу же нарушается гармония сценического произведения. А. А. Гончаров говорил: «Основной закон, на котором зиждется любой театр, независимо от его особенностей и направления, — это действие, понятое не буквально, не как физическое перемещение в пространстве, а как внутреннее движение спектакля и каждого образа. На первой странице пьесы написано: "Действующие лица". Не разговаривающие, не переживающие, а действующие лица. Вот почему режиссер должен распознать в пьесе ее действенную основу, найти на сцене зримое выражение действия. Диалоги должны возникать в результате движения характеров и конфликтов. Действие — те кирпичики, из которых складывается здание спектакля. Нельзя сыграть музыкальное произведение без партитуры, написанной нотами. Наша музыка— действие. Наша партитура — действенная цепочка, организация действия во имя "сверхзадачи". Действенный анализ— переведение предчувствия образа в сферу конкретных заданий. Наиболее сложная сторона такого анализа — ощущение непрерывной цепи действия.» Театр — это такое искусство, в котором реальная человеческая жизнь отражается в наглядном, живом, конкретном действии. Без сценического действия нет театра, нет спектакля. К. С. Станиславский учил: "На сцене нужно действовать. Действие, активность — вот на чем зиждется драматическое искусство".
ТВОРЧЕСКАЯ ВОЛЯ(Сәнгати иркенлек) Воля к преодолению, к тренажу, к подминанию своего «Я», к извлечению самого сокровенного. ТРЕНИНГ Развитие воспитания психофизических качеств актера к деятельности. ТЕМА Конкретный жизненный пример на котором автор рассматривает проблему. Тема раскрывается через сюжет, чаще всего выражена в названии
ТЕМПО_РИТМ. ТЕМП. РИТМ. Понятие ритма очень сложное для объяснения. Прежде всего, оно исходит из толкований, связанных с музыкой и поэзией, хотя ритм присутствует даже в искусствах внешне статичных - в живописи, скульптуре и т.д.Попробуем начать с происхождения слова и с толкования его в музыке. Ритм в переводе с греческого языка означает размеренность, стройность, хотя в некоторых источниках берут значение «теку», «течь», что, как видно будет дальше, более важно для нашего понимания. В музыкальном творчестве ритм очень часто определяют как соразмерность, согласованность во времени и пространстве, мерное движение, чередование и соответствие всех элементов и выразительных средств. И это относят и к сценическому действию. Но чаще в музыке ритм связывают с трудно объяснимым «чувством жизни», энергией и т.п. Ритм, по Э. Курту, - стремление вперёд, заложенное в нём движение и настойчивая сила. Здесь подчёркивается эмоциональная и динамичная природа ритма. И в поэзии (интересно высказывание В. Маяковского) «ритм - это основная сила, основная энергия стиха».В 20-е годы XX столетия, когда Станиславский писал свою книгу «Работа актёра над собой», он толковал ритм как согласованное во времени и пространстве движение, чередование и соразмерность всех элементов и выразительных средств сценического действия. Всё развитие теории и практики театра XX века показало, что к сценическому действию более применимо толкование «ритма», связанное с эмоциональной и динамичной природой его. Под ритмом сейчас понимается напряжение сцены, акта, спектакля, рожденное глубоким проникновением в предлагаемые обстоятельства и присвоением их актёрами и режиссёром, острым восприятием событий. Станиславский в своей книге указывал, что ритм и темп не нужны сами по себе, а только в связи с предлагаемыми обстоятельствами. Он уделял много внимания возможности схватить ритм, чуть ли не механически, а там он поможет появиться другим элементам, из которых складывается роль. Конечно, иногда можно помочь себе в процессе репетиций, попробовав механически схватить напряжение и тем более темп. Но это не основной путь, он опасен возможностью обретения привычки насиловать свою природу. Что касается темпа, то здесь понимание его в сценической практике близко к толкованию в музыке - скорость развёртывания музыкальной ткани в процессе исполнения или прослушивания внутренним слухом. И в сценическом действии темп означает скорость развертывания сценического действия. Но в театре особенно часто употребляется термин «темпо-ритм», который означает соединение ритма и темпа в том, как ведет артист сцену, как строит её режиссёр. Предполагается, что в процессе репетиций и на спектакле должен возникнуть темпо-ритм, который соединяет в себе и верное внутреннее напряжение сцены и скорость развития действия. Причём огромное напряжение не обязательно сопровождается быстрым темпом развивающегося действия, и наоборот.Верный темпо-ритм спектакля означает не механическое чередование сцен более или менее напряженных, а также смену скоростей, с которыми говорят и двигаются актёры, а подлинное напряжение в связи с событиями и обстоятельствами каждой сцены в отдельности и решением внешнего движения сцены, также в зависимости от обстоятельств. Но здесь играет роль и задумка режиссёра и актёра. Если внутреннее напряжение всех сцен будет адекватно обстоятельствам и событиям, в них происходящим, то можно быть уверенным, что родится верный и напряжённый ритм спектакля. ФАБУЛА Рассказ пьесы по фактам и событиям. Основа из которой автор берет последовательность событий.