ЗАРАЗИТЕЛЬНОСТЬ( йогынты ясау)
Умение заражать других своей игрой и обаянием. ЗАСТОЛЬНЫЙ ПЕРИОД (өстәл артында эшләү) Читка пьесы по ролям за столом. Анализ взаимоотношений, событий, характеров и т.д. В процессе осуществления режиссерского замысла различают обычно три периода: «застольный», в выгородке и на сцене.«Застольный» период — очень важный этап работы режиссера с актерами. Это закладка фундамента будущего спектакля, посев семян будущего творческого урожая. От того, как будет протекать этот период, в огромной степени зависит конечный результат. На первую свою встречу с актерами за столом режиссер обычно приходит уже с известным багажом — с определенным режиссерским замыслом, с более или менее тщательно разработанным проектом постановки. Предполагается, что к этому времени он уже разобрался в идейном содержании пьесы, понял, ради чего автор ее написал, и определил, таким образом, сверхзадачу пьесы; что он уяснил для себя, ради чего он сегодня хочет ; поставить. Иначе говоря, режиссер знает, что он хочет сказать своим будущим спектаклем современному советскому зрителю. Предполагается также, что режиссер проследил развитие сюжета, наметил сквозное действие и узловые моменты пьесы, выяснил взаимоотношения между действующими лицами, дал характеристику каждому персонажу и определил значение каждого в раскрытии идейного смысла пьесы.Возможно, что к этому времени в сознании режиссера родилось и определенное «зерно» будущего спектакля и па этой основе в его воображении стали возникать образные видения различных элементов спектакля: отдельных актерских образов, кусков, мизансцен, передвижений действующих лиц по сценической площадке. Возможно также, что все это стало уже объединяться в ощущении общей атмосферы пьесы и что режиссер представил себе, хотя бы в общих чертах, и ту внешнюю, вещественную среду, в которой будет протекать действие.
«ЗЕРНО» образа Семя из которого созревает роль, главная его особенность. Та исходная мысль, чувство, мечта, которые заставили взяться за перо автора, артиста полюбить пьесу и увлечься ролью. «ЗЕРНО» СПЕКТАКЛЯ(спектаклнең орлыгы) Эмоционально- образная сущность спектакля Сконцентрированная суть идеи. «Подобно тому как из зерна вырастает растение, - писал К. С. Станиславский, - так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение». Это «зерно» пьесы, рожденное эмоциональными устремлениями писателя и развитое образным мышлением режиссера, должно лечь в основу создания режиссерского замысла.Большое внимание понятию «зерна» спектакля уделял Вл. И. Немирович-Данченко, определяя его как эмоциональную суть спектакля, его главный эмоциональный конфликт, на который направляется темперамент и образное мышление режиссера. При этом нельзя не заметить сходство между «зерном» спектакля и таким понятием, как сверхзадача спектакля.Верно найденное эмоциональное «зерно» спектакля, проявляясь в каждой отдельно взятой сцене и роли, создает его художественную целостность. Например, «зерно» спектакля «Три сестры» Немирович-Данченко определял как «тоска, тоска по лучшей жизни. И еще нечто важное, что создает драматическую коллизию, это чувство долга. Долга по отношению к себе и другим». Понимая так «эмоциональное «зерно» спектакля, Немирович-Данченко тем самым вскрывает самое существо драматического конфликта, а также принцип отбора и анализа предлагаемых обстоятельств каждой сцены и роли, т.е. «зерно» спектакля напрямую влияет на определение «зерна» каждой роли как главной направленности темперамента каждого характера пьесы. А точно найденное и взращенное воображением актера «зерно» роли рождает целостность и убедительность создаваемого характера. По воспоминаниям М. О. Кнебель, Немирович-Данченко говорил, что в «Лесе» Островского миру разврата, невежества, ханжеских нравов противопоставлен «гигантский образ актера - поэта, несмотря на все присущие ему штампы провинциального трагика того времени... Эмоциональное «зерно» Несчастливцева - вдохновенность».При обретении «зерна» внутренняя жизнь роли, ее мысли, цели, желания, как правило, органично сочетаются с внешней характерностью, образ оживает, обретая жизненно-достоверные черты и особенности: свой взгляд, ритм, манеры и т.д., т.е. художественную целостность.
ИСКУССТВО ПЕРЕЖИВАНИЯ Актер весь захвачен пьесой и живет жизнью роли. Все выходит само собой подсознательно. Станиславский считал, что в театре существуют два основных течения: искусство переживания и искусство представления. Он полагал, что главная и высшая цель искусства переживания «заключается не только в том, чтобы изображать жизнь роли в ее внешнем проявлении, но главным образом в том, чтобы создавать на сцене внутреннюю жизнь изображаемого лица и всей пьесы, приспособляя к этой чужой жизни свои собственные человеческие чувства, отдавая ей все органические элементы собственной души». Путь к такому сценическому существованию достаточно сложен и начинается с освоения предлагаемых обстоятельств роли событий, а главное - действий, которые ими порождаются. Лишь после того как актер сможет в роли логично, последовательно воспринимать, мыслить и действовать, он может приблизиться к ее чувствам. Такое неразрывное - как в жизни! - соединение действий и чувств является той основой, которая и позволяет, как говорил Станиславский, переживать роль, т.е. испытывать аналогичные с ней чувства, каждый раз и на каждом повторяемом спектакле. Только живое, согретое чувствами актера искусство переживания способно эмоционально воздействовать на зрителя. ИСКУССТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Способность актера демонстрировать результат творчества, играть так чтобы не было видно игры. Это французский театр классической школы представления 17 века. Актер переживает роль один или несколько раз, запоминает внешнюю форму проявления чувств.… В отличие от актера театра переживания актер театра представления, продолжает Станиславский, «может пережить роль однажды или несколько раз, для того чтобы заметить внешнюю сторону естественного проявления чувства, а заметив ее, научиться повторять эту форму механически». Такое искусство, не требующее органичного соединения действия с чувством, лишенное непосредственности и импровизационности, холодно и чаще всего оставляет зрителя равнодушным, хотя оно может быть эффектным и выразительным по форме.Разумеется, четкое разделение театрального искусства на эти виды возможно только в теории, на практике в одной и той же роли у актера могут чередоваться элементы переживания с элементами представления. Вопрос в том, какие элементы преобладают и какова ведущая тенденция актера, к чему он стремится в принципе: к созданию «жизни человеческого духа» на сцене или к поискам внешних, иногда эффектных, но формальных приемов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|