Импровизация. Импровизационное самочувствие
Творческое состояние актера на сцене, находящего приспособления здесь и сейчас, не нарушающие обще-смысловую концепцию спектакля. На многих языках слово «импровизация» звучит примерно одинаково и переводится как неожиданный, внезапный. Искусство импровизации было известно с незапамятных времён. Ещё в V в. до н.э. выступали актёры-мимы, исполнители сценок путём импровизации. В русском театре импровизаторами были бродячие скоморохи. Развитию импровизации во всём мире способствовал устный характер народного творчества. В истории театра импровизацию связывают прежде всего с комедией Дель арте XVI - XVII вв. Пьес не было, и за кулисами вывешивали схему и порядок эпизодов. Текст, шутки, диалоги сочинялись каждый раз заново от имени знакомых зрителям масок, переходивших из одной комедии в другую, и имели актуальное содержание.К. С. Станиславский и его ученик и последователь Евг. Б. Вахтангов, имея идеалом для себя комедию Дель арте, тем не менее коренным образом изменили принципы импровизации в русском театре.Отказавшись от старой импровизации, которую он презрительно называл «от себятиной» или «грязью», Станиславский сделал новое открытие - соединил импровизацию с принципами психологического театра. Он был убеждён в том, что творчество актёра само по себе импровизация, и, желая вернуть театр к его первоисточнику - импровизации, хотел сделать импровизационным сам процесс актёрского исполнения роли, превратить импровизацию из средства внешней выразительности и виртуозности в процесс духовного обновления жизни роли.Новая трактовка Станиславским этого понятия была основана на том, что подлинные и продуктивные действия человек в жизни, а следовательно, и актёр на сцене не могут повторить дважды совершенно одинаково. Таким образом, если актёр искренен в выполнении своих действий на сцене, как словесных, так и без слов, если действия его «подлинны, продуктивны и целесообразны» и действует он «здесь, сегодня, сейчас», то при каждом повторении роли в процессе репетиции и на спектакле он будет творить в импровизации или, как говорят, будет играть роль в «импровизационном самочувствии». Новое понимание Станиславским театральной импровизации узаконивало импровизацию подготовленную, что раньше считалось отрицающим существо её.Продолжатель великого мастера Евг. Б. Вахтангов считал, что «актёр непременно должен быть импровизатором. Это и есть талант». Он создал спектакль «Принцесса Турандот», который по форме был театральным импровизационным представлением. Вахтангов, вслед за Станиславским, утверждал, что «импровизационный характер современного спектакля не в том, чтобы импровизировать на сцене, а в том, чтобы всё сделать заранее, сделав, отлить в точную, определенную, на работе найденную, не случайную, единственную форму, но преподносить так, чтобы всё казалось зрителю возникающим здесь на месте. Как бы нечаянно, непроизвольно, бессознательно, совсем непреднамеренно. Самый текст пьесы должен зазвучать так, как если бы он вовсе не был заранее выучен наизусть, а создавался бы актёрами на глазах у публики». Вот блестящее определение «духовного обновления роли» и импровизационного самочувствия артиста в роли, которое является идеалом исполнения.
ИНТУИЦИЯ(Сиземләү) Термин «интуиция» применяется по отношению к очень разным явлениям и процессам. Некоторые из них происходят явно, другие очевидно не проявляются.Интуиции отводили роль и простейшей психической функции, и провозглашали высшей психической функцией. Это слово имеет много значений. История исследований этого загадочного явления измеряется веками, даже тысячелетиями.Отметим важные для нашего театрального аспекта положения: а) интуиция - это вывод или оценка, основанные на частичной или неясной информации; б) это процесс, подверженный ошибкам, и выводы, и оценки, рождённые интуицией, необходимо проверять логическим анализом.Роль интуиции в театре трудно переоценить. «Вы не смеете умереть, пока не напишете книги о интуиции», - писал К. С. Станиславский своему соратнику Вл. И. Немировичу-Данченко.Книгу Владимир Иванович не написал, но его интереснейшие мысли об интуиции сохранились на страницах многих его работ. Во вступительном слове на открытии в 1918 году школы при 2-й Студии МХТ ой говорил: «Как богата наша духовная память! Из этой духовной памяти не устаёт бессознательно черпать материал для творчества наше духовное зрение, наш духовный слух, то есть наша интуиция. Вот о развитии этого духовного зрения - о развитии интуиции и надо главным образом заботиться.Что такое талант? Талант - это способность удержать и закрепить в тех или иных формах откровения Духа».
Но интуиция - это не некий врождённый ген, который развивается сам по себе, из себя. Безусловно, какие-то определенные физиологические процессы имеют значение для развития в человеке его интуиции. Но на развитие интуиции можно влиять, что и делается в театральной школе. Как? Дело в том, что интуиция может расти, и если человек, а особенно артист, заботится об этом, его интуитивные прозрения, прозрения его духа, могут повторяться всё чаще и быть всё мощнее. Ибо интуиция питается жизненным опытом, знаниями. Вл. И. Немирович-Данченко считал интуицию результатом напряжённой деятельности сознания по накоплению и освоению жизненного материала и материала искусства. Культура дела важна, но ещё важнее культура духа. Эстетическое воспитание особенно важно для молодого поколения. Во-первых, у него пока мало жизненного опыта. Во-вторых, оно много слышало и видело, но не научено видеть и слышать глубинно. Поток новой информации, возможности новой техники захлёстывают молодых людей, но эта информация не проникает глубоко в их мысли и чувства, не становится для них жизненным опытом.Обогащение личности, своей личности - это задача прежде всего самого человека. Остальные могут только помогать ему. Помимо всего прочего, обогащение личности - это залог развития и интуиции.
ИНСЦЕНИРОВКА Это переработка повествовательного текста в драматическую форму. ИСХОДНОЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА(башлангыч - Мир каких людей рассматривает автор. ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ(башлангыч вакыйга) - Событие которое начинается до открытия занавеса и продолжается на наших глазах. Исходное событие связанно с исходным предлагаемым обстоятельством и выражает его. ИДЕЯ Греч. Слово. Что мы видим ради чего? Проблема которую рассматривает автор со своим человеческим отношением и чувством.«Сложное понятие, представление отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание. Мысленный образ.Замысел сочинения.» (т.с.р.я.) КОНТРОЛЕР Природа актера должна работать под управлением контроля сознанием, который всегда присутствует и слушает. КИНОЛЕНТЫ ВИДЕНИЙ - создание подробной внутренней картины жизни персонажа. КОНФЛИКТ Столкновение, серьезное разногласие, спор. Борьба двух мировоззрений то, что толкает пьесу к развязке Ядро любого явления и в жизни и на сцене. Столкновение интересов жизненных позиций, мировоззрений, характера точек зрения. Конфликт: 1. Социальный. Общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. 2. Фабульный. 3. Внутренний. КОНТРДЕЙСТВИЕ(каршы хәрәкәт) Противодействие действию, рождает борьбу, активность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|