Термин, описывает последовательность фактов, которые составляют повествовательный элемент произведения" (словарь Робера). Фабула описывает действия, которые могли произойти до начала пьесы или следуют за ее окончанием. И соответствии с ней осуществляется отбор и упорядочивание эпизодов по более или менее же схеме: схема классической драматургии требует, например, соблюдения хронологического и логического порядка с экспозиции, нарастания напряжения кризиса, завязки, катастрофы и развязки, составляющий фабулу, чтобы все образующие ее события зависели друг от друга, что одни вытекали бы из других, словно по необходимости; чтобы в действии возникло то, что должно было бы возникнуть всего происшедшего; чтобы все элементы этого действия, нанизываясь друг от друга, приводили к справедливому результату". В греческом театре фабула часто заимствуется из известного зрителям, следовательно, предшествующего драматическому произведению мифа. В таком случае фабула или миф — материал, источник, из которого поэт черпает темы для своей пьесы. Это понимание фабулы продержалось вплоть до эпохи классицизма: Расин, используя греческие источники и употребляя слово "фабула", противопоставляет ее сюжету: "...отнюдь не следует придираться к поэтам из-за тех изменений, которые они внесли в известные фабулы, лучше постараться вникнуть в то, сколь прекрасно они использовали эти изменения и как изобретательно они сумели привязать уже существующую фабулу к своему сюжету" ("Второе предисловие к "Андромахе"). Фабулой часто называется также специфическая структура истории, которую рассказывает пьеса. Сюда проникает индивидуальная манера поэта трактовать свой сюжет и располагать отдельные эпизоды интриги: "Любой вымысел, к которому поэт приобщает некое намерение, составляет фабулу" (Лессинг). ФАНТАЗИЯ(хыяллану) Создание нового образа и явление на основе имеющихся реальных образов, их комбинация. Предлагаемые обстоятельств те связи, которые связывают человека, с жизненными целями. ХАРАКТЕР Внутреннее устойчивое сочетание качеств личности. Внутренняя реакция на тот или иной раздражитель. ХАРАКТЕРНОСТЬ - Внешняя индивидуальность – тело персонажа. Маска тела, скрывающая самого актера человека ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Форма отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактных идей в конкретно ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ(үзәк вакыйга) Событие где борьба достигает высшего напряжения и которое поворачивает действие пьесы.. В композиции - кульминации. ЭТЮД В переводе с французского слово «этюд» означает изучение, разработка, учение, учебные занятия, исследование, знание.В толковом словаре В. И. Даль относит это слово к творческой деятельности и объясняет как опыты, попытки, образчики для обучения, для «наторенья» (от «натореть» - получить навык, сноровку, т.е. научиться).Обе эти группы значений работают на понимание слова «этюд» как попытки, «Этюд — это простейший вид драматического произведения. Поэтому при подготовке этюда возникают те же проблемы, что и при постановке маленьких пьес. В этюде должна быть: Тема -волнующая нас. Конфликт - создающий толчок для развития сквозного действия, направленность человеческого темперамента. Когда взаимоотношения одного, двух или нескольких "Я" в предлагаемых обстоятельствах достаточно обострены, поступки их строго отобраны и точны, создается такая жизненная атмосфера, такой "воздух времени и места", что этюд может стать художественным произведением.» Гончаров А. Этюды можно разделить на три вида: а) Этюды, начального этапа обучения профессии актёра и режиссёра. После упражнений, которые имеют своей целью воспитание в актёре и режиссёре (по мастерству актёра) верного сценического самочувствия в условиях публичности, педагоги со студентами переходят к работе над этюдами, сначала одиночными, потом парными, групповыми и массовыми. В этюдах проявляется всё, что удалось достичь, занимаясь упражнениями, чтобы пойти дальше. Этюд первого курса - это завершённый драматургически, организованный по этапам отрезок сценического действия, в котором цель, действия, главное - событие (а позднее текст и взаимоотношения с партнёрами) разрабатываются студентами, а не педагогами (упражнения задают педагоги), и осуществляются от первого лица (Я в предлагаемых обстоятельствах», студентом созданных и присвоенных). Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах» - это учебное приспособление начального обучения, только первого курса.В процессе подготовки и попытки выполнить этюд, каждый раз заново, студент должен иметь первоначальную цель, препятствие, которое мешает выполнить эту цель, поиск решения для выбора пути преодоления препятствия, принятие решения и выход на поступок. И всё это в нафантазированных им острых и жизненных предлагаемых обстоятельствах. Так в этюде рождается логика поведения студента в этих обстоятельствах и вокруг им придуманного события.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|